Программа «Изобразительное искусство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

под редакцией В.С. Кузина [19]

Занятия изобразительным искусством являются одним из любимых и увлекатель­ных видов учебно-творческой, художест­венной деятельности детей, начиная с до­школьного возраста.

Сказанное обусловливает тот факт, что изобразительная деятельность, художест­венное творчество детей (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций и т.п.) ввиду своей специфики - ярко выраженного эмоционально-чувственного отно­шения к предметам и явлениям окружаю­щего мира, к прекрасному - сами по себе могут служить средством развития положи­тельных эмоций и стимулов обучения, ра­достных переживаний, средством снятия перегрузки школьника.

Однако при решении конкретных учеб­ных задач на уроке изобразительного искус­ства, требовании выполнить задание по то­ну или иному разделу программы предпо­лагает, помимо интереса и желания рисо­вать, лепить и т.п., сосредоточение внима­ния, памяти, волевых усилий, активной ра­боты мышления и воображения, зрительно-моторных координации. Данные факторы при отсутствии гибкой методики организа­ции урока могут привести к чрезмерному напряжению духовных и физических сил ребенка, т.е. к перегрузке.

Все сказанное обусловливает необходи­мость ряд уроков изобразительного искус­ства в начале учебного года в I классе организовать с учетом максимальной нагрузки содержания и с целью возбуждения интере­са, радостного настроя, активного включе­ния в учебный процесс игры (сюжетно-ролевых и дидактических игр), разнообразия видов изобразительной деятельности на уроках.

1-й урок. Тема: Мы юные художники. Демонстрация картин (репродукций) И. Шишкина «Лесные дали», И. Поленова «Заросший пруд» - первое знакомство первоклассников с произведениями худож­ников - своего рода волшебниками, спо­собными передать красоту окружающего мира.

Общее знакомство с инструментами и материалами, используемыми художника­ми: карандашом, ластиком, бумагой, аква­рельными и гуашевыми красками, кистью, палитрой (листы бумаги или блюдце), ба­ночкой для воды.

Знакомству с художественными инстру­ментами и материалами предшествует твор­ческое учебное задание - «Где ты это ви­дел, использовал ранее?», «Догадайся, что это такое?» (акварельные краски, гуашевые краски).

Завершается урок упражнением «Вол­шебные краски» - смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получе­ния составных цветов (зеленого, оранжево­го, фиолетового).

2-й урок. Тема: В гостях у сказки - ил­люстрирование русской народной сказки «Колобок».

Урок начинается со знакомства с произ­ведениями известных художников-иллюст­раторов детских книг Ю. Васнецова и Е. Рачева.

Учитель предлагает вспомнить основ­ные сюжеты сказки «Колобок».

Иллюстрирование сказки проводится в форме игры - дети самостоятельно вы­бирают героя сказки (колобок, дед, лиса, заяц и т.д.) и изображают его на листе бу­маги.

В конце урока учитель из детских рисун­ков составляет на классной доске различ­ные композиции.

3-й урок. Тема: Золотые краски осе­ни - экскурсия в природу. Во время экс­курсии дети под руководством учителя на­блюдают форму различных зданий, постро­ек, цветовую окраску осенней природы.

Детям даются творческие учебные зада­ния на темы: «В какие цвета окрашены осенние листья клена, березы, тополя, дуба, яблони?», «Знаешь ли ты картины художни­ков с изображением осенней природы?», «Какие стихи, посвященные осени, ты по­мнишь?», «Почему осень часто называют золотой?»

4-й урок. Тема: Золотые краски осенне­го дерева - рисование по памяти и по пред­ставлению осеннего дерева.

Урок начинается с воспоминаний об экс­курсии в природу и впечатлений, которые произвела на детей осенняя природа. Затем демонстрируется картина И. Левитана «Зо­лотая осень» и проводится короткая беседа о красоте осенней природы.

После показа учителем последователь­ности рисования осеннего дерева учащие­ся выполняют рисунок своего осеннего дерева акварельными или гуашевыми кра­сками.

