Раздел 7. Индивидуальные особенности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 7.1. Психологические различия мужских и женских психотипов. Конституциональная психология личности.

Требования к знаниям:

1. основных понятий, применяемых в психологии личности;

2. основных характеристик свойств и индивидуальных особенностей человека;

3. психологических характеристик личности и различных социальных групп;

4. содержания основных психологических явлений, возникающих в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений людей;

5. специфики проявления психологических явлений в сфере работы с людьми;

6. сферы использования категориального аппарата и основ психологии личности;

7. собственных индивидуальных особенностей.

Требования к умениям:

1. применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности;

2. хорошо ориентироваться в психологической составляющей жизни и деятельности людей.

Содержание учебного материала

Роль биологического фактора в формировании мужского и женского психотипов. Роль социального фактора в формировании мужского и женского психотипов. Этапы психосексуальной идентификации. Понятие «пол», «гендер».

Пол - онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический пол.

Пол психологический - характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли.

Половая идентичность - осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности - фемининности, готовность играть определенную половую роль. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям.

Половая роль - социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Влияние биологических и социальных факторов на формирование психологических характеристик пола. Психологические различия мужских и женских психотипов.

Понятие о конституции и конституциональном типе.

Конституция человека (от лат. constitutio - устройство) - система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, допускающая отнесение ее к одного из ряда определенных типов. Как было показано прежде всего на клиническом материале (Э.Кречмер, У.Шелдон, Х.Ю.Айзенк), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные корреляции.

Конституциональная типология Э. Кречмера. Конституциональная типология У. Шелдона.

Список литературы

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М., 1998. – Гл. 12.

2. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997. - С.447-496.

Дополнительная литература:

3. Кон И. С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С.78-84.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996, 2001. – Гл.5.

5. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. – М., 2002. – Гл.1.

Основные понятия: пол, гендер, психотип, психосексуальная идентификация; конституция, конституциональный тип, конституциональная психология, тип телосложения астенический, атлетический, пикнический и диспластичный), первичные компоненты телосложения: эндоморфность, мезоморфность, эктоморфность, соматотип, вторичные компоненты: дисплазия, гинандоморфность, аспект текстуры.

 

Тема 7.2. Темперамент

Требования к знаниям:

1. основных понятий, применяемых в психологии личности;

2. основных характеристик свойств и индивидуальных особенностей человека;

3. содержания основных психологических явлений, возникающих в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений людей;

4. специфики проявления психологических явлений в сфере работы с людьми;

5. сферы использования категориального аппарата и основ психологии личности;

6. методов психологической диагностики индивидуальных особенностей;

7. собственных индивидуальных особенностей.

Требования к умениям:

1. подбирать адекватные конкретному психологическому исследованию методы сбора данных;

2. использовать основные методики исследования психологических феноменов;

3. интерпретировать полученные результаты в соответствии с задачами исследования;

4. применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности; ориентироваться в психологической составляющей жизни и деятельности людей.

Содержание учебного материала

Понятие темперамента. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Сущность исследований проблемы темперамента в научных школах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.

Основные психологические свойства и проявления темперамента: интроверсия-экстраверсия, пластичность-ригидность, сензитивность, реактивность, активность и др. (В.С. Мерлин, В.М. Русаков и др.)

Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.