Проблемы реализации  прав лиц с ограниченными
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 возможностями здоровья

 

Инвалидность является социальным явлением, избежать которого не может ни одно общество. Масштабы инвалидности зависят от таких факторов, как состояние здоровья граждан, развитие системы здравоохранения, экономическое благосостояние населения, уровень загрязнения окружающей среды, участие государства в вооруженных конфликтах. В Тверской области проживает значительное количество лиц с ограниченными возможностям здоровья. В настоящее время в регионе зарегистрированы 121 015 инвалидов и 4 347 семей, имеющих детей-инвалидов. В 2009 году впервые признаны инвалидами 9 670 граждан в возрасте старше 18-ти лет, 615 детям установлена категория «ребенок-инвалид».  

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях для решения проблем, накопившихся за долгие годы невнимания к положению инвалидов в обществе, проводится большая работа. Однако количество обращений по вопросам защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в адрес Уполномоченного, не уменьшается. 

13 декабря 2006 года Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, которая стала первым всеобъемлющим международно-правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств. Россия планирует ратифицировать Конвенцию в 2010 году. Для обеспечения инвалидам условий жизни, соответствующих международным требованиям, необходимо внести изменения в ряд законодательных актов, создать условия для получения образования, трудоустройства, доступа к социально-культурным учреждениям, пользования транспортом, а самое главное  - изменить отношение общества к этой категории граждан.

Анализ обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, свидетельствует о том, что многие граждане не согласны с результатами медико-социальной экспертизы  по причине отсутствия всестороннего и полного исследования представленных результатов обследования и фактического состояния здоровья. По информации, предоставленной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области», в 2009 году в порядке обжалования освидетельствованы в экспертных составах 615 человек. По результатам этих обращений в 41 случае было изменено решение об установлении группы инвалидности. Для повышения уровня соблюдения прав инвалидов необходимо внести изменения в постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в части повышения объективности при установлении группы инвалидности. Необходимость изменения действующего порядка проведения медико-социальной экспертизы признает и Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На «круглом столе» на тему  «МСЭ в России: проблемы и пути решения», организованном в августе 2009 года Федеральным медико-биологическим агентством, было принято решение об упрощении и повышении объективности процедуры освидетельствования путем создания единой информационной системы, охватывающей все учреждения, занимающиеся проблемами инвалидов.

Не менее актуальной является проблема обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. В регионе ведется активная работа в этом направлении, однако проблемы остаются. Так, входные группы и подъезды многих органов государственной и муниципальной властей по-прежнему не оборудованы пандусами, недостаточно специализированного транспорта для перевозки инвалидов, отсутствует сопряжение тротуаров с проезжей частью.

Нередко инвалиды испытывают трудности при использовании своего жилья. В квартирах, где проживают инвалиды, отсутствуют не только расширенные дверные проемы, выведенные на балкон пандусы, обустроенные гидравлическими подъемниками ванные комнаты, но и пандусы на лестничных пролетах, что делает практически невозможными для инвалидов прогулки и посещение общественных учреждений. Кроме того, размеры современных лифтов не соответствуют габаритам инвалидных колясок, что также затрудняет процесс передвижения инвалидов. В связи с этим целесообразно рекомендовать органам местного самоуправления оказывать инвалидам, проживающим в многоквартирных домах, помощь в обмене занимаемых жилых помещений на жилые помещения, расположенные на первых этажах. При постройке новых домов и зданий права инвалидов необходимо соблюдать ещё на стадии проектирования и строительства в части наличия не только пандусов и дверных проемов соответствующего размера, но и в части наличия отдельных эвакуационных выходов для инвалидов, пересекающихся с выходами для других граждан.

Понятие доступной среды жизнедеятельности инвалидов включает в себя и доступность государственных и муниципальных услуг. Решению этой проблемы способствует распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р, которым утвержден перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Возможность записаться на прием к врачу, оформить предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также получить ряд других услуг через электронный портал, не выходя из дома, поможет инвалиду избавиться от многих забот. Для обеспечения инвалидов компьютерами и обучения их компьютерной грамотности целесообразно, наряду с бюджетным финансированием, привлекать финансовые средства общественных и коммерческих организаций.

