Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение …………………………………………………………..……..……… 3

Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников ……………………………………………..…..…….….. 7

1.1 Сущность понятия «художественно-эстетическое  воспитание» ……….. 7

1.2 Народная педагогика в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников …………………………………….……… 17

1.3 Анализ современных программ обучения изобразительному

искусству ……………………………………………………………….….…… 21

Выводы по главе 1 ……………………………………………………...……… 34

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов ……………………………………….….….……. 37

2.1 Организация и методика проведения исследования ………….….……… 37

2.2 Анализ результатов исследования …………………………….….………. 40

Выводы по главе 2 ……..…………………………………………….…...……. 46

Заключение ………………………………………………………….…..……… 48

Список используемой литературы ………………………………..….….……. 51

Приложение ……………………………………………………………..……… 54

 

 

Введение

Актуальность исследования. Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрожде­ния народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общест­венной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для де­формаций в межнациональных отношениях, проявлений национально­го эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные дос­тижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выяв­ления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как са­мое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.

История и культура народа имеют не только признаки националь­ной принадлежности, но и различные способы и формы своего сохра­нения и выражения - родной язык, историографические источники, литературные памятники, музыкальные произведения, архитектура, фольклор и, конечно, художественное творчество, ярко и зримо выра­жающее миропонимание, социально-исторические, художественно-эстетические взгляды народа.

Народное художественное творчество - этот кристаллизовавшийся мир народной художественной культуры, развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно, аккумулируя в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт, имеет чрезвычайно важное значение для развития художественно-эстетической культуры, воспитания чувств, формиро­вания художественного и эстетического вкуса, культуры быта, труда, человеческих взаимоотношений; ведь недаром искусство, рожденное пародом, называют гениальным, сохраняющим в себе огромную плодо­творную энергию воздействия на индивидуальность. Поэтому ценно­сти, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и важным фактором форми­рования личности.

Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей народного художественного творчества в школьной практике, уделяют внимание Б.М. Неменский, В.В. Алексеева, В.Н. Петров, И.П. Глинская, М.С. Чернявская, Б.П. Юсов. За последние годы появились работы, специально посвященные вопро­сам обучения и воспитания школьников на традициях народного деко­ративно-прикладного искусства; эти проблемы получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях Т.Л. Шпикаловой, Н.А. Горяевой, С.Ф. Абдуллаева, Б.С. Асылханова, А.А. Данилова, Г.В. Похолкина, Д.М. Скильского и других ученых.

Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства  в массовой школьной прак­тике.

Все вышеотмеченное позволило обнаружить противоречие между возросшей в современных условиях значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и технологий воспитания.

Объект исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, художественно-эстетическое воспитание младших школьников будет эффективным в том случае, если:

- будет использован факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Ц ель исследования - изучить процесс формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

Задачи исследования:

1. рассмотреть сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»;

2. проанализировать использование народной педагогики в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников;

3. проанализировать современные программы обучения изобразительному искусству;

4. провести эмпирическое исследование эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования.

Эмпирическую выборку составили учащиеся в количестве 40 человек – учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса средней школы №12 г. Казни.

Практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в целях повышения эффективности обучения изобразительному искусству учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Текст исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений.

 

Искусству

Художественная деятельность органи­чески присуща всей жизнедеятельности ре­бенка. Игры детей всегда связаны с органи­зацией специального пространства. По­требность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфичес­кий способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколь­ко выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним созда­вать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудни­чество, на доверительность отношений. По­этому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игро­вые формы общения.

Мы проанализировали три программы по дисциплине «Изобразительное искусство» в первых классах.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией академика Б.М. Неменского [24]

Художественная деятельность органически присуща - синкретична всей жизнедеятельности ребенка. Именно это положение лежит в основе программы по изобразительному искусству для I класса. Так, например, игры детей всегда связаны с организацией специального пространства: они устраивают себе домики из окружаю­щей мебели, строят из кубиков или песка, то есть, ведут себя как маленькие архитек­торы. И потребность рисовать, что-то изоб­ражать, а также рассматривать картинки - необходимый и специфичный способ по­знания мира. Ребенок не столько создает не­кое произведение, сколько проживает свое состояние в процессе рисования. В это вре­мя учитель имеет уникальную возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на лис­те бумаги или в куске пластилина. Художе­ственная деятельность ребенка предполага­ет особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отно­шений, на отход от бытующей методики обучения детей: создание конкретных поде­лок и рисунков по образцам, когда ребенок боится не справиться или нарушить заданное правило исполнения. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий с детьми I класса предполагают свободные игровые формы общения.

