Тема 1.1. Предмет, задачи, методы психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятий – научить студентов обосновывать отличие предмета психологии от предмета изучения смежных наук, понимать исторический путь становления предмета психологии, а также различать методы психологического исследования.

- Знакомство с правилами и формами работы на практических занятиях;

- Прояснение ожиданий от учебного курса (студенты пишут ответы на вопросы: Как вы думаете, что изучает психология? Какие знания из психологии помогут вам в профессиональной деятельности? Какие знания вы смогли бы использовать в повседневной жизни? Что бы вы хотели изучить в курсе психологии?).

- Обсуждение вопросов:

1) Историческое преобразование предмета психологии

Студенческая группа делится на 4 подгруппы по 5 человек. В малых группах выбираются задания для последующего обсуждения и представления выработанного мнения для всей аудитории. После ответа остальные задают отвечавшей микрогруппе вопросы.

1 группа раскрывает специфику возникновения психологических знаний в Древней Греции. 2 группа рассматривает предмет психологии в Средние века и эпоху Возрождения. 3 группа обосновывает особенности предмета психологии в 19 до середины 20 в. (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология). 4 группа выявляет предмет психологии второй половины 20 в. (неофрейдизм, необихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология).

2) Характеристика современной психологии. Основные отрасли психологии

В студенческой группе обсуждаются следующие вопросы: Какое влияние оказали обозначенные школы на современную психологию и её предмет? Каково место этих школ в настоящее время? (оформляется в тетрадях таблица 1)

Таблица 1

Основные направления психологии и предмет их исследования

Направление психологии Предмет исследования
Психология сознания Сознание
Бихевиоризм Поведение
Фрейдизм Бессознательное
Гештальт-психология Целостные структуры психики
Гуманистическая психология Личность, индивидуальность
Когнитивная психология Познавательные структуры
Советская психология Психика

Выделите и объясните принципы психологии и ее задачи.

В микрогруппах обсуждаются и представляются особенности взаимодействия (предметная область каждой науки, пересечения, взаимодополнения, отличия) психологии

1 группа - с философией, историей,

2 группа - биологией, физиологией,

 3 группа - логикой, кибернетикой,

4 группа - социологией, педагогикой.

Какое место занимает психология в системе наук о человеке?

3) Методы психологических исследований

- В микрогруппах представляются методы психологии:

1. Наблюдение; 2. Эксперимент; 3. Опрос; 4. Тестирование.

 Обсуждаются их достоинства и недостатки по сравнению с другими методами, сферы применения.

- Преподаватель зачитывает утверждение, студенты говорят, является оно верным или неверным:

1) в методе наблюдения исследователь может вмешаться в событие и направить его по планируемому руслу.

2) в наблюдении испытуемый не ощущает, что за ним наблюдают.

3) в эксперименте возможен относительно полный контроль переменных.

4) в эксперименте у испытуемого не может появиться скованность, тревога, боязнь оценки.

5) при проведении беседы исследователь всегда свободен от субъективности.

6) в проективных тестах главным является субъективный смысл.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.- С. 9-21.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл. 1, 3.

Дополнительная литература:

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 1999.- Гл.1-3.

 

Раздел 2. Психика. Сознание. Бессознательное.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.