Право на гражданство, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В главе «Право на гражданство» ежегодного доклада Уполномоченного за 2008 год отмечалось увеличение количества поступающих к Уполномоченному жалоб, связанных с трудностями в получении гражданства РФ. Некоторые вопросы, связанные с получением гражданства РФ, например, касающиеся изъятия паспортов граждан РФ, нашли свое положительное решение в 2009 году, однако обозначились и новые проблемы, касающиеся вынужденных переселенцев, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, в связи с чем количество обращений на эту тему в 2009 году осталось на прежнем уровне.

В настоящем докладе Уполномоченный вынужден повторно обратить внимание на отсутствие эффективного взаимодействия между органами государственной власти, занимающимися вопросами оформления гражданства РФ. Так, в 2009 году в адрес Уполномоченного, как и в 2008 году, поступали обращения из администраций исправительных учреждений Тверской области с просьбой оказать содействие в оформлении осужденным паспортов граждан РФ, в связи с тем, что территориальные отделения Федеральной миграционной службы России (далее – территориальные отделения ФМС) уклоняются от направления соответствующих запросов по выяснению обстоятельств, необходимых для оформления осужденным гражданства РФ. Обязанность проводить соответствующую проверку принадлежности конкретного осужденного к гражданству РФ, в том числе направлять запросы в органы власти, в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 19.03.2008 № 64, возложена на миграционную службу. Однако данная обязанность перекладывается на администрации исправительных учреждений, несмотря на то, что последние не имеют соответствующих полномочий по направлению подобных запросов  и получению такого рода информации. В связи с этим сроки оформления осужденным паспортов граждан РФ затягиваются, порой осужденные выходят на свободу так и не получив паспорт, что значительно затрудняет их дальнейшую социализацию в обществе.

Известно, что при отсутствии паспорта гражданин РФ не может в полном объеме пользоваться правами и свободами, закрепленными Конституцией РФ, поскольку непосредственная реализация этих прав и свобод прямо связана с документами, удостоверяющими личность, а для иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане) также документами, подтверждающими законность их пребывания на территории РФ.

В 2002 году был принят Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Указанный закон не устанавливает различия между иностранцами, которые уже живут в стране и которые приезжают в РФ вновь. На практике вид на жительство могли получить только те иностранные граждане, у кого в России была постоянная регистрация. Таким образом, большинство бывших советских граждан, живших в РФ годами и утративших связи со страной, из которой они приехали (страна исхода) на территорию РФ, оказались в положении нелегальных иммигрантов. Имеющиеся на практике возможности легализации оказались крайне ограниченными. Все изменения законодательства, которые облегчают доступ к получению гражданства или разрешения на работу, касаются людей, имевших ранее постоянную регистрацию или прибывающих в Россию вновь и получающих миграционные карты.

Большинство обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, были связаны с трудностями в оформлении документов для законного пребывания на территории РФ. В первую очередь трудности возникали у лиц, прибывших в РФ до 2002 года, то есть до вступления в действие законодательства, устанавливающего для получения разрешения на временное проживание в РФ необходимость предоставления миграционной карты с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранного гражданина на территорию РФ. В настоящее время, если эти иностранные граждане или лица без гражданства по каким-либо причинам (иногда объективным – длительные судебные процессы, детский возраст) не смогли получить разрешение на временное проживание или вид на жительство, либо эти документы просрочены, им предлагается выехать за пределы РФ в другое государство с целью последующего въезда на территорию РФ, получения миграционной карты и возобновления всей процедуры постановки на учет. Так, гражданка Республики Армения С. проживала на территории РФ на основании разрешения на временное проживание. В установленный законом срок подала документы для получения гражданства РФ в упрощенном порядке. Однако в принятии документов для оформления гражданства было отказано: в первом случае - в связи с размытым и плохо читаемым оттиском печати в свидетельстве о рождении, во втором случае - в связи с обнаружившимся разночтением в написании отчества С. в свидетельстве о рождении и в свидетельстве о заключении брака. Решениями судов свидетельство о рождении было восстановлено, а разночтения в написании отчества устранены, однако при последующей подаче документов на приобретение гражданства С. было вновь отказано в приеме документов, в связи с истечением срока ее временного проживания, и предложено выехать за пределы РФ с последующим въездом. Еще один пример гражданки К., въехавшей на территорию РФ в 2000 году в несовершеннолетнем возрасте до введения в действие миграционных карт. По достижении 18 лет она обратилась в Управление Федеральной миграционной службы России  по Тверской области (далее - УФМС России по Тверской области) для получения разрешения на временное проживание, однако получила отказ, в связи с отсутствием миграционной карты. При последующих обращениях К. было сообщено о незаконности ее нахождения на территории РФ и предложено покинуть пределы России. Обе заявительницы изначально находились на территории РФ законно, учились, работали, являлись законопослушными иностранными гражданками, потерявшими связи со страной исхода. На сегодняшний день они практически лишены возможности свободно передвигаться, трудоустроиться, получать медицинскую помощь и т.д. В связи с тем, что осуществление выезда за пределы РФ и въезда в РФ требует больших финансовых затрат, в настоящее время осуществить это самостоятельно они не в силах, принудительное же выдворение за счет государства повлечет наложение пятилетнего запрета на въезд в РФ.

