Анализ результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целью исследования явилось изучение формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

В процессе формирующего эксперимента был использован факультативный курс «Дымковская игрушка» (См.: приложение 1), затем был сделан заключительный срез и обобщены результаты эксперимента.

Условия проведения факультативного курса:

- учет возрастных особенностей учащихся, принимающих участие в эксперименте;

- учет принципов добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении эксперимента;

- проведение эксперимента проходило в период с января 2007 года по апрель 2007 года. Факультативный курс рассчитан на 28 часов, занятия проводились один раз в неделю по два часа;

- организация экспериментальных занятий с младшими школьниками в свободное от их основных уроков время (См.: приложение 2);

- избрание как индивидуальной, так и групповой форм для проведения занятий.

По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Детское творчество ближе всего к народно­му, так как является проявлением эмоциональ­ной сферы человека. В народном искусстве раскрываются исконные начала духовной жиз­ни народа в наглядных и совершенных обра­зах. Обеспечить на факультативных занятиях непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произве­дениями мастеров - самое главное, на что об­ращают внимание большинство педагогов-ху­дожников.

Страна наша богата талантами, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубе­жом. Среди них не последнее место занимает наша вятская дымковская игрушка. Внимание детей неустойчиво, притягивается всем ярким и необычным. Веселые, броские, выразитель­ные дымковские фигурки вводят нас в «такой мир, в который без них мы никогда не попали бы, который не пригрезится и во сне», - писал художник И.С. Ефимов [16].

Дымковская игрушка, первоначально пред­назначавшаяся для игры, для забавы, для сер­дечного восхищения, несет детям радость по­знания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, который пере­дается и учителю, и детям. Программа началь­ного образования дает педагогам широкие воз­можности для знакомства учащихся с дымковской игрушкой.

Нами была осуществлена экспериментальная работа с учащимися 1 «А» класса средней школы №12 г. Казани. На факультативных занятиях знакомство с дымковской игрушкой - этим уникальным родником народного творчества дает учителю возможно­сти для:

- формирования исторической и культурной памяти;

- воспитания любви к родному краю, гордос­ти за людей, его прославляющих;

- воспитания художественного вкуса;

- развития творческих способностей уча­щихся;

- развития трудовых умений и навыков.

Знакомство с дымковской игрушкой начи­нается за несколько дней до первого урока, ког­да в классе выставляются образцы или иллюс­трации игрушек. Именно это создает у детей определенный уровень «насмотренности», т.е., необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической работе. Самые первые впечатле­ния дети получают от игрушек-свистулек. Эти игрушки ближе всего младшим школьникам, потому что отвечают их потребностям в игре. Поэтому са­мая первая их работа по мотивам дымки - вы­лепливание «птички», а «птичка» у дымков­ских мастериц - это не утка, а утушка, не петух, а петушок, не индюк, а индюшок.

Далее происходит знакомство детей с элемен­тами росписи дымковской игрушки через констру­ирование её из бумаги. Посредством наблюдения вычленяются элементы дымковской росписи, идет знакомство с традициями этого ремесла:

1. Игрушка белого цвета.

2. Копытца и хвостик чернятся.

3. Главный цвет - то, что закрашено полно­стью, и он обязательно повторяется в узоре.

4. Наносится на самые видные места су­сальное золото.

Дымковский узор заключается в конкрет­ную игрушку. Работа идет по такому плану:

1. Работа с шаблонами (обводка, выкрой­ка). Дети сами выбирают, какую фигурку им выполнить. Таким образом, соблюдается необ­ходимое условие творчества: свобода выбора (хотя и относительная).

2. Роспись - самостоятельный выбор элемен­тов росписи. Образцы представлены на доске.

3. Сборка (очень удобно крепить детали с помощью скрепок).

Далее работа усложняется, и мы переходим уже к более сложной работе - лепка барельефов по мотивам дымковской игрушки. Знакомим де­тей с тем, что такое барельеф. Чтобы было понятнее, предлагаем представить фигурку так, как будто распилили ее пополам.

