Тема 3.1. Мотивационная сфера личности. Деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятий – разобрать понятие «потребность» и «мотив», научить анализировать мотивы, побудившие деятельность, рассмотреть определение понятия «деятельность» и обосновывать его, научить различать внешнюю деятельность от внутренней.

1. Понятие «потребность». Иерархия потребностей по Маслоу.

2. Мотивы, их происхождение, развитие и классификация.

3. Направленность личности.

4. Виды деятельности: игра, учение, общение, труд.

5. Навыки, умения, привычки.

Определение понятия «мотивация»

1. Дайте определение понятию «мотивация».

2. Через какие понятия можно описать мотивационную сферу человека?

3. Что собой представляют личностные и ситуативные диспозиции?

Понятие «потребность». Характеристика человеческих потребностей

1. Дайте определение понятия «потребность».

2. Какое значение имеют потребности в жизни человека?

3. Приведите классификацию потребностей человека.

Иерархия потребностей по Маслоу

1. Возможны ли ситуации, когда будут удовлетворяться потребности более высокого уровня без удовлетворения потребностей низшего уровня?

2. Какая потребность актуальна для вас в данный момент?

Мотивы, их происхождение, развитие и классификация

1. Обсуждаются вопросы семинара, рассматривается соотношение изучаемых понятий.

2. Известно, что важнейшим элементом психологической структуры деятельности является мотив, причем одна и та же деятельность может иметь несколько мотивов, то есть быть полимотивированной. Приведите пример такой полимотивированной деятельности и покажите, какие потребности лежат в основе каждого из мотивов. (Обсуждение задания происходит в парах, а затем каждая пара представляет свой пример и обосновывает ответ).

3. Вспомните свою ситуацию, или ситуацию своих знакомых, или по описанию в литературе, когда имел место механизм сдвига мотива на цель (превращение цели в мотив).

4. Представьте, что Вы пришли в сказочный магазин, где продаются положительные качества философа. Сейчас все вместе мы определим эти 15 качеств (они записываются на доске). Теперь разбейтесь на группы по 3 человека. Каждая из троек может купить только 5 качеств для себя, запишите их себе. В качестве расплаты каждая тройка выбирает 3 качества, которыми она расплачивается вместо денег (запишите их тоже). После этого тройки обмениваются своими записями. Каждая тройка, анализируя чужую продукцию, определяет, какие действовали мотивы при покупке 5 качеств для себя и какие действовали мотивы при выборе 3-х качеств в виде расплаты. В студенческой группе обсуждают свои наработки.

Направленность личности

1. Дайте определение понятию «направленность».

2. Какую роль играет направленность в жизни человека?

Мотивация и деятельность. Структура деятельности

1. Дайте определение понятия «деятельность». Разделите понятия «деятельность» и «поведение». Пенсионер Петров после часовой прогулки по парку устал и сел на скамейку, чтобы дать отдых ногам и через несколько минут продолжить прогулку. Занимается ли пенсионер Петров деятельностью в психологическом смысле?

2. Назовите структуру деятельности. Укажите, какие из приведенных утверждений характеризуют действия, а какие операции:

a. Отвечают цели

b. Отвечают условиям, в которых цель задана

c. Мало осознаются

d. Характеризуются сознательным контролем за их протеканием

e. Характеризуются осознаваемой целью

f. Выводят человека в предметный и социальный мир

g. Возникает путем адаптации, прилаживания

h. Возникает путем автоматизации.

i. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.

3. В ходе дискуссии у Вас возникла мысль, и Вы её высказали, заботясь в основном о её содержании, а не о способе выражения. Что вы совершили: действие или операцию? Перечислите некоторые элементы, которые обеспечили выполнение данного процесса.

4. В ходе дискуссии у Вас возникла мысль, и Вы её высказали. Однако для выражения мысли Вы сразу не смогли подобрать нужные слова. Что произошло в данном случае?

5. Запишите в тетрадь структуру своей учебной деятельности. Выделите внешние и внутренние компоненты деятельности.

Виды деятельности: игра, учение, общение, труд

Прокомментируйте свою будущую трудовую деятельность философа, как один из видов особенных деятельностей, с позиции теории деятельности.

Навыки, умения, привычки

1. Дайте определения данных понятий.

2. Какое место занимают навыки и умения в структуре деятельности?

3. Как формируются навыки и умения?

4. Какова роль привычек в осуществлении деятельности?

 

Рекомендуемая литература

1. Введение в психологию/ Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М., 1997.-С. 262-276, 407-417.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996.- С. 99-114, 114-134.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл.6, 19.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.- Гл. 13,14,15.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.