5-й урок. Тема: Декоративная работа - праздничная гирлянда.

Проводится ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы гуашью. Уста­навливается различие приемов работы гуа­шью и акварелью.

Затем выполняются красочные упражне­ния: цепочки - гирлянда из красных, си­них, розовых, зеленых, голубых и желтых колец. В игровой форме закрепляются на­выки работы гуашью.

6-й урок. Тема: Волшебный узор - со­ставление узора из декоративных ягод и ли­стьев. Предварительное ознакомление с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте (демонстрация изделий или ре­продукций и рассматривание их).

Показ приемов выполнения простейшей хохломской росписи: ягодки, листочки, тра­винки, завитки. Обращается внимание на сочетание цветов краски хохломской роспи­си (красный, желтый, золотой, черной, не­много зеленого).

Затем дети рисуют свою полоску и укра­шают ее узором из ягод и листьев.

В конце урока - выставка детских ри­сунков.

7-й урок. Тема: Красота формы листьев деревьев - лепка простых по форме листь­ев березы, осины, яблони, сирени.

Первое знакомство детей с природными особенностями глины и пластилина, прави­лами лепки сопровождается изучением ос­новной формы изображаемых листьев, ана­лизом репродукций и фотографий со скульптуры, анализом простых по формам гипсовых орнаментов-розеток.

8-й урок. Тема: Узор из кругов и треу­гольников - составление аппликации из цветной бумаги и картона в прямоуголь­нике.

Особое внимание уделяется приемам ра­боты ножницами, клеем.

Предварительно показывается сочета­ние элементов узора на различном фоне и в разных композициях. Подчеркивается роль ритма и симметрии в чередовании треуголь­ников и кругов.

Обращается внимание на широкое ис­пользование геометрических форм в жизни и искусстве, особенно в декоративно-при­кладном искусстве.

Завершается урок выставкой детских аппликаций и просьбой рассказать, что можно украсить такими узорами.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Т.Я. Шпикаловой [43]

Все восемь занятий первой четверти по­священы теме «Восхитись красотой наряд­ной осени». Изобразительный материал в УМК подобран так, чтобы учитель имел возможности для проведения заниматель­ных, интересных занятий, в процессе кото­рых шестилетний школьник участвует в различных игровых ситуациях, любуется картинами родной природы, фантазирует, создает красивые рисунки и декоративные изделия.

Игровой прием доминирует, чтобы об­легчить вчерашнему дошкольнику переход к новым учебным ритмам школьной жизни.

Так, на занятиях 1-3 предлагается сочи­нить разные картины, связанные с красотой золотой осени, с настроениями праздника урожая. Создать непринужденные игровые ситуации на этих занятиях могут помочь Кисточка и Красочная осень,

Кисточка как фантастический образ оживает и играет с детьми, превращая уп­ражнение на различные приемы рисования кистью в увлекательное занятие. Толстые и тонкие кисточки весело двигаются по бумаге, оставляя разные следы. Дети определяют, как двигается веселая Кисточка: вот она протопала, оставляя след во всю длину вор­са; затем прошлась «на цыпочках», остав­ляя точки и кружочки; пролетела как стре­ла, прочертив прямую дорожку; закружи­лась в веселом танце по кругу.

Повторив упражнение за Кисточкой на отдельном листе, дети раскрепощаются, начинают фантазировать, как следы Кисточки помогут им нарисовать свою золотую осень. Красочная осень приглашает их полюбоваться деревьями в саду, картина­ми художников и произведениями народ­ных мастеров. Они ответили на вопросы Красочной осени. (Вопросы предлагаются в учебнике. Учитель читает и варьирует свои вопросы).

Другой вариант игры с кисточкой и красками ожидает детей, когда игра закан­чивается сюрпризом: раздельный мазок превращается в художественное изобра­жение осеннего листа и яблока. Они вновь выполняют за Кис­точкой упражнение на отдельном листе. В творческой тетради они рисуют свою ком­позицию, применяя прием раздель­ного мазка. Красочная осень дает оценку детским рисункам.

