« Социальное воспитание в античном мире в древней Греции»
Становление новых подходов к воспитательно-образовательным проблемам происходило в VII—V вв. до н. э. на Западе. Этот период получил название «культурный переворот», который охватил все сферы социального и культурного бытия. Он отличался от основных социокультурных сдвигов, происходивших в то время на Востоке, тем, что не имел религиозно-философского характера.
Довольно ярко такие изменения проявлялись в древнегреческих городах-государствах, где система социального наследия обнаружила тенденции к творческому воспроизводству культуры.
Древнегреческая педагогическая традиция была представлена двумя системами воспитания.
Спартанская воспитательная практика определялась стремлением данного полиса сохранить свое положение как во внутренней борьбе с илотами, так и во внешней борьбе с соседними полисами, претендуя на господствующее положение в Греции, именно поэтому система спартанского воспитания была направлена на военную и физическую подготовку граждан, на развитие силы, воли, мужества.
Спарта представляла собой образец военизированного государства, которое стремилось к сохранению и приумножению могущества этого полиса. Воспитание подрастающего поколения было нацелено на выполнение именно такой задачи. Детей, родившихся слабыми, по решению старейшин кидали в пропасть. Вполне естественно, что воспитание в Спарте было государственным и осуществляемые городом-государством педагогические функции по воспитанию подрастающих поколений органически сочетались со всей жизнедеятельностью полиса, со всеми процессами социализации. Воспитание было обязательным, равным, имело высокую результативность, представляло собой образец общественного воспитания, органически вплетенного в социально-политическую жизнь государства.
Главным направлением спартанской системы воспитания было формирование нравственности, которая базировалась на полном подчинении личности интересам социальной группы.
Обучение начиналось с 7 — 8 лет и состояло из нескольких ступеней: два цикла по 4 года (до 11 лет «мальчики» и до 15 лет «подростки») и 5-летний цикл — «эфебии» — от 16 до 20 лет. Юноши делились на отряды, во главе которых стояли старшие мальчики, и на звенья.
Режим жизни был довольно суровым. Детей и подростков приучали переносить холод и зной, голод, физическую боль. Их легко одевали, заставляли ходить босиком, спать на жесткой постели. В процессе военно-физической подготовки их учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, играть в мяч и в войну.
При переходе с одной ступени воспитания на другую воспитанники должны были демонстрировать свои успехи на публичных состязаниях.
Таким образом, идеалом спартанского воспитания был находчивый, ловкий воин, проницательный, осторожный, владеющий собой, бесстрашный, безжалостный, приученный к лишениям, повинующийся приказаниям, почтительный к власти и авторитету, способный действовать в унисон с товарищами, относящийся с презрением к смерти.
«Воспитание, — писал Плутарх, — продолжалось до зрелого возраста. Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но обществу».
В возрасте от 20 до 30 лет юноша переходил в группу меллэйренов, участвовал в военных действиях и в руководстве воспитанием мальчиков.
К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и танцы. Детей и подростков учили исполнять хвалебные гимны в честь граждан, умерших, защищая отечество, или военные песни и гимны.
Часто использовались беседы взрослых с детьми и подростками с целью приобщения их к общественным делам, а также воспитания уважения к старшим, преклонения перед подвигом героев.
Интеллектуальное воспитание юных спартанцев было сведено к минимуму, достаточно поздно их начинали учить чтению и письму.
В Спарте занимались воспитанием не только мальчиков, но и девочек, с целью подготовить преданных государству здоровых женщин, жен и матерей будущих воинов. Программа обучения была такой же, как и для юношей: физические и военные упражнения. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.
Аристотель отмечал, что в Спарте «дети богатых живут в такой же обстановке, что и дети бедных, и получают то же самое воспитание, какое могут получать и дети бедных. То же самое продолжается и в юношеском возрасте, и в зрелом».
Иными были идеалы воспитания в другом греческом полисе — Афинах, имевших более демократическое общественное устройство, нежели в Спарте.
Афинское воспитание предусматривало сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания, которое дополнялось художественным и нравственным воспитанием. Характерные черты этой системы: свобода, привлекательность, полнота, разносторонность.
Идеалом афинского воспитания был человек, способный продуктивно и добросовестно исполнять свои гражданские обязанности и сочетающий в себе индивидуальное и коллективное, личностное и общественное. Целью воспитания провозглашалось гармоническое развитие личности, формирование человека с прекрасной душой и совершенным телом.
До 7 лет дети воспитывались в семье, сначала на женской половине дома матерью и кормилицей-нянькой, затем к ребенку приставлялся педагог из числа нетрудоспособных рабов. На этом этапе воспитания большое внимание уделялось играм в кости, в камешки, с мячом. В Афинах были известны такие игрушки, как куклы, лошадки, повозки, качели, волчки и др. Дети играли в жмурки, прятки, пятнашки. Им рассказывали сказки.
С 7 лет дети обычно посещали мусическую школу, где изучали грамоту и счет, знакомились с мифологией, поэзией и драматургией, учились петь и играть на флейте, кифаре, лире. Другими словами, на этой ступени образования дети получали основы общего образования с литературным и музыкальным уклоном. Как правило, ученика в школу сопровождал педагог, который нес таблички для счета и письма и музыкальный инструмент.
В возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), где в течение двух лет учились плавать, бегать, бороться, метать диск и копье, фехтовать. С 15—16 лет дети наиболее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18 лет). Здесь продолжалось гимнастическое и литературно-образовательное образование, велись беседы на философские и политические темы.