Нередко инвалиды сталкиваются с жилищными проблемами. Так, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Те, кто встал на жилищный учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) за счет средств федерального бюджета, исходя из 18 кв.м общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья в регионе. При такой норме предоставления инвалид, например, проживающий один, не может воспользоваться данной мерой социальной поддержки, так как квартир общей площадью 18 кв.м практически не существует, а оплатить разницу за свой счет у него нет возможности.  

Другой проблемой инвалидов в сфере реализации жилищных прав является действующий порядок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральный закон  № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Инвалиды обращали внимание Уполномоченного на тот факт, что льготы на оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в частном жилом фонде, действующим законодательством не предусмотрены. По мнению Министра регионального развития РФ В.Ф. Басаргина, участвовавшего в заседании Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в октябре 2009 года, необходимо устранить неравенство граждан, принадлежащих к одной льготной категории, и предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим не только в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, но и в жилых помещениях частного жилищного фонда. Также на заседании Координационного Совета прозвучала информация о том, что данный вопрос будет проработан при подготовке федерального закона о федеральном бюджете на 2011 и 2012 годы.

Особого внимания требуют проблемы детей-инвалидов. Сегодня инвалидность детей не распределена по группам. Родители таких детей получают социальные выплаты одного размера вне зависимости от того, может ли ребенок сам себя обслуживать или нуждается в постоянном уходе. Особенно трудным является материальное положение неполных семей, в которых родитель вынужден находиться дома и ухаживать за ребенком. Возможным вариантом решения этого вопроса могли бы стать назначение родителям детей с заболеваниями, при которых требуется особый уход, дополнительного пособия и начисление стажа социальных работников.

Важным является вопрос совместного обучения детей-инвалидов и детей без инвалидности. Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Под влиянием происходящих реформ меняется отношение общества к инклюзивному, совместному образованию. Образование в специальной школе, с одной стороны, создает условия для удовлетворения нужд учащихся с особыми потребностями в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интег­рации детей-инвалидов. Очевидно, что уровень развития личности зависит не только от объема усвоенной учебной программы, но и от накопленного социального опыта. Повысить социальную компетентность детей-инвалидов можно путем введения инклюзивного обучения. Однако в каждом случае нужно индивидуально рассматривать возможность обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Представляется, что внедрение инклюзивного обучения может столкнуться не только с трудностями организации безбарьерной среды (наличие пандусов, переоборудование мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах, в том числе, в подготовленности всех участников образовательного процесса взаимодействовать с ребенком-инвалидом. Между тем, совместное обучение полезно как для детей-инвалидов, так и для здоровых детей, которые с юных лет начинают осознавать, что рядом с ними находятся те, кто нуждается в их помощи и заботе. Представляется, что в рамках Года учителя необходимо проведение с педагогами Тверской области семинаров-тренингов, направленных на подготовку учителей к работе с детьми-инвалидами. 

Существуют проблемы в социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, основными факторами которой являются образование и трудоустройство.

Для обеспечения получения инвалидами в регионе востребованной на рынке труда профессии в ГОУ НПО «Профессиональный лицей №48» (далее – лицей №48) создан Центр профессиональной подготовки обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Департаментом социальной защиты населения Тверской области в рамках разработанной программы «С уверенностью – в завтрашний день» в лицее созданы условия для обучения лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата по профессии «Оператор ЭВМ». В лицее начальное профессиональное образование могут также получить слабослышащие и лица с задержкой психического развития по профессиям «повар», «изготовитель хлебобулочных изделий», «продавец», «мастер растениеводства». В целях трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья лицей №48 заключил договоры о социальном партнерстве с рядом предприятий и организаций региона. Помимо указанного лицея, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется еще в 14 учреждениях начального профессионального образования Тверской области. Департаментом образования Тверской области совместно с Департаментом социальной защиты населения Тверской области реализуется межведомственный комплекс мер по профессиональному обучению и поддержке детей-инвалидов при интеграции их в трудовую деятельность. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа с 5 класса проводится допрофессиональная подготовка, позволяющая легче ориентироваться в мире профессий и получить необходимые навыки, которые позволят более эффективно осваивать профессию.