Восхищение красотой нарядной осени не ограничивается творческой работой в те­тради и по учебнику. Экскурсии в природу, живые наблюдения за изменением окружа­ющего пейзажа, сбор листьев и сухих трав - все становится предметом наблю­дения и детского восхищения.

На занятиях по художественному труду в этот период также учитывается воздейст­вие красоты осенней природы. Дети созда­ют осенний пейзаж, «рисуя» ножницами панно из осенних листь­ев, лепят украшение - бу­сы. Новые материалы по сравнению с уроками изобразительного ис­кусства открывают новые возможности в создании художественного изображения. Мы знакомим детей с художественным при­емом уподобления, который очень широко и разнообразно отражен в народном творче­стве: ковш-птица, конь-качалка, корабль-птица, свистулька-конь. В осенней теме раскрывается необычайно емкий прием уподобления: лист-дерево, цветок-дерево, трава-дерево. Этот художественный прием помогает понять и почувствовать глубин­ные связи художественного образа с миром природы, с поэтическим восприятием мира народным мастером.

В этой связи героем игровых ситуаций на занятиях может стать народный мастер, обладающий волшебной силой воображе­ния и превращающий обычную бумагу или листья в сказочно-прекрасный осенний лес, кусочки глины - в рябиновые бусы, реч­ные камешки - в полосатого кота.

На каждом уроке учитель сочиняет ма­ленькие сказки, отмечает удивительные свойства мастера: он делится секретами своего мастерства с детьми (показывает, как выполнить красивые прорези-веточки; показывает, как подготовить глиняные бусин­ки к окраске); он озадачивает детей своими вопросами, чтобы они выполнили коллек­тивную работу и создали из осенних листь­ев сказочный лес, в котором живут сказоч­ные птицы и звери, о которых дети могли бы сочинить маленькие сказки.

Заключительные занятия первой четвер­ти посвящены встрече с Хохломой, «В золо­те Хохломы - золото осени». Мы совершаем путешествие в мастерские мастеров.

Радостное открытие мира родной приро­ды в узорах Хохломы начинается со встречи с потомственным народным мастером Сте­паном Павловичем Веселовым. С первых шагов в мир народного творчества младше­го школьника окружают произведения на­родного искусства, и главным проводником в этом мире становится сам народный мас­тер. От лица мастера в игровой форме учи­тель помогает детям понять язык орнамен­тальных мотивов, раскрыть секреты рожде­ния художественного образа и дать задание ученику. Создание такой игровой ситуации предполагает погружение учителя в мир труда, искусства и быта народного мастера. Народный мастер - наше национальное богатство, наше духовное достояние. «На­родный мастер - это особая творческая личность, духовно связанная со своим наро­дом, с культурой и природой края; это носи­тель традиции коллективного опыта, носитель народного эпоса. Это «человек трудолюбивой души». Такое определение осо­бенно примечательно, поскольку мастерст­во, как правило, включает в себя «духовный опыт» - так отзывается о народных умель­цах известный искусствовед М.А. Некрасо­ва. Эти слова могут служить для педагога путеводным ориентиром в его работе с уча­щимися I-IV классов по усвоению духовно­го наследия, без которого немыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других.

И с первых заданий детское творчество развивается в определенной последователь­ности на основе принципов народного твор­чества: повтор - вариации - импровиза­ции.

Народный мастер не случайно предлага­ет первое задание с ласковым названием «Петушок - золотой гребешок». Это дает возможность обратиться к народным сказкам, поговорить и выслушать детей о том, в каких сказках живет петушок, какой этот герой в сказках, шутках (потешках), прибаутках, загадках. В народном декоративно-прикладном творче­стве петушок, птица - образ солнечного света, огня. И в хохломской росписи он пере­дан в огненно-теплой цветовой гамме. В со­здании своего золотого петушка детям помо­гает волшебная Кисточка, напоминая движе­ние длинных и коротких мазков.

В мастерской другого мастера, Людми­лы Васильевны Орловой, предлагается за­дание на повтор элементов травного узора Хохломы. Мастер показывает, как нарисо­вать эти элементы кистью. Элементы рас­полагаются на рисунке мастера с нараста­ющей степенью трудности: «травинки», «капельки», «усики», «завит­ки».

