В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО АППАРАТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Доклад

О ситуации с соблюдением прав граждан в Тверской области и своей деятельности

 ЗА 200 9 ГОД

Тверь, 2010

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………   3
I. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЕЖЕГОДНОМ ДОКЛАДЕ ЗА 2008 ГОД, И АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ       5
II . О соблюдении прав граждан на территории тверской области в 2009 году …………………………………..   13
2.1. Защита семьи и детства …………………………………………… 13
2.2. Проблемы реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………….   22
2.3. Право на жилище ………………………………………………….. 31
2.4. Право на обращение и получение информации из государственных органов и органов местного самоуправления …..   45
2.5. Право на землю и свободный доступ к объектам общего пользования …………………………………………………………...   54
2.6. Право на гражданство, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства …………………………………………….   61
2.7. Взаимодействие с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области и Управлением внутренних дел по Тверской области ……………………………….     70
III . ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И УЧАСТИЕ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   82
3.1. Совершенствование законодательства …………………………... 82
3.2. Правовое просвещение ……………………………………………   93
РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………………………………... 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Статистика обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного в 2009 году …………………………………….......   109
2. Календарь мероприятий Уполномоченного по правам человека в Тверской области за 2009 год ………………………………………… 116
3. Финансовая деятельность …………………………………………... 127

 

ВВЕДЕНИЕ

Доступность информации о деятельности института уполномоченных по правам человека на территории Российской Федерации является одним из показателей его открытости. Основным инструментом в реализации этой задачи является представление Уполномоченным по правам человека в РФ и

уполномоченными по правам человека в субъектах РФ ежегодных докладов о своей деятельности. Согласно статье 13 закона Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» (далее - закон Тверской области) доклад о ситуации с соблюдением прав граждан в Тверской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области за прошедший год (далее - доклад) представляется в Законодательное Собрание Тверской области и Губернатору Тверской области. Указанная статья предусматривает обязательное опубликование доклада в официальных печатных органах Законодательного Собрания Тверской области и Администрации Тверской области, что позволяет сделать информацию о ситуации с соблюдением прав граждан на территории области доступной для каждого жителя региона.

Представленный доклад за 2009 год включает в себя анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области (далее -Уполномоченного) по основным направлениям, определенным законом Тверской области: деятельность по защите, реализации и восстановлению прав граждан на территории Тверской области, правовое просвещение, совершенствование законодательства. Одной из важных составляющих в работе Уполномоченного является мониторинг ситуации с соблюдением прав граждан на территории региона.

Уделяя внимание наиболее актуальным вопросам соблюдения прав жителей Тверской области, в 2009 году Уполномоченным были выпущены два специальных доклада: «Проблемы выпускников интернатных учреждений» и «Критерии оценки эффективности и показатели деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области и его аппарата». Последний представляет собой разработку основных критериев, по которым предлагается оценивать не только деятельность Уполномоченного области, но и всех государственных структур, в обязанности которых входит консультирование граждан, рассмотрение жалоб и заявлений. Указанный доклад в сентябре 2009 года был представлен на Координационном совете Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и высоко оценен экспертами Совета Европы. Уполномоченный включен в состав рабочей группы при Уполномоченном по правам человека в РФ по выработке основных положений и механизма реализации системы оценок эффективности и показателей деятельности уполномоченных по правам человека.

В настоящий доклад включена глава, посвященная анализу актуальных вопросов и исполнения рекомендаций, изложенных в ежегодном докладе за прошедший год, которая, наряду с главой «Рекомендации», образует аналитическую составляющую доклада, позволяющую более полно представить ситуацию с соблюдением прав и свобод граждан в регионе и проследить ее динамику. Необходимость указанной главы в структуре ежегодных докладов уполномоченных по правам человека отмечена на специальном семинаре Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра и рекомендована как положительный опыт для применения в работе.

 

II. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЕЖЕГОДНОМ ДОКЛАДЕ ЗА 2008 ГОД, И АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

С целью привлечения внимания органов власти к конкретным фактам нарушений прав человека и необходимости принятия мер, устраняющих эти нарушения, ежегодные доклады Уполномоченного содержат главу «Рекомендации». Деятельность Уполномоченного по изменению ситуации с соблюдением и восстановлением прав и свобод человека дала положительные результаты в виде понимания проблемного поля и поддержки многих инициатив Уполномоченного со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области. Принимаемые органами власти меры по устранению и восстановлению нарушенных прав граждан показали необходимость проведения анализа выполнения рекомендаций, в связи с чем с прошлого года в ежегодном докладе Уполномоченного появилась новая глава - «Анализ актуальных вопросов и выполнения рекомендаций, изложенных в ежегодном докладе за 2007 год». Продолжая сложившуюся традицию, в настоящем докладе будут изложены проблемы, не потерявшие свою актуальность в 2009 году, а также анализ исполнения рекомендаций 2008 года.