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Это сутьевая характери­стика художественной деятельности. По­этому занятия искусством несут в себе ог­ромное компенсирующее воздействие, но могут и терять его в условиях строго регла­ментированного общения.

Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы.

- Прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эсте­тического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.

Вся программа по изобразительному ис­кусству первой четверти I класса основана на художественном разглядывании - вглядывании в природу. При этом задачи, здесь поставленные, связаны с развитием навы­ков художественного изображения и образ­ного видения и отличаются от задач приро­доведения. Дети учатся видеть в природе выразительные ритмы и различный харак­тер линий, разглядывая, например, ветви деревьев, чтобы впоследствии, используя впечатления, осваивать азы линейного ри­сунка. Учатся видеть выразительность пят­на, силуэта, разнообразие и красоту природ­ных фактур, природных узоров, разнообра­зие красок и форм листьев и т.д.

Во время прогулок дети также собира­ют корни, ветки, сучки, шишки, камушки, ягоды, листья и т.д. в качестве природных материалов для художественного констру­ирования. Задача учителя научить детей чувствовать особый выразительный ха­рактер природного материала, видеть бо­гатство его форм, фактур, разнообразие красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений собственной жизни. Рассматривание сво­их находок формирует у детей умение ана­лизировать форму. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выраже­ние характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» - веселый, хитрый, испуганный зверушка, шаловли­вая лошадка. А также, какой материал еще может потребоваться, чтобы довести уви­денный образ. Разглядывание леса с пози­ций «Мастера Изображения», нахождение «природных скульптур» в виде пней и ко­ряг, удивление перед красотой природы всегда производят на детей большое впе­чатление, в том числе и на тех, у кого был уже соответствующий опыт. Если поездки в лес не доступны из-за дальности, то для опытного учителя искусства «природных чудес» найдется достаточно и в окружаю­щих школу дворах.

- Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения дого­вариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной само­оценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного пре­вышающей возможности индивидуаль­ной, - необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ, подробно описанных в методических пояснениях к программе.

- К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятель­ности: игрой-драматизацией, придумыва­нием сказок, веселых или грустных исто­рий, сочинением или чтением стихов, орга­ничного включения музыки для понимания характера образа и способов его выраже­ния, для внутреннего проживания образа.

- Чтобы ребенок понял и создал худо­жественный образ, ему надо в него вопло­титься, его изобразить через движения сво­его тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.

- Целенаправленная демонстрация слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображе­ние легче удерживает внимание, дети мо­гут подходить к экрану, видеть, как меняет­ся восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки.., могут обводить руками контуры, увидеть внут­реннее многоцветие пятна… Дети легче ос­ваивают навыки изображения, их впечатле­ния ярче.

- Уже в первой четверти возможно по­сещение художественного музея.

Выводы по главе 1

На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народ­ному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].

Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социаль­ными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

 

 

 Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов

Выводы по главе 2

В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:

- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

 

 

Заключение

Вопросы художественно-эстетического воспитания привлекали внимание многих ученых. На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народ­ному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].

Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социаль­ными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:

- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

 

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 608с.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб, 2001. - 287с.

3. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.- 65с.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры. - М.: Знание, 2001. – 135с.

5. Борев Ю.Б. Эстетика. – 3- е изд. – М.: Полит. лит., 1981. – 398с.

6. Буров А.И.. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234с.

7. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1990.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

9. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 185с.

11. Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Изд. центр «Аз», 1995. – 214с.

12. Кант И. Кри­тика способности суждения. - М., 1994.

13. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. - М.: Центр, 1994. – 129с.

14. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. – М.: Просвещение, 1983. – 244с.

15. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112с.

16. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работа по мотивам дымковской игрушки// Начальная школа. – 2000. - №11. – С.65-70.

17. Константиновский В. Учить прекрасному. - М., Молодая гвардия, 1973. – 83с.

18. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. - М., 1985.

19. Кузин В.С. Программа «Изобразительное искусство» // Начальная школа. - 2001. - №8. - С.41-42.

20. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания // Педагогика. - 1998. - №1. - С.49-54

21. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе. - М., 1989. – 156с.

