Анализ современного состояния художественно-эстетического воспитания вскрывает методолого-теоретическую и научно-методическую необеспеченность педагогической деятельности работников культуры, искусства, учителей, воспитателей в области приобщения школьников к традициям народного художественного творчества, формирования у них интереса к традиционной художественной культуре своего народа, народов других стран и регионов.
Разрабатывая пути и методы оптимального использования в современных социально-педагогических условиях прогрессивных народных традиций приобщения детей к эстетической культуре, был выявлен ряд закономерностей и принципов, знание которых помогло бы не только углубить понимание данной проблемы, но и прояснить существенные моменты научно-практических действий.
Так, закономерной представляется в современную эпоху смена ведущего способа трансляции художественной и тесно связанной с ней педагогической культуры. На смену ранее доминировавшему механизму так называемой «традиционной» культуры, где художественно-педагогический опыт поколений в массовом масштабе передавался непосредственно, с помощью бесписьменной (устной) традиции, сейчас преобладает передача опыта через письменность. Ведущим признаком этого типа культуры является значительная роль науки в повышении эффективности производства, в том числе, думается, и «производства» педагогического. В современных условиях накопленный традиционной культурой народный опыт художественной, педагогической деятельности передается также в значительно большей мере опосредованно, в частности, через науку (в ее широком понимании) - научно-популярную и методическую литературу, средства массовой информации, систему общего и профессионального образования и т.д.
Педагогическое осмысление указанной закономерности позволяет сформулировать следующий принцип осуществления практических действий по содержательному преобразованию художественно-эстетического воспитания школьников, вернее, его отдельного звена - приобщения детей к традициям народного художественного творчества. Необходимо, с одной стороны, всемерно развивать, укреплять, поддерживать линию развития непосредственной трансляции прогрессивных традиций народной педагогики, в частности традиций приобщения подрастающего поколения к эстетической культуре в условиях, так сказать, естественной, типичной для них среды бытования - в семье и ее ближайшем окружении [17].
С другой стороны, нужно всемерно углублять, научно обогащать, развивать линию опосредованного проникновения народного художественно-педагогического опыта в современную семью и школу. Главный участок исследовательско-педагогической работы в этом направлении - школа, располагающая, по существу, уникальной возможностью всеобщего, достаточно продолжительного, последовательного и систематического приобщения подрастающего поколения к разносторонней эстетической и художественной культуре. Ввиду неразработанности опосредованных форм проникновения народного художественно-педагогического опыта в духовную жизнь современной школы психолого-педагогическая наука должна в самое ближайшее время сказать здесь свое веское слово [13].
Из выведенной выше закономерности вытекает также необходимость разработки теоретических и методических основ организации педагогического диалога между «традиционной» и «современной» культурами. Другими словами, возникает потребность применения сравнительно-сопоставительного метода исследования. В перспективе это позволит разработать технологическую модель последовательности действий по выявлению, научному обогащению и опытно-творческому внедрению прогрессивных народных художественно-педагогических идей в практику воспитания и обучения детей.
Закономерным следствием многовекового социально-культурного расслоения человечества является сосредоточение художественного творчества в форме искусства в элитарных кругах привилегированной части общества. Это - с одной стороны. С другой же стороны, в особых условиях жизнедеятельности трудового народа сформировалось и длительно развивалось народное творчество.
Прежде всего, можно отметить непременное наличие ряда стилистических признаков, позволяющих почти безошибочно определять национально-культурную принадлежность, место локализации, распространения, бытования того или иного вида народного творчества. Авторское же творчество художника-профессионала несет в себе гораздо меньше признаков локализации, поскольку искусство более широко, глубоко личностно сориентировано на общечеловеческий уровень постижения духовности, осмысления нравственно-эстетических ценностей.
Искусство, в силу его исконной профессионализации, требует от приобщающихся к нему школьников несравненно более продолжительной, систематической и последовательной подготовки. Это - следствие и показатель его глубины и одновременно, в противоположность народному творчеству, отстраненности от утилитарно-бытовой, обрядово-ритуальной сферы. По этой причине наиболее благоприятные условия для освоения народного искусства создаются в школе, на уроках искусства. В свою очередь, народное творчество, фольклор характеризуются неразрывной связью с бытом, социальной средой, обрядом. Для воспроизведения народного творчества и его глубокого понимания в школе необходим синтез слова, музыки, движения и т.д. Глубоко постигнуть эстетическое существо народного творчества можно лишь «изнутри», из среды, в процессе участия в обряде. На школьных занятиях возможности такого целостного постижения народного творчества существенно ограничены [22].
Таким образом, стратегию взаимосвязи народного творчества и профессионального искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения можно выстроить по двум основным линиям. Возрождение и укрепление традиций народной педагогики надо скорее вести, опираясь на семью, поддерживая этот элемент как, стихийно развивающийся в семейных условиях. Поэтому важно всячески пропагандировать среди родителей народное творчество, элементы народной художественной и педагогической культуры, не забывая при этом об ее локальной (национальной) ориентации.
Последовательное же и целенаправленное приобщение детей к мировому искусству должно осуществляться преимущественно в школе, далее - во внеклассных занятиях и внешкольной работе. Однако и на уроках искусства в школе, особенно в многонаселенных районах крупного индустриального города, где в значительной мере утрачены традиционные формы народной культуры, следует изучать, знакомить детей с теми гранями фольклора, которые необходимы в силу утраты народным искусством целостности его бытования.
Иными словами, линия возрождения народного творчества должна, по-видимому, питаться источниками, идущими преимущественно от семьи, но с научно-методическими коррективами, идущими от школы, точнее - от системы общественного воспитания. От школы идет и линия приобщения детей к мировому искусству. Подобная дифференциация, разумеется, достаточно условна.
Выявление социальных закономерностей развития народных художественно-педагогических традиций и последующее обобщение на их основе ведущих принципов народной педагогической культуры, обоснование главных линий связи современной системы массового художественного воспитания с прогрессивными традициями прошлого и настоящего - таков, с нашей точки зрения, один из наиболее перспективных путей выявления резервов кардинального улучшения воспитательной работы со школьниками.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.