Одной из задач Уполномоченного, предусмотренных законом Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» является его участие в совершенствовании законодательства в сфере прав человека и их защиты. Необходимость такого участия обусловлена тем, что в отдельных случаях выявляемые Уполномоченным нарушения конституционных прав и свобод граждан связаны не с действиями либо бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления Тверской области и их должностных лиц, а с несовершенством нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. Учитывая, что в подобных случаях, как правило, нарушаются права не отдельных граждан, а целых групп населения, совершенствование законодательства Уполномоченный выделяет в качестве одного из наиболее важных направлений своей работы, о чем свидетельствует и тот факт, что в настоящем докладе данной теме посвящена отдельная часть.
Деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства не может быть ограничена только пределами Тверского региона, так как некоторые обращения граждан свидетельствуют о нарушении их прав по причине наличия пробелов в федеральном законодательстве, неточностей в его толковании. Региональные уполномоченные не наделены правом законодательной инициативы, позволяющим вносить проекты законов федерального уровня в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим, рекомендации по совершенствованию федерального законодательства Уполномоченный традиционно вносит Законодательному Собранию Тверской области как субъекту, обладающему правом законодательной инициативы на федеральном уровне, излагает в ежегодных докладах о ситуации с соблюдением прав граждан в Тверской области и своей деятельности, а также в специальных докладах. Так, например, в докладе Уполномоченного за 2008 год Законодательному Собранию Тверской области было предложено обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части обеспечения права работников на получение задолженности по оплате труда как привилегированных кредиторов второй очереди. Также в течение 2009 года обсуждалось предложение Уполномоченного вынести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ вопрос о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ в части установления перечня уважительных причин неявки гражданина в судебное заседание. Постоянным комитетом Законодательного Собрания Тверской области по государственному устройству и местному самоуправлению к обсуждению данного предложения было привлечено Управление судебного департамента в Тверской области.
Возможность участия в совершенствовании федерального законодательства предоставляется Уполномоченному в рамках работы Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в РФ уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, на заседания которого приглашаются руководители отдельных министерств Российской Федерации. Обобщенные предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной защиты и здравоохранения были переданы в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В ходе беседы с Министром здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на заседании Координационного Совета Уполномоченным был поднят вопрос обеспечения лекарствами жителей отдаленных населенных пунктов в условиях изменения порядка лицензирования аптечных пунктов коммерческого отпуска при фельдшерско-акушерских пунктах. С Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко Уполномоченным обсуждалась необходимость изменения методов работы социальных педагогов профессиональных училищ и организации правового просвещения этой категории учащихся как сегмента молодежи, особенно нуждающегося в правовом просвещении. В письменном виде были переданы вопросы, затрагивающие темы введения административной ответственности в образовательных учреждениях за нарушение прав учащихся и педагогов, позиции Министерства образовании и науки РФ в отношении международного усыновления, возможности законодательного закрепления статуса школьного уполномоченного. На Координационном Совете с участием Министра внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиева от Тверской области было заявлено несколько вопросов, сформулированных по результатам работы государственного органа, исходя из тематики поступающих обращений граждан. Одним из важных итогов данного мероприятия стало решение о целесообразности регулярных выступлений уполномоченных по правам человека на коллегиях управлений Министерства внутренних дел РФ. В октябре 2009 года в рамках очередного заседания Координационного Совета Уполномоченный участвовал в обсуждении с Министром регионального развития РФ В.Ф. Басаргиным предложений по изменению федерального законодательства, регулирующего жилищные правоотношения, в том числе предложений о соотношении коэффициента роста цен на энергоносители с коэффициентом увеличения цен на услуги организаций коммунального комплекса для населения. При подготовке рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства Уполномоченный учитывает как жалобы граждан, так и предложения исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Самостоятельным направлением в деятельности Уполномоченного по совершенствованию законодательства является его взаимодействие с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее- Совет Федерации). Третий год Уполномоченный принимает непосредственное участие в подготовке Центром мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации (далее – Центр мониторинга права) доклада Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». В 2009 году аппарат Уполномоченного участвовал в совещании в Совете Федерации, посвященном подготовке очередного доклада, в ходе которого выступил с предложениями по структуре доклада и его содержанию. Одним из таких предложений было уделить в предстоящем докладе повышенное внимание проблемам жилищного законодательства как одним из самых многочисленных, несмотря на то, что в докладе Совета Федерации за 2008 год анализу жилищного законодательства РФ в системе обеспечения качества жизни граждан была посвящена отдельная глава. В ноябре прошедшего года в Центр мониторинга права Уполномоченным были направлены обобщенные материалы о выявленных пробелах в федеральном законодательстве, в том числе связанных с отсутствием законодательного регулирования порядка учета лиц без определенного места жительства, отсутствием механизмов обеспечения контроля за сохранностью жилых помещений и имущества граждан, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы, в период отбывания ими наказания.
