Право на землю и свободный доступ к объектам общего пользования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     

Из 31 поступившей в 2009 году в адрес Уполномоченного жалобы граждан на нарушения их прав на землю, большинство было вызвано наличием земельных споров между физическими лицами (о границах земельных участков, об определении порядка пользования и т. п.), разрешение которых не относится к компетенции Уполномоченного и которые в соответствии с земельным законодательством рассматриваются в судебном порядке. Однако отдельные обращения все же свидетельствовали о фактах нарушения земельных прав граждан со стороны органов власти и их должностных лиц.

Согласно статье 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Земельный кодекс РФ также предусматривает, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан для строительства жилого дома, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и других целей, за исключением земельных участков, которые в соответствии с нормами закона не могут находиться в частной собственности. Анализ поступивших к Уполномоченному обращений свидетельствует о том, что граждане зачастую сталкиваются с определенными трудностями при реализации своего права на приобретение земельных участков. Так, одним из нарушений, наиболее часто допускаемых органами местного самоуправления, является превышение установленного Земельным кодексом РФ двухнедельного срока (со дня предоставления кадастрового паспорта) при принятии решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка, как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством. Например, в прошедшем году к Уполномоченному обратился глава одного из крестьянских (фермерских) хозяйств Конаковского района, который указал, что еще в феврале 2009 года Главой Конаковского района было издано постановление об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка для ведения подсобного хозяйства из земель, которые ранее глава крестьянского (фермерского) хозяйства арендовал. При этом заявителю необходимо было обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет, которую он осуществил, и в июле 2009 года сдал документы в администрацию Конаковского района. Кроме того, он продал часть поголовья скота и несколько единиц сельскохозяйственной техники для того, чтобы оплатить выкупную стоимость земельного участка, однако в установленный законом срок решение о предоставлении (отказе в предоставлении) участка вынесено не было. Устно ему было указано на то, что площадь земельного участка должна быть уменьшена. Кроме того, в августе 2009 года, то есть после предоставления кадастрового плана, была проведена проверка соблюдения заявителем земельного законодательства. Материалы проверки были переданы в Территориальный отдел № 7 Управления Роснедвижимости по Тверской области, и был составлен протокол об административном правонарушении – использовании заявителем земельного участка без оформленных документов. Позднее Управлением Роснедвижимости по Тверской области данные действия были признаны незаконными, и производство по делу об административном правонарушении было прекращено. Однако решение о предоставлении (отказе в предоставлении) так и не было принято органом местного самоуправления, в связи с чем Уполномоченным рассматривается возможность направления в адрес администрации Конаковского района заключения о восстановлении нарушенных прав заявителя.

Следует отметить, что в 2009 году только инспекторами по использованию и охране земель Управления Роснедвижимости по Тверской области в ходе проверок было выявлено 1280 нарушений земельного законодательства, в том числе 814 случаев самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, 159 случаев использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Из общего числа выявленных нарушений 213 были совершены должностными лицами. По информации Прокуратуры Тверской области, в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество выявленных нарушений в сфере земельных правоотношений также возросло. В течение года по протестам прокуроров было отменено 148 постановлений глав сельских округов. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области не в полной мере реализуются возложенные на них обязанности в сфере земельных правоотношений, что является одной из причин распространенности земельных правонарушений в регионе.

По мнению Уполномоченного, имеет место ненадлежащая организация органами местного самоуправления Тверской области на территории отдельных муниципальных образований муниципального земельного контроля, предусмотренного статьей 72 Земельного кодекса РФ. Такой вид земельного контроля должен осуществляться в обязательном порядке, в соответствии с правилами, установленными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Вместе с тем, в ходе своей деятельности Уполномоченный неоднократно сталкивался с ситуациями, когда граждане, обратившиеся в администрацию муниципального образования с информацией о выявленных нарушениях при использовании земель и с просьбой провести проверку соблюдения земельного законодательства в рамках муниципального земельного контроля, получали ответ, что в администрациях муниципальных образований впервые слышат о таком виде контроля. И это при том, что Управление Роснедвижимости по Тверской области оказывает муниципальным образованиям региона методическую помощь в организации муниципального земельного контроля (за период с 2007 по 2009 годы заключены 362 соглашения о взаимодействии), а также рассматривает материалы проверок, собранные  в рамках муниципального земельного контроля. При таких обстоятельствах полагаем, что органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по осуществлению муниципального земельного контроля, а также более широко информировать граждан, проживающих на территории муниципальных образований, о порядке осуществления муниципального земельного контроля, размещать контактные данные должностных лиц, на которых возложено исполнение обязанностей муниципальных земельных инспекторов, в средствах массовой информации и на официальных сайтах муниципальных образований.

