Под соц. институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность (семья, школа, СМИ, друзья, общественные организации).
Соц. воспитание – целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Взаимодействие – организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую-либо работу.
Взаимодействие — процесс, происходящий между несколькими (как минимум, двумя) субъектами (субъекты — первые элементы структуры взаимодействия). В социальном воспитании процесс взаимодействия происходит, условно говоря, в различных «цепочках», связывающих между собой тех или иных субъектов.
В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: 1.индивидуальные (конкретные люди), 2.групповые (конкретные общности людей), 3.социальные (организации, управленческие структуры).
1. Личность можно рассматривать индивидуальным субъектом соц.воспитания исходя из того, что, будучи целеустремленной системой, она активно влияет на себя, на обстоятельства своей жизни и на окружающую среду.
Личность становится индивидуальным субъектом соц.воспитания постольку и в той мере, поскольку в жизнедеятельности воспитательных организаций создаются условия для реализации и развития ряда ее потребностей. Чем благоприятнее эти условия, тем более активно проявляет себя личность субъектом социального воспитания. Характер проявления зависит, во-первых, от сформировавшихся у личности отношений к миру и с миром, к себе и с самой собой, во-вторых, от меры ее креативности. Отношения и креативность не только определяют характер и способы проявления себя личностью субъектом социального воспитания, но и развиваются в процессе воспитания.
2. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. Он может рассматриваться как групповой субъект социального воспитания, исходя из ряда объективно присущих ему характеристик.
Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими общностями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности.
В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.
Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый — ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй — ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий — ценности, носителями которых являются люди, входящие в коллектив.
В процессе функционирования коллектива все три слоя ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий его поле интеллектуально-морального напряжения. Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов.
3. В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием.
Воспитательные организации можно рассматривать в качестве соц. субъектов соц.воспитания, как минимум, по трем основаниям.
Во-первых, в воспитательных организациях человек относительно целенаправленно включается в сотрудничество с др.людьми. Во-вторых, планомерно организуемая жизнедеятельность создает условия для проявления человеком своей активности в различных сферах. В-третьих, содержание жизнедеятельности организации объективно создает возможности для преодоления ряда противоречий, возникающих в процессе развития человека.
К органам управления соц.воспитанием относятся создаваемые государством органы, задачей которых является управление соц. воспитанием на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Органы управления реализуют ряд функций, благодаря чему соц.воспитание становится системным образованием, разрабатывают стратегию социального воспитания в пределах своей компетенции (т. е. на национальном, региональном, муниципальном уровнях) и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечивающих процесс социального воспитания организационно, материально, содержательно и методически).Другой функцией является обеспечение системы социального воспитания необходимыми кадрами: их подготовка и переподготовка; привлечение, отбор и работа с кадрами. Третьей функцией можно считать определение состояния системы социального воспитания, в пределах их компетенции, изучение тенденций и проблем ее развития, выявление «точек роста» (перспективных новаций), разработка и внедрение способов развития.
читывает и приводит в действие соц-правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.
Организационно-коммуникативная. Способствует включению Добров-х помощников в соц-пед.работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает инф-ию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми,семьями.
Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос.принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.