под редакцией В.С. Кузина [19]
Занятия изобразительным искусством являются одним из любимых и увлекательных видов учебно-творческой, художественной деятельности детей, начиная с дошкольного возраста.
Сказанное обусловливает тот факт, что изобразительная деятельность, художественное творчество детей (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций и т.п.) ввиду своей специфики - ярко выраженного эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям окружающего мира, к прекрасному - сами по себе могут служить средством развития положительных эмоций и стимулов обучения, радостных переживаний, средством снятия перегрузки школьника.
Однако при решении конкретных учебных задач на уроке изобразительного искусства, требовании выполнить задание по тону или иному разделу программы предполагает, помимо интереса и желания рисовать, лепить и т.п., сосредоточение внимания, памяти, волевых усилий, активной работы мышления и воображения, зрительно-моторных координации. Данные факторы при отсутствии гибкой методики организации урока могут привести к чрезмерному напряжению духовных и физических сил ребенка, т.е. к перегрузке.
Все сказанное обусловливает необходимость ряд уроков изобразительного искусства в начале учебного года в I классе организовать с учетом максимальной нагрузки содержания и с целью возбуждения интереса, радостного настроя, активного включения в учебный процесс игры (сюжетно-ролевых и дидактических игр), разнообразия видов изобразительной деятельности на уроках.
1-й урок. Тема: Мы юные художники. Демонстрация картин (репродукций) И. Шишкина «Лесные дали», И. Поленова «Заросший пруд» - первое знакомство первоклассников с произведениями художников - своего рода волшебниками, способными передать красоту окружающего мира.
Общее знакомство с инструментами и материалами, используемыми художниками: карандашом, ластиком, бумагой, акварельными и гуашевыми красками, кистью, палитрой (листы бумаги или блюдце), баночкой для воды.
Знакомству с художественными инструментами и материалами предшествует творческое учебное задание - «Где ты это видел, использовал ранее?», «Догадайся, что это такое?» (акварельные краски, гуашевые краски).
Завершается урок упражнением «Волшебные краски» - смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов (зеленого, оранжевого, фиолетового).
2-й урок. Тема: В гостях у сказки - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».
Урок начинается со знакомства с произведениями известных художников-иллюстраторов детских книг Ю. Васнецова и Е. Рачева.
Учитель предлагает вспомнить основные сюжеты сказки «Колобок».
Иллюстрирование сказки проводится в форме игры - дети самостоятельно выбирают героя сказки (колобок, дед, лиса, заяц и т.д.) и изображают его на листе бумаги.
В конце урока учитель из детских рисунков составляет на классной доске различные композиции.
3-й урок. Тема: Золотые краски осени - экскурсия в природу. Во время экскурсии дети под руководством учителя наблюдают форму различных зданий, построек, цветовую окраску осенней природы.
Детям даются творческие учебные задания на темы: «В какие цвета окрашены осенние листья клена, березы, тополя, дуба, яблони?», «Знаешь ли ты картины художников с изображением осенней природы?», «Какие стихи, посвященные осени, ты помнишь?», «Почему осень часто называют золотой?»
4-й урок. Тема: Золотые краски осеннего дерева - рисование по памяти и по представлению осеннего дерева.
Урок начинается с воспоминаний об экскурсии в природу и впечатлений, которые произвела на детей осенняя природа. Затем демонстрируется картина И. Левитана «Золотая осень» и проводится короткая беседа о красоте осенней природы.
После показа учителем последовательности рисования осеннего дерева учащиеся выполняют рисунок своего осеннего дерева акварельными или гуашевыми красками.
5-й урок. Тема: Декоративная работа - праздничная гирлянда.
Проводится ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы гуашью. Устанавливается различие приемов работы гуашью и акварелью.
Затем выполняются красочные упражнения: цепочки - гирлянда из красных, синих, розовых, зеленых, голубых и желтых колец. В игровой форме закрепляются навыки работы гуашью.
6-й урок. Тема: Волшебный узор - составление узора из декоративных ягод и листьев. Предварительное ознакомление с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте (демонстрация изделий или репродукций и рассматривание их).
Показ приемов выполнения простейшей хохломской росписи: ягодки, листочки, травинки, завитки. Обращается внимание на сочетание цветов краски хохломской росписи (красный, желтый, золотой, черной, немного зеленого).
Затем дети рисуют свою полоску и украшают ее узором из ягод и листьев.
В конце урока - выставка детских рисунков.
7-й урок. Тема: Красота формы листьев деревьев - лепка простых по форме листьев березы, осины, яблони, сирени.
Первое знакомство детей с природными особенностями глины и пластилина, правилами лепки сопровождается изучением основной формы изображаемых листьев, анализом репродукций и фотографий со скульптуры, анализом простых по формам гипсовых орнаментов-розеток.
8-й урок. Тема: Узор из кругов и треугольников - составление аппликации из цветной бумаги и картона в прямоугольнике.