По приглашению Центра мониторинга права аппарат Уполномоченного участвовал в VII Всероссийской научно-практической конференции, организованной Советом Федерации, на тему «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики», в ходе которой обсуждались вопросы, касающиеся влияния законодательства на уровень и качество жизни населения, эффективности правотворческой деятельности федеральных и региональных органов власти.
Также следует отметить, что с 2009 года по инициативе советника Председателя Совета Федерации Российской Федерации, первого заместителя руководителя Центра мониторинга права Совета Федерации Г.Э.Бурбулиса мероприятия по взаимодействию с Центром мониторинга права учитываются при планировании работы Уполномоченного и его аппарата. В настоящее время рассматривается возможность подписания соглашения между Уполномоченным по правам человека в Тверской области и Центром мониторинга права Совета Федерации. Результаты взаимодействия с этой структурой высоко оценены Председателем Совета Федерации С.Б. Мироновым в благодарственном письме, направленном в прошлом году Уполномоченному по правам человека в Тверской области.
Очевидно, что меры по совершенствованию законодательства будут наиболее эффективны только тогда, когда они выстроены в единую государственную концепцию защиты прав и свобод человека, поэтому отдельного внимания заслуживает работа Уполномоченного по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего правовые основы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. В 2009 году Уполномоченный участвовал в работе над проектом Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», направленным на закрепление принципа единства государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России, в том числе предусматривающего и обязательное наличие в каждом субъекте РФ регионального уполномоченного. На Координационном Совете Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в октябре 2009 года Уполномоченному по правам человека в Тверской области была предоставлена возможность выступить с особым мнением по существу законопроекта. В ходе выступления Уполномоченным была отмечена необходимость разработки единых подходов к обеспечению прав человека. В специальном докладе «Критерии оценки эффективности и показатели деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области и его аппарата» также были внесены предложения по стандартизации и выработке единых критериев оценки деятельности региональных Уполномоченных, применение которых позволило бы создать хорошо организованную систему института омбудсмена, способствовало бы развитию государственной защиты прав человека и укреплению принципов правового государства.
Также Уполномоченный участвует в реализации проектов по совершенствованию федерального законодательства и совместно с уполномоченными других субъектов РФ. Примером такого взаимодействия может служить инициатива Уполномоченного по правам человека в республике Татарстан, который обратился к коллегам с просьбой дать правовую оценку проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с целью ее обобщения и предоставления в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
В течение года Уполномоченный участвовал и в обсуждении еще только разрабатываемых проектов федеральных законов, например, проекта о законодательном регулировании вопросов раннего выявления употребления наркотиков и психотропных веществ в молодежной среде. Обсуждение указанного проекта прошло в городе Твери в июле 2009 года по инициативе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.А.Васильева.
Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл и содержание всех принимаемых законов, в том числе и законов субъектов РФ. Законодательным Собранием Тверской области в прошедшем году был издан Доклад «О состоянии законодательства Тверской области». В нем отмечено, что в Тверской области учрежден институт Уполномоченного по правам человека, за воспрепятствование деятельности омбудсмена предусмотрена административная ответственность. Отдельная часть доклада посвящена законодательству в сфере государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Тверской области, на совершенствование которого направлена и деятельность Уполномоченного.
Основным инструментом участия Уполномоченного в совершенствовании регионального законодательства, затрагивающего права и свободы граждан, является возможность выступать с законодательными инициативами по принятию новых либо изменению или отмене уже действующих нормативных правовых актов Тверской области. Изначально, при создании в 2007 году в регионе института Уполномоченного, омбудсмен Тверской области, как и большинство его коллег в других субъектах РФ, не был наделен правом законодательной инициативы. Однако, в 2008 году в Устав Тверской области были внесены изменения, в соответствии с которыми Уполномоченный включен в перечень субъектов, имеющих право законодательной инициативы Тверской области, что позволило ему принять активное участие в работе по совершенствованию законодательства в регионе.
