Тема Вашего зачетного выступления №14
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

« Социальное воспитание в античном мире в древней Греции»

Становление новых подходов к воспитательно-образовательным проблемам происходило в VII—V вв. до н. э. на Западе. Этот период получил название «культурный переворот», который охватил все сферы социального и культурного бытия. Он отличался от основ­ных социокультурных сдвигов, происходивших в то время на Востоке, тем, что не имел религиозно-философского характера.

Довольно ярко такие изменения проявлялись в древнегречес­ких городах-государствах, где система социального наследия об­наружила тенденции к творческому воспроизводству культуры.

Древнегреческая педагогическая традиция была представлена двумя системами воспитания.

Спартанская воспитательная практика определялась стрем­лением данного полиса сохранить свое положение как во внут­ренней борьбе с илотами, так и во внешней борьбе с соседними полисами, претендуя на господствующее положение в Греции, именно поэтому система спартанского воспитания была направлена на военную и физическую подготовку граждан, на развитие силы, воли, мужества.

Спарта представляла собой образец военизированного государ­ства, которое стремилось к сохранению и приумножению могу­щества этого полиса. Воспитание подрастающего поколения было нацелено на выполнение именно такой задачи. Детей, родившихся слабыми, по решению старейшин кидали в пропасть. Вполне естественно, что воспитание в Спарте было государственным и осуществляемые городом-государством педагогические функции по воспитанию подрастающих поколений органически сочетались со всей жизнедеятельностью полиса, со всеми процессами соци­ализации. Воспитание было обязательным, равным, имело высо­кую результативность, представляло собой образец общественно­го воспитания, органически вплетенного в социально-политичес­кую жизнь государства.

Главным направлением спартанской системы воспитания было формирование нравственности, которая базировалась на полном подчинении личности интересам социальной группы.

Обучение начиналось с 7 — 8 лет и состояло из нескольких сту­пеней: два цикла по 4 года (до 11 лет «мальчики» и до 15 лет «подростки») и 5-летний цикл — «эфебии» — от 16 до 20 лет. Юноши делились на отряды, во главе которых стояли старшие мальчики, и на звенья.

Режим жизни был довольно суровым. Детей и подростков при­учали переносить холод и зной, голод, физическую боль. Их легко одевали, заставляли ходить босиком, спать на жесткой постели. В процессе военно-физической подготовки их учили бегать, пры­гать, метать диск и копье, бороться, играть в мяч и в войну.

При переходе с одной ступени воспитания на другую воспи­танники должны были демонстрировать свои успехи на публич­ных состязаниях.

Таким образом, идеалом спартанского воспитания был наход­чивый, ловкий воин, проницательный, осторожный, владеющий собой, бесстрашный, безжалостный, приученный к лишениям, повинующийся приказаниям, почтительный к власти и авторите­ту, способный действовать в унисон с товарищами, относящийся с презрением к смерти.

«Воспитание, — писал Плутарх, — продолжалось до зрелого возраста. Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определен­ный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но обществу».

В возрасте от 20 до 30 лет юноша переходил в группу меллэйренов, участвовал в военных действиях и в руководстве воспитани­ем мальчиков.

К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и танцы. Детей и подростков учили исполнять хвалебные гимны в честь граж­дан, умерших, защищая отечество, или военные песни и гимны.

Часто использовались беседы взрослых с детьми и подростками с целью приобщения их к общественным делам, а также воспита­ния уважения к старшим, преклонения перед подвигом героев.

Интеллектуальное воспитание юных спартанцев было сведено к минимуму, достаточно поздно их начинали учить чтению и письму.

В Спарте занимались воспитанием не только мальчиков, но и девочек, с целью подготовить преданных государству здоровых жен­щин, жен и матерей будущих воинов. Программа обучения была такой же, как и для юношей: физические и военные упражнения. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.

