Цель занятия – научить выделять основные характеристики ощущений, определять отличия ощущений от других познавательных психических процессов, научить выделять основные характеристики восприятия и виды.
1. Теоретические подходы к проблеме изучения ощущений. Свойства ощущений.
2. Классификация ощущений.
3. Характеристика и свойства восприятия.
4. Виды перцептивных процессов.
Теоретические подходы к проблеме изучения ощущений
1.Какое значение в жизни человека имеют ощущения? Какова специфика их происхождения?
2.Студентам предлагается выбрать из примеров те, в которых описываются проявления ощущений. Затем обсуждаются и обосновываются ответы.
a. В детском саду детям дают несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Потом показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.
b. В детском саду проводится игра в лото. Детям раздают карточки, на которых изображено 10 предметов. Потом показывают какой-либо предмет. Дети должны отыскать на карточке его изображение.
c. В детском саду детям дают пять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребенок слушает звук одной погремушки и должен найти такую же по звуку.
d. Учитель предлагает учащимся первого класса сравнить две величины: 5 и 3.Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2. 3 меньше 5 на 2.
e. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля.
Какую роль играют ощущения в нашей жизни? Какой орган чувств самый важный для человека?
Классификация ощущений
1. Назовите ощущений и приведите примеры.
2. Как физические свойства среды порождают ощущения разной модальности?
3. В чем состоит специфика разных видов ощущений?
4. Что такое субсенсорные ощущения?
Свойства ощущений
1.Назовите свойства ощущений. Приведите примеры.
Характеристика и свойства восприятия
1. В аудитории идет обсуждение по теме:
b. Какую роль играет восприятие в нашей жизни?
c. В чем сходство и различие 2-х процессов: ощущения и восприятия?
2. Студентам предлагается указать, в каких примерах речь идет о восприятии, и обосновать свой ответ.
1. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых «чувств»: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в воду и т.д.
2. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца… Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их.
3. …Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькнуло отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Этот маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами…
Виды перцептивных процессов
1. Назовите виды восприятия. Приведите примеры.
2. Студенты делятся на микрогруппы и выполняют следующее задание: Опишите, из каких ощущений складывается образ восприятия:
А) яблока;
Б) автомобиля;
В) сосны.
3. Обсуждается материал докладов по механизмам восприятия размера, формы, контура предметов; восприятия пространства; движения; времени.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл. 7.
2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.- С. 203-235.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – Гл.7.
Дополнительная литература:
4. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 312.