Законодательство, регулирующее вопросы правового положения иностранных граждан, принятое в 2002 году, репрессивно по своей направленности, громоздко и создает большие трудности для тех, на кого оно направлено, в связи с чем подобная сложная система оформления документов порождает увеличение количества иностранных граждан, находящихся на территории РФ незаконно.

В почте Уполномоченного присутствовали обращения, связанные с отказами УФМС России по Тверской области в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Основанием отказа в большинстве обращений являлось отсутствие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства. Надо отметить, что в 2009 году незначительно снизилось количество отказов в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца – отказано 54 гражданам (27 семей), тогда как в 2008 году было отказано 62 гражданам (31 семья). Действительно, в соответствии с законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» одним из оснований для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца является его обустройство на новом месте жительства. Однако указанный закон и постановление Правительства РФ от 08.11.2000 № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» также четко определяют понятие «обустройство». Имели место случаи неверной трактовки закона сотрудниками УФМС России по Тверской области, а также такой факт, когда не было принято во внимание даже разъяснение суда. К примеру, в мае 2009 года в адрес Уполномоченного обратилась гражданка Т. Она и ее сын имели статус вынужденных переселенцев, однако решением УФМС России по Тверской области в ноябре 2007 года гражданке Т. и ее сыну было отказано в продлении срока действия статуса. Основанием для отказа, по мнению УФМС России по Тверской области, явилось жилищное обустройство гражданки Т. и ее сына, поскольку дочь гражданки Т., выйдя замуж, приобрела в общую собственность с мужем квартиру. Решение УФМС России по Тверской области об отказе было обжаловано в суд. В декабре 2008 года Московским районным судом города Твери решение УФМС России по Тверской области об отказе было отменено. По мнению суда, обстоятельств, свидетельствующих о том, что семья гражданки Т. является жилищно-обустроенной и не нуждается в улучшении жилищных условий, а также в получении денежной компенсации, как и иных видов государственной помощи для жилищного обустройства, установлено не было. Решение суда вступило в законную силу в феврале 2009 года. Несмотря на это, в апреле 2009 года УФМС России по Тверской области выносит повторное решение об отказе Т. и ее сыну в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев. И лишь после вмешательства Уполномоченного и Прокуратуры Тверской области в июне 2009 года срок действия статуса вынужденных переселенцев гражданке Т. и ее сыну был продлен на год.

Рассматривая вопросы нарушения прав вынужденных переселенцев, следует отметить, что граждане крайне редко используют свое право на обжалование в суде  решений миграционной службы об отказах в продлении статуса вынужденных переселенцев. Чаще граждане обращаются с этим вопросом в прокуратуру или к Уполномоченному. Так, в 2008 году из 31 отказа в суды было обжаловано лишь 8 решений, а в 2009 году из 27 было обжаловано 6 отказов.

Уполномоченный считает необходимым обратить внимание региональных органов власти на вопросы, касающиеся соблюдения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных нарушителями правил пересечения государственной границы РФ или режима пребывания на территории РФ. К иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушающим правила пересечения границы или режим пребывания, Федеральным законом №115-ФЗ предусмотрена возможность применения двух наиболее строгих санкций: депортация и административное выдворение за пределы РФ с запретом въезда в РФ в течение пяти лет.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ до депортации или выдворения иностранные граждане должны содержаться в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта РФ. Однако на практике лица, подлежащие депортации или выдворению, содержатся в изоляторе временного содержания Управления внутренних дел по Тверской области (далее – ИВС), то есть в учреждении, предназначенном для временного содержания лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений или подвергнутых административному аресту. Таким образом, люди, которые не совершили уголовно наказуемых действий, социально неопасные, фактически отбывают наказание, так как условия их содержания можно приравнять к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам (решетки на окнах, запертые камеры, отсутствие связи с внешним миром). При этом на практике лица, не имеющие документов, удостоверяющих личность, могут находиться в таких условиях до 6 месяцев, а лица без гражданства - до 1 года. На условия содержания в ИВС в августе 2009 года в адрес Уполномоченного поступила коллективная жалоба лиц, содержащихся в данном ИВС (18 человек).

