Методы педагогической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БРК

Виды заданий
1 ТЕСТЫ:
  Методы педагогической психологии
  Характеристика учебной деятельности
  Мотивация учебной деятельности
  Функции педагогической деятельности
  Социально-психологическое взаимодействие
  Методы воспитания
  Принципы воспитания
  Методы обучения
  Принципы обучения
  Закономерности обучения
  Контрольный тест
   
2 Конспекты по структуре учебной деятельности:
  Шадриков …
  И.А.Зимняя …
   
3. Письменные задания:
  10 принципов воспитания «Не навреди»
  План самовоспитания (10-12 пунктов)
  Характеристика авторитарного и гуманного воспитания (таблица, см. ниже)
   
4. Дополнительные задания:
  Словарь терминов (Айсмонтас Педагогическая психология)

 

 

Методы педагогической психологии

 

1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:

а) организационным методам                в) способам обработки данных

б) эмпирическим методам                      г) интерпретационным методам

2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением                                       в) констатирующим экспериментом

б) формирующим экспериментом         г) квазиэкспериментом

3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности                                   в) от позиции наблюдателя

б) от упорядоченности                            г) от активности наблюдателя

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении                              в) методе анализа продуктов деятельности

б) экспериментальном методе     г) контент-анализе

5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:

а) пилотажный эксперимент                   в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент              г) включенное наблюдение

6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления                     б) о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

г) о наличии причинной связи между явлениями

7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий б) формирующий в) квазиэксперимент г) естественный

8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент             б) контрольный эксперимент

в) генетико-моделирующий эксперимент г) проективный эксперимент

9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение б) формирующий эксперимент в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

а) естественнонаучный эксперимент    в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент              г) естественный эксперимент

Методы психологии

Выберите из указанных суждений те, которые описывают:

– общие требования (6 ответов);

характеристику отдельных методов:

– наблюдения (3 ответа);

– беседы, опроса, анкеты, интервью (5 ответов);

– эксперимента (5 ответов);

– тестов (5 ответов).

 

Варианты ответов:

1. Свободный диалог между психологом и испытуемым.

2. Полученные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал.

3. Связь с методологией.

4. В ходе изучения человека необходимо обеспечить ему хорошее самочувствие.

5. Измеряют не только способности, но и влияние социальной среды.

6. Метод не является самостоятельным средством, а связан с методологией.

7. Бывает: лабораторный, естественный, преобразующий.

8. Организованное взаимодействие психолога с индивида (группы) с определенной экспериментальной ситуацией (импульсом).

9. Выбор метода вытекает из целей исследования.

10. Устанавливается причинно-следственная связь между изменяющимися явлениями: зависимой и независимой переменной.

11. Идет «выравнивание» контрольных и экспериментальных групп и контрольных переменных.

12. Получение информации о человеке на основе вербальной коммуникации.

13. Хотя исследователь изучает отдельные свойства психики, но и следит за состоянием испытуемого в целом.

14. Фиксация проявлений психики и поведения человека в естественных условиях (испытуемый не знает об этом).

15. Некоторая пассивность метода.

16. Бывает включенным и невключенным, скрытым (скрытая камера, зеркало Гезелла) и открытым.

17. Выделяются контрольные и экспериментальные группы лиц, общностей.

18. Хороший эмоциональный контакт с испытуемым.

19. Дает информацию о мнении, настроении, личностных качествах.

20. Изучаются индивидуально-психологические особенности человека, играющие важную роль в учебной и профессиональной деятельности.

21. Влечет за собой серьезные социальные последствия.

22. Данные о психике человека сохраняются в тайне.

23. Отвечают требованиям валидности, надежности, стандартизации.

24. Готовность испытуемого поделиться с исследователем своим мнениями и проблемами.

Мотивы учения

В работе с тестом см. лит-ру: А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения. М. «Педагогика». 1990; Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. Часть 4.

1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов                         в) Н. Ф. Талызина

б) А. К. Маркова, Ю.М. Орлов                         г) И. А. Зимняя

 

2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

а) А. К. Маркова                                                в) М. В. Матюхина

б) Г. И. Щукина                                                 г) А. Б. Орлов

 

3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отече­ственной психологии изучал(а):

а) Т. В. Габай                                                     в) М. И. Махмутов

б) Н. Г. Морозова                                              г) И. Я. Лернер

 

4. Психологические причины неуспеваемости установлены:

а) 3. А. Решетовой                                             в) Н. А. Менчинской

б) И. С. Якиманской                                          г) И. Я. Лернером

 

5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

а) А. К. Маркова                                               в) Н. А. Менчинская

б) Л. И. Божович                                              г) М. В. Матюхина

 

6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

в) эти понятия – синонимы

г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

 

7. Мотивы самообразования — это:

а) форма проявления учебных мотивов

б) этап усвоения учебных мотивов

в) уровень познавательных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

 

8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется: а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

а) широкие социальные мотивы  в) мотивы социального сотрудничества

б) узкие социальные мотивы        г) учебно-познавательные мотивы

 