Между тем, в 2009 году на учете службы занятости было зарегистрировано около 2,4 тыс. инвалидов, и только 518 инвалидов были трудоустроены. Доля инвалидов в общей численности безработных составила 6%. Одним из путей решения проблемы трудовой занятости инвалидов является квотирование рабочих мест, которое осуществляется в соответствии с законом Тверской области от 17.09.1997 №79 «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите». В 2009 году была установлена квота для приема на работу инвалидов в соответствии с договорами 130 организаций и предприятий (в 2008 году – 159). Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов составило 1280 единиц, из них были заняты работающими инвалидами 1193 единиц.

Одной из причин отказа в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья является отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании их труда. Между тем, помощь инвалидам со стороны государства должна быть не только в виде социальных выплат. Не менее важно создать условия, при которых лица с ограниченными возможностями здоровья могли бы оставаться самодостаточными и ощущать себя равноценными членами общества. Необходимо на федеральном и региональном уровнях разработать программы финансовой поддержки организаций, создающих рабочие места для инвалидов.

В целях анализа соблюдения прав инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях, помощником Уполномоченного по правам человека в Тверской области по вопросам защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья были совершены выезды в интернатные учреждения региона. Несмотря на формальное соответствие организации медико-социального и бытового обслуживания проживающих действующему законодательству, в целях обеспечения  пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной семейной обстановке и повышения качества их жизни, необходимо внедрять новые формы социального обслуживания, формировать иные представления об инвалидности и старости.

В целях повышения качества жизни инвалидов, укрепления традиций взаимопомощи в Самарской, Астраханской, Курганской областях и в ряде других регионов создан и успешно функционирует институт приёмной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. Приемная семья представляет собой форму жизнеустройства и социального обслуживания посредством совместного проживания и ведения общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги. В приёмную семью может быть принят пожилой человек или инвалид, не связанный родственными отношениями с лицом, оказывающим социальные услуги. Выплата заработной платы за уход за пожилым или инвалидом и начисление трудового стажа социального работника делают такую форму организации социального обслуживания особенно востребованной в районах сельской местности по причине недостаточности рабочих мест.

Внедрение в Тверской области совместного проживания инвалидов с лицами, оказывающими социальные услуги, будет способствовать решению такой проблемы как ликвидация очереди в дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В настоящее время направления в дома-интернаты ожидают 234 человека.

Анализ соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Тверской области позволяет сделать следующие выводы:

§ необходимо разработать региональную программу, предусматривающую комплекс действий по изменению общественного мировоззрения и формированию толерантного отношения к инвалидам, а также меры, направленные на создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;

§ в целях предупреждения нарушений прав лиц с ограниченными возможностями здоровья разработать механизм контроля соответствия проектируемых и строящихся зданий потребностям инвалидов;

§ необходимо организовать подготовку учителей общеобразовательных школ к работе с детьми-инвалидами;

§ в целях повышения качества жизни инвалидов, установления гармоничных отношений инвалидов и пожилых с социальным окружением, расширения возможности их социальной коммуникации рассмотреть возможность внедрения в Тверской области такой формы социального обслуживания как институт приёмной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Право на жилище

 

Тематика поступающих в адрес Уполномоченного обращений по вопросам защиты жилищных прав граждан очень широка: в первую очередь это жалобы, связанные с предоставлением и долевым строительством жилья, ремонтом и содержанием многоквартирных жилых домов, оплатой жилищно-коммунальных услуг.