Кроме того, действующий ИВС предназначен исключительно для содержания лиц, не имеющих при себе несовершеннолетних детей. Таким образом, остается открытым вопрос, как обеспечить возможность содержания иностранных граждан, имеющих при себе несовершеннолетних детей, на период до их выдворения за пределы РФ.

По информации, представленной Управлением внутренних дел по Тверской области и Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области, случаи выдворения за пределы РФ далеко не единичны, речь идет о сотнях иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, в 2009 году в суды направлены 683 материала для принятия решения об административном выдворении иностранных граждан. По решениям судов выдворено за пределы страны 298 человек, из них 262 человека до выдворения содержались в ИВС. Часть задержанных и содержащихся в ИВС людей – иностранные граждане, приехавшие на заработки, но многие из задержанных являются русскими переселенцами, которые после распада Советского Союза вернулись в Россию, но в силу разных причин не смогли вовремя получить российское гражданство. Большинство переселенцев живут в Тверской области давно, имеют семьи, жилье, работу.

В сентябре 2008 года в постановлении Президиума Верховного суда РФ   были даны разъяснения о том, что при рассмотрении дел, связанных с административным выдворением за пределы РФ, судьей в обязательном порядке должны быть выяснены и установлены обстоятельства наличия у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории РФ и являющихся гражданами РФ. Высказана позиция о том, что высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Несмотря на это, в отдельных случаях судами нарушается принцип неразделения семей: игнорируется наличие у подсудимого в России на иждивении других лиц, не принимается в расчет то, что супруг, дети или родители могут быть гражданами РФ. Иногда выдворению подвергаются люди, прожившие в России 10 лет и более.

Как показывает практика, реализации механизма депортации и выдворения препятствуют такие проблемы, как установление личности иностранного гражданина (учитывая, что срок административного задержания может быть не более 48 часов, установить личность за такой короткий срок практически невозможно); проблема обеспечения явки иностранного гражданина в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущем выдворение; отсутствие специальных учреждений, в которых могли бы быть соблюдены все условия для содержания указанной категории лиц.

По своему статусу депортируемые не являются подозреваемыми или обвиняемыми и, следовательно, содержаться должны не в изоляторах временного содержания, а в предусмотренных законом специальных учреждениях, которые не предусматривают столь строгий режим содержания (депортационные центры, общежития). Не вызывает сомнения тот факт, что отсутствие специальных учреждений, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта РФ, влечет за собой усложнение механизма реализации депортации или выдворения.

Следует отметить, что подобные учреждения (общежития, центры) для размещения иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению, уже созданы в таких субъектах РФ как город Москва, Республика Татарстан (город Казань), строительство подобных учреждений ведется в Свердловской области и Краснодарском крае, рассматривается вопрос строительства специальных центров в Сахалинской, Рязанской областях, отдельные регионы, например, Калужская область, идут по пути реконструкции существующих изоляторов временного содержания при управлениях внутренних дел с целью доведения условий содержания в них до уровня международных и федеральных стандартов.

Изучив ситуацию, связанную с вопросами получения гражданства, соблюдением права иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Тверской области, можно сделать следующие выводы:

§ в связи с имеющейся проблемой во взаимодействии миграционной службы с исправительными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области, УФМС России по Тверской области необходимо провести с территориальными отделениями ФМС разъяснительную работу по вопросу оформления паспортов граждан РФ осужденным, находящимся в местах лишения свободы;

§ учитывая, что создание специального учреждения для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению, существенно повысит эффективность общегосударственных мер по борьбе с незаконной миграцией, необходимо  разработать и принять закон Тверской области, предусматривающий создание подобного специального учреждения.