В течение двух лет практической деятельности Уполномоченного была выявлена необходимость приведения нормативных правовых актов, регулирующих основы и порядок его работы, в соответствие с положениями Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В связи с этим, Уполномоченным в 2009 году в первую очередь был разработан и внесен в Законодательное Собрание Тверской области проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области», который в октябре прошлого года был принят. Внесенными изменениями уточнена компетенция Уполномоченного, в качестве приоритетных направлений его деятельности выделена защита прав и свобод детей и инвалидов как наиболее незащищенных категорий граждан, предусмотрена возможность опубликования заключений Уполномоченного в официальных печатных органах Законодательного Собрания Тверской области, Администрации Тверской области и право Уполномоченного в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований осуществлять размещение заказов на издание печатных материалов, направленных на распространение информации о правах и свободах человека. Также закреплен правовой статус помощников Уполномоченного, работающих на общественных началах в муниципальных образованиях Тверской области, предусмотрено право Уполномоченного по результатам рассмотрения жалоб граждан обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного и административного производства или уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, принятый закон также систематизировал нормы, касающиеся участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства и муниципальных правовых актов.
В связи с законодательным закреплением в качестве приоритетных направлений деятельности Уполномоченного защиты прав и свобод детей и инвалидов как наиболее незащищенных категорий граждан, систематизации и активизации работы Уполномоченного в этих двух особо значимых направлениях, возникла необходимость внесения изменений в закон Тверской области «О Реестре должностей государственной гражданской службы Тверской области» и в приложение № 1 к закону Тверской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области». Соответствующие законопроекты были также разработаны Уполномоченным в 2009 году, внесены на рассмотрение в Законодательное Собрание Тверской области и одобрены депутатским корпусом, что позволило ввести в штате аппарата Уполномоченного две штатные единицы помощников Уполномоченного: по вопросам защиты прав детей и по вопросам защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Уполномоченный использует и возможность внесения органам и должностным лицам, обладающим правом законодательной инициативы, предложений по совершенствованию законодательства Тверской области в направлениях, затрагивающих права и свободы граждан. Традиционно в ежегодных докладах Уполномоченного отдельным субъектам законодательной инициативы предлагаются мероприятия по совершенствованию регионального законодательства.
Помимо прямой формы участия в совершенствовании законодательства путем разработки и внесения на рассмотрение проектов нормативных правовых актов Тверской области на протяжении всего периода своей деятельности Уполномоченный активно пользуется косвенными способами участия в совершенствовании законодательства. Так, Уполномоченный регулярно получает планы законопроектной работы Законодательного Собрания Тверской области и находящиеся на рассмотрении в Законодательном Собрании Тверской области проекты законов, что позволило ему в прошедшем году анализировать законопроекты на стадии их рассмотрения, участвовать в их обсуждении и в случае необходимости выступать с предложениями по их доработке.
Уполномоченный регулярно присутствует на заседаниях Законодательного Собрания Тверской области, а также участвует в обсуждении отдельных затрагивающих права и свободы человека и гражданина проектов законов на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания Тверской области и рабочих групп.
По запросам председателя Законодательного Собрания Тверской области Уполномоченным были подготовлены заключения на проекты законов Тверской области «О противодействии коррупции в Тверской области», «О внесении изменений в отдельные законы Тверской области» по вопросам представления гражданскими служащими Тверской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В 2009 году одному из сотрудников аппарата Уполномоченного была объявлена благодарность Законодательного Собрания Тверской области.
Должность Уполномоченного по правам человека в Тверской области учреждена в целях содействия соблюдению прав и свобод человека и гражданина на территории Тверской области не только органами государственной власти Тверской области и государственными органами Тверской области, но и органами местного самоуправления. Вместе с тем, закон Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области», предусматривающий в первоначальной редакции право Уполномоченного направлять органам и должностным лицам, обладающим правом законодательной инициативы, предложения по совершенствованию законодательства в сфере прав человека и их защиты, не предполагал возможности участия Уполномоченного в совершенствовании правовой базы муниципальных образований региона. Несмотря на это, общие рекомендации по принятию, изменению или отмене муниципальных правовых актов, подготовленные по результатам деятельности Уполномоченного, обобщались в ежегодных докладах Уполномоченного наравне с предложениями по изменению федерального и регионального законодательства.
В 2009 году по инициативе Уполномоченного были внесены изменения в закон Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области», которые в настоящее время позволяют ему вносить рекомендации по совершенствованию муниципальных правовых актов конкретного муниципального образования напрямую субъектам правотворческой инициативы.
В текущем году планируется развивать взаимодействие Уполномоченного с представительными органами местного самоуправления, в рамках которого могла бы осуществляться экспертная оценка и обсуждение отдельных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Положительным примером такого взаимодействия может послужить участие Уполномоченного и его аппарата в 2009 году в оценке состояния правовых актов города Твери, регулирующих правовое положение территориального общественного самоуправления. Предложения по совершенствованию правовых актов муниципального образования в этой сфере были представлены аппаратом Уполномоченного на одном из заседаний постоянного Комитета по вопросам местного самоуправления Тверской городской Думы.