10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

а) широких познавательных мотивов           в) мотивов самообразования

б) учебно-познавательных мотивов              г) мотивов социального сотрудничества

 

11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебно­го труда демонстрирует:

а) вид учебного мотива                 в) уровень познавательных мотивов

б) форму проявления учебных мотивов г) тип отношения школьника к учению

12. Четыре понятия из следующих пяти слов - осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, выраженность - можно объединить в одну группу. Лиш­ним является:

а) осознанность б) самостоятельность в) обобщенность г) выраженность

 

13. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта                      в) законом упражнений

б) законом Йеркса – Додсона     г) законом плато в формировании навыка

 

14. Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

б) охотное выполнение однотипных заданий

в) все ответы верны

г) стремление найти самое ясное решение

 

15. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

б) наличие специальных знаний, умений и навыков

в) желание быть школьником

г) самостоятельность в умственной деятельности

III . Верно или нет?

1. Общение – это тоже функция педагога, так как ему приходится постоянно общаться с учащимися?

2. Общение – естественная человеческая потребность. Оно не может быть служебной функцией.

3. Общение – не функция. Это естественный процесс взаимодействия учителя с учениками.

4. Общение принадлежит к числу важнейших педагогических умений, поэтому является функцией.

 

IV . Верно или нет?

1. Надо обращаться к ученику так: «Молодец, я тобой доволен!»

2. Так нельзя обращаться к ученику: « Ты обязан это сделать, потому что я так сказал».

3. Успех в общении педагога с учащимися не зависит от способностей педагога.

4. Школьника нельзя заставить заниматься нелюбимым делом с полной отдачей сил.

5. При нарушении дисциплины целесообразно отвлечь ученика, переключив его внимание на новое задание.

6. Педагогу сердиться – все равно, что хворать.

7. Улыбкой нельзя выразить спокойное отношение к проказе учащегося, умение держать себя в руках.

8. Нельзя сердиться, услышав шутку ученика в свой адрес.

9. Старшеклассники характеризуют педагога по первому впечатлению.

10. Неостороумные учителя не могут использовать юмор в своей работе.

 

V . Об отношении учащихся к своему учителю можно узнать, задавая следующие вопросы:

1. Охотно ли вы идете к учителю со своими вопросами?

2. Берет ли на себя учитель часть вины за плохую учебу и поведение учащихся?

3. Не слишком ли часто педагоги пользуются местоимением «Я»?

4. Идет ли учитель с жалобой на плохое поведение к администрации?

5. Все ответы верны?

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

I Найдите правильный ответ: Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания нужно:

1. Выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям.

2. Проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод.

3. Установить, какой метод позволяет быстрее других достигнуть намеченной цели.

4. Установить критерий оптимальности и по нему определить пригодность каждого метода.

II Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания:

1. коллективизм, 2) цели и задачи воспитания, 3) трудовое воспитание, 4) содержание воспитания, 5) возрастные особенности школьников, 6) эстетическое воспитание, 7) уровень сформированности коллектива, 8) индивидуальные особенности школьников, 9) условия воспитания, 10) профориентация, 11) систематичность, 12) комплексный характер воспитания, 13) среда воспитания, 14) уровень педагогической квалификации, 15) время, 16) демократизация школы, 17) ожидаемые последствия, 18) пожелания родителей воспитанников, 19) требовательность, 20) дифференциация воспитания, 21) нравственное воспитание.

VIII Что такое поощрение?

1. Способ педагогического воздействия, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств.

2. Метод воспитания, предполагающий вынесение воспитаннику благодарности.

3. Когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям.

4. Метод вознаграждения за хорошие поступки.

5. Прием стимулирования деятельности воспитанников.

IX Что такое соревнование?

1. Игра, в которой определяется победитель.

2. Путь к закреплению достигнутых результатов.

3. Метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников.

4. Метод установления превосходства одних воспитанников над другими.

5. Стремление к приоритету любыми путями.

X Что такое наказание?

1. Метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

2. Решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

3. Способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения

II. Можно ли считать анализ, синтез, дедукцию и индукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, психологии, педагогики, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обучения.

1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются основными формами мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения.

3. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются категориями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.

5. Нельзя, так как индукция и дедукция не ведут к достижению цели обучения.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Вопросы к экзамену по педагогической психологии

1. Предмет, задачи и основные проблемы педагогической психологии.

2. История становления и развития педагогической психологии: основные этапы.

3. Структура педагогической психологии. Взаимосвязь с другими науками.

4. Методы педагогической психологии: классификация и характеристика.

5. Понятие научения, обучения, учения. Л.С.Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка.

6. Понятие учебной деятельности, ее специфика и структура.

7. Виды мотивов учения. Проблема диагностики и формирования учебной мотивации в практике учителя.

8. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании знаний, умений и умственных действий.

9. Когнитивная теория Ж.Пиаже.

10. Дидактическая система Л.В.Занкова.

11. Развивающее обучение по Д.Б.Эльконину – В.В.Давыдову.

12. Проблемное обучение: сущность, достоинства, недостатки.

