Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу – это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения – это взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ – гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. Основными элементами ЗОЖ являются: соблюдение оптимального режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности и закаливания, отказ от вредных привычек, культура межличностного поведения в коллективе, умение снимать нервное напряжение, содержательный досуг, развивающий личность. Эти элементы тесно взаимосвязаны и, влияя друг на друга, усиливают оздоровительный эффект образа жизни. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический и социальный. ЗОЖ предполагает разумное (оптимальное) удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и возможностей.
ВОЗ определяет «здоровье» как состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта.
Неблагопр.демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудш-м состояния здор. детей и подростков. В наст.вр. число здор-х подростков как младшего (10–14 лет), так и старшего (15–18) не превышает 2-9%, оно уменьшалось с каж.годом за последние 10летие эта тенденция приобрела устойч.хар-ер. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья д. и подростков лица с дисфункциональными отклонениями составляют 24-36%, а с хрон.заболеваниями – 55,4–73,4%. Т.о. за последние 10летия произошел заметный рост частоты нарушения соматического здоровья. Рост распространенности функциональных нарушений и хрон.заболеваний произошел за счет увеличения частоты поражений сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, ЛОР-органов, нервной системы, эндокринной системы, аллергозов.
Науч.исслед-ми последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от обр-го учр-ия, в кот. об-ся реб-к. За период с 1987 г. распространенность функциональных расстройств происходила более интенсивно среди подростков, об-ся в школах нового вида (на 50%), чем среди уч-ся массовых школ с традиц.обр-ем (65%).
Зд-е р-ка зависит от мн.факторов, кот.влияют на его образ жизни. Факторы соц.хар-ра представлены в виде 2-х взаимосвязанных и взаимообусловленных групп – структурных (образующих) и предрасполагающих факторов (инд-ая предрасположенность, экологическая предрасположенность, обстоятельства дан.момента и имеющиеся возможности). В тоже время уровень здоровья определяют социальные и другие характеристики общества.
Психол.особенности подросткового периода, отсутствие соц.опыта на фоне происходящих соц-экон-х перемен влияют на образ жизни и формирование привычек, связанных с риском для здоровья. Большую роль в формир. ЗОЖ играет семья, но лишь здоровая в функциональном и соц-нравственном смысле семья сможет восп-ть зд-го во всех отн-ях ч-ка. Осн.задачей сем.восп-я явл-ся подсказка к созданию нов.семьи и осознание своей роли в ней.
Ранняя труд.д-ть негативно влияет на формир.здоровья индивидуума и на ур.здоровья в последующей жизни (увел-ся физ. и психоэмоциональные нагрузки, растущий организм испытывает воздействие професссионально-производственных факторов).
Нормальное состояние здорового организма – динамическое понятие, характеризующее оптимальное состояние живой системы, при котором проявляется ее максимальная активность. Состояние здоровья – показатель адекватности работы функциональных систем организма.
Наиболее часто в определениях здоровья встречаются 6 признаков:
1.отсутствие болезни
2.нормальная функция организма на всех уровнях его организации
3.способность к полноценному выполнению основных социальных функций
4.полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма
5.динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды
6.способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.