Часть проблемных вопросов соблюдения в Тверской области прав граждан на жилище была изложена в докладах Уполномоченного за 2007 и 2008 годы, однако в 2009 году они не утратили своей актуальности. Так, например, в предыдущем докладе Уполномоченный обращал внимание исполнительных органов государственной власти Тверской области на необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. По информации, предоставленной Департаментом социальной защиты населения Тверской области, из 177 ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье и вставших на учет до 1 марта 2005 года,  в течение 2008-2009 годов обеспечены жильем 152 человека, то есть более 85%. В срок до 9 мая 2010 года планируется обеспечить жильем еще 25 ветеранов. Вместе с тем, в 2009 году в адрес Уполномоченного обращались ветераны Великой Отечественной войны, которые нуждались в улучшении жилищных условий, но до 1 марта 2005 года по различным причинам не встали на жилищный учет. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в предыдущей редакции не предусматривал для них особого порядка обеспечения жильем, однако с внесением изменений в указанный закон в декабре 2009 года  дискриминационная норма была устранена – установлено, что ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, равно как и ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в рамках Федерального закона «О ветеранах» (без установления конкретных сроков обеспечения). По информации Министерства регионального развития Российской Федерации, в федеральном бюджете заложено финансирование расходов на приобретение за счет федерального бюджета жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, которые встали на учет или могут воспользоваться этим правом до 9 мая 2010 года. В период с 1 марта 2005 года по 1 января 2010 года в Тверской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья встали 108 ветеранов. При подобных обстоятельствах Уполномоченный полагает, что органам местного самоуправления поселений Тверской области целесообразно провести проверку жилищных условий проживающих на их территориях ветеранов Великой Отечественной войны с целью выявления ветеранов, нуждающихся в обеспечении жильем, но до настоящего времени по различным причинам (состояние здоровья, отсутствие близких родственников и т.п.) не вставших на учет в качестве нуждающихся, а также, в случае необходимости, оказать им помощь в подготовке пакета документов для постановки на жилищный учет.

Продолжилась в 2009 году и работа Уполномоченного по защите жилищных прав многодетных семей. Уровень благоустройства жилья многодетных семей, как правило, является крайне низким, занимаемые ими жилые помещения не приспособлены для проживания семей с большим количеством детей. Большая часть многодетных семей испытывает такие проблемы, связанные с жильем, как недостаток жилой площади,  несоответствие ее нормативным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийность жилья. Примером может послужить ситуация одной из многодетных семей, проживающей на территории Бурашевского сельского поселения Калининского района. Указанная семья, в которой четверо детей, зарегистрирована в признанной непригодной для проживания квартире барачного типа общей площадью 28 кв.м. В связи с невозможностью проживания в данном жилом помещении из-за его состояния и небольшой площади, многодетная семья в течение нескольких лет вынуждена арендовать за счет собственных средств более достойное жилье.

На существующую проблему, связанную с обеспечением многодетных семей жилыми помещениями, Уполномоченный обратил внимание Министра регионального развития РФ В.Ф. Басаргина в октябре 2009 года в ходе проведения Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. В условиях повышения внимания государства к вопросам защиты прав материнства и детства отсутствие такой социальной гарантии для многодетных семей как помощь в жилищном обустройстве неприемлемо. Предложение Уполномоченного по предоставлению многодетным семьям дополнительных гарантий по обеспечению жильем было поддержано Министром регионального развития РФ.

Отдельной проблемой является обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ они должны обеспечиваться жильем вне очереди. Перечень заболеваний, при которых тяжело больные граждане получают право на внеочередное предоставление жилья, определен Правительством РФ. Однако на практике их принимают на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, но жилье не предоставляют, мотивируя это тем, что имеются граждане той же категории, вставшие на учет ранее. И это несмотря на то, что Верховный суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года указал, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным законодательством право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно реализовываться гражданами вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете, и времени принятия их на учет. Однако в Тверской области норма, гарантирующая тяжело больным гражданам получение жилья во внеочередном порядке, не реализуется. Так, например, в городе Твери по информации, предоставленной администрацией города, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, в 2009 году жильем из муниципального жилищного фонда вне очереди не обеспечивались. Подтверждением тому является обращение гражданки М., мать которой, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, была поставлена администрацией Московского района г. Твери на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, однако одновременно администрация проинформировала заявительницу, что обеспечение жильем данной категории граждан является полномочием не органов местного самоуправления, а органов власти Тверской области. Вместе с тем, администрация Тверской области на запрос Уполномоченного также сообщила, что жилые помещения из жилищного фонда Тверской области данной категории граждан не предоставляются.

