Тема 6.1. Личность, её психологическая структура и формирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель – познакомить студентов с понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», научить различать их сущность, врожденные и приобретенные свойства, характеризовать структуру личности.

1. Проблема личности в психологии. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект».

2. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Подходы к структуре личности.

3. Особенности формирования и развития личности.

Проблема личности в психологии. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект»

1. Сравните следующие определения понятия «личность»:

А) Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность»;

Б) Личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития, можно назвать взрослого, нормального человека (но не новорожденного и не умалишенного) (по Петровскому);

В) Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания;

Г) Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенностью в общественные отношения;

Д) Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.

Ответьте на следующие вопросы: Можно ли подвести под определения личности в вариантах «а» и «г» любого индивида? Попытайтесь сформулировать свое определение более лаконично и более точно.

2. Студенты по очереди отвечают на вопросы: Относятся приведенные характеристики к личности или к индивиду?

-свойство определяется включенностью в систему социальных отношений;

-человек как представитель вида;

свойство проявляется в совместной деятельности и общении;

-темперамент;

-направленность.

3. Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как индивида, а какие – как личность?

-хорошая координация движений;

-большая эмоциональная возбудимость;

-высокая сенсорная чувствительность;

-высокий уровень притязаний;

-медленная скорость узнавания;

инициативность;

-застенчивость;

-высокая скорость усвоения навыка.

Подходы к структуре личности

1.К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:

-убеждения, мировоззрение, интересы;

-особенности познавательных процессов;

-темперамент;

-умения, знания, привычки;

-особенности эмоциональных процессов.

2.К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:

-формирование подструктуры связано с развитием самосознания;

-состоит из элементов других подструктур личности;

-биологические факторы оказывают на подструктуру минимальное влияние.

Биологическое и социальное в психологической структуре личности

В группе обсуждается вопрос: Биологическое или социальное преобладает:

1.в темпераменте;

2.в подструктуре опыта;

3.в особенностях познавательных процессов;

4.в направленности;

5.в особенностях эмоциональных процессов.

Особенности формирования личности

1. Обозначьте особенности формирования личности. Какую роль играет социализация и индивидуализация?

2. Приведите примеры социально-ролевого поведения.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – Гл.14.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – Л.16.

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.13.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С. 311-334.

Дополнительная литература:

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999. – Разд. 4.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 302.