22. Люблинский И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания. – М.: Просвещение, 1993. – 234с.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

24. Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.39-40.

25. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

26. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982. - 89с.

27. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад // Педагогический вестник - №№ 3,4 - 1996 г.

28. Общая психология / Под ред. Богословского В.В. Ковалева А.Т. Степановой А. М.: Просвещение, 1981 г. – 345с.

29. Перминова Н. Дымковская расписная. - Вятка, 1979.

30. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991

31. Проблемы эстетического воспитания детей: Сборник научно-методических статей. М.: Наука, 1985 г. – 296с.

32. Рабчевская Т.В., Херсон Г. Генетические истоки игровых методов обучения. – М., 2003. – 89с.

33. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1989. – 190с.

34. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. - М., 1961

35. Сироткин Л.Ю. Становление личности дошкольника // Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.

36. Словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1986 с. – 320с.

37. Сухомлинский В. А, Духовный мир школьника. - М., 1961.

38. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1982.

39. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося. – М., 1988. – 213 с.

40. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Высш. школа, 1990. – 576с.

41. Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. - М.: Рольф, 1999. – 208с.

42. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М.: Новая школа, 1993. – 89с.

43. Шпикалова Т.Я. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.43-45.

44. Щацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., 1980. – 123 с.

45. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. – 240с.

46. Эстетическое сознание и процесс его формирования. - Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981 – 237с.

47. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание // Знание. Серия «Педагогика и психология». – 1986. - №10. – 62с.

 

Приложение 1.

Программа факультативного курса «Дымковская игрушка»

Дата проведения Тема урока
11.01.07 Вводный урок. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.
25.01.07 Урок 2. Нарядный узор Дымково.
1.02.07 Урок. 3. Нарядный узор Дымково.
8.02.07 Урок. 4. Вылепливание птички.
15.02.07 Урок 5. Едет Ваня на коне.
22.02.07 Урок 6. Едет Ваня на коне.
1.03.07 Урок 7. Дымковская барышня.
8.03.07 Урок 8. Дымковская барышня.
15.03.07 Урок 9. Роспись дымковской игрушки.
22.03.07 Урок 10. Роспись дымковской игрушки.
5.04.07 Урок 11. Роспись дымковской игрушки.
12.04.07 Урок 12. Роспись дымковской игрушки.
19.04.07 Урок 13. Роспись дымковской игрушки.
26.04.07 Выставка поделок.

 

 

Приложение 2.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети. Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь. Тихонько сядьте.

II. Знакомство с темой урока. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке.

- От вашей улыбки в классе стало светлее, а может быть и от того, что к нам пришли эти удивительные игрушки.

Учитель обращает внимание детей на игрушки, расположенные на подставке у доски.

- Кто на них изображён?

- Дети называют фигурки (барыня, олень, индюк и т.д.).

- Тише - тише! Послушаете, дети! Игрушки что-то говорят. Вот какую историю они мне рассказали.

В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили–были весёлые яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто не взглянет на эти игрушки, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране весело и свободно. Но однажды случилось вот что.

К ним в город прилетела злая, старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила её в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми.

На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи сможет разрушить одно волшебное слово, но чтобы его узнать, нужно ответить на вопросы изовикторины, так как именно в ответах на вопросы спрятана разгадка. Игрушки узнали, что в I классе тема урока изобразительного искусства «Нарядный узор» и подумали, что может быть дети смогут помочь? Поэтому они и пришли сегодня к нам. Вы готовы помочь? Тогда давайте быстрее разгадаем и узнаем, какую игрушку похитила и заточила в своём подземелье колдунья. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Ответ состоит из одного слова. На доске мелом нарисован кроссворд-логориф. Учитель читает вопросы, записывает в него ответы детей.

            б е л ы й      
    г л и н а              
г е о м е т р и ч е с к и й
          д ы м к о в о    
с в и с т у н ь я          
          в я т к а        

1. На какой фон наносятся яркие узоры? /Белый/

2. Из чего лепят игрушки? /Глина/

3. Каким узором украшают мастера игрушку? /Геометрическим/

4. Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? / Дымково /

5. Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка? /Cвистунья/

6. Как называется город, рядом с которым находится Дымково? /Вятка /

- Какую игрушку похитила колдунья? (Барыню).