В отличие от тяжело больных граждан в обеспечении жильем другой категории внеочередников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наметилась положительная тенденция. Во многих случаях у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент направления их в образовательные и иные учреждения, в том числе в учреждения социального обслуживания, имеется жилье, которое за ними закрепляется. Однако на практике такое закрепление носит формальный характер - меры по сохранности жилых помещений не предпринимаются, сохранность жилья не гарантируется. В результате на запросы интернатных учреждений, предшествующие возвращению детей, органы местного самоуправления сообщают, что закрепленное жилье не сохранилось: уничтожено в результате пожара, стало непригодным для проживания и т.п. В соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса РФ, органы опеки и попечительства в целях обеспечения сохранности вправе передавать жилые помещения, принадлежащие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в доверительное управление иным лицам, однако на практике они не активно пользуются этим правом. По мнению Уполномоченного, органы опеки и попечительства могли бы использовать и возможность страхования жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

По результатам выездных приемов, проводимых аппаратом Уполномоченного в исправительных учреждениях, а также в ходе личных приемов осужденных с использованием on-line связи, установлено, что проблема сохранности жилья не менее актуальна и для осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых, задержанных и заключенных под стражу. Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не является основанием для лишения его права пользования жилым помещением, и жилье сохраняется за осужденным в течение всего срока отбывания наказания (Постановление Конституционного суда РФ от 23.06.1995 № 8-П). Однако ввиду отсутствия нормативного правового регулирования порядка сохранения жилья данной категории граждан, муниципальные жилые помещения предоставляются иным гражданам на постоянной основе, в результате чего у осужденных, после возвращения из мест лишения свободы, возникают трудности со вселением в ранее занимаемое жилье. Меры по обеспечению сохранности жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, в соответствии с пунктом 2 статьи 160 Уголовно-процессуального кодекса РФ принимает следователь или дознаватель. В связи с тем, что зачастую период пребывания подозреваемых и обвиняемых под стражей является достаточно длительным, обязанность по обеспечению сохранности их жилья, равно как и обязанность по сохранению жилья осужденных, целесообразно было бы на федеральном уровне законодательно возложить на органы местного самоуправления.

Значительное количество обращений жилищной тематики, поступивших в адрес Уполномоченного за прошедший год, касалось порядка переселения граждан из домов, подлежащих сносу или реконструкции, жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ. В настоящее время при выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, им по договору социального найма предоставляется другое жилое помещение. К предоставляемому помещению предъявляются следующие требования: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Таким образом, нормы предоставления не учитываются, допускаются случаи, когда, например, из двухкомнатной квартиры граждане переселяются в однокомнатную той же площади, следовательно, не учитывается право разнополых лиц, кроме супругов, занимать отдельные комнаты. Данный подход Уполномоченный считает нерациональным, так как при этом граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, следовательно, список очередников не уменьшается. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о возможности обращения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с законодательной инициативой о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ,  позволяющих обеспечивать граждан, выселяемых в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению в порядке статьи 89 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями с учетом нормы предоставления.