Ряд инициатив Уполномоченного, касающихся повышения престижа института семьи, создания благоприятных условий развития семейных форм воспитания, повышения гражданско-правовой культуры детей и подростков в образовательных учреждениях, реализации мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, нашли свое отражение в деятельности Администрации Тверской области. В частности, отзывы на рекомендации 2008 года, направленные в адрес Уполномоченного заместителем Губернатора Тверской области О.И. Пищулиной и председателем комитета внутренней политики Тверской области А.В. Чернышовым, позволили оценить ситуацию с реализацией рекомендаций Уполномоченного в 2009 году. Так, одним из приоритетных направлений деятельности Департамента образования Тверской области совместно с Департаментом социальной защиты населения Тверской области явилось развитие системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, администрацией области была утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области «Развитие образования Тверской области на 2009-2012 годы», в рамках которой предусмотрено проведение региональных совещаний, «круглых столов», дискуссионных встреч по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в регионе, апробирование комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», проведение уроков милосердия, а также образовательным учреждениям предписано включать в план работы мероприятия, направленные на повышение гражданско-правовой культуры детей и подростков.

Однако инициатива Уполномоченного, касающаяся внесения изменений в закон Тверской области «О патронате» в части установления обязанности прохождения специальной подготовки для обоих супругов, а не только для лица, подавшего заявление о желании стать патронатным воспитателем, не требующая каких-либо финансовых затрат, к сожалению, не была реализована в 2009 году.

В рамках долгосрочной целевой программы Тверской области «Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2009-2011 годы» были выделены дополнительные средства на реализацию мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями. Ряд объектов социальной инфраструктуры (дома культуры, библиотеки, театры, спортивные комплексы, музеи) в городах Тверь, Торжок, Вышний Волочек оборудованы пандусами и поручнями, на территориях данных объектов установлены площадки для парковки спецтранспорта инвалидов, дорожные знаки. Приобретен транспорт с подъемниками для перевозки инвалидов с нарушением двигательной функции и инвалидов-колясочников. Кроме того, в июне 2009 года был проведен Координационный совет по вопросам социальной защиты инвалидов, по итогам заседания которого Государственному учреждению «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Тверской области» рекомендовано принимать к рассмотрению проектную документацию на строительство объектов социальной инфраструктуры только с наличием раздела «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения», а Департаменту градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области поручено обеспечить контроль за соблюдением требований доступности зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию для маломобильных групп населения.

С целью улучшения ситуации в сфере соблюдения прав лиц без определенного места жительства, на проблемы которых было обращено внимание в докладе Уполномоченного за 2008 год, на основании информации комплексных центров социального обслуживания населения создана база данных по учету лиц без определенного места жительства. Осуществляется информирование указанной категории граждан о предоставляемых мерах социальной поддержки при выездах мобильных бригад в сельские поселения и труднодоступную местность, а также путем размещения материалов на информационных стендах.

В сфере реализации права граждан на благоприятную окружающую среду Уполномоченный рекомендовал провести мониторинг обеспеченности населения Тверской области питьевой водой, а также проводить систематический мониторинг качества используемой питьевой воды. Соответствующие мероприятия были проведены Департаментом жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Тверской области. Выявлены районы Тверской области, где отмечен дефицит питьевой воды, а также, в зависимости от качества питьевой воды, установлены районы, где используется доброкачественная, условно доброкачественная, условно недоброкачественная питьевая вода. В рамках долгосрочной целевой программы Тверской области «Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009-2015 годы» в 2009 году началось строительство объектов водоснабжения в городах Тверь, Ржев, Бежецк, поселке Жарковский. Основными задачами программы являются формирование базы данных о состоянии систем водоснабжения и водоотведения на территории Тверской области и проведение в этой части систематического социально-гигиенического мониторинга.

Рассматривая актуальные проблемы, требующие урегулирования на федеральном уровне, инициативы Уполномоченного являются своевременными, а порой предвосхищают изменения в ситуации с соблюдением прав человека и внесение изменений в нормативные правовые акты федеральных органов власти. В частности, в докладе за 2008 год была изложена ситуация с массовым изъятием ранее выданных паспортов граждан Российской Федерации по причине их недействительности, отмечалось, что подобная ситуация нуждается в дополнительном законодательном урегулировании на уровне Российской Федерации и предлагались пути решения этого вопроса. Постановка данной проблемы оказалась своевременной. Так, органами прокуратуры РФ была проведена проверка, по результатам которой практика изъятия паспортов граждан при отсутствии неправомерных действий самих граждан признана незаконной, в связи с чем Федеральная миграционная служба России в марте 2009 года направила в территориальные отделения указание на необходимость изменения порядка работы с данной категорией граждан и принятия мер для исключения фактов необоснованного изъятия у граждан документов, удостоверяющих их личность.