Раздается стук в дверь. Учитель предлагает детям посмотреть, кто пришел. За дверью ребята видят бумажную фигуру барыни. Приглашают ее в класс.

- А вот и она. Посмотрите дети, что вы заметили? (Барыня грустная).

Рот Барыни с опущенными уголками губ нарисован на небольшом листе бумаги и прикреплен скотчем на улыбку, изображенную на ее лице.

- Что же с ней случилась? Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения.

– А вот, что сказала мне Барыня. Оказывается мы не смогли разрушить все чары злой колдуньи, но Вы, Барыня, не огорчайтесь. Мы что–нибудь придумаем.

Давайте станцуем для барыни, может быть развеселим ее.

Физкультминутка.

Дети выполняют лёгкие плясовые движения. Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой. Взрослый поёт вместе с детьми. Используется русская народная мелодия (по выбору педагога).

- А что же нам еще придумать?

Давайте фартучек распишем нарядным узором. Только какой узор нам выбрать? Где живет Барыня? (Дымково) Значит, распишем фартучек нарядным узором Дымково. А чем же нам расписать фартучки, чтобы они стали яркими? (Красками) Какие цвета используют в росписи мастера?

Дети готовят краски к работе. Посмотрите, какой красивый и нарядный узор. Чтобы фартучки для нашей Барыни получились красивыми и нарядными, давайте вспомним, что необходимо знать при составлении дымковского узора и потренируемся в составлении узора на доске. Две группы детей работают у доски с моделями, остальные внимательно наблюдают за их действиями. Исправляют ошибки.

III. Практическая работа.

- У меня есть выкройки фартучков, они вам помогут. Обведите их.

Дети обводят шаблоны фартучков.

-– Чем работают художники? (Кистью и красками).

- Поэтому мы как настоящие художники будем сразу работать кистью. Выполняя рисунки, придумайте конец нашей истории.

IV. Выставка и анализ работ.

Дети примеряют расписанные фартучки барыне. Учитель незаметно снимает рисунок рта Барыни, прикрепленный скотчем. Барыня улыбается.

V. Итог урока:

- Какую игрушку расписывали? Какие элементы узора использовали? Расскажите, чем закончилась наша сказка?

Тема: «Едет Ваня на коне»

Цель: Научить лепить Дымковскую лошадку из глины.

Задачи развития: Развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки, уметь отличать Дымковские игрушки.

Задачи обучения: Научить, конструктивным способом лепить лошадок. При этом учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища: в Дымке пропорциональное отношение ног и шеи.

Задачи воспитания: Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать чувства прекрасного, уметь планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно.

Наглядность: Глиняные игрушки лошадок, плоскостные нарисованные лошадки и наездники - нарисованные и вырезанные по контуру игрушки мужчин Дымковской росписи. Таблицы с изображением Дымковских игрушек.

Раздаточный материал: дощечка для работы с глиной, кусок глины 300-350 гр., стеки, влажный поролон.

План занятия.

1. Организационный момент.
2. Вводная беседа о Дымковских игрушках, различие в формах, пропорциях, росписи
3. Показ и объяснение способов лепки.
4. Практическая работа детей и практическая помощь учителя, словом и действиями.
5. Анализ работы.





Ход урока:

1. Объяснение-инструктаж о правилах работы с глиной.

2. Учитель: Скажите, игрушки нарисованные на таблицах сделаны одним мастером или разными? Чем они отличаются друг от друга? (Игрушки отличаются друг от друга по внешнему виду. Одни похожи на жирафиков с длинными шеями и расписанные желтой, малиновой и зелёной краской, полосками и точками. А другие - приземистые, белые, украшенные колечками, полосками, точками.). Игрушки, нарисованные на этой таблице сделаны в городе Вятка и называются Дымковской игрушкой. Они все белые и украшены яркими красками различными элементами: кольцами, дугами, полосками, волнистыми линиями. У всех животных шеи вытянуты, а ноги короткие. Ноги у всех игрушек или зелёного цвета или малинового, такового же цвета и голова животного, а туловище всегда чисто желтого цвета.

3. Чтобы слепить игрушку лошадки, надо разделить кусок глины на две части.

Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок поделим на две неравные части, из большого куска сделаем шею и голову. У Дымковской лошадки вытягиванием и прощипыванием сделаем гриву. Из второй части - сделаем хвост. И так, раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разрежем стеком 1/3 куска пополам. Это будет туловище и ноги, разрезанные концы глины нужно отжать и придать форму «колбаски». Затем придать форму дуги, т.е. поставить туловище на ноги. Начинаем работать со вторым куском глины. Делим его на две неравные части. Из большего куска делаем шею лошадки, вытягиваем голову лошадки, оттягиваем ушки и гриву у дымковской лошадки. Напоминаю - голова и шея лепиться из одного куска глины. Смачиваем туловище и шею водой и соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения. Меньшую часть глины раскатываем в виде конуса и делаем из него хвост лошадке.
Если вы считаете что кусок глины больше нормы, оторвите лишнюю глину, и наоборот, если глины не хватает, то нужно добавить.

Учитель: Как нужно разделить кусок глины? В какой последовательности будете лепить лошадку? Зачем надо смачивать части при их соединении? Приступайте к работе. (Во время работы помогать советом, а так же механически исправлять ошибки).

4. Оценка работ товарищей.

Тема: «Дымковская барышня».

Цель: Научить лепить Дымковскую барышню из глины.

Задачи развития: Закрепить знания о народном промысле города Вятки, о Дымковской игрушке.

Задачи обучения: Научить лепить Дымковскую куклу конструктивным способом.

Задачи воспитания: Воспитывать интерес к народным промыслам. Развивать чувства прекрасного, художественный вкус, творчество. Лепить последовательно, передавать в пропорции и форме характерные черты промысла Дымки. Работать аккуратно.

Наглядность: Образцы кукол в разной одежде, разных образов - водоноски, мамки-няньки, городские барышни. Эскизы кукол.

Раздаточный материал: дощечки для работы с глиной, глина 450-400 гр., стеки, влажный паралон.


План занятия.

1. Организационный момент.
2. Вводная беседа о возникновении Дымковского промысла, о его традициях, и отличии от других промыслов.
3. Показ и объяснение способов лепки.
4. Практическая работа детей и практическая помощь учителя, словом и действиями.
5. Анализ работы.





Ход урока.

1. Советы на сохранении влажности глины – смачивание рук и частей глины по мере надобности.

2. Скажите, кто из вас знает, какой город является родиной Дымковской игрушки? (Город Вятка). Почему промысел назвали - Дымка? (Игрушки лепили после уборки урожая - поздней осенью и зимой. А весной, когда растает снег, сносили игрушки на большую поляну, аккуратно складывали ярусами и жгли костры, обжигали игрушки в огне. После обжига игрушки становились лёгкими и белыми, потому что глина в тех местах - белая, дымчатая). Рассмотрите эскизы и игрушки кукол и скажите, есть ли различие в форме, в позах, одежде? (Каждый мастер лепит игрушки по-своему. Есть небольшие различия в пропорциях, в размерах, но у всех кукол - юбки или подол платья длинные и имеют колоколообразную форму. В одежде присутствуют множество оборок). Обратите на положение рук у кукол. У водоноски руки лежат на коромысле, у городских барышень в руках зонтики, муфточки, у нянек – кормилец на руках маленькие дети, головные уборы тоже разные – у водоносок или косынки или кокошники, а у городских модниц-шляпки.

3. Чтобы слепить куклу надо поделит кусок глины на два неравных куска. Из большего куска сделать конус. Из целого куска отжать голову и шею, тонкое туловище до талии, а затем работать над подолом платья, колоколообразной формы, полый внутри. Затем начинаем работать с остаточным куском глины. Делим его на три части. Из двух частей лепим руки и присоединяем их к туловищу, хорошо заглаживая место соединения деталей. Из остальной глины лепим детали одежды, украшений.

Учитель: 4. С чего начнёте лепить? Как разделите глину? Приступайте к работе. 5. Анализ поделки.

План урока.

1. Организационный момент. 2. Рассказ о дымковской игрушке (повторение). 3. Анализ росписи дымковской игрушки. 4. Знакомство с основными и составными цветами. 5. Самостоятельная работа учащихся. 6. Итог урока. Выставка работ.

III. Рассказ о дымковской игрушке
У. Из чего изготавливают дымковскую игрушку?

Дети. Из глины.

У. Теперь мы попросим нескольких учеников напомнить нам, что такое дымковская игрушка.

Ученик 1. Слободе Дымково около пятисот лет. Основана она была при царе Иване Третьем, который объединил все русские земли вокруг Москвы.