 

Взаимодействие с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области и Управлением внутренних дел по Тверской области

В числе наиболее многочисленных категорий обращений – жалобы от лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний и изоляторах временного содержания. В связи с чем особо актуальным является взаимодействие Уполномоченного с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области (далее – УФСИН), Управлением внутренних дел по Тверской области (далее – УВД) и Прокуратурой Тверской области в сфере защиты прав и свобод граждан.

За 2009 год в адрес руководства УВД Уполномоченным было направлено 26 запросов, в адрес УФСИН - 24 запроса, по которым были проведены соответствующие проверки. В органы прокуратуры было направлено более 30 запросов, в ходе рассмотрения которых инициированы 14 проверок. В целях эффективного сотрудничества Уполномоченного и органов прокуратуры в декабре 2009 года было подписано Соглашение Уполномоченного по правам человека в Тверской области и Прокурора Тверской области о взаимодействии в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. На дату подписания настоящего доклада в январе 2010 года заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с УВД по Тверской области.

Взаимодействие Уполномоченного с УФСИН также осуществляется в рамках Соглашения об основных формах взаимодействия и сотрудничества (далее – Соглашение), заключенного в феврале 2008 года. В 2009 году совместно с сотрудниками УФСИН проведен ряд проверок по фактам нарушений прав и свобод осужденных, изложенных в их жалобах и обращениях, состоялись выезды в исправительные учреждения региона с целью установления достоверности фактов и проверки условий содержания осужденных в исправительных учреждениях области. В 2009 году Уполномоченным рассмотрены 90 обращений граждан, осужденных к лишению свободы, что составило 9% от общего количества обращений. Можно предположить, что проведенная в рамках Соглашения работа является одним из факторов снижения количества обращений осужденных: по сравнению с 2008 годом оно уменьшилось почти вдвое (в 2008 году обратились 152 осужденных, что составило 15 % от общего количества обращений).

По состоянию на 01.01.2010 в исправительных учреждениях области отбывают наказание 9069 осужденных, в том числе 990 женщин. 

Основными вопросами, затронутыми в обращениях граждан, осужденных к лишению свободы, стали просьбы о содействии в обжаловании судебных решений, о предоставлении текстов нормативных актов, правовых консультациях, жалобы на ненадлежащее медицинское обслуживание, проблемы в получении документов, оформлении юридических фактов.   

Особую категорию составляют обращения женщин-осужденных, в числе которых самые многочисленные  – о детях, помещенных в дома ребенка, детские дома или приемные, патронатные семьи на время отбывания матерью наказания, вопросы возвращения их в семью после освобождения.      Так, в сентябре 2009 года к Уполномоченному обратилась осужденная Щ., отбывающая наказание в колонии-поселении ФБУ «Лечебно-профилактическое учреждение №3» (далее – ФБУ ЛИУ-3), с жалобой на действия сотрудников ФБУ ЛИУ-3 и начальника территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района (далее – ТОСЗН Бологовского района), которым на основании письма ФБУ ЛИУ-3 было вынесено распоряжение о ходатайстве в направлении несовершеннолетнего сына Щ. (14.05.2009 года рождения) в детское государственное учреждение (дом ребенка), в связи с чем ребенок был изъят у матери. Согласно документам, направленным ФБУ ЛИУ-3 в ТОСЗН Бологовского района, одной из причин, по которой возникла необходимость определения сына Щ. в дом ребенка, явились неудовлетворительные условия размещения в колонии-поселении: отсутствие отдельной комнаты для проживания матери и ребенка, горячей воды, затрудненность патронажа и медицинского обслуживания ребенка врачом-педиатром. Только после вмешательства Уполномоченного был решен вопрос о переводе матери с ребенком в специализированное учреждение для содержания осужденных беременных женщин и имеющих грудных детей (Московская область).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает возможность создания в исправительных учреждениях домов ребенка, где размещаются дети до трех лет, с которыми осужденные женщины могут общаться в свободное от работы время, а также совместно проживать. Однако, по информации УФСИН, на сегодняшний день организация дома ребенка на имеющихся жилых площадях ФБУ ИК-5 не представляется возможной из-за переполненности учреждения: при норме 641 человек в колонии пребывают 913 осужденных, количество осужденных женщин по сравнению с 2008 годом увеличилось на 215 человек. Невозможно и расширение земельного участка для строительства новых зданий и сооружений, так как учреждение находится в жилой части города.

