Тема 8.1. Психологические различия мужских и женских психотипов. Конституциональная психология личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель – студенты должны уметь дать характеристику данного подхода, определять его специфический взгляд на личность, обозначать отличия взглядов психологов, познакомить студентов с понятиями «пол», «гендер», с ролью биологического и социального в их формировании, научить выделять стереотипы «мужского» и «женского» поведения.

1. Взгляды Э. Кречмера на личность.

2. Конституциональная психология У.Х. Шелдона.

3. Влияние биологических и социальных факторов на формирование психологических характеристик пола. Психологические различия мужских и женских психотипов.

Взгляды Э. Кречмера на личность

Студенты рассматривают предложенные вопросы, задают вопросы отвечающим.

1. Назовите 3 основных типа телосложения, приведите примеры.

2. Почему исследователь выделяет еще один тип?

3. Какую роль играли данные взгляды на развитие психологии?

Конституциональная психология У.Х. Шелдона

3. Как вы думаете, какие факты из биографии ученого могли повлиять на его взгляды на личность?

4. Обозначьте и обоснуйте первичные и вторичные компоненты телосложения.

5. Каким образом в рамках данного подхода объясняется развитие личности?

Далее в 2-х подгруппах формулируют и обсуждают:

- сходство и отличие теорий;

- достоинства и недостатки теорий.

Влияние биологических и социальных факторов на формирование психологических характеристик пола. Основные положения концепции Геодокяна

1. Студенты проводят дискуссию о роли биологических и социальных факторов путем деления на 2 подгруппы.

2. Почему можно сказать, что мужчины и женщины даже в одной стране говорят на разных языках? Подберите пословицы и поговорки, в которых содержатся стереотипные представления о мужчинах и женщинах.

3. Назовите чисто мужские и чисто женские виды спорта. Объясните их предназначение.

Психологические различия мужских и женских психотипов

1.Студенты в подгруппах предъявляют различия психотипов и обосновывают свое мнение.

2.Используя сказки, студенты выделяют образ мужчины и образ женщины. Представляют эти образы.

3.Продумайте и представьте, кто из ваших литературных героев близок к идеалу женственной женщины и мужественного мужчины. Далее в группе происходит обсуждение, что позволяет считать их таковыми.

4. Напишите в тетради два столбика присущих вам качеств. Первый столбик называется «Мужские качества», а второй – «Женские качества». Проанализируйте списки.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М., 1998. – Гл. 12.

2. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. –С.233-270.

Дополнительная литература:

3. Кон И. С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С.78-84.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996, 2001. – Гл.5.

5. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. – М., 2002. – Гл.1.

 

Тема 8.2. Темперамент

Цель – познакомить студентов с понятием «темперамент», его психологическими характеристиками, а также ролью в жизни и деятельности человека; познакомить студентов с методами определения типов темперамента.

1. Понятие о темпераменте. Сущность исследований проблемы темперамента в научных школах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Психологические свойства темперамента.

2. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

Определение типа темперамента с помощью «Теста-опросника Айзенка», интерпретация результаты и выявление сферы применения методики в деятельности социального работника.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о темпераменте. Сущность исследований проблемы темперамента в научных школах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына

1.Дайте определение понятию «темперамент».

2.Какую роль играет темперамент в жизни человека?

3.Верны ли следующие утверждения:

- В чертах темперамента отражается отношение человека к определенным людям и явлениям.

- Черты темперамента могут маскироваться за счет воспитания.

4.Для диагностики темперамента существуют аппаратурные методики (т.е. использующие электроэнцефалограф, а также приборы, позволяющие измерить время реакции) и опросные методы. Какие методы, на ваш взгляд, более показательны в отношении темперамента? Обоснуйте ответ.

Психологическая характеристика основных типов темперамента

1.Назовите и охарактеризуйте типы темперамента.

2. Какие типы темперамента рассматриваются в современной психологии и как они связаны с типами нервной системы человека?

3. Определите ситуации, в которых наиболее успешны люди с разными типами темперамента.