Несмотря на то, что некоторые вопросы, изложенные в рекомендациях Уполномоченного, не были разрешены в 2009 году, они не остались без внимания властей,  наметилась положительная тенденция к их разрешению в 2010 году. Так, Губернатор Тверской области в Ежегодном Послании к Законодательному Собранию Тверской области высказал намерение внести изменения в закон Тверской области «О ветеранах труда Тверской области» в части уменьшения трудового стажа, необходимого для присвоения такого звания. На уровне Российской Федерации решается вопрос об открытии на территории всех субъектов федерации бесплатных юридических бюро, подготовлен и представлен Президенту России законопроект «О системе бесплатной юридической помощи», о необходимости подобных бесплатных бюро Уполномоченный писал в ежегодном докладе 2007 года и специальном докладе «Проблемы реализации права малоимущих граждан на получение бесплатной юридической помощи» в 2008 году. Такая тенденция дает основания полагать, что рекомендации Уполномоченного, изложенные в докладе за 2009 год, также привлекут внимание органов власти к основным проблемам соблюдения прав человека на территории Тверской области.

Анализируя актуальные вопросы соблюдения прав человека на территории региона за 2009 год, необходимо обратиться к статистическим данным, сформированным по поступающим в адрес Уполномоченного обращениям (см. Приложение).

К сожалению, говорить о тенденции к сокращению количества обращающихся не приходится. Так, число поступивших к Уполномоченному обращений в 2009 году превысило уровень 2008 года на 2,8 % и составило 998 обращений.

География обращений охватывает всю территорию Тверской области. Традиционным «лидером» по количеству обратившихся является Тверь (более 51% рассмотренных обращений). Далее следуют Калининский, Ржевский, Кашинский, Западнодвинский районы. По сравнению с 2008 годом в два раза увеличилось количество обращений из Калининского, Ржевского и Бологовского районов, значительно сократился поток обращений из Андреапольского, Вышневолоцкого, Осташковского, Пеновского, Удомельского районов.

Категории обратившихся лиц в зависимости от их социального статуса или места работы достаточно разнообразны. Большинство обратившихся (18%) являются пенсионерами, далее - осужденные (9%), лица, обратившиеся в интересах несовершеннолетних детей (8%), инвалиды (6%).

Тематика большей части поступивших обращений (59%) социально-экономического содержания. Учитывая, что нарушения  социально-экономических прав, как и в прошлые годы, занимают лидирующее место, а также увеличение числа обращений от наиболее социально незащищенных слоев населения, с целью систематизации и активизации работы Уполномоченного в особо значимых направлениях, в закон Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» были внесены изменения, предусматривающие выделение двух приоритетных направлений деятельности Уполномоченного: содействие реализации и восстановлению нарушенных прав детей и инвалидов. В связи с этим, в штат аппарата Уполномоченного введены должности помощника Уполномоченного по вопросам защиты прав детей и помощника Уполномоченного по вопросам защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая данные обстоятельства, в настоящем докладе выделены две самостоятельные главы, касающиеся проблем соблюдения прав указанных категорий граждан.

Неблагоприятной остается ситуация с соблюдением права граждан на жилище. Реализация данного права, будь то предоставление жилых помещений или проведение капитального ремонта домов, всегда связана с большими финансовыми затратами. Как и в прошлые годы доля обращений по вопросам реализации права на жилище в общем числе поступивших обращений составляет наибольший процент (22%), в связи с чем на протяжении трех лет доклады Уполномоченного содержат главу, посвященную нарушениям в этой сфере.

В докладе 2008 года обсуждение вопросов  нарушения права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не было вынесено в отельный раздел доклада, однако, учитывая процент обратившихся (более 6%) в 2009 году, оно вновь обрело свою актуальность и потребовало освещения в настоящем докладе.

Возможно, в связи с мерами, предпринятыми органами власти, и имеющимися положительными результатами, значительно снизилась активность населения в обсуждении экологических вопросов, вопросов обеспечения судебной защиты и оказания квалифицированной юридической  помощи, вследствие чего отпала необходимость в обсуждении этих вопросов.

Таким образом, формирование структуры доклада 2009 года осуществлялось с учетом количества поступивших в адрес Уполномоченного обращений, актуальности изложенных в них вопросов, а также с учетом взаимодействия с управлениями федеральных структур по Тверской области.

За истекший период в адрес Уполномоченного поступали обращения о нарушении иных, ранее не рассматриваемых в докладах Уполномоченного прав, например, вопросы налогообложения, соблюдения избирательных прав граждан, вопросы так называемых «рейдерских» захватов предприятий и т.п.

Кроме того, региональные органы власти рассматривают возможность внедрения и последующего развития в Тверской области системы ювенальной юстиции (практика субъектов Российской Федерации по развитию данной системы была обобщена Уполномоченным в конце 2009 года и направлена в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области), применения на практике критериев оценки эффективности деятельности государственных органов и органов государственной власти Тверской области с использованием положений, изложенных в специальном докладе Уполномоченного «Критерии оценки эффективности и показатели деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области и его аппарата».

Уполномоченный видит основной задачей своей деятельности конструктивное сотрудничество с органами власти в решении актуальных вопросов, устранении препятствий в реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Проанализировав исполнение рекомендаций Уполномоченного, изложенных в докладе за 2008 год, можно сделать вывод о том, что в деятельности законодательных и исполнительных органов власти, как федерального, так и регионального уровней наметилась положительная тенденция к сотрудничеству.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 222.