Совместное проживание с семьей может быть разрешено и осужденным, проживающим на территориях колоний-поселений. Однако создание условий для пребывания женщин с детьми на территории колоний-поселений требует дополнительного финансирования. Поскольку реализация возможности проживания с семьей согласно нормам уголовно-исполнительного законодательства зависит от отсутствия нарушений со стороны осужденных, то создание соответствующих жилищно-бытовых условий на территории колонии-поселения могло бы явиться положительной мотивацией для исправления женщин-осужденных и способствовать более эффективной ресоциализации.

По-прежнему в почте Уполномоченного присутствуют жалобы на ненадлежащее медицинское обслуживание в учреждениях исполнения наказаний. Вместе с тем, большинство указанных фактов не находят своего подтверждения. Так, в мае 2009 года сотрудником аппарата Уполномоченного был совершен выезд в ФБУ ИЗ-69/1 с целью проверки изложенных в жалобе ВИЧ-инфицированного обвиняемого А. сведений об отказе в проведении антиретровирусной терапии. Состоялась личная встреча с обвиняемым по существу жалобы, с врачом учреждения, осуществлена проверка медицинской карты гражданина. В результате проверки установлено, что согласно анализу крови, забираемой у обвиняемого регулярно с соблюдением требований, установленных Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключения под стражу (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.10.2005 №640/190), на настоящий момент показаний для проведения антиретровирусной терапии не имеется. Таким образом, убеждение обвиняемого в недобросовестном исполнении должностных обязанностей медицинскими работниками учреждения было необоснованным, обусловлено недостаточными знаниями о методах и формах лечения имеющегося заболевания.

Указанный пример в контексте аналогичных жалоб показывает необходимость проведения мероприятий просветительского характера в целях получения осужденными минимума теоретических медицинских знаний, необходимых для объективного анализа ситуации, ознакомления с порядком организации медицинской помощи в учреждениях исполнения наказаний.

Тем не менее, проблемы медицинского обслуживания в учреждениях исполнения наказаний имеют место. Наиболее остро стоит вопрос комплектования врачебными кадрами в удаленных от областного центра учреждениях. В связи с отсутствием необходимых жилищных условий, высокой физической и психологической нагрузкой, работа в учреждениях исполнения наказаний становится малопривлекательной для врачей и медицинского персонала. Отсутствие врачей узких специальностей требует дополнительных, в том числе финансовых, затрат. В связи с чем одним из решений проблемы может стать рассмотрение вопроса о прохождении профессиональной переподготовки врачей, работающих в учреждениях исполнения наказаний, по принципу общей врачебной практики.

Большое количество обращений осужденных касается получения правовой информации, юридической помощи, оказания социальной поддержки. Поступают просьбы о содействии в обжаловании приговоров судов, предоставлении информации о компетенции и размещении государственных органов, о наличии на территории области реабилитационных центров для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и порядке приема ими граждан, разъяснении действующего законодательства, направлении текстов нормативных правовых актов, предоставлении услуг адвокатов.

Несмотря на то, что обязанностью групп социальной защиты осужденных, созданных в структуре учреждений системы исполнения наказаний, является выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им содействия в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, содержание обращений к Уполномоченному позволяет сделать вывод о необходимости уделить особое внимание разработке специальных программ по решению этого вопроса. Здесь важна согласованность усилий УФСИН, администрации области, общественных организаций.

Согласно нормам действующего законодательства правовое воспитание осужденных в исправительных учреждениях включено в состав воспитательной работы как одно из ее направлений, цель которого - формирование правопослушной личности, соблюдающей требования и предписания правовых норм, посредством ознакомления с правами и обязанностями осужденных, положениями уголовно-исполнительного законодательства, Правилами внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений. Законодателем предусмотрено право осужденных на пользование услугами адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, но, как правило, это платные услуги. Тогда как многие осужденные не могут позволить себе платную юридическую помощь, в связи с отсутствием дохода и финансовой поддержки. Оказание бесплатной юридической помощи осужденным законодательством не предусмотрено.

Министерством юстиции РФ разработан проект закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который предполагает реализацию права малоимущих граждан на получение бесплатной юридической помощи посредством создания государственных юридических бюро. Согласно положениям проекта закона государственные юридические бюро осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан в форме устного консультирования, составления проектов юридических документов и судебного представительства (кроме уголовного судопроизводства). Для всех форм правового консультирования, кроме устной, требуется заключение письменного соглашения по установленной форме. Бесплатное правовое информирование населения осуществляется посредством размещения информации в СМИ и сети Интернет. Очевидно, что на практике указанные формы оказания бесплатной юридической помощи не будут доступны для малоимущих граждан, осужденных к лишению свободы.