На уроках художественного труда также происходит знакомство с Хохломой. Из бу­маги дети моделируют ковш-птицу. Следует оговориться, что более подробные художественно-технологические картины готовятся в издании тетради по художественному труду. Первоклассники, представляя себя мастерами, совершают чу­десное превращение бумаги в ковш-птицу. Мы вновь обращаемся к приему уподобле­ния в народном творчестве.

Учитель в роли народного мастера напо­минает о некоторых особенностях декора­тивной формы ковша из бумаги и располо­жения элементов хохломского узора для его украшения: заостренность силуэта птицы, вырезанной из бумаги, а не выточенной из дерева, разнообразие ритма элементов рос­писи для разных частей сосуда-птицы (грудки, хвоста, туловища).

В момент вырезания силуэта-развертки ковша-птицы мастер кратко повествует о значении этого древнего сосуда на торжест­венных праздниках в давние времена.

По завершении работ желательно полю­боваться всем вместе многоголосным зву­чанием орнаментальной росписи на много­численных ковшах. Поиграть, подвигать бу­мажные ковши, находя наиболее выигрыш­ные положения их на поверхности стола.

Поставить в самые красивые из них неболь­шие пучки осенних сухих травинок, колосков.

Обратите внимание родителей на духов­ную значимость этой небольшой работы первоклассников, которая помогает устано­вить связь поколений, открыть красоту в праздничных обрядах прошлого. Пусть и в современной квартире найдется место для этого чудо-сосуда, созданного ребенком.

Таким образом, все сказанное подтверж­дает положение о том, что период адаптиро­вания к новым условиям пребывания шести­летних детей в школе предполагает создание различных игровых ситуаций, доброжела­тельной атмосферы на занятиях изобрази­тельным искусством и художественным тру­дом с учетом психологических особенностей этого возраста (цельность взгляда на мир в единстве познания и эмоционального вос­приятия; способность естественно прини­мать правила игры; легкость перевоплоще­ния и обмена ролями). Это требует создания определенных педагогических условий. Сре­ди них можно отметить особенно важные:

- уметь непосредственно, заинтересо­ванно и эмоционально воспользоваться иг­ровыми приемами: «О чем могла рассказать нарядная Осень и Кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы;

-  путешествие в мас­терскую народного мастера; сказки и др.;

- способствовать проявлению вообра­жения, пробуждать ассоциации с увиденны­ми произведениями искусства и приметами осеннего пейзажа в местности, где живут учащиеся;

- не препятствовать желанию учащих­ся при выполнении упражнений создавать свои композиции;

- обратить внимание на прием уподоб­ления в создании образа художественной вещи в народном творчестве и детских ра­ботах;

- способствовать формированию пред­ставления о том, что создание художествен­ного изображения с помощью мазка, пятна, точки может быть достигнуто не только при рисовании кистью, но и при обращении к технике аппликации, а также при «рисова­нии» ножницами, при эксперименте с природными материалами. Это один из путей интеграции разных видов художественно-творческой деятельности учащихся: первоклассники учатся видеть и понимать общее в художественном изобра­жении реальных предметов родной природы. Поэтому так органично вписываются в цик­лы уроков изобразительного и народного ис­кусства уроки художественного труда;

- во время беседы обратить внимание на сходство и различие в изображении ху­дожниками осеннего пейзажа; привлечь произведения поэтов и му­зыку, чтобы у детей возник целостный мно­гомерный образ пейзажа в пору золотой осени. Так вырабатывается отношение к родной природе как достопримечательнос­ти, постепенно зарождается ощущение сво­ей причастности к ее красоте.

Этому во многом помогает включение в беседу произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного ис­кусства: русская лаковая миниатюра, распис­ные жостовские подносы, хохломская посу­да, работы в технике коллажа и текстиля.

 

Выводы по главе 1

На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народ­ному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].

Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социаль­ными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

 

 

 Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.