Существенно изменилась в Тверской области в 2009 году ситуация с проведением капитального ремонта и переселением граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд). Количество муниципальных образований, вошедших в программу Фонда, увеличилось за счет сельских поселений с 4 до 40, была получена финансовая поддержка в размере более трёх миллиардов рублей. Однако определенные трудности в части соблюдения качества ремонтных работ и сроков проведения ремонтных работ, все же имелись. В Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» работает бесплатная «горячая линия», позвонив на которую граждане могут получить разъяснения о том, как с помощью Фонда улучшить свои жилищные условия, а также пожаловаться на ненадлежащую реализацию программы. Звонки на «горячую линию» многочисленны – около двух тысяч в месяц, из них из Центрального федерального округа – около 800. Вместе с тем, по информации, предоставленной диспетчерами Фонда, за 1 год и 5 месяцев существования «горячей линии», от жителей Тверской области поступило всего 4 жалобы. Возможно, это связано с недостаточной информированностью жителей региона о наличии «горячей линии», так как только в приемную Уполномоченного с вопросами о проведении капитального ремонта с привлечением средств Фонда граждане обращаются достаточно часто. Вместе с тем, поступившие на «горячую линию» Фонда звонки жителей Тверской области, могут в целом характеризовать суть жалоб граждан. Так, например, жители города Кимры жаловались на нарушение сроков проведения капитального ремонта, некачественное выполнение ремонтных работ, отсутствие контроля за ходом выполнения ремонта со стороны органов местного самоуправления. В селе Никольское Калининского района, со слов жителей, сметы на проведение капитальных работ с жильцами не согласовывались, для получения средств Фонда с нарушениями было проведено собрание собственников жилых помещений, жильцы к приемке работ не привлекались. В ходе личных приемов, а также в письменных обращениях, граждане также жаловались на формальное отношение к процедуре определения перечня необходимых ремонтных работ и к процедуре приемки выполненных работ. По информации, предоставленной Фондом, в марте 2009 года в Тверской области была проведена проверка реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда, в ходе которой были выявлены отдельные недостатки, связанные с оформлением необходимых отчетных документов в управляющих компаниях. Следует отметить, что в Тверской области также имеют место случаи, когда управляющие организации пытаются навязать заведомо невыгодные для жильцов или ущемляющие права жильцов условия предоставления жилищно-коммунальных услуг, сообщая, что в случае несогласия с такими условиями на их дома не будут выделены средства Фонда (город Зубцов). Важным, по мнению Уполномоченного, является предложение Губернатора Тверской области, прозвучавшее в его Ежегодном Послании Законодательному Собранию Тверской области за 2009 год, о необходимости принятия региональной программы содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства независимо от того, получат ли муниципальные образования Тверской области дополнительные средства Фонда на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году или нет.

В связи с предполагаемым завершением 01 марта 2010 года процесса приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений, во втором полугодии 2009 года значительно чаще к Уполномоченному поступали обращения граждан, связанные с реализацией права на приватизацию жилья. Анализируя указанные обращения, можно выделить такие проблемы как длительное не завершение процедуры передачи домов из одной формы собственности в другую, значительные сроки выполнения работ по техническому учету, наличие очередей в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, неправомерные отказы в оформлении документов по причине наличия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Особую озабоченность вызывает положение граждан, проживающих в домах, признанных аварийными, которые в соответствии с законодательством не вправе приватизировать свое аварийное жилье. Вместе с тем, большинство таких граждан не получит новое жилье до 1 марта 2010 года. При получении жилья по договору социального найма после 1 марта 2010 года граждане не смогут бесплатно приватизировать полученное жилье, следовательно, будут лишены права на бесплатную приватизацию только по той причине, что несвоевременно были обеспечены жильем. С трудностями в реализации права на приватизацию столкнулись также граждане, которым ранее были предоставлены не отдельные комнаты, а койко-места в общежитиях. Отказ в приватизации ими комнат неправомерен, в таких случаях помещения должны переходить в их общую собственность. Вместе с тем, порядок приватизации таких жилых помещений законодательно не установлен. В связи с этим, при заключении договоров социального найма жильцы сталкиваются с тем, что заключить два договора социального найма на одно помещение нельзя,  и в одном договоре кто-то один должен быть вписан как наниматель, а другие – как члены семьи нанимателя, хотя они таковыми не являются. В отдельных случаях органы местного самоуправления расселяют койко-места, однако, как правило, гражданам предлагают заключать договор социального найма как членам одной семьи.

Уполномоченный положительно оценивает создание при Комитете по управлению имуществом Тверской области рабочей группы по ускорению приватизации жилья, которая занимается выявлением основных препятствий и проблемных вопросов в процедуре приватизации жилья гражданами. Однако, по мнению Уполномоченного, проблемные вопросы должны были быть выявлены значительно раньше, с тем, чтобы осталось время, необходимое для их решения.

