Цель – познакомить студентов с понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», научить различать их сущность, врожденные и приобретенные свойства, характеризовать структуру личности.
1. Проблема личности в психологии. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект».
2. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Подходы к структуре личности.
3. Особенности формирования и развития личности.
Проблема личности в психологии. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект»
1. Сравните следующие определения понятия «личность»:
А) Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность»;
Б) Личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития, можно назвать взрослого, нормального человека (но не новорожденного и не умалишенного) (по Петровскому);
В) Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания;
Г) Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенностью в общественные отношения;
Д) Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Ответьте на следующие вопросы: Можно ли подвести под определения личности в вариантах «а» и «г» любого индивида? Попытайтесь сформулировать свое определение более лаконично и более точно.
2. Студенты по очереди отвечают на вопросы: Относятся приведенные характеристики к личности или к индивиду?
-свойство определяется включенностью в систему социальных отношений;
-человек как представитель вида;
свойство проявляется в совместной деятельности и общении;
-темперамент;
-направленность.
3. Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как индивида, а какие – как личность?
-хорошая координация движений;
-большая эмоциональная возбудимость;
-высокая сенсорная чувствительность;
-высокий уровень притязаний;
-медленная скорость узнавания;
инициативность;
-застенчивость;
-высокая скорость усвоения навыка.
Подходы к структуре личности
1.К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:
-убеждения, мировоззрение, интересы;
-особенности познавательных процессов;
-темперамент;
-умения, знания, привычки;
-особенности эмоциональных процессов.
2.К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:
-формирование подструктуры связано с развитием самосознания;
-состоит из элементов других подструктур личности;
-биологические факторы оказывают на подструктуру минимальное влияние.
Биологическое и социальное в психологической структуре личности
В группе обсуждается вопрос: Биологическое или социальное преобладает:
1.в темпераменте;
2.в подструктуре опыта;
3.в особенностях познавательных процессов;
4.в направленности;
5.в особенностях эмоциональных процессов.
Особенности формирования личности
1. Обозначьте особенности формирования личности. Какую роль играет социализация и индивидуализация?
2. Приведите примеры социально-ролевого поведения.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – Гл.14.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – Л.16.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.13.
4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С. 311-334.
Дополнительная литература:
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999. – Разд. 4.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 363.