Ученик 2. Слобода Дымково находится на берегу реки Вятка, вблизи города Вятка. Слободчане издавна занимались здесь рыболовством и делали из береговой глины грузила и игрушки.

Ученик 3. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Это были свистульки, которые потом использовались всеми жителями села на празднике, называвшемся сначала Свистопляской, а потом Свистуньей.

Ученик 4. Свист был главным развлечением на этом празднике. Когда праздник заканчивался, расписанные свистульки ставили на окна между рамами.

У. Вот такой интересный рассказ получился у наших ребят.

IV. Анализ росписи дымковской игрушки.
У. Как вы уже знаете, дымковские игрушки очень разнообразны. Это и уточки, и лошадки, и барышни, и всадники на конях. Стиль росписи очень яркий и красочный. Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Учитель показывает игрушки.

- Что использовали художники для росписи игрушек?

Д. Они использовали геометрические фигуры.

У. Какие геометрические фигуры вы видите?

Д. Мы видим круги, окружности, линии.

У. А какого цвета эти геометрические фигуры?

Д. Красного, синего, зеленого, желтого, черного.

У. Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет - это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?

Д. На белом.

У. Белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид.

V. Знакомство с основными и составными цветами
У. С росписью игрушек мы познакомились. Теперь, казалось бы, можно начинать работу. Однако прежде посмотрим: краски, каких цветов стоят у нас на столе?

Д. Красная, синяя, желтая.

У. А какие цвета нам потребуются для росписи игрушек?

Д. Красные, желтые, фиолетовые, синие, зеленые, оранжевые.

У. А как же нам быть?

Д. Нам нужно смешать имеющиеся у нас цвета и получить новые краски.

У. Вам нужно знать, что цвета красный, желтый, синий – это основные цвета. Называются они так потому, что их нельзя получить смешиванием. Следовательно, они должны быть у художника обязательно. А вот наличие остальных цветов - их называют составными - не обязательно. Кстати, почему они так называются?

Д. Их можно составить из других цветов.

У. Какие это цвета и как их можно получить?

Д. Оранжевый - смешиванием красного и желтого.
Зеленый - смешиванием синего и желтого.
Фиолетовый - смешиванием синего и красного.

У. Назовите еще раз основные цвета.

Д. Красный, желтый, синий.

У. А составные цвета?

Д. Оранжевый, фиолетовый, зеленый.

VI. Самостоятельная работа
У. А теперь вы все превращаетесь в дымковских мастеров – ведь вы помните, что лепили и раскрашивали дымковские игрушки женщины и дети.

VII. Итог урока. Выставка работ
Дети рассматривают выставку.

- Расскажите каждый о своей игрушке. Поделитесь: чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?

Ответы детей.

- Все вы, дети, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости. Спасибо за урок!

 

ГОУ ВПО

«Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

______Факультет педагогики начального и дошкольного образования______

Отзыв на квалификационную работу по кафедре

________Кафедра педагогики начального и дошкольного образования______

Студентки ___

Группа ______

На тему ___Художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов)_________

 

1. Объем работы: общее количество страниц 68; приложения: рисунков 1, таблиц 4.

2. Цель и задачи исследования.

Цель исследования - изучить процесс формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

Задачи исследования:

1. рассмотреть сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»;

2. проанализировать использование народной педагогики в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников;

3. проанализировать современные программы обучения изобразительному искусству;

4. провести эмпирическое исследование эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов.

3. Актуальность, практическая значимость темы исследования.

Актуальность исследования вытекает из того, что периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общест­венной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для де­формаций в межнациональных отношениях, проявлений национально­го эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные дос­тижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выяв­ления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как са­мое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.

Практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в целях повышения эффективности обучения изобразительному искусству учащихся.

4. Соответствие содержания работы заданию.

Содержание работы полностью соответствует заданию выпускной квалификационной работы.

5. Основные достоинства и недостатки работы.

Автор исследования определил объект, предмет исследования, выделил цель и задачи данной работы. Автором была проанализирована литература по данной теме. Хотелось бы, чтобы автор указал большее количество источников, которыми он пользовался при написании данного исследования (если они имели место). В конце работы приводятся обоснованные выводы, сделанные в ходе данного исследования. Дипломник проявил творчество и оригинальность в осмыслении и переработке материала.

