Право на обращение и получение информации из государственных органов и органов местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из конституционно закрепленного права граждан на обращение  следует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, в которые они обратились, рассмотреть поступившее обращение в пределах своих полномочий. Порядок рассмотрения обращений регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ). Так, законом установлена обязанность органов власти принять поступившее обращение, зарегистрировать, рассмотреть и дать ответ в установленный  законом срок.

Почта Уполномоченного содержит немало примеров нарушений права граждан на обращения (более 6% от общего количества жалоб), выражающихся в отказе сотрудников соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления принять письменное заявление, записать на личный прием к должностному лицу, предоставить письменный ответ. 

Зачастую предоставление ответа происходит с нарушением предельных сроков рассмотрения обращений граждан (30 дней со дня регистрации). Так, в адрес Уполномоченного в 2009 году поступали жалобы на нарушение сроков рассмотрения поданных гражданами обращений со стороны органов прокуратуры, Департамента здравоохранения Тверской области, администраций муниципальных районов Тверской области, отделов внутренних дел города Твери, Управления «Государственная жилищная инспекция Тверской области». И, несмотря на то, что Федеральным законом №59-ФЗ предусмотрена возможность продления вышеуказанного тридцатидневного срока до шестидесяти дней в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, это обстоятельство зачастую не решает проблему. Более того, единожды продленный срок рассмотрения поступившего обращения в дальнейшем становится порой практически бессрочным. Следует добавить, что обязательные в таких случаях уведомления о продлении срока рассмотрения обращений поступают к гражданам не всегда своевременно или не поступают вовсе, что тоже является нарушением установленных Федеральным законом № 59-ФЗ требований. Так, из жалобы гражданки Б. следовало, что 27.02.2009 она направила в Департамент здравоохранения Тверской области обращение. Не получив в 30-дневный срок ответ, 02.04.2009 гражданка Б. обратилась к Уполномоченному с просьбой содействовать в получении информации о стадии рассмотрения ее обращения в департаменте здравоохранения. По информации, полученной из департамента, срок рассмотрения обращения заявительницы был продлен до 60 дней, однако уведомление о его продлении заявительнице не направлялось. На момент обращения (02.04.2009.) заявительнице была предоставлена информация о продлении срока. Рассмотрение обращения Уполномоченным было прекращено. Но спустя месяц от заявительницы была получена устная информация, что по истечении 60 дней ответ на обращение не  предоставлен.

Нередки случаи, когда, направив в органы власти обращения, граждане не получали на них письменных ответов ни через 30, ни через 60 дней. Важно отметить, что в 100% подобных случаев Уполномоченному удавалось добиться от органов власти соответствующих ответов, и право граждан было восстановлено.