Особого внимания, по мнению Уполномоченного, заслуживают вопросы соблюдения в регионе прав граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг. В первую очередь это касается фактов отключения отопления и горячего водоснабжения в осенне-зимний период, которые далеко не единичны. По данным еженедельного мониторинга наличия (отсутствия) отопления и горячего водоснабжения на территориях муниципальных образований, где имеются жилые дома с центральным отоплением и горячим водоснабжением, за период, прошедший с начала текущего отопительного сезона по 30.12.2009, только в городе Твери отопление отключалось в 2330 домах (в 1866 случаях – из-за прорывов тепловых сетей, в 464 случаях – по вине обслуживающих организаций из-за прорывов на внутридомовых сетях), горячее водоснабжение отключалось в 1989 домах (в 1297 случаях – из-за прорывов тепловых сетей, в 692 случаях – по вине обслуживающих организаций из-за прорывов на внутридомовых сетях). Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в 2009 году также были зафиксированы факты нарушения сроков подачи горячего водоснабжения населению и в защиту неопределенного круга потребителей поданы иски в суд в отношении МУП «Горэнерго» (город Торжок), ООО «Тверьрегионгаз» (город Кашин), ОАО «СХП Кашинский лен» (город Кашин), ООО «Служба заказчика» (город Осташков), ООО фирма «Энергия» (город Тверь), ООО «УК Заволжского района города Твери», ООО «УК Центрального района города Твери», четыре из которых удовлетворены судом, один на момент подготовки настоящего доклада находится в стадии рассмотрения. К Уполномоченному по фактам длительного, порой многолетнего, отсутствия горячей воды в многоквартирных домах обращались жители города Осташкова, города Бологое, поселка Изоплит Конаковского района, поселка Химинститут Калининского района, деревни Аввакумово Калининского района. Причинами подобных нарушений прав граждан зачастую является не только изношенность объектов жилищно-коммунального хозяйства, но и их ненадлежащая подготовка к работе в отопительный период. По информации, предоставленной Управлением «Государственная жилищная инспекция Тверской области», наиболее низкими темпами подготовка к эксплуатации жилищного фонда к работе в осенне-зимний период 2009-2010 года прошла в Бологовском, Осташковском и Калининском районах, городах Тверь и Торжок. Недопустимыми должны быть в регионе и случаи ограничения подачи энергоресурсов по причине несвоевременной оплаты и наличия долгов по оплате за предыдущие периоды (поселок Васильевский Мох Калининского района).

В отдельных муниципальных образованиях Тверской области существует проблема отсутствия выбора управляющих компаний. Результаты конкурсов по выбору управляющих компаний, проведенных муниципальными образованиями, в случаях, когда собственники жилых помещений самостоятельно не выбрали или не реализовали способ управления многоквартирными домами, показывают, что, как правило, в конкурсе участвуют только созданные муниципалитетами управляющие компании, сторонние коммерческие организации не проявляют заинтересованности, конкуренция, повышающая качество предоставляемых коммунальных услуг и снижающая их стоимость, фактически отсутствует. В ходе личных приемов, проводимых Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, граждане неоднократно предоставляли агитационные материалы, которые содержали призывы выбрать конкретную управляющую компанию и гарантировали, что только в таком случае из местного бюджета будут выделены средства на капитальный ремонт их домов (город Тверь). Такую информацию можно назвать фактическим обманом потенциальных потребителей жилищно-коммунальных услуг, ведь включение объектов в местные программы по капитальному ремонту не может быть поставлено в зависимость от того, какую управляющую компанию выберут собственники – созданную муниципалитетом либо иную. В связи с этим, необходимо повышать прозрачность механизма распределения и расходования бюджетных средств, направляемых в жилищно-коммунальную сферу.

Нельзя не отметить, что в общем числе жалоб имеются обращения, свидетельствующие о фактах нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, связанных с несоблюдением соответствующими организациями и предприятиями требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений. В первую очередь такие нарушения типичны для случаев предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности. Как следствие, при расчете с потребителями не оформляются и не выдаются платежные документы с необходимой информацией (наименование коммунальных услуг, значение тарифов, цены, сведения о льготах и т.д.). Зачастую в договорах прописываются только обязанности собственников жилья, а их основные правовые интересы, четкое обозначение которых позволило бы гражданам отстаивать свои права и заставило бы управляющие организации предоставлять услуги более качественно, умышленно не указываются.