6. Степень самостоятельности и способности выпускника к исследовательской работе. Выполнив данную работу, студентка продемонстрировала умения применять теоретические знания для анализа конкретных педагогических проблем, способность самостоятельно искать и анализировать материал по теме исследования, делать обобщающие выводы. 

7. Оценка деятельности студента в период выполнения работы.

Автор исследования зарекомендовал себя как добросовестный, ответственный, работоспособный и аккуратный студент.

8. Достоинства и недостатки оформления текстовой части, графического, демонстрационного, иллюстративного, компьютерного и информационного материала. Соответствие его оформления требованиям ГОСТ, образовательным и научным стандартам.

Работа соответствует предъявляемым требованиям к выпускным квалификационным работам.

9. Целесообразность и возможность внедрения результатов исследований.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования могут быть внедрены с систему работы учителей начальных классов в целях повышения эффективности обучения учащихся.

10. Общее заключение и предлагаемая оценка квалификационной работы.

Тема исследования раскрыта, работа соответствует предъявляемым требованиям, и автор заслуживает высокой положительной оценки.

 

Научный руководитель:

Дата «________» _______________________ 2007г.

 

Подпись ___________________________________








Содержание

Введение …………………………………………………………..……..……… 3

Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников ……………………………………………..…..…….….. 7

1.1 Сущность понятия «художественно-эстетическое  воспитание» ……….. 7

1.2 Народная педагогика в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников …………………………………….……… 17

1.3 Анализ современных программ обучения изобразительному

искусству ……………………………………………………………….….…… 21

Выводы по главе 1 ……………………………………………………...……… 34

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов ……………………………………….….….……. 37

2.1 Организация и методика проведения исследования ………….….……… 37

2.2 Анализ результатов исследования …………………………….….………. 40

Выводы по главе 2 ……..…………………………………………….…...……. 46

Заключение ………………………………………………………….…..……… 48

Список используемой литературы ………………………………..….….……. 51

Приложение ……………………………………………………………..……… 54

 

 

Введение

Актуальность исследования. Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрожде­ния народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общест­венной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для де­формаций в межнациональных отношениях, проявлений национально­го эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные дос­тижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выяв­ления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как са­мое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.

История и культура народа имеют не только признаки националь­ной принадлежности, но и различные способы и формы своего сохра­нения и выражения - родной язык, историографические источники, литературные памятники, музыкальные произведения, архитектура, фольклор и, конечно, художественное творчество, ярко и зримо выра­жающее миропонимание, социально-исторические, художественно-эстетические взгляды народа.

Народное художественное творчество - этот кристаллизовавшийся мир народной художественной культуры, развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно, аккумулируя в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт, имеет чрезвычайно важное значение для развития художественно-эстетической культуры, воспитания чувств, формиро­вания художественного и эстетического вкуса, культуры быта, труда, человеческих взаимоотношений; ведь недаром искусство, рожденное пародом, называют гениальным, сохраняющим в себе огромную плодо­творную энергию воздействия на индивидуальность. Поэтому ценно­сти, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и важным фактором форми­рования личности.

Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей народного художественного творчества в школьной практике, уделяют внимание Б.М. Неменский, В.В. Алексеева, В.Н. Петров, И.П. Глинская, М.С. Чернявская, Б.П. Юсов. За последние годы появились работы, специально посвященные вопро­сам обучения и воспитания школьников на традициях народного деко­ративно-прикладного искусства; эти проблемы получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях Т.Л. Шпикаловой, Н.А. Горяевой, С.Ф. Абдуллаева, Б.С. Асылханова, А.А. Данилова, Г.В. Похолкина, Д.М. Скильского и других ученых.

Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства  в массовой школьной прак­тике.

Все вышеотмеченное позволило обнаружить противоречие между возросшей в современных условиях значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и технологий воспитания.

Объект исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, художественно-эстетическое воспитание младших школьников будет эффективным в том случае, если:

- будет использован факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Ц ель исследования - изучить процесс формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).

Задачи исследования:

1. рассмотреть сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»;

2. проанализировать использование народной педагогики в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников;

3. проанализировать современные программы обучения изобразительному искусству;

4. провести эмпирическое исследование эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования.

Эмпирическую выборку составили учащиеся в количестве 40 человек – учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса средней школы №12 г. Казни.

Практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в целях повышения эффективности обучения изобразительному искусству учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Текст исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников

Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.