Психологические свойства темперамента

1.Обозначьте свойства темперамента. Приведите примеры.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

1. Дайте определение понятию «индивидуальный стиль деятельности».

2. Определите особенности своего индивидуального стиля учебной деятельности. Какие особенности темперамента в нем отражаются и учитываются?

3. Исходя из своих индивидуальных особенностей, какой стиль индивидуальной деятельности вы выберете в профессии философа (специализация, место работы, предмет)?

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – Гл.15.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – Л.14.

Дополнительная литература:

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.15.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С. 379-392.

 

Тема 8.3. Характер

Цель – познакомить студентов с понятием «характер», научить отличать его от темперамента, анализировать структуру характера, а также с понятием «акцентуация характера», типами; с понятием «способности», ролью врожденного и приобретенного в способностях.

1. Общее понятие о характере. Структура характера.

2. Акцентуации характера.

3. Понятие «способности». Структура способностей.

4. Врожденное и приобретенное в способностях. Уровни развития способностей.

Общее понятие о характере

1.Обозначьте природу характера.

2.Как связаны характер и темпераментом, характер и направленность личность?

3.Возможно ли совпадение темперамента двух людей при большом различии их характеров? Обоснуйте ответ и приведите примеры.

4.Студенты по очереди отвечают: Характер или темперамент:

-характеристика личности со стороны динамических особенностей её психических процессов и состояний;

-выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе;

-определяет стиль и темп деятельности;

-закрепляется в привычных способах поведения;

-практически не поддается изменению под действием воспитания.

Структура характера

1.Верны ли следующие утверждения:

-чертами характера определяются динамические особенности деятельности человека;

-характер обладает структурностью и иерархичностью.

2.Представьте структуру характера, приведите примеры.

3. Сравните черты характера, названные в разных психологических трудах, с нравственными (моральными) качествами человека и ответьте на вопрос: почему одни и те же понятия (требовательность, трудолюбие, тщеславие, самолюбие, гордость, скромность) употребляются для обозначения свойств (черт) характера и моральных качеств личности?

4. Опишите свой характер.

5. Выделите профессионально-значимые черты характера менеджера. Как они связаны с чертами вашего характера?

6. С характером (тем или иным) рождаются люди или характер воспитывается при жизни?

Понятие «способности»

1. Дайте определение понятию «способность». Какое значение они имеют в жизни человека? Как взаимосвязаны способности, характер и темперамент в личности одного и того же человека? Или они независимы друг от друга? Или как-то влияют друг на друга?

2.Обозначьте признаки способностей (по Б.М.Теплову).

3.В чем отличия общих и специальных способностей?

4. Какими способностями обладаете вы?

5. Какими способностями должен обладать социальный работник?

Структура способностей

 Какую структуру имеют способности?

Врожденное и приобретенное в способностях

1.Верно ли следующие утверждения:

-способности целиком определяются обучением и воспитанием.

2.Объясните суть задатков как природных предпосылок способностей.

3.Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков? Иначе говоря, могут ли развиваться способности у человека, например, к математике или к музыке, к технике или к управленческой деятельности, если вначале никаких задатков замечено не было?

Уровни развития способностей

1. Определите понятия: одаренность, талант, гениальность.

2. Какую структуру имеет умственная одаренность. 

3. Какую роль играют склонности и интересы в формировании способностей?

4. Видите ли вы разницу между понятиями «способности» и «склонности», а также между качественными характеристиками, которыми наделяют люди того или иного человека: «одаренный», «мудрый», «эрудированный», «начитанный», «образованный», «способный»?

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – Гл.16, 17.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – Л.14, 16.

Дополнительная литература:

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.13,14.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С. 392-418, 419-444.

 

 


[1] Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C. 3.

[2] Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С. 96.

[3] Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29.

[4] Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2. С.39.

[5] Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. - Л., 1926. С 187.

[6] Там же. С. 197.

[7] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 173.

[8] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 175.

[9] Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 301.

[10] Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992. С. 50.

[11] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[12] Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264.

[13] Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.

[14] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[15] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[16] Там же.

[17] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. С. 38.

[18] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

[19] Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

[20] Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АН СССР, 1958.

[21] Теплов Б. М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 147.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.