Психол.- педагог.служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Гл.направлениями работы ПС в школе являются:
♦ изучение личностных особ.уч-ся и осуществление личн-го подхода к р-ку;
♦ оказание помощи кл.руковод. в формировании классного коллектива;
♦ оказание психол.помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
♦ осуществление работы по профессиональной ориентации;
♦ организация мероприятий по коррекции отклоняющ.поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психич.развитии.
ПС выполняет в школе 3 осн.функции: псих-пед.диагностика (получение психол.-пед.информации), псих-пед.коррекция (внедрение психолог.-пед. информации) и псих-пед.просвещение. Все, имеющие отношение к в-ю и об-ю, должны помнить, что р-к не пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом, субъект учеб.-воспитательного процесса.
Все это предполагает учет индив-ти учащихся, его отличий от др.людей. Индивидуальный подход - это лишь частный аспект личностного подхода, базирующегося на изучении условий включения детей в систему отношений с взрослыми и сверстниками, учителями. Необходимо знать статус ребенка в классе, чем определяется и как изменяется его положение в системе межличн.отношений, какие изменения претерпевает в этой связи л-ть школь-ка.
В условиях приоритета восп-х целей школа нуждается в достоверной психолог.информации о л-ти каж.ученика, о каж.классном коллективе. Иначе говоря, нужен психолог.-пед. диагноз и психолог-пед. диагностика личности и коллектива. Получение психолог.-пед. информации, т.е. логика изучения психолог.свойств л-ти и коллектива требует придерживаться следующей последовательности этапов:
♦ определение базовых и рабочих понятий;
♦ выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных непосредственному измерению;
♦ постановка задач исследования;
♦ подбор методик исследования;
♦ анализ и интерпретация полученных данных.
Итогом псих.-пед. диагностики должна быть информация о психологических и пед. ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива как основа для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.
Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо актуальная в связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания создаются не только ЗУН, привычки, но и потенциал психич.развития ч-ка — обучаемость, воспитуемость, способности. А это имеет не меньшее значение, чем обученность, образованность и воспитанность человека в опр.момент жизни.
Основные свойства коллектива и методы их изучения. Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
Работа психологической службы в школе немыслима без формирующего педагогического воздействия на личность и коллектив. По итогам психодиагностики учитель в содружестве со школьным психологом, соц. педагогом может определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции. Психокоррекционная работа осуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным..
Одна их важнейших функций психологической службы в школе -просветительная, без нее информация, получаемая педагогами и родителями в ходе консультирования и по итогам диагностики, останется лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Без специальных лекций, семинаров и тренингов нельзя сориентировать этих заинтересованных людей в том, чем и как им может помочь школьный психолог. Знания о закономерностях психической деятельности человека, основах психогигиены, научной организации труда, самовоспитания необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения учащихся. Для того чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели психологического просвещения учащихся: пробудить интерес к собственной личности и личности другого человека, помочь стать психологом для самого себя.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 323.