В воспитательной работе особое внимание уделялось развитию чувства собственного достоинства, самообладания, душевного спокойствия, приятных манер, почтительности к старшим.
С 18 до 20 лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях. Первый год они занимались физической и военной подготовкой и получали оружие. Одновременно изучали законы страны, участвовали в народных праздниках, носивших политический характер, и т.д.
Второй год посвящался службе на границе или в крепостях. После первого года обучения, как правило, проводились военные испытания, после второго года — испытания в знании гражданских законов.
Воспитание девочек проходило в основном дома. Учили домашней работе: приготовлению пищи, шитью одежды, оказанию лечебной помощи. Здесь же девочки получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ценными в женском воспитании были такие нравственные качества, как честность, кротость, нравственная чистота.
Постепенно образование в Древней Греции усложнялось. Содержание обучения пополнялось новыми предметами: изучались мифология и история, арифметика, геометрия, астрономия, естественные науки, философия. Появились учителя высокой квалификации — софисты. Они пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли. Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить обучаемым успех на гражданском поприще. Прежде всего обучали диалектике, риторике, истории, законодательству. По сути именно с софистов начинается становление высшего образования.
Вклад софистов в древнегреческую педагогическую традицию определяется тем, что они выдвинули проблему воспитания независимого свободного человека, ориентированного на достижение личного жизненного успеха.
Важно отметить, что в Древней Греции, особенно в период между V и IV вв. до н.э. воспитание становится особой социальной функцией общества'. Это прежде всего глубокий интерес к личности подрастающего человека, особенностям его возраста, к определению факторов и движущих сил его развития.
В Древней Греции мы встречаемся с новым важным явлением в истории педагогической мысли — с зарождением педагогической теории. Зародыши педагогических идей обнаруживаются в высказываниях знаменитых древнегреческих мыслителей.
Видным представителем философии софистов был Сократ, учение которого известно нам в основном по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта. Продолжая традиции софистов, Сократ отстаивал право индивида сомневаться, критиковать, спрашивать, искать.
Воздействуя посредством слова на интеллект, приобщая человека к знанию, добродетели, считал Сократ, можно воспитать его и таким образом преобразовать общество. Сократ оказал заметное влияние на зарождающуюся педагогическую теорию.
Наиболее известным учеником Сократа был Платон, который вошел в историю и тем, что создал первую на Западе систему теоретической педагогики. Воспитание он называл важнейшим средством формирования человека. Однако Платон говорил и о том, что возможности воспитания не безграничны. Они определяются как врожденными способностями ребенка, так и воздействием окружающей среды, которое обеспечивает правильное его формирование. Платон придавал большое значение впечатлениям, которые ребенок получал из окружающей его действительности и от общения с другими людьми. Излагая свои педагогические взгляды в трактате «Законы», Платон подчеркивал значимость социальных функций воспитания, призванных сделать человека совершенным гражданином, который умеет «подчиняться или начальствовать».
В центр педагогического процесса Платон ставил личность, при этом он утверждал, что воспитание должно быть подчинено общественным интересам и традициям и целиком контролироваться государством. Этим он делал акцент на социуме. В целом Платон, пожалуй, впервые разработал педагогическую систему, построенную на широкой философской основе, и доказал, что общество обязано регулировать воспитание.
Многие идеи Сократа и Платона были в дальнейшем развиты Аристотелем.Наиболее системно его взгляды на воспитание изложены в трактате «Политика». Аристотель считал, что воспитание является важной социальной функцией и должно формировать у каждого гражданина качества, обеспечивающие стабильность общества. По мнению Аристотеля, воспитание призвано восполнять то, чего не достает человеку от природы. Причем социальное окружение с раннего детства должно способствовать формированию у него положительных качеств, и прежде всего характеризующих его как гражданина государства, а также помогающих достичь благополучия в жизни.
Аристотель обосновал идею «общего образования», задача которого — сформировать в человеке способность и стремление к восприятию культурных ценностей. Однако он не ограничивался взглядами Сократа и Платона о приобретении добродетели путем знания, уделяя особое внимание воспитанию нравственных навыков.
Аристотель провозгласил принцип природосообразной педагогики, утверждая, что в человеке от природы заложена возможность развития, которая может быть реализована посредством воспитания.
Важную роль в воспитании Аристотель отводил наставнику. Воспитатели, отмечал он, еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь. Таким образом, Аристотель призывал воспитывать образованных, гармонично развитых людей. По его мнению, семейное воспитание наряду с общественным должно играть важную роль в формировании личности гражданина. Однако достичь результатов воспитание может только при разумном социальном устройстве.
В период с конца IV — середины I в. до н.э. греческая культура получила распространение на огромных пространствах Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии и Индии. Это время называют эпохой эллинизма, когда возникают новые центры образования, происходят важные перемены в системе воспитания. Это был качественно новый этап в развитии античного общества и культуры. Эллинистические философские учения сосредоточивали внимание на воспитании характера, умения общаться с людьми и переносить невзгоды. Идеалом был мудрец, который достиг внутренней независимости и мог довольствоваться немногим.
Философы доказывали, что не жизненные блага сами по себе, а отношения к ним, умение пользоваться ими или обходиться без них определяют достоинство личности.
Особую роль в эллинскую эпоху сыграла философия стоицизма, которая ввела понятие долга, проявляющегося в почитании родителей, братьев, родины, уступках друзьям. Педагогическая традиция этого периода характеризовалась усилением внимания к человеческой индивидуальности, что было обусловлено стремлением более глубокого проникновения в структуру человеческой личности.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 241.