Имели место случаи, когда с описанными выше нарушениями сталкивались не только граждане, но и Уполномоченный. Обращения и запросы Уполномоченного в другие государственные органы в некоторых случаях также оставались без своевременного ответа, в связи с чем нарушались права граждан на получение ответа в установленные Федеральным законом № 59-ФЗ сроки. Это касалось переписки с Департаментом здравоохранения Тверской области, Департаментом социальной защиты населения Тверской области и отделами внутренних дел (далее - ОВД). К примеру, в октябре 2008 года по жалобе гражданина Ч. Уполномоченный обратился с запросом в ОВД Московского района города Твери. Несмотря на неоднократные устные обращения сотрудников аппарата Уполномоченного в данный отдел, в марте 2009 года Уполномоченный вынужден был направить повторный запрос в ОВД Московского района города Твери с предупреждением об административной ответственности за воспрепятствование деятельности Уполномоченного. Лишь в апреле 2009 года был получен ответ о направлении материалов проверки в ОВД Калининского района. На запрос в ОВД Калининского района была предоставлена информация о возврате материала в ОВД Московского района города Твери. Для разрешения ситуации в мае 2009 года Уполномоченный вынужден был обратиться в УВД по Тверской области. По факту волокиты была проведена служебная проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, виновные сотрудники ОВД Московского района города Твери были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Законодательством не предусмотрена административная ответственность должностных лиц, нарушающих сроки рассмотрения обращений граждан. В соответствии с законом Тверской области от 14.07.2003 №46-ЗО «Об административных правонарушениях» возможность привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности предусмотрена лишь в случае непредставления или несвоевременного предоставления сведений по запросам Уполномоченного. Воспользоваться данным правом по составлению административных протоколов, при наличии нарушений, а также кадровых возможностей, Уполномоченный предполагает в 2010 году, в прошлом же году нарушители предупреждались об административной ответственности, предусмотренной за подобные нарушения. Так, 08.10.2009 в адрес начальника Департамента социальной защиты населения Тверской области в целях объективного рассмотрения четырех обращений граждан был направлен запрос Уполномоченного. 26.11.2009 Уполномоченный был вынужден направить повторный запрос, указав на нормы закона, предусматривающие административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного. Однако, несмотря на установленную Федеральным законом №59-ФЗ обязанность государственных органов и органов местного самоуправления в течение 15 дней предоставлять материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращения, ответ на запрос Уполномоченного был получен лишь 15.01.2010.

Помимо нарушений, касающихся несоблюдения сроков рассмотрения обращений граждан, следует обратить внимание на форму и содержание направляемых из государственных органов и органов местного самоуправления ответов. Изучая документы, прилагаемые гражданами к обращениям, можно сделать вывод, что имеют место случаи, когда ответы органов власти размещаются не на бланках соответствующих организаций, не содержат исходящего номера документа и (или) даты отправления, должность лица, подписывающего документ, указывается не полностью, ответы даются не по существу поставленных в обращениях вопросов, без ссылки на нормы действующего законодательства и разъяснения порядка обращения в соответствующие инстанции. Учитывая наличие подобных фактов, Уполномоченный полагает, что необходимо законодательно установить примерный перечень информации, которая должна содержаться в ответе государственного органа или органа местного самоуправления на обращение гражданина.

Еще одно часто встречающееся нарушение норм Федерального закона №59-ФЗ - это нарушение запрета перенаправлять жалобу без рассмотрения по существу в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Подобная негативная практика применяется в деятельности правоохранительных органов и иных федеральных органов власти, имеющих вертикальную структуру. В таких случаях процент удовлетворенных обращений граждан практически равен нулю.

Право на обращение включает в себя также и наличие у гражданина возможности личного приема руководителем того или иного органа власти. Федеральный законодатель, по мнению Уполномоченного, недостаточно подробно регламентирует некоторые вопросы, связанные с работой государственных и муниципальных служащих с обращениями граждан, и, в частности, порядок ведения личного приема. Несмотря на то, что государственные и муниципальные органы власти, как правило, имеют графики приема граждан руководителями, анализ поступающих к Уполномоченному жалоб свидетельствует, что на практике указанные графики не соблюдаются, время приема, установленное в них, крайне неудобно для работающих граждан, имеют место отказы органов власти в осуществлении записи на личный прием к руководителю органа (например, в Военном комиссариате Тверской области). 

Неоднократно в письменных обращениях и на личных приемах граждане сообщали о том, что при обращении в общественную приемную одной из политических партий им отказывали в консультации и направляли для решения всех проблем к Уполномоченному, несмотря на то, что рассмотрение большинства таких обращений не входило в компетенцию Уполномоченного. В связи с этим Уполномоченный полагает, что необходимо повышать профессиональный уровень сотрудников, работающих в общественных приемных граждан.