Аристотель отмечал, что в Спарте «дети богатых живут в такой же обстановке, что и дети бедных, и получают то же самое воспи­тание, какое могут получать и дети бедных. То же самое продол­жается и в юношеском возрасте, и в зрелом».

Иными были идеалы воспитания в другом греческом полисе — Афинах, имевших более демократическое общественное устрой­ство, нежели в Спарте.

Афинское воспитание предусматривало сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания, которое дополнялось художественным и нравственным воспита­нием. Характерные черты этой системы: свобода, привлекатель­ность, полнота, разносторонность.

Идеалом афинского воспитания был человек, способный про­дуктивно и добросовестно исполнять свои гражданские обязанно­сти и сочетающий в себе индивидуальное и коллективное, лично­стное и общественное. Целью воспитания провозглашалось гармо­ническое развитие личности, формирование человека с прекрас­ной душой и совершенным телом.

До 7 лет дети воспитывались в семье, сначала на женской по­ловине дома матерью и кормилицей-нянькой, затем к ребенку приставлялся педагог из числа нетрудоспособных рабов. На этом этапе воспитания большое внимание уделялось играм в кости, в камешки, с мячом. В Афинах были известны такие игрушки, как куклы, лошадки, повозки, качели, волчки и др. Дети играли в жмурки, прятки, пятнашки. Им рассказывали сказки.

С 7 лет дети обычно посещали мусическую школу, где изучали грамоту и счет, знакомились с мифологией, поэзией и драматур­гией, учились петь и играть на флейте, кифаре, лире. Другими словами, на этой ступени образования дети получали основы об­щего образования с литературным и музыкальным уклоном. Как правило, ученика в школу сопровождал педагог, который нес таблички для счета и письма и музыкальный инструмент.

В возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), где в течение двух лет учились плавать, бегать, бо­роться, метать диск и копье, фехтовать. С 15—16 лет дети наибо­лее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18 лет). Здесь продолжалось гимнастическое и литературно-образовательное об­разование, велись беседы на философские и политические темы.

В воспитательной работе особое внимание уделялось развитию чувства собственного достоинства, самообладания, душевного спокойствия, приятных манер, почтительности к старшим.

С 18 до 20 лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях. Первый год они занимались физической и военной подготовкой и получали оружие. Одновре­менно изучали законы страны, участвовали в народных праздни­ках, носивших политический характер, и т.д.

Второй год посвящался службе на границе или в крепостях. После первого года обучения, как правило, проводились военные испытания, после второго года — испытания в знании граждан­ских законов.

Воспитание девочек проходило в основном дома. Учили домаш­ней работе: приготовлению пищи, шитью одежды, оказанию ле­чебной помощи. Здесь же девочки получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ценными в женском воспитании были такие нравственные качества, как честность, кротость, нравственная чистота.

Постепенно образование в Древней Греции усложнялось. Со­держание обучения пополнялось новыми предметами: изучались мифология и история, арифметика, геометрия, астрономия, ес­тественные науки, философия. Появились учителя высокой ква­лификации — софисты. Они пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли. Софисты установили на­бор наук и искусств, которые должны были обеспечить обучае­мым успех на гражданском поприще. Прежде всего обучали диа­лектике, риторике, истории, законодательству. По сути именно с софистов начинается становление высшего образования.

Вклад софистов в древнегреческую педагогическую традицию определяется тем, что они выдвинули проблему воспитания неза­висимого свободного человека, ориентированного на достижение личного жизненного успеха.

Важно отметить, что в Древней Греции, особенно в период между V и IV вв. до н.э. воспитание становится особой социальной функцией общества'. Это прежде всего глубокий интерес к личности подрастаю­щего человека, особенностям его возраста, к определению фак­торов и движущих сил его развития.

В Древней Греции мы встречаемся с новым важным явлением в истории педагогической мысли — с зарождением педагогической теории. Зародыши педагогических идей обнаруживаются в выска­зываниях знаменитых древнегреческих мыслителей.

