Соц-пед. деятельность с детьми девиантного поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Девиантное поведение подразделяется на 2 категории:

1. это поведение, нарушающие какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков и преступлений.

2.это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие яной или скрытой психопатологии (астенки, эпилептоиды, лица с акцентуированным характером).

 В науке и практике получили шир.распростране­ние 2 осн.технологии работы с подростками девиантно­го и делинквентного поведения — профилактическая и реаб-ая.

Профилактика — это совокупность гос-ых, общ-ых, соц-мед-их и орг-восп-ых мероприятий, направленных на предупреждение, ус­транение или нейтрализацию осн.причин и условий, вы­зывающих различ.рода соц.отклонения в поведе­нии подростков.

Т.к. соц.отклонения м.б. вызваны разны­ми причинами и обстоятельствами, можно выделить несколь­ко типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие;предупреждающие возникновение обстоятельств, способ­ствующих соц.отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профил.работу и ее результаты.

Эффективность профил-их мероприятий м.б. обеспечена только при след.условиях:

Направ-ти на искоренение источников дискомфорта как в самом р-ке, так и в соц. и прир.среде;об-е р-ка нов.навыкам, кот. помогают до­стичь постав.целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возник-ия.

1.В профилак.технологиях выд-ся информационный подход. Он основы­вается на том, что отклонения в поведении подростков от соц.норм происходят потому, что несов-ние их просто не знают. Осн.направлением ра­боты должно стать информирование несов-их об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых гос-ом и обществом к выполнению соц.норм. 2.Соц-профилактический подход. Осн.цель - выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих разл.рода негатив.явления. Сущностью этого подхода является с-ма соц-эконом-их, общественно-политических, организацион­ных, правовых и восп-ых мероприятий, кот. про­водятся гос-ом, обществом, конкр.соц-пе­д.учреждением, соц.педагогом для устра­нения или минимизации причин девиантного поведения.

3.Среди осн.направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и соц-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возм.отклонений от соц.норм целенаправленными ме­рами лечебно-профил.характера по отношению к лицам, страдающим различ.психическими аномалиями, т. е. патологией на биол.уровне.

 4.Соц-пед.подход, заключаю­щийся в восстановлении или коррекции качеств л-ти под­ростка с девиантным поведением, особенно его нрав-ых и волевых качеств личности.

Важной задачей является воспитание положительных волевых качеств у подростков. Этот процесс включает ряд этапов.

 1. раскрытие сущности отд.волевых ка­честв.

2. выработка обобщенных представлений о воли и волевом облике подростка, установление соотношения меж­ду смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; са­мостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Первоочередной задачей воспитателей на этом этапе является устранении мифов о волевом облике подростка как человека эгоцентричного, не считающегося с чужим мнением, развитого физически и т. д. Это позволяет достигнуть начала самовоспитания несовершеннолетнего.

3. планомерное самовоспитание, поиск своим недостатков, путей их исправления. Соц.педагог должен помочь подростку в формировании при прав.самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собс.недостаткам.

4. зрелое самовоспитание.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина.

Существует еще один подход, связанный с применением сан­кций. Сущностью его является наказание человека, совершив­шего правонарушение, на основании уголовных законов. Одна­ко весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности толь­ко жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных от­клонений.

Соц-пед.реаб-ия – система мер восп.характера, направленная на формирование личн.качеств, значимых для жизнед-ти р-ка, активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество.

Соц-пед.реаб-ия подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализ-ых уч-ях, кот. Наз-ся реаб.центрами. Задачи учр-ий:

1.проф-ка безнадзорности, бродяжничества дезадаптир.детей и подростков;

2. мед-психол.помощь детям, попавшим в труд.жизненную ситуацию;

3.формир-е полож.опыта соц.пов-я, навыков общ-я и взаимод-я с окк.людьми;

4.выполнение попечительских функций по отношению тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

.воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов: интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Приют социальный для детей и подростков – приют для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Целью социального приюта является социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-социальную помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.