Хотелось бы обратить внимание на то, что со стороны граждан имеет место злоупотребление своим правом на обращение. Так, в течение 2009 года были случаи обращения к Уполномоченному лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, которые, получая за свою работу соответствующее вознаграждение, вместо проведения самостоятельной работы и консультирования граждан по интересующим их вопросам, перенаправляли обращения граждан в адрес Уполномоченного. Кроме того, сами адвокаты записывались на личный прием к сотрудникам аппарата Уполномоченного с целью получения соответствующей юридической консультации.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, распространять информацию любым законным способом. В соответствии со ст. 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Вместе с тем, в адрес Уполномоченного поступали обращения, касающиеся отказов органов власти предоставить гражданам информацию (документы). Так, большинство поступивших по данному вопросу обращений касалось непредоставления потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, заинтересованным лицам информации о ходе расследования уголовных дел, невозможности ознакомиться с материалами уголовного дела.

Еще одной составляющей, необходимой для реализации права граждан на получение информации, является наличие и доступность для населения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Доступ к информации о деятельности органов власти может обеспечиваться разными способами, например, путем обнародования (опубликования) информации в средствах массовой информации, размещения информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и т.д. Однако данные способы не могут обеспечить доступность большого объема наиболее полной информации о деятельности органа. В связи с этим Федеральным законом от  27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была закреплена обязанность государственных органов создавать доступные для каждого гражданина информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. К сожалению, в настоящее время на территории Тверской области практически ни один информационный ресурс, размещенный в сети Интернет, не отвечает полностью требованиям действующего законодательства и критериям, характеризующим развитое информационное общество. Значительное количество государственных органов и органов местного самоуправления весьма формально подошли к выполнению требований законодательства об обеспечении информационной открытости своей деятельности, отсутствует поддержание размещаемой информации в актуальном состоянии, единый подход к ее содержанию, что приводит к большому нагромождению сведений и затруднению поиска нужной информации и т.д. Это напрямую связано с тем, что не предусмотрена система постоянного государственного контроля над исполнением законодательства о доступе граждан к информации о деятельности органов власти. В связи с чем требуется регулирование этого вопроса на федеральном уровне путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон №8-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2010 года. Законом установлены основные понятия, принципы, способы размещения информации о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определено содержание информации, подлежащей размещению на официальных сайтах органов власти. За нарушение права на доступ к информации законом предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная ответственность виновных должностных лиц.

Кроме того, еще в 2002 году постановлением Правительства РФ была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Основной целью этой программы является всестороннее развитие государства за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, в том числе обеспечение открытости деятельности госорганов и общедоступности государственных информационных ресурсов. В рамках программы уже разработана концепция «Электронного правительства», предполагающая кардинальное изменение принципа взаимоотношений государства с населением для обеспечения более эффективного взаимодействия.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, помимо Федерального закона № 8-ФЗ, должно осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.

Изучив ситуацию с соблюдением права граждан на обращения, можно сделать следующие выводы:

§ с целью ужесточения контроля за исполнением Федерального закона №59-ФЗ со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления необходимо разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ предложения о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих сроки рассмотрения обращений граждан;

§ необходимо внести изменения и дополнения в закон Тверской области от13.04.2009 №27-ЗО «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Тверской области», касающиеся  регламентации организации личного приема граждан руководителями и уполномоченными на то лицами органов власти Тверской области (установление гибких графиков приема граждан с учетом их занятости в рабочее время (прием в вечерние часы и выходные дни), обеспечения иногородних граждан возможностью личного приема и рассмотрения их просьб соответствующими специалистами в день обращения и т.д.);

§  исполнительным органам государственной власти Тверской области установить примерный перечень информации, которая должна содержаться  в  ответе государственного органа на обращение гражданина (например, ответ должен даваться по существу поставленных в обращении вопросов со ссылкой на нормативный акт, разъяснение закона и т.п.);

§ во исполнение Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» необходимо разработать и принять нормативный правовой акт Тверской области, устанавливающий перечень обязательной информации о деятельности государственных органов, органов государственной власти Тверской области, подлежащей размещению на сайтах органов власти в сети Интернет.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.