В нашем исследовании принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса средней школы №12 г. Казани.
Эмпирическую выборку составили испытуемые в количестве 40 человек в возрасте 7-8 лет. Первую выборку составили 20 человек, посещающие факультативный курс (экспериментальная группа); вторую - 20 человек, не посещающие факультативный курс (контрольная группа).
В констатирующем эксперименте принимало участие - 40 детей, в формирующем - 20 детей.
В ходе организации эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики измерения уровня художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Перед проведением эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, предполагающий выявление исходного уровня сформированности художественно-эстетических основ младших школьников. В ходе исследования для оценки мы исходили их разработанных общепедагогических критериев:
1. познавательный;
2. ценностно-мотивационный (знания нравственно-этических норм культуры поведения);
3. деятельностный (наличие и проявление навыков культуры в общении).
В эксперименте выделены две части: констатирующая, формирующая.
Цель констатирующего эксперимента – осуществить диагностику уровня художественно-эстетического развития младших школьников.
Цель формирующего эксперимента - проследить изменения, происходящие в процессе активного влияния на младшего школьника.
Диагностика критериев художественно-эстетических основ предполагала и определение трех ее уровней сформированности у младших школьников: высокого, среднего, низкого (См.: таблица 1).
Таблица 1.
Критерии сформированности художественно-эстетических основ младших школьников
высокий | средний | низкий | |
познавательный | Ребенок имеет конкретные представления о нормах поведения, обладает широким кругозором в области культуры и искусства, большой потребностью в получении информации. | Ребенок обладает необходимым, но ограниченным уровнем знаний, как в области эстетики, так и в области культуры и искусства, не выходящим за рамки требования взрослых. Понятия о нормах поведения достаточно размыты. | Ребенок практически не владеет знаниями нравственно-этического и художественно-эстетического порядка. Эстетические вкусы явно не выражены. |
ценностно-мотивационный | Для ребенка характерна готовность действовать сообразно имеющимся знаниям, его отличает наличие сознательного отношения к формированию личностных качеств нравственно-этического и эстетического порядка. | Ребенок осознает необходимость следования определенным нравственно-этическим и эстетическим нормам, но не всегда готов действовать, желание получить новую информация носит неустойчивый характер. | У ребенка наблюдается отсутствие интереса к предлагаемой информации, желания вникнуть в суть нравственно-этических и художественно-эстетических норм. |
деятельностный | Поступки ребенка соответствуют имеющимся у него знаниям и внутренним потребностям ребенок реализует свои эстетические потребности посредством творчества. | Несмотря на готовность действовать соответственно имеющимся знаниям, у ребенка отсутствует потребность в самостоятельной творческой их реализации | Ребенка отличает нежелание соотносить свои поступки с предъявленными требованиями. |
В ходе констатирующего эксперимента нами были установлены уровни сформированности художественно-эстетических основ у учащихся. Данные этого эксперимента отражены в таблице 2.
Таблица 2.
| Эксперимен. группа | Контрол. группа | ||||
Количество (в %) | Количество (в %) | |||||
Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | |
высокий | - | - | - | 5 | 5 | 5 |
средний | 75 | 70 | 75 | 60 | 65 | 70 |
низкий | 25 | 30 | 25 | 35 | 30 | 25 |
Сравнительный анализ результатов уровня сформированности художественно-эстетических основ у учащихся на начало эксперимента в экспериментальных и контрольных классах показал, что существенных различий в распределении исходного уровня художественно-эстетических основ в экспериментальных и контрольных классах нет. Данные подтверждаются математически.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.