Отдельно следует остановиться на праве граждан по использованию земель общего пользования, то есть земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами, другими территориями, являющимися местами отдыха населения. Правовой режим земель общего пользования установлен пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ - такие земельные участки не подлежат приватизации. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда, вследствие предоставления в пользование отдельным субъектам прав на смежные с землями общего пользования земельные участки, граждане лишаются возможности пользоваться такими землями. Так, например, в прошедшем году в адрес Уполномоченного обратились жители одного из населенных пунктов Осташковского района, которые сообщили, что в связи с предоставлением в 2006 году земельных участков отдельным коммерческим организациям и установлением пропускного пункта, местные жители фактически лишились возможности свободного доступа к объектам общего пользования – магазину, почте, месту причаливания водного транспорта. На запрос Уполномоченного Глава муниципального образования «Осташковский район» сообщил, что еще в 2006 году постановлением Главы был установлен публичный сервитут для целей проезда и прохода жителей к местам общего пользования. Публичный сервитут действительно был установлен актом органа местного самоуправления, однако не был зарегистрирован в установленном порядке, в связи с чем, прокуратурой  города Осташкова, также проводившей проверку по данному факту, в адрес Главы муниципального образования «Осташковский район» было внесено представление. Представление было удовлетворено, администрацией по истечении трех лет начата процедура регистрации публичного сервитута.

Имеются в Тверской области и случаи ограничения свободного доступа граждан к водным объектам. По информации Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит записи о государственной регистрации публичных сервитутов в отношении 16 земельных участков. Вместе с тем, Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области только за первые три квартала 2009 года было выявлено 9 нарушений, связанных с ограничением доступа граждан в береговую полосу водных объектов. С трудностями в доступе к реке Волга столкнулись, к примеру, жильцы индивидуальных жилых домов по улице Юбилейная и улице Западная в городе Ржеве (30 подписей), обратившиеся в прошедшем году к Уполномоченному. Ранее земли, на которых расположены данные дома, относились к землям сельского округа, затем были включены в границы города Ржева. Улицы проходят параллельно береговой линии реки Волга, протяженность их – несколько километров. В последние годы земельные участки на указанных улицах перепродаются, на местах сносимых старых строений возводятся индивидуальные коттеджи, при этом ликвидируются существовавшие десятилетиями подходы к реке Волга. В результате граждане лишены возможности беспрепятственного прохода к реке как к месту отдыха и рыбалки. В настоящее время из ранее существовавших многочисленных проходов не прегражден только один, значительно отдаленный от большинства домов. В ответ на запрос Уполномоченного администрация города Ржева проинформировала Уполномоченного, что нарушений градостроительных норм органами местного самоуправления не выявлено. Однако, по мнению Уполномоченного, при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков под строительство и выдаче разрешений на строительство администрациям муниципальных образований необходимо строго учитывать интересы населения (при необходимости проводить сходы граждан) и устанавливать публичные сервитуты для проезда и прохода граждан.

На возможность реализации гражданами права на землю в значительной степени влияет налоговая политика органов власти. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в прошедшем году в адрес Уполномоченного неоднократно поступали обращения от жителей города Твери, проживающих в частном секторе и имеющих в собственности придомовые земельные участки. По утверждению заявителей, с января 2009 года значительно увеличился земельный налог, в связи с чем для социально уязвимых граждан - пенсионеров, инвалидов - сумма начисляемого земельного налога стала непомерно высокой. При этом ставки земельного налога были установлены решением Тверской городской Думы еще в 2005 году и изменениям не подвергались. Увеличение размера земельного налога было связано со значительным увеличением кадастровой стоимости земельных участков, а не с увеличением налоговой ставки. В такой ситуации ранее установленные Тверской городской Думой для отдельных категорий граждан  (инвалидов, имеющих третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, имеющих первую или вторую группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидов детства и ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны) налоговые льготы, рассчитываемые по принципу не облагаемой налогом налоговой базы, стали явно недостаточными. Несмотря на то, что в действиях Тверской городской Думы нарушений действующего законодательства не имелось, Уполномоченный направил в адрес Главы города Твери письмо с просьбой обратить внимание на ситуацию, связанную с предоставлением льгот по уплате земельного налога в условиях увеличения кадастровой стоимости земли, и рассмотреть возможность расширения объема льгот и перечня категорий граждан, которым предоставляются налоговые льготы. В октябре 2009 года Тверской городской Думой в целях обеспечения дополнительных мер поддержки населения и снижения налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога было принято решение о существенном увеличении размера не облагаемой земельным налогом налоговой базы для ранее установленных категорий льготников и установления налоговых льгот по земельному налогу дополнительно для таких категории как пенсионеры по возрасту, если земельные участки предназначены для индивидуальной жилой застройки. Особенно важно, что действие принятых норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Проанализировав поступившие к Уполномоченному в 2009 году жалобы граждан на нарушения их прав на землю и свободный доступ к объектам общего пользования, а также изучив общую ситуацию с соблюдением прав граждан на землю в Тверской области, можно сделать следующие выводы:

§ значительное количество нарушений в сфере земельных правоотношений, выявляемых в регионе органами прокуратуры и государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Роснедвижимости по Тверской области, допускается должностными лицами органов местного самоуправления;

§ не в полной мере реализуются органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области возложенные на них обязанности по осуществлению муниципального земельного контроля, информированность граждан о работе муниципальных земельных инспекторов недостаточна;

§ органам местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам следует одновременно рассматривать необходимость установления публичных сервитутов для целей прохода и проезда граждан к объектам общего пользования;

§ представительным органам местного самоуправления в целях обеспечения дополнительных мер поддержки населения и снижения налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога целесообразно пересматривать установленные для граждан льготы по уплате земельного налога в случае увеличения кадастровой стоимости земли.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.