В совершенствовании муниципальных правовых актов участвуют и помощники Уполномоченного, работающие на общественных началах в муниципальных образованиях. Они привлекаются к обсуждению проектов муниципальных правовых актов, по мере необходимости обращаются к Уполномоченному для получения экспертных заключений на проекты, некоторые из них являются депутатами представительных органов муниципальных образований Тверской области.
С развитием института Уполномоченного развивается и его деятельность по совершенствованию законодательства. Ежегодно Уполномоченным утверждается План мероприятий по его участию в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики, формируемый исходя из способов участия, сроков выполнения мероприятий и уровней действия нормативных правовых актов.
Понимая, что работа, связанная с мониторингом федерального и регионального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления, требует высокой компетенции, особое внимание Уполномоченным уделяется вопросам прохождения сотрудниками аппарата специальной подготовки. К примеру, аппарат Уполномоченного участвовал в программе повышения квалификации по теме «Участие аппаратов Уполномоченных в законотворчестве и мониторинге права», организованной Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия» совместно с Центром мониторинга права при Совете Федерации.
Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Тверской области в целях сравнительного анализа внимательно изучает опыт участия Уполномоченных других субъектов РФ в совершенствовании законодательства. С аппаратами Уполномоченных отдельных регионов достигнута договоренность о том, что в случае необходимости законодательные инициативы регионального уровня в отдельных сферах прав человека могут вноситься уполномоченными одновременно в нескольких субъектах Российской Федерации.
Учитывая, что участие Уполномоченного в формировании благоприятного правового поля является одним из способов обеспечения гарантий соблюдения прав человека, планируется совершенствовать данное направление деятельности, в том числе наладить сотрудничество в сфере мониторинга законодательства с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в рамках подписанного соглашения, активнее привлекать к обсуждению и выработке предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и свободы граждан, общественные организации Тверской области и другие институты гражданского общества, активизировать работу по выявлению недостатков в правовом регулировании, в том числе связанных с несоответствием нормативных правовых актов общепризнанным международным принципам и нормам о правах и свободах граждан.
Правовое просвещение
Важным направлением деятельности Уполномоченного остается правовое просвещение, которое основано на таких составляющих как оказание гражданам юридической помощи, организация мероприятий просветительского характера, в том числе посредством взаимодействия со СМИ и общественными организациями.
По инициативе Уполномоченного в феврале 2009 года в Тверской области состоялась конференция на тему «Правовые основы и механизмы реализации специализированных программ правового просвещения, направленных на оказание юридической помощи гражданам», в которой приняли участие Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин, Председатель Законодательного Собрания Тверской области А.Н.Епишин, член Общественной палаты РФ, в настоящее время Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А.Астахов, представители юридического сообщества и общественности. В своем выступлении Уполномоченный по правам человека в Тверской области акцентировал внимание участников конференции на вопросах, ранее обозначенных в специальном докладе «Проблемы реализации права малоимущих граждан на получение бесплатной юридической помощи», вопросах правового просвещения.
О недостаточном уровне правового просвещения свидетельствуют, в первую очередь, поступающие в адрес Уполномоченного обращения граждан. Анализ этих обращений позволяет говорить о правовом просвещении не только как о необходимости, но и как о серьезной проблеме, так как уровень правовой осведомленности населения по-прежнему остается низким.
За 2009 год в аппарат Уполномоченного поступило 998 обращений, из них порядка 30% - те обращения, по которым гражданам была оказана консультативная помощь. Помимо личного приема граждан, работы с письменными обращениями, разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам и изменениям нормативно-правовой базы проводятся сотрудниками аппарата на сайте Уполномоченного www . ombudsman - tver . ru в рубриках «Ваши вопросы» и «Новости законодательства».
Учитывая, что правовое просвещение является важным инструментом предупреждения нарушений конституционных прав граждан, Уполномоченный и сотрудники аппарата продолжают осуществлять такую форму личного приема, как регулярные выездные приемы граждан в районах области. В 2009 году было осуществлено 32 выездных приема.
Особо следует отметить, что проведение приема в районе происходит при обязательном участии общественного помощника Уполномоченного того муниципального образования, на территории которого проводится прием граждан. В настоящее время в муниципальных образованиях работают 34 помощника на общественных началах.
