Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. В условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

В медицине, психологии, социологии имеют свои показатели, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Эти понятия используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер (умственная отсталость и талантливость)

Типы отклонений

Физические отклонения связаны со здоровьем человека и определ.ся медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характ.ют здоровье ребенка.

Отконения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологич. обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

Всемирная Организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

· Недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических ф-ций, элементов анатомической структуры, затрудняющие какую-либо деятельность.

· Ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличие дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека.

· Недееспособность – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретная конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой – либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков:

· К физическим недостаткам относят относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и функционирования органов человека, либо хроническое или соматическое заболевание.

· Психический недостаток- это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоц.- волевой сферы, в т.числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

· Сложный недостаток - сочетает в себе физические и психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

· Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступными.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психич. недостатками.

· К этой группе относят: задержка психического развития и умственная отсталость детей или олигофрения ( Умств. отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться рез –том болезни, травмы и др. )

· Нарушения речи: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушения чтения и письма.

· Нарушение эмоционально-волевой сферы: крайняя форма- аутизм, (состояние психики характериз. замкнутостью), и суицид – попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляют- одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения к.либо деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной и оригинальностью, нестандартностью и др. показателями.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого – медико- педагогическая комиссия. Задачи комиссии обширны: обследование детей и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования , консультирование родителей, педагогич., медиц., работников и др специалистов по вопросам связанным со спец условиям для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

Педагогические отклонения для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Это нормы получения/неполучения образования. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования.

Есть дети, которые не получили общего образования. К такой категории детей относят детей, которые не посещают школу. Причины: прогулы в школе, неуспеваемость детей, неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, экологические и социальные катаклизмы.

Большие трудности в получении образования испытывают дети, имеющие отклонения в психической или физической сфере. Для них существуют специальные учреждения.

Социальные отклонения связаны с понятием «Социальная норма». Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которое создаются людьми на основе познания и социальной реальности.

Социальные отклонения могут быть вызваны соц.статусом. человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деят.ти, ценностными критериями и др.

Соц. нормы делятся на 2 группы: универсальные, т. е распространяющиеся на каждого чел.ка в обществе;

Частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеят.ти людей (Напр, врач, соц.педагог, брат, друг и др.)

Соц. нормы явл.ся элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиции). Соц. нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении чел.ка представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Особенностью соц.норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение соц. норм, и ценностей, вхождение в соц. среду, усвоение соц.ролей и соц. опыта.

В социологической, психологической, и педагогической литературе основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным асоциальным поведением».

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные соц.службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста 11 лет, по решению суда с учетом заключения психолого- медико – педагогической комиссии могут направляться в спец. школы или в спец. профессиональные учреждения.

В реальности «чистых» отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.

Для работы соц.педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о соц. отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, располагается неизмеримое кол.во переходных ступеней от нормы к отклонению.

П.э работа соц . педагога направлена, с одной стороны, отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой стороны, на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

22. Сущность понятий «воспитание» и «социальное воспитание». Принцип природосообразности в социальной педагогике. Принцип культуросообразности в социальной педагогике. Принцип гуманизма в социальной педагогике.

Воспитание как основная категория педагогики является обьектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Воспитание – это вечная и всеобщая категория общественной жизни. В отечественной истории истоки воспитания уходят в древнеславянскую языческую этнокультуру. Принятие христианства на Руси явилось важной вехой в развитии русской культуры и просвещения. Дошедшие до нас летописи и другие документы дают представление о воспитательных традициях Древней Руси. Христианское воспитание, в основе которого лежало усвоение подрастающим поколением христианской морали, было ведущим вплоть до Октябрьской революции 1917г. В обществе была разработана и эффективно действовала система христианского воспитания, которая включала и определенную политику государства, когда одним из основных принципов воспитания, на котором строился учебно-воспитательный процесс в школах, провозглашалось единство «православия, самодержавия и народности». В 70-80-е годы XIX в. в России действует единое Министерство просвещения и духовных дел, Закон Божий является одним из основных предметов в образовательных учреждениях. Осуществляется это воспитание социальными институтами: семьей, школой, церковью. Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием.

 Это явление породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогической науки. В эти годы прочно укрепился термин педагогическое воспитание. В первые годы советской власти, проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено, по крайней мере, двумя факторами: социальным положением детей в России и активным развитием педологии. В России активно в то время развивалась педология. Ее основной задачей было получение систематизированных знаний о ребенке, необходимых для его воспитания. Наиболее ответственным и важным участком в системе народного образования считалась область социального воспитания. Термин социальное воспитание чаще всего использовался в сокращенном виде «соцвос». В период 1917 – 1930г.

Он употребляется в двух основных значениях: первое-обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детски воспитательными и образовательными учреждениями; второе-передача общественного опыта от одного поколения к другому. Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и

политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения входившие в систему соцвоса, делились на учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки), школы первой и второй ступеней; детские дома, учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умсвенно-отсталых), институты социального воспитания- учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет. Иорданский опубликовал книгу в 1923г. «Основы и практика социального воспитания», 4 взгляда на сущность соц. воспитания: первый – вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.) второй – воспитание как общественное явление, опирающееся в организации их жизни на основе самоуправления; четвертый – связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной. В советский период развития нашего общества на смену социальному воспитанию пришел термин «коммунистическое воспитание». В этот период закреплялось понятие воспитание как в узком так и в широком смысле слова. В первом смысле воспитание включало в себя образование и обучение охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспитание у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности. Свое второе рождение термин соц воспит. Получил в 90-е г. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. Однако фактически вместе «с водой» (коммунистическое воспитание) был выплеснут и «ребенок» (воспитание). В официальных документах школа «из учебно-воспитательного учреждения» превратилась в образовательное учреждение. Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социалогией, психологией. Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Принцип природосообразности

Природосообразность – принцип соц. педагогики, согласно которому соц. педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Был впервые сформулирован Каменским. Жан.Ж Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Песталоцци, создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания-развить природные силы и пособноти человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип-это согласие с природой. Говоря о принципе природ. применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому соц.педагог должен в свой деят-ти придерживаться следующих правил, соласно принципу природ.

- учет возрастных особенностей детей, - учет половых особенностей детей, - учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы, - опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности, - развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 416.