«Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества»
Период появления цивилизации на Древнем Востоке (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) можно считать временем формирования социально-педагогической мысли.
В ΙΙΙ тысячелетии до н.э. в Месопотамии сложились и развивались традиции патриархально-семейного воспитания и ученичества (воспитание считалось родительским долгом и за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал отец). Позже воспитание выделяется как самостоятельная социальная функция общества. Основа воспитания – обучение складывается в период распада первобытнообщинного строя. Целью школы была подготовка писцов, которые служили в храмовой и царской администрациях и у частных лиц.
В школах, начиная с 5-7 лет, обучались только мальчики. Профессия передавалась от поколения к поколению, и такую семейную традицию можно рассматривать как основной способ передачи социокультурного наследия.
Развитие воспитания в Египте было обусловлено нуждами и потребностями государства. Образование рассматривалось как способ воспроизводства политической системы страны.
В Древнем Египте на основе традиций семейного воспитания складывается оригинальный опыт подготовки чиновников. Опытный высокопоставленный администратор брал к себе «в сыновья» несколько подростков и обучал их технике управления, составления документов, знакомил с нравственными и религиозными представлениями.
С развитием гос. аппарата и ростом потребностей в подготовленных чиновниках в Египте эпохи Среднего царства (до 16 в. до н.э.) появляются школы, в которых учащиеся делились на группы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Цель образования – достижение высокого социального статуса. Древнеегипетское образование сохраняло традиции ученичества и семейного воспитания. Принятые в Египте пед. методы допускали физические наказания, считавшиеся естественными и необходимыми. Древнеегипетская педагогика рассматривала ребенка как незавершенного взрослого и порой сознательно игнорировала особенности детского возраста.
История Древней Индии подразделяется на 2 основных периода: дравидско-арийский и буддийский. На 1 этапе воспитание и обучение носили семейно-сословный характер. Школьное образование появилось в ΙΙΙ – ΙΙ тысячелетиях до н.э. Важным фактором развития воспитания и образования стала религиозная идеология брахманизма индуизм. Индуизм - это не просто религия, это мировоззрение и образ жизни, система социальных и этических норм, совокупность обрядов и праздников.
В Древней Индии в начале 1 тысячелетия до н. э. сложилась педагогическая идея о том, что все члены высших каст обязаны пройти период ученичества под руководством наставника. Для каждой касты существовали свои цели воспитания.
Существенную роль в формировании человека выполняла обрядность, сопровождавшая его всю жизнь: от зачатия (обряд, цель которого обеспечить благоприятное появление ребенка на свет), рождения малыша (обряд, когда к губам ребенка подносили золотую ложку, наполненную медом и маслом), наречения имени, соответствующего его сословию, между десятым и двенадцатым днем, первого выноса ребенка из дома (в четыре месяца), первого кормления рисом (в шесть месяцев), первой стрижки (в один год) и далее до самой смерти.
Воспитание рассматривалось как одно из важнейших условий исполнения человеком своего жизненного долга.
На 2 этапе истории Древней Индии определенное влияние на характер воспитания оказывало религиозно-философское учение буддизм. Буддийская мораль предполагала равенство людей по рождению, отказ от насилия, воровства, разврата, лжи и пьянства. Буддизм отрицал принципы неравенства каст. Реализовывались эти идеи в буддийских школах - своеобразных центрах духовного образования, существовавших преимущественно при монастырях. Такое образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени.
Важно в данной системе и то, что учителя-монахи использовали разнообразные средства, позволявшие им создавать своеобразные программы индивидуального воспитания и развития каждого ученика. Учитель знакомил их и с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, всячески поддерживал стремление учиться.
Ценный опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на развитие педагогических идей на всем Древнем Востоке и на последующее развитие школы и педагогики, сложился в Древнем Китае. Здесь в 6 в. до н. э. сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм.
Поскольку люди по своей природе близки друг к другу, Конфуций утверждал, что в воспитании нельзя делать различий между людьми.
Он считал, что возможности людей от природы не одинаковы и в соответствии с этим выделял четыре категории внутри общества. К первой относятся те, кто обладает совершенномудрием, дарованным ему небом. Люди второй категории приобретают знания посредством учения (благородные мужи, составляющие опору порядка в Поднебесной). К третьей категории относятся те, кто учится, несмотря на трудности. Четвертая категория - это народ, не способный к приобретению знаний.
Важное значение Конфуций придавал личной активности каждо. го человека при овладении должными формами поведения и культурой, его движению по истинному пути. Он подчеркивал также необходимость самообразования и стремления к самосовершенствованию.
Конфуций сформулировал ряд требований к воспитателю, который совершенствует себя, учит тех, кто стремится к достижению знания, помогает тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей. Он требовал индивидуального подхода к ученикам, тесного контакта между учителем и учеником.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 231.