Особое внимание уделяется приемам работы ножницами, клеем.
Предварительно показывается сочетание элементов узора на различном фоне и в разных композициях. Подчеркивается роль ритма и симметрии в чередовании треугольников и кругов.
Обращается внимание на широкое использование геометрических форм в жизни и искусстве, особенно в декоративно-прикладном искусстве.
Завершается урок выставкой детских аппликаций и просьбой рассказать, что можно украсить такими узорами.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Т.Я. Шпикаловой [43]
Все восемь занятий первой четверти посвящены теме «Восхитись красотой нарядной осени». Изобразительный материал в УМК подобран так, чтобы учитель имел возможности для проведения занимательных, интересных занятий, в процессе которых шестилетний школьник участвует в различных игровых ситуациях, любуется картинами родной природы, фантазирует, создает красивые рисунки и декоративные изделия.
Игровой прием доминирует, чтобы облегчить вчерашнему дошкольнику переход к новым учебным ритмам школьной жизни.
Так, на занятиях 1-3 предлагается сочинить разные картины, связанные с красотой золотой осени, с настроениями праздника урожая. Создать непринужденные игровые ситуации на этих занятиях могут помочь Кисточка и Красочная осень,
Кисточка как фантастический образ оживает и играет с детьми, превращая упражнение на различные приемы рисования кистью в увлекательное занятие. Толстые и тонкие кисточки весело двигаются по бумаге, оставляя разные следы. Дети определяют, как двигается веселая Кисточка: вот она протопала, оставляя след во всю длину ворса; затем прошлась «на цыпочках», оставляя точки и кружочки; пролетела как стрела, прочертив прямую дорожку; закружилась в веселом танце по кругу.
Повторив упражнение за Кисточкой на отдельном листе, дети раскрепощаются, начинают фантазировать, как следы Кисточки помогут им нарисовать свою золотую осень. Красочная осень приглашает их полюбоваться деревьями в саду, картинами художников и произведениями народных мастеров. Они ответили на вопросы Красочной осени. (Вопросы предлагаются в учебнике. Учитель читает и варьирует свои вопросы).
Другой вариант игры с кисточкой и красками ожидает детей, когда игра заканчивается сюрпризом: раздельный мазок превращается в художественное изображение осеннего листа и яблока. Они вновь выполняют за Кисточкой упражнение на отдельном листе. В творческой тетради они рисуют свою композицию, применяя прием раздельного мазка. Красочная осень дает оценку детским рисункам.
Восхищение красотой нарядной осени не ограничивается творческой работой в тетради и по учебнику. Экскурсии в природу, живые наблюдения за изменением окружающего пейзажа, сбор листьев и сухих трав - все становится предметом наблюдения и детского восхищения.
На занятиях по художественному труду в этот период также учитывается воздействие красоты осенней природы. Дети создают осенний пейзаж, «рисуя» ножницами панно из осенних листьев, лепят украшение - бусы. Новые материалы по сравнению с уроками изобразительного искусства открывают новые возможности в создании художественного изображения. Мы знакомим детей с художественным приемом уподобления, который очень широко и разнообразно отражен в народном творчестве: ковш-птица, конь-качалка, корабль-птица, свистулька-конь. В осенней теме раскрывается необычайно емкий прием уподобления: лист-дерево, цветок-дерево, трава-дерево. Этот художественный прием помогает понять и почувствовать глубинные связи художественного образа с миром природы, с поэтическим восприятием мира народным мастером.
В этой связи героем игровых ситуаций на занятиях может стать народный мастер, обладающий волшебной силой воображения и превращающий обычную бумагу или листья в сказочно-прекрасный осенний лес, кусочки глины - в рябиновые бусы, речные камешки - в полосатого кота.
На каждом уроке учитель сочиняет маленькие сказки, отмечает удивительные свойства мастера: он делится секретами своего мастерства с детьми (показывает, как выполнить красивые прорези-веточки; показывает, как подготовить глиняные бусинки к окраске); он озадачивает детей своими вопросами, чтобы они выполнили коллективную работу и создали из осенних листьев сказочный лес, в котором живут сказочные птицы и звери, о которых дети могли бы сочинить маленькие сказки.
Заключительные занятия первой четверти посвящены встрече с Хохломой, «В золоте Хохломы - золото осени». Мы совершаем путешествие в мастерские мастеров.
Радостное открытие мира родной природы в узорах Хохломы начинается со встречи с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. С первых шагов в мир народного творчества младшего школьника окружают произведения народного искусства, и главным проводником в этом мире становится сам народный мастер. От лица мастера в игровой форме учитель помогает детям понять язык орнаментальных мотивов, раскрыть секреты рождения художественного образа и дать задание ученику. Создание такой игровой ситуации предполагает погружение учителя в мир труда, искусства и быта народного мастера. Народный мастер - наше национальное богатство, наше духовное достояние. «Народный мастер - это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиции коллективного опыта, носитель народного эпоса. Это «человек трудолюбивой души». Такое определение особенно примечательно, поскольку мастерство, как правило, включает в себя «духовный опыт» - так отзывается о народных умельцах известный искусствовед М.А. Некрасова. Эти слова могут служить для педагога путеводным ориентиром в его работе с учащимися I-IV классов по усвоению духовного наследия, без которого немыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других.
