Анализ современных программ обучения изобразительному
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Искусству

Художественная деятельность органи­чески присуща всей жизнедеятельности ре­бенка. Игры детей всегда связаны с органи­зацией специального пространства. По­требность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфичес­кий способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколь­ко выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним созда­вать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудни­чество, на доверительность отношений. По­этому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игро­вые формы общения.

Мы проанализировали три программы по дисциплине «Изобразительное искусство» в первых классах.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией академика Б.М. Неменского [24]

Художественная деятельность органически присуща - синкретична всей жизнедеятельности ребенка. Именно это положение лежит в основе программы по изобразительному искусству для I класса. Так, например, игры детей всегда связаны с организацией специального пространства: они устраивают себе домики из окружаю­щей мебели, строят из кубиков или песка, то есть, ведут себя как маленькие архитек­торы. И потребность рисовать, что-то изоб­ражать, а также рассматривать картинки - необходимый и специфичный способ по­знания мира. Ребенок не столько создает не­кое произведение, сколько проживает свое состояние в процессе рисования. В это вре­мя учитель имеет уникальную возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на лис­те бумаги или в куске пластилина. Художе­ственная деятельность ребенка предполага­ет особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отно­шений, на отход от бытующей методики обучения детей: создание конкретных поде­лок и рисунков по образцам, когда ребенок боится не справиться или нарушить заданное правило исполнения. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий с детьми I класса предполагают свободные игровые формы общения.

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Это сутьевая характери­стика художественной деятельности. По­этому занятия искусством несут в себе ог­ромное компенсирующее воздействие, но могут и терять его в условиях строго регла­ментированного общения.

Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы.

- Прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эсте­тического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.

Вся программа по изобразительному ис­кусству первой четверти I класса основана на художественном разглядывании - вглядывании в природу. При этом задачи, здесь поставленные, связаны с развитием навы­ков художественного изображения и образ­ного видения и отличаются от задач приро­доведения. Дети учатся видеть в природе выразительные ритмы и различный харак­тер линий, разглядывая, например, ветви деревьев, чтобы впоследствии, используя впечатления, осваивать азы линейного ри­сунка. Учатся видеть выразительность пят­на, силуэта, разнообразие и красоту природ­ных фактур, природных узоров, разнообра­зие красок и форм листьев и т.д.

Во время прогулок дети также собира­ют корни, ветки, сучки, шишки, камушки, ягоды, листья и т.д. в качестве природных материалов для художественного констру­ирования. Задача учителя научить детей чувствовать особый выразительный ха­рактер природного материала, видеть бо­гатство его форм, фактур, разнообразие красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений собственной жизни. Рассматривание сво­их находок формирует у детей умение ана­лизировать форму. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выраже­ние характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» - веселый, хитрый, испуганный зверушка, шаловли­вая лошадка. А также, какой материал еще может потребоваться, чтобы довести уви­денный образ. Разглядывание леса с пози­ций «Мастера Изображения», нахождение «природных скульптур» в виде пней и ко­ряг, удивление перед красотой природы всегда производят на детей большое впе­чатление, в том числе и на тех, у кого был уже соответствующий опыт. Если поездки в лес не доступны из-за дальности, то для опытного учителя искусства «природных чудес» найдется достаточно и в окружаю­щих школу дворах.

- Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения дого­вариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной само­оценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного пре­вышающей возможности индивидуаль­ной, - необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ, подробно описанных в методических пояснениях к программе.

- К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятель­ности: игрой-драматизацией, придумыва­нием сказок, веселых или грустных исто­рий, сочинением или чтением стихов, орга­ничного включения музыки для понимания характера образа и способов его выраже­ния, для внутреннего проживания образа.

- Чтобы ребенок понял и создал худо­жественный образ, ему надо в него вопло­титься, его изобразить через движения сво­его тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.

- Целенаправленная демонстрация слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображе­ние легче удерживает внимание, дети мо­гут подходить к экрану, видеть, как меняет­ся восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки.., могут обводить руками контуры, увидеть внут­реннее многоцветие пятна… Дети легче ос­ваивают навыки изображения, их впечатле­ния ярче.

- Уже в первой четверти возможно по­сещение художественного музея.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 221.