В 2009 году к помощникам Уполномоченного обратились более 360 человек (в 2008 году – 220), из обращений которых только незначительное количество поступило в аппарат Уполномоченного. В остальных случаях правовая помощь была оказана гражданам на местах: даны консультации по вопросам компетенции Уполномоченного либо вопрос был полностью решен, и нарушенное право обратившегося восстановлено.
Как показывает опыт, не всегда граждане могут изложить свою проблему в письменном обращении, приложить копии необходимых документов. Нередко возникают ситуации, когда для того, чтобы помочь заявителю, необходимо личное общение. В связи с этим в мае текущего года при поддержке общественных организаций аппарат Уполномоченного начал работу по приему граждан в системе повышенной доступности. С помощью сети Интернет на связь с сотрудниками аппарата Уполномоченного вышли три района: Кимрский, Кашинский, Кувшиновский. Граждане указанных районов получили консультации по вопросам социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, присвоения звания «Ветеран труда» и др.
Возможность задать волнующие вопросы и озвучить свои проблемы в режиме on-line получили осужденные ФБУ «Исправительная колония №5» города Вышний Волочек. Специфика их положения – пребывание в закрытом учреждении, вместе с тем, имеет место множество нерешенных проблем, которые существуют в настоящее время, и с которыми женщины - осужденные столкнутся после освобождения. Сотрудники аппарата ответили на вопросы, касающиеся обеспечения жильем, трудоустройства, восстановления в родительских правах.
Исходя из того, что самый эффективный способ организации работы органов государственной власти – это обеспечение диалога, такую форму общения с гражданами как удаленные консультации в режиме реального времени (on-line консультации) необходимо развивать. Однако повышение уровня правовых знаний должно происходить путем целенаправленной системной работы всех государственных органов, организаций и общественных объединений, связанных с распространением правовой информации. Поэтому главам муниципалитетов следует обратить внимание на перспективность такой формы работы и принять необходимые меры, чтобы обеспечить все приемные граждан Интернет – связью, активизировать деятельность по повышению уровня сотрудников, работающих в приемных, качеству консультаций. Правовому просвещению граждан может, в том числе, способствовать и информация, размещенная на сайтах администраций муниципальных образований.
Важным моментом правового просвещения является работа, проводимая в данном направлении с детьми и молодежью. Принимая во внимание, что базовый уровень знаний человек получает в школе, правовые знания должны закладываться в сознании молодежи именно на данном этапе обучения. По данным, предоставленным Департаментом образования Тверской области, введение элементов правового образования начинается с 5 класса в рамках изучения предмета «Окружающий мир». В 34% общеобразовательных учреждений Тверской области изучение раздела «Право» осуществляется в рамках учебного предмета «Обществознание», а в 66% - как предмет «Право» (9 классы – 1 час в неделю, 10-11 классы по 2 часа в неделю). Однако, учитывая, что некоторые статьи Уголовного кодекса РФ предусматривают уголовную ответственность уже с 14-летнего возраста, в целях правового просвещения и предупреждения правонарушений подростками, необходимо уделять этой составляющей образовательного процесса повышенное внимание. В данном случае важную роль играют мероприятия, направленные на повышение гражданско-правовой культуры, с участием представителей органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий.
В 2009 году Уполномоченным и сотрудниками аппарата были организованы встречи с учащимися старших классов гимназии № 8 г. Твери и школы № 29 г. Твери. Основной темой встреч стало обсуждение прав ребенка, вопросы ограничения пребывания несовершеннолетних в общественных местах в вечернее и ночное время. Школьников интересовали вопросы деятельности правозащитного органа в Тверской области, взаимодействия Уполномоченного с молодежными объединениями, учащимися образовательных учреждений, СУЗов, ПТУ, стратегии правового просвещения в молодежной среде, предлагаемые изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
В 2009 году Уполномоченный принял участие в ряде совместных радиоэфиров с руководителями различных ведомств, в том числе по вопросам, касающимся образовательного процесса, защиты прав детей. Уполномоченный поддерживает инициативу Уполномоченного по правам человека в Московской области о введении в образовательных учреждениях школьного правозащитника, который будет призван решать вопросы взаимодействия учеников, учителей и родителей, проблемы правового просвещения. Его задачами также должны стать содействие обеспечению безопасности и комфортности в школе всем участникам образовательного процесса.
В обеспечении доступности для детей и молодежи знаний о правах человека особую функцию выполняют библиотеки. На данном этапе развития нашего общества меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.