Видным представителем философии софистов был Сократ, уче­ние которого известно нам в основном по сочинениям его учени­ков Платона и Ксенофонта. Продолжая традиции софистов, Со­крат отстаивал право индивида сомневаться, критиковать, спра­шивать, искать.

Воздействуя посредством слова на интеллект, приобщая чело­века к знанию, добродетели, считал Сократ, можно воспитать его и таким образом преобразовать общество. Сократ оказал за­метное влияние на зарождающуюся педагогическую теорию.

Наиболее известным учеником Сократа был Платон, который вошел в историю и тем, что создал первую на Западе систему теоретической педагогики. Воспитание он называл важнейшим сред­ством формирования человека. Однако Платон говорил и о том, что возможности воспитания не безграничны. Они определяются как врожденными способностями ребенка, так и воздействием окружающей среды, которое обеспечивает правильное его фор­мирование. Платон придавал большое значение впечатлениям, ко­торые ребенок получал из окружающей его действительности и от общения с другими людьми. Излагая свои педагогические взгля­ды в трактате «Законы», Платон подчеркивал значимость соци­альных функций воспитания, призванных сделать человека со­вершенным гражданином, который умеет «подчиняться или на­чальствовать».

В центр педагогического процесса Платон ставил личность, при этом он утверждал, что воспитание должно быть подчинено общественным интересам и традициям и целиком контролироваться государством. Этим он делал акцент на социуме. В целом Платон, пожалуй, впервые разработал педагогичес­кую систему, построенную на широкой философской основе, и доказал, что общество обязано регулировать воспитание.

Многие идеи Сократа и Платона были в дальнейшем развиты Аристотелем.Наиболее системно его взгляды на воспитание изло­жены в трактате «Политика». Аристотель считал, что воспитание является важной социальной функцией и должно формировать у каждого гражданина качества, обеспечивающие стабильность об­щества. По мнению Аристотеля, воспитание призвано восполнять то, чего не достает человеку от природы. Причем социальное окру­жение с раннего детства должно способствовать формированию у него положительных качеств, и прежде всего характеризующих его как гражданина государства, а также помогающих достичь благополучия в жизни.

Аристотель обосновал идею «общего образования», задача ко­торого — сформировать в человеке способность и стремление к восприятию культурных ценностей. Однако он не ограничивался взглядами Сократа и Платона о приобретении добродетели путем знания, уделяя особое внимание воспитанию нравственных на­выков.

Аристотель провозгласил принцип природосообразной педа­гогики, утверждая, что в человеке от природы заложена возмож­ность развития, которая может быть реализована посредством вос­питания.

Важную роль в воспитании Аристотель отводил наставнику. Воспитатели, отмечал он, еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь. Таким образом, Аристотель призывал воспиты­вать образованных, гармонично развитых людей. По его мнению, семейное воспитание наряду с общественным должно играть важ­ную роль в формировании личности гражданина. Однако достичь результатов воспитание может только при разумном социальном устройстве.

В период с конца IV — середины I в. до н.э. греческая культура получила распространение на огромных пространствах Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии и Индии. Это время называют эпохой эллинизма, когда возникают новые центры образования, происходят важные перемены в системе воспитания. Это был ка­чественно новый этап в развитии античного общества и культуры. Эллинистические философские учения сосредоточивали внимание на воспитании характера, умения общаться с людьми и перено­сить невзгоды. Идеалом был мудрец, который достиг внутренней независимости и мог довольствоваться немногим.

Философы доказывали, что не жизненные блага сами по себе, а отношения к ним, умение пользоваться ими или обходиться без них определяют достоинство личности.

Особую роль в эллинскую эпоху сыграла философия стоициз­ма, которая ввела понятие долга, проявляющегося в почитании родителей, братьев, родины, уступках друзьям. Педагогическая традиция этого периода характеризовалась усилением внимания к человеческой индивидуальности, что было обусловлено стремле­нием более глубокого проникновения в структуру человеческой личности.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 241.