Взаимодействие и жизнедеятельность институтов соц. воспитания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под соц. институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность (семья, школа, СМИ, друзья, общественные организации).

Соц. воспитание – целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Взаимодействие организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую-либо работу.

Взаимодействие — процесс, происходящий между несколькими (как минимум, двумя) субъектами (субъ­екты — первые элементы структуры взаимодействия). В социальном воспитании процесс взаимодействия про­исходит, условно говоря, в различных «цепочках», свя­зывающих между собой тех или иных субъектов.

В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: 1.индивидуальные (конкретные люди), 2.групповые (конкретные общности людей), 3.социальные (организации, управленческие структуры).

1. Личность можно рассматривать индивидуальным субъектом соц.воспитания исходя из того, что, будучи целеустремленной системой, она активно влияет на себя, на обстоятельства своей жизни и на окружаю­щую среду.

Личность становится индивидуальным субъектом со­ц.воспитания постольку и в той мере, посколь­ку в жизнедеятельности воспитательных организаций создаются условия для реализации и развития ряда ее потребностей. Чем благоприятнее эти условия, тем бо­лее активно проявляет себя личность субъектом соци­ального воспитания. Характер проявления зависит, во-первых, от сформировавшихся у личности отношений к миру и с миром, к себе и с самой собой, во-вторых, от меры ее креативности. Отношения и креативность не только определяют характер и способы проявления себя личностью субъектом социального воспитания, но и развиваются в процессе воспитания.

2. В наиболее общем виде коллектив можно опреде­лить как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. Он может рассматриваться как групповой субъект социального воспитания, исходя из ряда объективно присущих ему характеристик.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматри­вать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаи­модействии с другими общностями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности.

В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает ком­плексом тех или иных ценностей. По источникам, учи­тывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый — цен­ности, одобряемые и культивируемые обществом, кото­рые целенаправленно вносятся в коллектив его руко­водителями. Второй — ценности, специфические для об­щества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий — ценности, носителями которых являются люди, входящие в кол­лектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий его поле интеллектуально-морального напряжения. Это поле, специ­фическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов.

3. В качестве социальных субъектов социального вос­питания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления со­циальным воспитанием.

Воспитательные организации можно рассматривать в качестве соц. субъектов соц.воспитания, как минимум, по трем основаниям.

Во-первых, в воспитательных организациях человек относительно целенаправленно включается в сотрудни­чество с др.людьми. Во-вторых, планомерно орга­низуемая жизнедеятельность создает условия для про­явления человеком своей активности в различных сфе­рах. В-третьих, содержание жизнедеятельности органи­зации объективно создает возможности для преодоле­ния ряда противоречий, возникающих в процессе раз­вития человека.

К органам управления соц.воспитанием от­носятся создаваемые государством органы, задачей ко­торых является управление соц. воспитанием на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

Органы управления реализуют ряд функций, благо­даря чему соц.воспитание становится систем­ным образованием, разрабатывают стратегию социального воспита­ния в пределах своей компетенции (т. е. на наци­ональном, региональном, муниципальном уровнях) и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечива­ющих процесс социального воспитания организационно, материально, содержательно и методически).Другой функцией является обеспечение системы социального воспитания необходимыми кадрами: их подготовка и переподготовка; при­влечение, отбор и работа с кадрами. Третьей функцией можно счи­тать определение состояния системы социального вос­питания, в пределах их компетенции, изучение тенден­ций и проблем ее развития, выявление «точек роста» (перспективных новаций), разработка и внедрение способов развития.

читывает и приводит в действие соц-правовые, юрид. и психолог. механиз­мы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуж­дающимся, обеспечивает защиту их прав.

Организационно-коммуникативная. Способствует вклю­чению Добров-х помощников в соц-пед.работу, деловые и личностные контакты, сосре­доточивает инф-ию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми,семьями.

Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал пра­вовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос.принужде­ния и реализации юридической ответственности в отно­шении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.