В апреле 2009 года в малом зале Тверского областного центра детского и семейного чтения имени А.С.Пушкина состоялся «круглый стол» на тему «Детские библиотеки как центры правового просвещения детей и молодежи», в рамках которого Уполномоченный встретился с руководителями детских библиотек Тверской области. Участникам «круглого стола» был предложен экспресс - тренинг «Опыт формирования правосознания молодежи на базе детских библиотек Тверской области и возможности взаимодействия с институтом общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Тверской области». Встреча завершилась презентацией книги «Законы мира детей», изданной при поддержке Уполномоченного, экземпляры которой были преданы в библиотеки области.
Важное место в процессе правового просвещения занимают проводимые Уполномоченным конкурсы. В 2008 году был проведен конкурс рисунков и сочинений на правозащитную тематику, в 2009 году - конкурс рисунков для детей с ограниченными возможностями. Целью конкурса стало привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов, к вопросам их правового просвещения, развития жизненных навыков, воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в молодежной среде. В ходе проведения конкурса были получены около 100 работ от детей из разных районов нашей области. К 1 июня, Дню защиты детей, на одной из центральных улиц города Твери Уполномоченным, совместно с общественной организацией «Центр добровольческой помощи и поддержки общественных инициатив», была организована выставка работ участников конкурса. Кроме того, конкурс предусматривал номинацию «Симпатии добрых людей»: зрители, знакомясь с творчеством детей, могли отдать свой голос наиболее понравившейся работе. По инициативе общественных помощников Уполномоченного выставка продолжила свою работу в районах области.
В конце 2009 года аппаратом Уполномоченного была выпущена книга из серии «Библиотека Уполномоченного по правам человека в Тверской области», посвященная проблемам защиты прав детей на территории региона, куда вошли многие из конкурсных работ.
Эффективная деятельность института Уполномоченного в сфере правового просвещения невозможна без тесного взаимодействия со средствами массовой информации. Уполномоченный уделяет большое внимание отражению в СМИ складывающейся в регионе правозащитной ситуации, привлечению с их помощью внимания к проблемам обеспечения и защиты прав граждан.
Взаимодействие со СМИ в 2009 году включало в себя: интервью Уполномоченного по актуальным вопросам правозащитной тематики на региональном радио и телевидении, участие в пресс-конференциях, прямых эфирах. В 2009 году вышло порядка 60 публикаций и прямых эфиров Уполномоченного, было более 170 упоминаний в прессе и появлений в кадре на телевидении.
Необходимо также отметить взаимодействие Уполномоченного с Тверским филиалом клуба «Гражданин», объединяющим журналистов. В январе 2009 года состоялась встреча Уполномоченного с секретарем Союза журналистов России Н.И. Ажгихиной, целью которой стало создание в Тверском регионе дискуссионной площадки, объединяющей представителей правозащитных организаций, экспертного сообщества, журналистов. При информационной поддержке клуба «Гражданин», региональных средств массовой информации проводились выездные приемы Уполномоченного в районах области, куда выезжали сотрудник аппарата и журналист одного из печатных изданий. Так, совместные выезды были организованы в Осташков, Андреаполь, Старицу. По их итогам были опубликованы материалы под рубрикой «Выездная приемная Уполномоченного».
В июне 2009 года Уполномоченным был объявлен конкурс на лучшее освещение проблем защиты прав человека в СМИ Тверской области, целями которого являются: распространение правовых знаний среди населения Тверской области, активизация работы журналистов по освещению в средствах массовой информации деятельности лиц и организаций, занимающихся защитой прав, свобод и законных интересов жителей региона.
Важным представляется тот факт, что Уполномоченный входит в руководство Совета по информационной политике при Губернаторе Тверской области, поскольку постановка задач, формирование единого целеполагания для органов власти, института Уполномоченного, непосредственно транслирующего проблемы граждан, и СМИ являются одними из основных инструментов в решении проблем жителей Тверской области.
Развитие правосознания и правовой культуры населения напрямую связано с процессом становления в России гражданского общества. В 2009 году Уполномоченный активно сотрудничал с Общественной палатой Тверской области, общественными организациями региона. При поддержке НКО был осуществлен ряд проектов Уполномоченного, в том числе обеспечение ФБУ «Исправительная колония №5» компьютерным рабочим местом с программным обеспечением «Гарант», предполагающим свободный доступ заключенных к законодательной базе. В прошлом году было продолжено взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией, осуществляющей общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания Тверской области, в заседаниях которой принимали участие сотрудники аппарата. В сентябре 2009 года Уполномоченный выступил на семинаре для членов общественных наблюдательных комиссий субъектов РФ и членов общественных советов при территориальных органах УИС Центрального федерального округа.
