Целью исследования явилось изучение формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).
В процессе формирующего эксперимента был использован факультативный курс «Дымковская игрушка» (См.: приложение 1), затем был сделан заключительный срез и обобщены результаты эксперимента.
Условия проведения факультативного курса:
- учет возрастных особенностей учащихся, принимающих участие в эксперименте;
- учет принципов добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении эксперимента;
- проведение эксперимента проходило в период с января 2007 года по апрель 2007 года. Факультативный курс рассчитан на 28 часов, занятия проводились один раз в неделю по два часа;
- организация экспериментальных занятий с младшими школьниками в свободное от их основных уроков время (См.: приложение 2);
- избрание как индивидуальной, так и групповой форм для проведения занятий.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Детское творчество ближе всего к народному, так как является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах. Обеспечить на факультативных занятиях непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров - самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов-художников.
Страна наша богата талантами, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Среди них не последнее место занимает наша вятская дымковская игрушка. Внимание детей неустойчиво, притягивается всем ярким и необычным. Веселые, броские, выразительные дымковские фигурки вводят нас в «такой мир, в который без них мы никогда не попали бы, который не пригрезится и во сне», - писал художник И.С. Ефимов [16].
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несет детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, который передается и учителю, и детям. Программа начального образования дает педагогам широкие возможности для знакомства учащихся с дымковской игрушкой.
Нами была осуществлена экспериментальная работа с учащимися 1 «А» класса средней школы №12 г. Казани. На факультативных занятиях знакомство с дымковской игрушкой - этим уникальным родником народного творчества дает учителю возможности для:
- формирования исторической и культурной памяти;
- воспитания любви к родному краю, гордости за людей, его прославляющих;
- воспитания художественного вкуса;
- развития творческих способностей учащихся;
- развития трудовых умений и навыков.
Знакомство с дымковской игрушкой начинается за несколько дней до первого урока, когда в классе выставляются образцы или иллюстрации игрушек. Именно это создает у детей определенный уровень «насмотренности», т.е., необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической работе. Самые первые впечатления дети получают от игрушек-свистулек. Эти игрушки ближе всего младшим школьникам, потому что отвечают их потребностям в игре. Поэтому самая первая их работа по мотивам дымки - вылепливание «птички», а «птичка» у дымковских мастериц - это не утка, а утушка, не петух, а петушок, не индюк, а индюшок.
Далее происходит знакомство детей с элементами росписи дымковской игрушки через конструирование её из бумаги. Посредством наблюдения вычленяются элементы дымковской росписи, идет знакомство с традициями этого ремесла:
1. Игрушка белого цвета.
2. Копытца и хвостик чернятся.
3. Главный цвет - то, что закрашено полностью, и он обязательно повторяется в узоре.
4. Наносится на самые видные места сусальное золото.
Дымковский узор заключается в конкретную игрушку. Работа идет по такому плану:
1. Работа с шаблонами (обводка, выкройка). Дети сами выбирают, какую фигурку им выполнить. Таким образом, соблюдается необходимое условие творчества: свобода выбора (хотя и относительная).
2. Роспись - самостоятельный выбор элементов росписи. Образцы представлены на доске.
3. Сборка (очень удобно крепить детали с помощью скрепок).
Далее работа усложняется, и мы переходим уже к более сложной работе - лепка барельефов по мотивам дымковской игрушки. Знакомим детей с тем, что такое барельеф. Чтобы было понятнее, предлагаем представить фигурку так, как будто распилили ее пополам.
Процесс работы над барельефом складывается из следующих этапов:
1. Вырезается выкройка-шаблон - фигурку дети выбирают сами из предложенных учителем (конюшок, олешек, козлик, петушок; сложнее водоноска и барыня).
2. Пластилин (черный, ярко-красный и синий не брать) накладывается на середину шаблона и пальцами от середины раздвигается по всей поверхности, по контуру срезается стекой и дошлифовывается до гладкости влажными пальчиками.
3. Поделки раскладывают на общем подносе, покрывают сухим крахмалом и оставляют на 3 дня.
4. Стряхивают крахмал, покрывают фигурку белой гуашью или водоэмульсионной краской и расписывают.
Последний этап работы - приклеивание фигурки на пенопласт или бархатную бумагу, можно на цветной картон. Здесь возможностей для творчества еще больше.
На всем протяжении обучения работа ведется от простого к сложному, на всех этапах даются творческие задания, которые также со временем усложняются.
Наследие дымковской игрушки - та почва, прикосновение к которой дает свежие силы для творческих поисков. В конце обучения подводится итог всей работы по мотивам дымковской игрушки на празднике «Ярмарки-свистуньи», время проведения которого приближается к исторической дате празднования вятской свистопляски, где все - как и положено - на ярмарке: и гости, и ряженые, и медведь, и коробейники, и частушки под перебор русской гармони, и, конечно, глиняные свистульки.
«Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться ... сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому мы стремимся в меру своих сил и способностей» [16].
Работая над данной темой, мы пришли к следующим выводам:
1. У детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа. Это подтверждают книги и иллюстрации, которые они отыскивают и приносят в класс.
2. Развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительному искусству.
3. Развиваются творческие способности: если первые поделки дети делали под руководством учителя, то последние их работы в художественной части были выполнены полностью самостоятельно.
4. Приобретаются трудовые умения и навыки, расширяются знания: дети знают, что такое барельеф, папье-маше, приемы лепки дымковской игрушки, основные элементы узора дымки, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы расписывания дымки, приобретают практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки, кроме того, как и в любой работе по лепке, развивается мелкая мускулатура кистей рук.
В конце экспериментальной работы нами был проведен заключительный срез уровня сформированности художественно-эстетических основ у учащихся. Данные этого эксперимента отражены в таблице 3.
