Цель занятий – научить студентов обосновывать отличие предмета психологии от предмета изучения смежных наук, понимать исторический путь становления предмета психологии, а также различать методы психологического исследования.
- Знакомство с правилами и формами работы на практических занятиях;
- Прояснение ожиданий от учебного курса (студенты пишут ответы на вопросы: Как вы думаете, что изучает психология? Какие знания из психологии помогут вам в профессиональной деятельности? Какие знания вы смогли бы использовать в повседневной жизни? Что бы вы хотели изучить в курсе психологии?).
- Обсуждение вопросов:
1) Историческое преобразование предмета психологии
Студенческая группа делится на 4 подгруппы по 5 человек. В малых группах выбираются задания для последующего обсуждения и представления выработанного мнения для всей аудитории. После ответа остальные задают отвечавшей микрогруппе вопросы.
1 группа раскрывает специфику возникновения психологических знаний в Древней Греции. 2 группа рассматривает предмет психологии в Средние века и эпоху Возрождения. 3 группа обосновывает особенности предмета психологии в 19 до середины 20 в. (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология). 4 группа выявляет предмет психологии второй половины 20 в. (неофрейдизм, необихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология).
2) Характеристика современной психологии. Основные отрасли психологии
В студенческой группе обсуждаются следующие вопросы: Какое влияние оказали обозначенные школы на современную психологию и её предмет? Каково место этих школ в настоящее время? (оформляется в тетрадях таблица 1)
Таблица 1
Основные направления психологии и предмет их исследования
Направление психологии | Предмет исследования |
Психология сознания | Сознание |
Бихевиоризм | Поведение |
Фрейдизм | Бессознательное |
Гештальт-психология | Целостные структуры психики |
Гуманистическая психология | Личность, индивидуальность |
Когнитивная психология | Познавательные структуры |
Советская психология | Психика |
Выделите и объясните принципы психологии и ее задачи.
В микрогруппах обсуждаются и представляются особенности взаимодействия (предметная область каждой науки, пересечения, взаимодополнения, отличия) психологии
1 группа - с философией, историей,
2 группа - биологией, физиологией,
3 группа - логикой, кибернетикой,
4 группа - социологией, педагогикой.
Какое место занимает психология в системе наук о человеке?
3) Методы психологических исследований
- В микрогруппах представляются методы психологии:
1. Наблюдение; 2. Эксперимент; 3. Опрос; 4. Тестирование.
Обсуждаются их достоинства и недостатки по сравнению с другими методами, сферы применения.
- Преподаватель зачитывает утверждение, студенты говорят, является оно верным или неверным:
1) в методе наблюдения исследователь может вмешаться в событие и направить его по планируемому руслу.
2) в наблюдении испытуемый не ощущает, что за ним наблюдают.
3) в эксперименте возможен относительно полный контроль переменных.
4) в эксперименте у испытуемого не может появиться скованность, тревога, боязнь оценки.
5) при проведении беседы исследователь всегда свободен от субъективности.
6) в проективных тестах главным является субъективный смысл.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.- С. 9-21.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл. 1, 3.
Дополнительная литература:
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 1999.- Гл.1-3.
Раздел 2. Психика. Сознание. Бессознательное.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.