Уполномоченный обобщает и обменивается аналитической информацией о нарушениях прав граждан на жилищно-коммунальное обеспечение с Главным федеральным инспектором в Тверской области, Управлением Роспотребнадзора по Тверской области, представительными органами отдельных муниципальных образований, в том числе с Тверской городской Думой. Кроме того, Уполномоченный активно участвует в проводимых Главным федеральным инспектором в Тверской области совещаниях по вопросам повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, услуг тепло- и энергоснабжения, подготовки к прохождению и подведения итогов прохождения предприятиями топливно-энергетического комплекса и предприятиями жилищно-коммунальной отрасли отопительных периодов.

В целях эффективной защиты на территории Тверской области жилищных прав человека в целом и прав граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, в частности, выявления, устранения и предупреждения правонарушений в жилищно-коммунальной сфере в июне 2009 года было подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Уполномоченным и Управлением «Государственная жилищная инспекция Тверской области».

Следует констатировать, что во многих обращениях к Уполномоченному граждане высказывали недовольство деятельностью созданных в их домах товариществ собственников жилья, управляющих компаний. Также они обращали внимание Уполномоченного на то, что существующая система защиты прав граждан, в случае, если они нарушаются органами управления товариществ собственников жилья и управляющими компаниями, предусматривает судебный способ защиты прав, обратится же в суд самостоятельно без получения дополнительной юридической помощи гражданам зачастую достаточно трудно. Закон РФ от 7.02.1992  № 2300-I «О защите прав потребителей» предоставляет органам местного самоуправления право рассматривать жалобы потребителей, консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, а также обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), получая при этом 50 процентов взысканного с нарушителя штрафа. При подобных обстоятельствах органам местного самоуправления тех муниципальных районов, где нет территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, не следует оставлять без внимания жалобы граждан в этой сфере и организовать оказание им консультативной помощи. Так, например, в качестве наиболее эффективного способа защиты прав и интересов потребителей целесообразно предоставлять гражданам консультативную помощь в составлении претензий и заявлений в суд.

Жилищный кодекс РФ возложил на органы местного самоуправления обязанность содействовать повышению квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение такую деятельность осуществлять. Однако содержание обращений, поступающих к Уполномоченному, свидетельствует о практически полном отсутствии информационной поддержки председателей товариществ собственников жилья, руководителей управляющих организаций, жильцов, желающих определиться со способом управления многоквартирным домом, со стороны органов самоуправления отдельных муниципальных образований региона, несмотря на то, что Департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области самим муниципалитетам такую поддержку оказывает, доводит до их сведения изменения в законодательстве, разрабатывает и предоставляет им типовые формы документов. В качестве положительного примера можно привести опыт Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Твери, сотрудники которого дважды в неделю в специально отведенные часы ведут личный прием граждан по вопросам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, выбора способа управления и управляющих организаций и предоставляют гражданам необходимую информационную и консультативную помощь.

Проанализировав ситуацию с соблюдением в 2009 году жилищных прав граждан, проживающих на территории Тверской области, можно сделать следующие выводы:

§ в связи с внесением в федеральное законодательство изменений, предусматривающих государственные обязательства по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья не только до 1 марта 2005 года, но и позднее, целесообразно провести проверку жилищных условий проживающих в регионе ветеранов Великой Отечественной войны с целью выявления ветеранов, которые нуждаются в обеспечении жильем, однако до настоящего времени по различным причинам не встали на учет в качестве нуждающихся;

§ дополнительные государственные гарантии по обеспечению жильем необходимо предоставить многодетным семьям;

§ учитывая, что законодательно не закреплено, к чьим полномочиям – федерального центра, субъекта или муниципалитетов - относится обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден Правительством РФ, данная категория граждан в Тверской области не обеспечивается жильем вне очереди;

§ существует необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс РФ, позволяющих обеспечивать граждан, выселяемых в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению в порядке статьи 89 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями с учетом нормы предоставления.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 225.