13. Особенности программированного обучения: сущность, достоинства, недостатки.

14. Классификация методов воспитания.

15. Методы самовоспитания и самообразования.

16. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

17. Сущность Вальдорфской педагогики.

18. Педагогическая система Марии Монтессори.

19. Психологические причины школьной неуспеваемости

20. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

21. Специфика, психологическая структура и функции педагогической деятельности.

22. Характеристика педагогических умений и способностей.

23. Особенности профессионального педагогического мышления и самосознания.

24. Понятие профессионального педагогического общения. Стили педагогического общения и взаимодействия.

25. Конфликты в педагогическом процессе и пути их разрешения.

26. Психология педагогической оценки.

27. Психологические особенности педагогического коллектива

 

 

Тест 1 (базовый уровень)

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале XIX в,                в) во второй половинеXIX в.

б) в середине XIX в.           г) в начале XX в.

2. Термин «педагогическая психология был предложен:

а) К. Д. Ушинским в) П. П. Блонским б) П.Ф. Каптеревым г) Дж. Дьюи

3. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX— XX вв., обусловлен­ное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием при­кладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика в) дидактика б) педология г) психопедагогика

4. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

а) комплексного подхода б) деятельностного подхода

в) практической направленности на диагностику психического развития

г) кибернетического подхода

БРК

Виды заданий
1 ТЕСТЫ:
  Методы педагогической психологии
  Характеристика учебной деятельности
  Мотивация учебной деятельности
  Функции педагогической деятельности
  Социально-психологическое взаимодействие
  Методы воспитания
  Принципы воспитания
  Методы обучения
  Принципы обучения
  Закономерности обучения
  Контрольный тест
   
2 Конспекты по структуре учебной деятельности:
  Шадриков …
  И.А.Зимняя …
   
3. Письменные задания:
  10 принципов воспитания «Не навреди»
  План самовоспитания (10-12 пунктов)
  Характеристика авторитарного и гуманного воспитания (таблица, см. ниже)
   
4. Дополнительные задания:
  Словарь терминов (Айсмонтас Педагогическая психология)

 

 

Методы педагогической психологии

 

1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:

а) организационным методам                в) способам обработки данных

б) эмпирическим методам                      г) интерпретационным методам

2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением                                       в) констатирующим экспериментом

б) формирующим экспериментом         г) квазиэкспериментом

3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности                                   в) от позиции наблюдателя

б) от упорядоченности                            г) от активности наблюдателя

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении                              в) методе анализа продуктов деятельности

б) экспериментальном методе     г) контент-анализе

5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:

а) пилотажный эксперимент                   в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент              г) включенное наблюдение

6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления                     б) о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

г) о наличии причинной связи между явлениями

7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий б) формирующий в) квазиэксперимент г) естественный

8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент             б) контрольный эксперимент

в) генетико-моделирующий эксперимент г) проективный эксперимент

9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение б) формирующий эксперимент в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

а) естественнонаучный эксперимент    в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент              г) естественный эксперимент

Методы психологии

Выберите из указанных суждений те, которые описывают:

– общие требования (6 ответов);

характеристику отдельных методов:

– наблюдения (3 ответа);

– беседы, опроса, анкеты, интервью (5 ответов);

– эксперимента (5 ответов);

– тестов (5 ответов).

 

Варианты ответов:

1. Свободный диалог между психологом и испытуемым.

2. Полученные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал.

3. Связь с методологией.

4. В ходе изучения человека необходимо обеспечить ему хорошее самочувствие.

5. Измеряют не только способности, но и влияние социальной среды.

6. Метод не является самостоятельным средством, а связан с методологией.

7. Бывает: лабораторный, естественный, преобразующий.

8. Организованное взаимодействие психолога с индивида (группы) с определенной экспериментальной ситуацией (импульсом).

9. Выбор метода вытекает из целей исследования.

10. Устанавливается причинно-следственная связь между изменяющимися явлениями: зависимой и независимой переменной.

11. Идет «выравнивание» контрольных и экспериментальных групп и контрольных переменных.

12. Получение информации о человеке на основе вербальной коммуникации.

13. Хотя исследователь изучает отдельные свойства психики, но и следит за состоянием испытуемого в целом.

14. Фиксация проявлений психики и поведения человека в естественных условиях (испытуемый не знает об этом).

15. Некоторая пассивность метода.

16. Бывает включенным и невключенным, скрытым (скрытая камера, зеркало Гезелла) и открытым.

17. Выделяются контрольные и экспериментальные группы лиц, общностей.

18. Хороший эмоциональный контакт с испытуемым.

19. Дает информацию о мнении, настроении, личностных качествах.

20. Изучаются индивидуально-психологические особенности человека, играющие важную роль в учебной и профессиональной деятельности.

21. Влечет за собой серьезные социальные последствия.

22. Данные о психике человека сохраняются в тайне.

23. Отвечают требованиям валидности, надежности, стандартизации.

24. Готовность испытуемого поделиться с исследователем своим мнениями и проблемами.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 452.