В настоящее время Уполномоченным ведется работа по формированию регионального института изучения проблем человека, в состав которого войдут ученые, эксперты в различных отраслях знаний, представители общественности. Целями создаваемого института должны стать исследование проблемного поля в области прав человека в Тверском регионе, прорабатывание путей решения тех или иных проблем.
В 2009 году Уполномоченный вошел в состав Координационного Совета при Управлении Министерства юстиции РФ по Тверской области, созданного для выработки согласованных действий Управления, территориальных органов, подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений. Темой одного из выступлений Уполномоченного на заседании Координационного Совета стало обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, правовое просвещение, преодоление правового нигилизма и противодействие коррупции. По результатам заседания было принято решение Уполномоченному совместно с Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области обратиться в Администрацию Тверской области с предложением разработать долгосрочную целевую программу по правовому просвещению либо внести дополнения по указанной тематике в долгосрочную целевую программу Тверской области от 02.09.2009 № 379-па «Развитие институтов гражданского общества Тверской области как эффективного механизма защиты прав и свобод человека, поддержки демократических ценностей на 2009-2011 годы».
Учитывая важность повышения уровня правовой культуры, значимость мероприятий по оказанию гражданам доступной юридической помощи, особую роль в формировании правовых знаний средств массовой информации и общественности, в 2010 году Уполномоченный планирует развивать свою деятельность в направлении правового просвещения, взаимодействия со СМИ и общественными организациями.
РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании мониторинга ситуации с соблюдением прав граждан на территории Тверской области, учитывая поступившие в адрес Уполномоченного обращения граждан и важность освещенных в настоящем докладе проблем, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 закона Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» Уполномоченный по правам человека в Тверской области РЕКОМЕНДУЕТ:
1. Законодательному Собранию Тверской области:
- в целях ужесточения контроля за исполнением Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления вынести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ вопрос о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих сроки рассмотрения обращений граждан;
- внести изменения в закон Тверской области от 13.04.2009 №27-ЗО «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Тверской области», регламентировав организацию личного приема граждан руководителями и уполномоченными на то лицами органов власти Тверской области путем установления гибких графиков приема граждан, обеспечения иногородних граждан возможностью личного приема и рассмотрения их просьб соответствующими специалистами в день обращения;
- с целью повышения эффективности общегосударственных мер по борьбе с незаконной миграцией разработать и принять закон Тверской области, предусматривающий создание специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению.
2. Администрации Тверской области:
- в целях повышения качества жизни инвалидов, установления гармоничных отношений инвалидов и пожилых людей с социальным окружением, расширения возможности их социальной коммуникации, разработать проект закона Тверской области о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- в связи с вступлением в силу Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», разработать проект закона Тверской области, устанавливающий перечень информации о деятельности государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области, подлежащей размещению на сайтах органов власти в сети Интернет;
- провести ряд мероприятий (теле- и радиопрограмм), обеспечивающих
информационную составляющую программы поддержки семейных форм устройства детей-сирот;
- в целях усовершенствования работы с обращениями граждан разработать и принять нормативный акт, устанавливающий примерный перечень информации, которая должна содержаться в ответе государственного органа на обращение гражданина (например, ответ должен даваться по существу поставленных в обращении вопросов со ссылкой на нормативный акт, разъяснение закона и т.п.);
- разработать проект закона о внесении изменений в закон Тверской области от 29.12.2004 № 79-ЗО «О ежемесячном государственном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей», в части усиления социальной поддержки одиноких матерей и детей, один из родителей которых уклоняется от уплаты алиментов;
- принять меры, направленные на ликвидацию очередей граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и нуждающихся в предоставлении жилья вне очереди.
3. Органам местного самоуправления Тверской области:
- провести проверку жилищных условий проживающих на территориях муниципальных поселений ветеранов Великой Отечественной войны с целью выявления ветеранов, нуждающихся в обеспечении жильем, но до настоящего времени по различным причинам не вставших на учет в качестве нуждающихся;
- обратить внимание на необходимость реализации возложенной на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению муниципального земельного контроля; провести ряд мероприятий, направленных на информирование граждан о работе муниципальных земельных инспекторов;
- при принятии решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам одновременно рассматривать необходимость установления публичных сервитутов для целей прохода и проезда граждан к объектам общего пользования;
- принять необходимые меры для обеспечения всех общественных приемных региона Интернет–связью, активизировать деятельность по повышению профессионального уровня сотрудников, работающих в общественных приемных, а также качества консультаций.