С целью обеспечения доступности правовой помощи для граждан, осужденных к лишению свободы, в 2009 году Уполномоченным введена практика on-line консультаций осужденных ФБУ ИК-5, при участии общественной организации установлен компьютер и комплект справочной правовой системы «Гарант».

По информации, предоставленной УФСИН, на сегодняшний день из 9069 граждан, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний Тверской области, трудоустроены 4007 осужденных. Основными направлениями работы являются метало-, деревообработка и пошив изделий. При этом, в 2007-2008 годах в рамках региональной целевой программы «Общественная безопасность и профилактика правонарушений в Тверской области на 2007-2009 годы» поставлена 201 единица швейного оборудования, что позволило не только обновить часть оборудования, но и создать дополнительно более 200 рабочих мест. Тем не менее более 50% от общего количества имеющегося оборудования для метало- и деревообработки находится в эксплуатации свыше 15 лет. В 2010 году финансирование на обновление оборудования и создание дополнительных рабочих мест не предусмотрено. Вместе с тем, проблемы трудоустройства осужденных напрямую связаны с реализацией права потерпевших на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, выплатой алиментов детям осужденных и иных взысканий.

Уполномоченный регулярно принимает участие в заседаниях Общественного Совета при УФСИН, в том числе в выездных, которые проходят в исправительных учреждениях. По итогам одного из таких выездов было принято решение об организации в ФБУ ИК-5 мастер-класса по изобразительному искусству, проведенного художником А.Юдиным, а также состоялась встреча со священником Геннадием (Ульяничем), при участии которых была организована выставка работ осужденных.

В целях рассмотрения вопросов соблюдения прав осужденных нами была создана рабочая группа в составе сотрудников аппарата Уполномоченного, сотрудников УФСИН по Тверской области, членов наблюдательной комиссии и Общественного совета при УФСИН, в рамках работы которой рассматривались вопросы гуманизации наказаний, ресоциализации осужденных, повышения прозрачности мест лишения свободы.

Отдельную категорию обращений к Уполномоченному составляют жалобы на действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел. За 2009 год поступило 70 таких жалоб, что составило 7 % от общего числа обращений. Из них 50 – жалобы на нарушения при проведении следственных действий, 20 - обращения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания. Среди обращений можно выделить жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, нарушения при проведении следственных действий, неполноту проведенных проверок по сообщениям о преступлениях, неполучение информации о ходе рассмотрения заявлений.

Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение от гражданки Г., в котором сообщалось о фактах нарушений при проведении следственных действий по уголовному делу. По словам заявительницы, ее дочь была сбита автомашиной и в результате ДТП погибла. Сотрудниками ОВД Лихославльского района гражданке Г. было отказано в возбуждении уголовного дела по факту гибели ее дочери, кроме того, не было направлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что нарушило ее право на обжалование, предусмотренное п.5. ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Уполномоченным был направлен запрос в адрес заместителя начальника УВД по Тверской области с просьбой провести проверку сведений, изложенных в обращении. Следственным управлением при УВД по Тверской области были рассмотрены факты о ненадлежащем расследовании следственным отделом при ОВД по Лихославльскому району уголовного дела по факту данного дорожно-транспортного происшествия. За совершенное преступление в отношении виновного было утверждено обвинительное заключение, дело было передано в Лихославльский районный суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Имели место факты превышения должностных полномочий сотрудниками милиции. В октябре 2009 года в адрес Уполномоченного поступило обращение от гражданки С., в котором сообщалось о фактах нарушений, допущенных сотрудниками ОВД Удомельского района в отношении ее сына. Уполномоченным была инициирована проверка законности действий сотрудников ОВД Удомельского района. Отделом дознания милиции общественной безопасности УВД по Тверской области проведена служебная проверка, в ходе которой недостатки в расследовании уголовного дела в отношении сына заявительницы подтвердились. К виновным должностным лицам ОВД по Удомельскому району Тверской области приняты меры дисциплинарного воздействия. Уголовное дело было направлено в прокуратуру Удомельского района для решения вопроса о передаче в следственное подразделение при ОВД по Удомельскому району.

Практически все обращения, поступающие к Уполномоченному от подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, касаются условий содержания.

