Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об эле­ментах эстетики и красоты труда в творческой деятель­ности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каж­дому из них философ задает один и тот же вопрос: «За­чем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же ска­зал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созида­тельное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Этим человек с самого начала отличается от живот­ных. Указывая на это, К. Маркс писал: «Животное стро­ит только сообразно мерке и потребности того вида, к ко­торому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого че­ловек строит также и по законам красоты» [23, С.94]. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Многие философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.

Осмысление проблемы эстетического воспитания осуществлялось такими видными педагогами и психологами В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, И.Л. Лазарева, Н.Л. Лейзерова, Л.П. Печко, Е.В. Квятковского, Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой и др.

В психолого-педагогической литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В.Н. Шацкая [44] определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Она подчеркивает, что эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Таким образом, В.Н. Шацкая оценивает личность с позиции ее направленности на отношение к эстетическому предмету.

В Кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [36, С.451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев [21] трактует эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только «целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности» [21, С.42].

Исключительно велико и многообразно влияние ис­кусства как важнейшего элемента красоты и эстетичес­кого отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функ­цию и тем самым развивает сознание и чувства личности, ее взгляды и убеждения. В Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник - образами, картина­ми, но говорят они об одном и том же. Политэконом, во­оружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улуч­шилось вследствие таких-то и таких причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. Выдающийся критик-демократ подчеркивал, что искусство способству­ет развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука [30].

Большую роль играет искусство и эстетическое вос­питание в формировании нравственности. Еще Аристо­тель писал, что музыка способна оказывать известное влияние на эстетическую сторону души, и раз музыка обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания подрастающего поколения. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, М. Горький называл эстетику этикой будущего. Это воздействие, ко­нечно, носит сложный характер и опосредствуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.

Искусство, и в особенности литература, являются мо­гучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становит­ся для меня жизнь. А И. Герцен отмечал, что без чтения нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторон­ней шири понимания. Чтением человек переживает века. Книга оказывает влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под во­дой. Искусство развивает художественную культуру че­ловека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на развитие и воспитание человека в определяющей мере зависит от его художе­ственно-эстетической образованности. Без знания зако­нов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не про­буждает ни мыслей, ни глубоких чувств.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности [26].

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что, созерцая художе­ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по­стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах [12].

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литера­турные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда: привлека­тельное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студен­тов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения русской и национальной литерату­ры, рисования, пения и музыки.

 Существенной стороной эстетического воспитания является также познание пре­красного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, стремле­ние к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художествен­ных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо на­учить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.

Существенным компонентом эстетического воспита­ния является овладение учащимися знаниями, связанны­ми с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отра­жения действительности. В частности, необходимо фор­мировать у учащихся представления и понятия, относящимся к пониманию различных видов и жанров искусст­ва и специфике художественного отражения действитель­ности, выработать у них умение, анализировать содер­жание произведений искусства [6].

Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляя свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство. Поэтому одним из направлений эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, ху­дожественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эететико-гуманистического отношения к окружающей действительно­сти и искусству. Другими словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и уг­лублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству; в этом, на наш взгляд, состоит его задача.

Художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания [1].

В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе воспитания зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относят педагогически правильно организованный воспитательный процесс и деятельность воспитателя, его методы и формы, рациональное построение учебно–воспитательной деятельности, отбор и реализация наиболее эффективных методов и приемов обучения. Внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельности и взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия воспитания. Последние чаще представляют собой психологические факторы, определяющиеся личностью дошкольника и личностью воспитателя. От психологических факторов (внутренней позиции личности участников воспитательного процесса) во многом зависит формирование системы эстетических взглядов, вкусов, эталонов и оценок, отношение к деятельности и людям, то есть процесс эстетического воспитания. Конечный результат процесса эстетического воспитания определяется не отдельно взятыми факторами, а их совокупностью и в тесной связи со всеми внешними и внутренними условиями. Их единство – залог успешной организации этого сложного процесса.

В связи с этим необходимо уточнить, какой смысл вкладывается в содержание понятия «педагогические условия». К данной проблеме обращались многие педагоги и исследователи. Например, О.Ф. Федорова определяет понятие педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешное решение поставленной задачи» [46].

Из данного определения следует, что внесение каких–либо изменений в воспитательный процесс всегда должно проводиться комплексно, в соответствии с основными компонентами педагогического процесса и быть согласовано с каждым их них (целями, содержанием, формами, методами).

Т.Н. Иванова под «педагогическими условиями понимает те отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он возникнуть и существовать не может» [1].

Весьма существенно и высказывание В.И. Андреева, который отмечает, что «педагогическое условие представляет собой обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

В данном определении наиболее важным представляется указание на то, что выявленное условие является результатом заранее продуманного и тщательно выверенного преобразования (отбора, конструирования) каждого из элементов дидактического процесса, что позволяет достичь более совершенных результатов воспитательной работы. Поэтому в своей работе мы будем опираться на высказывание В.И. Андреева.

Анализируя педагогические условия художественно-эстетического воспитания младших школьников, Иванова Т.И. [11] называет следующие:

- нахождение ребенка в коллективе сверстников;

- возможность общения и совместной творческой деятельности;

- наличие специально отведенного времени для художественно-эстетического воспитания;

- наличие разработанной методики художественно-эстетического воспитания.

М.А. Ариарский [2, С.108] отмечает, что важнейшими условиями успеха художественно-эстетического воспитания детей является системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление эстетического воспитания всеми доступными средствами, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими аспектами.

На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народ­ному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].

Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социаль­ными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.