Организация и методика проведения исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В нашем исследовании принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса средней школы №12 г. Казани.

Эмпирическую выборку составили испытуемые в количестве 40 человек в возрасте 7-8 лет. Первую выборку составили 20 человек, посещающие факультативный курс (экспериментальная группа); вторую - 20 человек, не посещающие факультативный курс (контрольная группа).

В констатирующем эксперименте принимало участие - 40 детей, в формирующем - 20 детей.

В ходе организации эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики измерения уровня художественно-эстетического воспитания младших школьников.

Перед проведением эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, предполагающий выявление исходного уровня сформированности художественно-эстетических основ младших школьников. В ходе исследо­вания для оценки мы исходили их разработанных общепедагогических кри­териев:

1. познавательный;

2. ценностно-мотивационный (знания нравственно-этических норм культуры поведения);

3. деятельностный (наличие и проявление навыков культуры в обще­нии).

В эксперименте выделены две части: констатирующая, формирующая.

Цель констатирующего эксперимента – осуществить диагностику уровня художественно-эстетического развития младших школьников.

Цель формирующего эксперимента - проследить изменения, происходящие в процессе активного влияния на младшего школьника.

Диагностика критериев художественно-эстетических основ предполагала и определение трех ее уровней сформированности у младших школьников: высокого, среднего, низкого (См.: таблица 1).

Таблица 1.

Критерии сформированности художественно-эстетических основ младших школьников

  высокий средний низкий
познавательный Ребенок имеет конкретные представле­ния о нормах пове­дения, обладает ши­роким кругозором в области культуры и искусства, большой потребностью в получении информации. Ребенок обладает необходимым, но ограниченным уровнем знаний, как в области эстетики, так и в области культуры и искусст­ва, не выходящим за рамки требования взрослых. Понятия о нормах поведения достаточно размы­ты. Ребенок практически не владеет знаниями нравственно-этического и художественно-эстетического порядка. Эстетические вкусы явно не выражены.
ценностно-мотивационный Для ребенка харак­терна готовность действовать сообраз­но имеющимся зна­ниям, его отличает наличие сознатель­ного отношения к формированию лич­ностных качеств нравственно-этического и эстети­ческого порядка. Ребенок осознает необходимость сле­дования определен­ным нравственно-этическим и эстети­ческим нормам, но не всегда готов дей­ствовать, желание получить новую информация носит неустойчивый ха­рактер. У ребенка наблюдается отсутствие ин­тереса к предлагае­мой информации, желания вникнуть в суть нравственно-этических и художественно-эстетических норм.
деятельностный Поступки ребенка соответствуют имеющимся у него знаниям и внутренним потребностям ребенок реализует свои эстетические потребности посредством творчества. Несмотря на готовность действовать соответственно имеющимся знаниям,                                                            у ребенка отсутствует потребность в                                                               самостоятельной                                                творческой их реализации Ребенка отличает нежелание соотносить свои поступки с предъявленными требованиями.

 

В ходе констатирующего эксперимента нами были установлены уровни сформированности художественно-эстетических основ у учащихся. Дан­ные этого эксперимента отражены в таблице 2.

Таблица 2.

 

Эксперимен. группа

Контрол. группа

Количество (в %)

Количество (в %)

Познават. Ценнност-мотив. Деятел. Познават. Ценнност-мотив. Деятел.
высокий - - - 5 5 5
средний 75 70 75 60 65 70
низкий 25 30 25 35 30 25

 

Сравнительный анализ результатов уровня сформированности художественно-эстетических основ у учащихся на начало экспе­римента в экспериментальных и контрольных классах показал, что сущест­венных различий в распределении исходного уровня художественно-эстетических основ в экспериментальных и контрольных классах нет. Данные подтверждаются математически.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.