В регионе действуют 36 изоляторов временного содержания, однако они не в полной мере соответствуют требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Важным инструментом в деятельности Уполномоченного, позволяющим выявлять нарушения требований законодательства РФ и норм международного права при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС области, являются посещения ИВС сотрудниками аппарата, которые осуществляются совместно с представителями УВД. В 2009 году были осуществлены выезды в ИВС Удомли, Старицы, Кимр, Лихославля. Проверка показала, что многие жалобы подозреваемых и обвиняемых являются обоснованными.

Так, в ноябре 2009 года сотрудником аппарата Уполномоченного был осуществлен выезд в ИВС ОВД по Лихославльскому району. ИВС расположен в здании ОВД постройки до 1917 года. Во время проверки было выяснено, что в части наличия постельного белья и горячего питания материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых соответствует нормам. Однако в ИВС отсутствует канализация, нет прогулочного двора. Последнее финансирование текущего ремонта ИВС производилось в 2005 году. По результатам технического обследования установлено, что проведение капитального ремонта здания Лихославльского ОВД экономически нецелесообразно, поэтому ИВС ОВД по Лихославльскому району включен в целевую долгосрочную программу «Обеспечение содержания лиц, заключенных под стражу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» по строительству нового здания.

По данным, предоставленным УВД по Тверской области, в 2008 году МВД РФ были выделены целевые ассигнования на проведение капитального и текущего ремонтов изоляторов временного содержания УВД по Тверской области в размере 8 млн. рублей, которые были распределены на 13 ИВС; в 2009 году было выделено 6 млн. рублей. Руководство УВД по Тверской области активно работает над выявленными проблемами, однако ввиду недостаточности финансирования многие вопросы остаются нерешенными.

В декабре 2009 года сотрудник аппарата Уполномоченного выезжал в ИВС ОВД по Кимрскому району. Согласно данным Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области, здание ОВД Кимрского района построено в 1850 году и является объектом культурного наследия регионального значения, и, помимо значительных денежных средств, все строительные работы на данном объекте требуют согласования. Однако Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области разрешение на реконструкцию не дает. В 2007 году из федерального бюджета на капитальный ремонт ИВС ОВД по Кимрскому району выделено 597 тыс. рублей, в 2008 году - 450 тыс. рублей, в 2009 году - 408 тыс. рублей. В течение этого времени камеры ИВС оборудованы индивидуальными спальными местами, водопроводом, санузлами с экранами приватности, приточной и вытяжной вентиляцией, проведен косметический ремонт во всех помещениях. Однако в изоляторе временного содержания отсутствует комната для свиданий, прогулки не проводятся в связи с отсутствием прогулочного двора.

Говоря о соблюдении прав лиц, содержащихся в ИВС Тверской области, следует отметить, что штатная численность подразделений охраны и конвоирования составляет 695 человек, из них 365 человек – сотрудники ИВС, 300 – сотрудники конвойной службы. Таким образом, имеет место нарушение прав сотрудников ОВД, годами работающих в условиях отсутствия канализации, водоснабжения, отопления.

Руководство УФСИН, УВД, Прокуратуры Тверской области в течение всего времени работы института Уполномоченного в Тверском регионе оказывает поддержку в мониторинге ситуации с соблюдением прав граждан и работе по восстановлению нарушенных прав. Необходимо отметить открытость и высокий профессионализм сотрудников указанных ведомств на всех этапах нашего взаимодействия, как при проведении проверок по каждому конкретному обращению, так и при осуществлении выездов, проведении совместных рабочих встреч и консультаций.

Анализ основных нарушений прав лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний, изоляторах временного содержания, а также прав граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел, позволяет сделать выводы о необходимости:

§ рассмотреть возможность создания условий для совместного проживания женщин с детьми на территории колоний-поселений как одного из средств ресоциализации осужденных;

§ рассмотреть вопрос о прохождении профессиональной переподготовки врачей, работающих в учреждениях исполнения наказания, по принципу врачей общей практики;

§ обеспечить доступность правовой информации для лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний, в том числе принять меры по обновлению библиотечного фонда исправительных учреждений, установке правовых справочных систем;

§ повысить эффективность работы службы социальной защиты осужденных, созданной с структуре учреждений системы исполнения наказаний;

§ активизировать работу по трудоустройству осужденных и обновлению имеющегося оборудования;

§ активизировать работу, направленную на приведение условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС Тверской области в соответствие с действующим законодательством РФ и международными стандартами.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.