Процесс работы над барельефом складыва­ется из следующих этапов:

1. Вырезается выкройка-шаблон - фигурку дети выбирают сами из предложенных учите­лем (конюшок, олешек, козлик, петушок; слож­нее водоноска и барыня).

2. Пластилин (черный, ярко-красный и си­ний не брать) накладывается на середину шаб­лона и пальцами от середины раздвигается по всей поверхности, по контуру срезается стекой и дошлифовывается до гладкости влажными пальчиками.

3. Поделки раскладывают на общем подносе, покрывают сухим крахмалом и оставляют на 3 дня.

4. Стряхивают крахмал, покрывают фигур­ку белой гуашью или водоэмульсионной крас­кой и расписывают.

Последний этап работы - приклеивание фигурки на пенопласт или бархатную бумагу, можно на цветной картон. Здесь возможностей для творчества еще больше.

На всем протяжении обучения работа ве­дется от простого к сложному, на всех этапах даются творческие задания, которые также со временем усложняются.

Наследие дымковской игрушки - та почва, прикосновение к которой дает свежие силы для творческих поисков. В конце обучения подводится итог всей работы по мо­тивам дымковской игрушки на празднике «Яр­марки-свистуньи», время проведения которого приближается к исторической дате празднова­ния вятской свистопляски, где все - как и поло­жено  - на ярмарке: и гости, и ряженые, и мед­ведь, и коробейники, и частушки под перебор русской гармони, и, конечно, глиняные свис­тульки.

 «Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться ... сде­лать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому мы стремимся в меру своих сил и способностей» [16].

Работая над данной те­мой, мы пришли к следующим выводам:

1. У детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа. Это подтверждают книги и иллюстрации, которые они отыскива­ют и приносят в класс.

2. Развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобра­зительному искусству.

3. Развиваются творческие способности: если первые поделки дети делали под руковод­ством учителя, то последние их работы в худо­жественной части были выполнены полностью самостоятельно.

4. Приобретаются трудовые умения и навы­ки, расширяются знания: дети знают, что такое барельеф, папье-маше, приемы лепки дымков­ской игрушки, основные элементы узора дым­ки, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы расписывания дымки, приобретают практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки, кроме того, как и в любой работе по лепке, раз­вивается мелкая мускулатура кистей рук.

В конце экспериментальной работы нами был проведен заключительный срез уровня сформированности художественно-эстетических основ у учащихся. Дан­ные этого эксперимента отражены в таблице 3.

Таблица 3.

 

Эксперимен. группа

Контрол. группа

Количество (в %)

Количество (в %)

Познават. Ценнност-мотив. Деятел. Познават. Ценнност-мотив. Деятел.
высокий 50 45 55 10 20 15
средний 50 55 45 80 65 70
низкий - - - 10 15 15

 

Заключительный срез показывает, что в контрольной группе показатели практически показали небольшие изменения, тогда как в экспериментальной произошли существенные изменения по основным характеристикам уровней.

После экспериментальной работы в экспериментальной группе количество детей (в %) имеющих низкий уровень сформированности художественно-эстетических основ уменьшилось на 17,6%, в контрольной группе - на 16,7%; количество детей, имеющих средний уровень уменьшилось на 23,3% в экспериментальной группе и увеличилось на 6,7% - в контрольной группе; количество детей, имеющих высокий уровень развития художественно-эстетических основ в экспериментальной группе увеличилось на 50%, и увеличилось на 10% - в контрольной группе (См.: таблица 4).

 

Таблица 4.

 

Анализ уровней развития художественно-эстетических основ в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента

Уровни развития культуры поведения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До экспе- римента После экспе- римента Возросло (+) или уменьшилось (-) До экспе- римента После экспе- римента Возросло (+) или уменьшилось (-)
А низкий уровень 17,6% 0% (-)17,6 30% 13,3% (-)16,7
Б средний уровень 73,3% 50% (-)23,3 65% 71,7% (+)6,7
В высокий уровень 0% 50% (+)50 5% 15% (+)10

 

Рис.1. Результаты уровней развития художественно-эстетических основ в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента

 

Исходя из всего сказанного, можно сделать вы­вод: работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

В заключение нам хотелось бы привести слова Алексея Иванови­ча Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: «Детей необходи­мо научить творить хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли» [16].