И с первых заданий детское творчество развивается в определенной последовательности на основе принципов народного творчества: повтор - вариации - импровизации.
Народный мастер не случайно предлагает первое задание с ласковым названием «Петушок - золотой гребешок». Это дает возможность обратиться к народным сказкам, поговорить и выслушать детей о том, в каких сказках живет петушок, какой этот герой в сказках, шутках (потешках), прибаутках, загадках. В народном декоративно-прикладном творчестве петушок, птица - образ солнечного света, огня. И в хохломской росписи он передан в огненно-теплой цветовой гамме. В создании своего золотого петушка детям помогает волшебная Кисточка, напоминая движение длинных и коротких мазков.
В мастерской другого мастера, Людмилы Васильевны Орловой, предлагается задание на повтор элементов травного узора Хохломы. Мастер показывает, как нарисовать эти элементы кистью. Элементы располагаются на рисунке мастера с нарастающей степенью трудности: «травинки», «капельки», «усики», «завитки».
На уроках художественного труда также происходит знакомство с Хохломой. Из бумаги дети моделируют ковш-птицу. Следует оговориться, что более подробные художественно-технологические картины готовятся в издании тетради по художественному труду. Первоклассники, представляя себя мастерами, совершают чудесное превращение бумаги в ковш-птицу. Мы вновь обращаемся к приему уподобления в народном творчестве.
Учитель в роли народного мастера напоминает о некоторых особенностях декоративной формы ковша из бумаги и расположения элементов хохломского узора для его украшения: заостренность силуэта птицы, вырезанной из бумаги, а не выточенной из дерева, разнообразие ритма элементов росписи для разных частей сосуда-птицы (грудки, хвоста, туловища).
В момент вырезания силуэта-развертки ковша-птицы мастер кратко повествует о значении этого древнего сосуда на торжественных праздниках в давние времена.
По завершении работ желательно полюбоваться всем вместе многоголосным звучанием орнаментальной росписи на многочисленных ковшах. Поиграть, подвигать бумажные ковши, находя наиболее выигрышные положения их на поверхности стола.
Поставить в самые красивые из них небольшие пучки осенних сухих травинок, колосков.
Обратите внимание родителей на духовную значимость этой небольшой работы первоклассников, которая помогает установить связь поколений, открыть красоту в праздничных обрядах прошлого. Пусть и в современной квартире найдется место для этого чудо-сосуда, созданного ребенком.
Таким образом, все сказанное подтверждает положение о том, что период адаптирования к новым условиям пребывания шестилетних детей в школе предполагает создание различных игровых ситуаций, доброжелательной атмосферы на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с учетом психологических особенностей этого возраста (цельность взгляда на мир в единстве познания и эмоционального восприятия; способность естественно принимать правила игры; легкость перевоплощения и обмена ролями). Это требует создания определенных педагогических условий. Среди них можно отметить особенно важные:
- уметь непосредственно, заинтересованно и эмоционально воспользоваться игровыми приемами: «О чем могла рассказать нарядная Осень и Кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы;
- путешествие в мастерскую народного мастера; сказки и др.;
- способствовать проявлению воображения, пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства и приметами осеннего пейзажа в местности, где живут учащиеся;
- не препятствовать желанию учащихся при выполнении упражнений создавать свои композиции;
- обратить внимание на прием уподобления в создании образа художественной вещи в народном творчестве и детских работах;
- способствовать формированию представления о том, что создание художественного изображения с помощью мазка, пятна, точки может быть достигнуто не только при рисовании кистью, но и при обращении к технике аппликации, а также при «рисовании» ножницами, при эксперименте с природными материалами. Это один из путей интеграции разных видов художественно-творческой деятельности учащихся: первоклассники учатся видеть и понимать общее в художественном изображении реальных предметов родной природы. Поэтому так органично вписываются в циклы уроков изобразительного и народного искусства уроки художественного труда;
- во время беседы обратить внимание на сходство и различие в изображении художниками осеннего пейзажа; привлечь произведения поэтов и музыку, чтобы у детей возник целостный многомерный образ пейзажа в пору золотой осени. Так вырабатывается отношение к родной природе как достопримечательности, постепенно зарождается ощущение своей причастности к ее красоте.
Этому во многом помогает включение в беседу произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства: русская лаковая миниатюра, расписные жостовские подносы, хохломская посуда, работы в технике коллажа и текстиля.
Выводы по главе 1
На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формированию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].
Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастающего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социальными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к труду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детскому художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окружающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, являясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому наследию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).
Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художественно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практической форм приобщения учащихся к народному ДПИ.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.