Таблица 3.
| Эксперимен. группа | Контрол. группа | ||||
Количество (в %) | Количество (в %) | |||||
Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | |
высокий | 50 | 45 | 55 | 10 | 20 | 15 |
средний | 50 | 55 | 45 | 80 | 65 | 70 |
низкий | - | - | - | 10 | 15 | 15 |
Заключительный срез показывает, что в контрольной группе показатели практически показали небольшие изменения, тогда как в экспериментальной произошли существенные изменения по основным характеристикам уровней.
После экспериментальной работы в экспериментальной группе количество детей (в %) имеющих низкий уровень сформированности художественно-эстетических основ уменьшилось на 17,6%, в контрольной группе - на 16,7%; количество детей, имеющих средний уровень уменьшилось на 23,3% в экспериментальной группе и увеличилось на 6,7% - в контрольной группе; количество детей, имеющих высокий уровень развития художественно-эстетических основ в экспериментальной группе увеличилось на 50%, и увеличилось на 10% - в контрольной группе (См.: таблица 4).
Таблица 4.
Анализ уровней развития художественно-эстетических основ в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
Уровни развития культуры поведения | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
До экспе- римента | После экспе- римента | Возросло (+) или уменьшилось (-) | До экспе- римента | После экспе- римента | Возросло (+) или уменьшилось (-) | |
А низкий уровень | 17,6% | 0% | (-)17,6 | 30% | 13,3% | (-)16,7 |
Б средний уровень | 73,3% | 50% | (-)23,3 | 65% | 71,7% | (+)6,7 |
В высокий уровень | 0% | 50% | (+)50 | 5% | 15% | (+)10 |
Рис.1. Результаты уровней развития художественно-эстетических основ в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод: работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.
В заключение нам хотелось бы привести слова Алексея Ивановича Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: «Детей необходимо научить творить хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли» [16].
Выводы по главе 2
В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:
- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;
- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.
Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.
Заключение
Вопросы художественно-эстетического воспитания привлекали внимание многих ученых. На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формированию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].
Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастающего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социальными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к труду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детскому художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окружающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, являясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому наследию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).
Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художественно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практической форм приобщения учащихся к народному ДПИ.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.
В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:
- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;
- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.
Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 608с.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб, 2001. - 287с.
3. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.- 65с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры. - М.: Знание, 2001. – 135с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. – 3- е изд. – М.: Полит. лит., 1981. – 398с.
6. Буров А.И.. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234с.
7. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1990.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
9. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 185с.
11. Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Изд. центр «Аз», 1995. – 214с.
12. Кант И. Критика способности суждения. - М., 1994.
13. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. - М.: Центр, 1994. – 129с.
14. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. – М.: Просвещение, 1983. – 244с.
15. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112с.
16. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работа по мотивам дымковской игрушки// Начальная школа. – 2000. - №11. – С.65-70.
17. Константиновский В. Учить прекрасному. - М., Молодая гвардия, 1973. – 83с.
18. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. - М., 1985.
19. Кузин В.С. Программа «Изобразительное искусство» // Начальная школа. - 2001. - №8. - С.41-42.
20. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания // Педагогика. - 1998. - №1. - С.49-54
21. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе. - М., 1989. – 156с.
22. Люблинский И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания. – М.: Просвещение, 1993. – 234с.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
24. Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.39-40.
25. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
26. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982. - 89с.
27. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад // Педагогический вестник - №№ 3,4 - 1996 г.
28. Общая психология / Под ред. Богословского В.В. Ковалева А.Т. Степановой А. М.: Просвещение, 1981 г. – 345с.
29. Перминова Н. Дымковская расписная. - Вятка, 1979.
30. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991
31. Проблемы эстетического воспитания детей: Сборник научно-методических статей. М.: Наука, 1985 г. – 296с.
32. Рабчевская Т.В., Херсон Г. Генетические истоки игровых методов обучения. – М., 2003. – 89с.
33. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1989. – 190с.
34. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. - М., 1961
35. Сироткин Л.Ю. Становление личности дошкольника // Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.
36. Словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1986 с. – 320с.
37. Сухомлинский В. А, Духовный мир школьника. - М., 1961.
38. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1982.
39. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося. – М., 1988. – 213 с.
40. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Высш. школа, 1990. – 576с.
41. Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. - М.: Рольф, 1999. – 208с.
42. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М.: Новая школа, 1993. – 89с.
43. Шпикалова Т.Я. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.43-45.
44. Щацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., 1980. – 123 с.
45. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. – 240с.
46. Эстетическое сознание и процесс его формирования. - Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981 – 237с.
47. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание // Знание. Серия «Педагогика и психология». – 1986. - №10. – 62с.
Приложение 1.
Программа факультативного курса «Дымковская игрушка»
Дата проведения | Тема урока |
11.01.07 | Вводный урок. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. |
25.01.07 | Урок 2. Нарядный узор Дымково. |
1.02.07 | Урок. 3. Нарядный узор Дымково. |
8.02.07 | Урок. 4. Вылепливание птички. |
15.02.07 | Урок 5. Едет Ваня на коне. |
22.02.07 | Урок 6. Едет Ваня на коне. |
1.03.07 | Урок 7. Дымковская барышня. |
8.03.07 | Урок 8. Дымковская барышня. |
15.03.07 | Урок 9. Роспись дымковской игрушки. |
22.03.07 | Урок 10. Роспись дымковской игрушки. |
5.04.07 | Урок 11. Роспись дымковской игрушки. |
12.04.07 | Урок 12. Роспись дымковской игрушки. |
19.04.07 | Урок 13. Роспись дымковской игрушки. |
26.04.07 | Выставка поделок. |
Приложение 2.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 301.