4. Администрации Тверской области и органам местного самоуправления:
- в связи с имеющейся проблемой в доступности дошкольного образования, обратить внимание на необходимость проработки подходов (с учетом опыта других регионов), позволяющих открыть дополнительные учебные места, а также необходимость финансирования капитального ремонта образовательных учреждений.
5. Управлению Министерства юстиции РФ по Тверской области в рамках работы Координационного совета при Управлении рассмотреть вопросы о разработке мер по созданию условий для совместного проживания женщин с детьми на территории колоний-поселений как одного из средств ресоциализации осужденных, прохождении профессиональной переподготовки врачей, работающих в учреждениях исполнения наказания, по принципу врачей общей практики, содействии развитию на территории региона деятельности общественных организаций по обеспечению доступности юридической помощи для лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансово-экономический кризис, начавшийся в конце 2008 года и определивший непростую социально-экономическую обстановку 2009 года, несомненно, отразился на качестве жизни граждан, коснувшись всех слоев населения. В то же время формирование гражданского общества не было приостановлено временными трудностями, скорее кризис выявил необходимость более динамичного развития в этом направлении, о чем неоднократно упоминал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, говоря о необходимости модернизации и построения «умного» общества: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии».
Кризис еще раз показал, что качество жизни определяется качеством законов, которые задают стандарты качеству власти.
За 2009 год не выявлено действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на умышленное систематическое нарушение прав граждан, дестабилизацию обстановки в обществе. Напротив, необходимо отметить готовность к взаимодействию и конструктивному диалогу со стороны многих представителей органов государственной и муниципальной властей региона.
На сегодняшний день ситуация с соблюдением органами власти прав и свобод граждан, проживающих на территории Тверской области, в целом удовлетворительна, что подтверждается и мониторингом, проведенным аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ. Количество жалоб от жителей Тверской области, поступивших в 2009 году в адрес федерального Уполномоченного, имеет тенденцию к сокращению. Также сокращается число жалоб на 100 тыс. населения: в 2009 году по этому показателю Тверская область заняла 7-ое место среди субъектов Центрального федерального округа (по сравнению с 14-м местом в 2008 году), уступив первые позиции Ярославской, Смоленской, Липецкой, Костромской, Ивановской и Брянской областям.
В 2010 году приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного останутся вопросы защиты прав детей, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планируется углубленное изучение проблем реализации прав участников образовательного процесса, в том числе возможности совместного обучения детей инвалидов и детей без инвалидности. По результатам указанных исследований планируется подготовить специальный доклад.
Кроме того, в текущем году Уполномоченный планирует рассмотреть вопрос о формировании регионального института изучения проблем человека, к деятельности которого будут активно привлекаться представители научного сообщества Тверской области. В рамках работы института планируется провести международную конференцию, целью которой будет выработка механизмов взаимодействия между государством, ключевыми институтами гражданского общества и научным сообществом. Также в рамках работы института и по инициативе эксперта Совета Европы А.Ю. Сунгурова предполагается провести семинар по теме «Выработка системы оценки эффективности работы аппаратов уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и приемных граждан».
Уполномоченный по правам человека в Тверской области надеется, что содержащиеся в докладе выводы и рекомендации послужат дополнительным элементом в работе по совершенствованию правового пространства как главной цели любого демократического общества.
Настоящий доклад является официальным документом, и, в соответствии со ст. 13 закона Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области», представлен в Законодательное Собрание Тверской области и Губернатору Тверской области.
Для широкого информирования текст доклада будет опубликован в газете «Тверские ведомости», а также размещен на сайте Уполномоченного по правам человека в Тверской области.
Уполномоченный выражает признательность за сотрудничество Законодательному Собранию Тверской области; Администрации Тверской области; Прокуратуре Тверской области; Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области; Управлению внутренних дел по Тверской области; Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области; Главному управлению МЧС России по Тверской области; Управлению судебного департамента Тверской области; Управлению Федеральной миграционной службы России по Тверской области; Управлению Федеральной регистрационной службы по Тверской области; Управлению Роснедвижимости по Тверской области; Управлению Федеральной регистрационной службы по Тверской области; Военному комиссариату Тверской области; Департаменту занятости населения Тверской области; Департаменту здравоохранения Тверской области; Департаменту социальной защиты населения Тверской области; Департаменту образования Тверской области; Центру по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области; Государственной инспекции труда в Тверской области; ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Тверской области; Управлению «Государственная жилищная инспекция Тверской области»; Департаменту управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области; Комитету по управлению имуществом Тверской области; Управлению Роспотребнадзора по Тверской области; Департаменту строительного комплекса Тверской области; ФГУ «ГБ МСЭ по Тверской области», главам муниципальных образований Тверской области.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.