 

Выводы по главе 2

В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:

- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

 

 

Заключение

Вопросы художественно-эстетического воспитания привлекали внимание многих ученых. На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народ­ному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].

Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социаль­ными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:

- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

 

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 608с.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб, 2001. - 287с.

3. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.- 65с.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры. - М.: Знание, 2001. – 135с.

5. Борев Ю.Б. Эстетика. – 3- е изд. – М.: Полит. лит., 1981. – 398с.

6. Буров А.И.. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234с.

7. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1990.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

9. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 185с.

11. Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Изд. центр «Аз», 1995. – 214с.

12. Кант И. Кри­тика способности суждения. - М., 1994.

13. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. - М.: Центр, 1994. – 129с.

14. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. – М.: Просвещение, 1983. – 244с.

15. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112с.

16. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работа по мотивам дымковской игрушки// Начальная школа. – 2000. - №11. – С.65-70.

17. Константиновский В. Учить прекрасному. - М., Молодая гвардия, 1973. – 83с.

18. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. - М., 1985.

19. Кузин В.С. Программа «Изобразительное искусство» // Начальная школа. - 2001. - №8. - С.41-42.

20. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания // Педагогика. - 1998. - №1. - С.49-54

21. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе. - М., 1989. – 156с.

22. Люблинский И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания. – М.: Просвещение, 1993. – 234с.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

24. Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.39-40.

25. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

26. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982. - 89с.

27. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад // Педагогический вестник - №№ 3,4 - 1996 г.

28. Общая психология / Под ред. Богословского В.В. Ковалева А.Т. Степановой А. М.: Просвещение, 1981 г. – 345с.

29. Перминова Н. Дымковская расписная. - Вятка, 1979.

30. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991

31. Проблемы эстетического воспитания детей: Сборник научно-методических статей. М.: Наука, 1985 г. – 296с.

32. Рабчевская Т.В., Херсон Г. Генетические истоки игровых методов обучения. – М., 2003. – 89с.

33. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1989. – 190с.

34. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. - М., 1961

35. Сироткин Л.Ю. Становление личности дошкольника // Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.

36. Словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1986 с. – 320с.

37. Сухомлинский В. А, Духовный мир школьника. - М., 1961.

38. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1982.

39. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося. – М., 1988. – 213 с.

40. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Высш. школа, 1990. – 576с.

41. Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. - М.: Рольф, 1999. – 208с.

42. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М.: Новая школа, 1993. – 89с.

43. Шпикалова Т.Я. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.43-45.

44. Щацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., 1980. – 123 с.

45. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. – 240с.

46. Эстетическое сознание и процесс его формирования. - Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981 – 237с.

47. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание // Знание. Серия «Педагогика и психология». – 1986. - №10. – 62с.

 

Приложение 1.

Программа факультативного курса «Дымковская игрушка»

Дата проведения Тема урока
11.01.07 Вводный урок. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.
25.01.07 Урок 2. Нарядный узор Дымково.
1.02.07 Урок. 3. Нарядный узор Дымково.
8.02.07 Урок. 4. Вылепливание птички.
15.02.07 Урок 5. Едет Ваня на коне.
22.02.07 Урок 6. Едет Ваня на коне.
1.03.07 Урок 7. Дымковская барышня.
8.03.07 Урок 8. Дымковская барышня.
15.03.07 Урок 9. Роспись дымковской игрушки.
22.03.07 Урок 10. Роспись дымковской игрушки.
5.04.07 Урок 11. Роспись дымковской игрушки.
12.04.07 Урок 12. Роспись дымковской игрушки.
19.04.07 Урок 13. Роспись дымковской игрушки.
26.04.07 Выставка поделок.

 

 

Приложение 2.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.