II . о соблюдении ПРАВ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Защита семьи и детства

В 2009 году количество обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по вопросам защиты семьи, материнства и детства, по сравнению с 2008 годом увеличилось на 24 % и составило 115 обращений (11,51 % от общего количества обращений). Мониторинг уровня соблюдения прав детей в Тверском регионе позволил выделить проблемы в реализации таких базовых прав ребенка как право на семью, образование и безопасность.

Семья для ребенка имеет огромное значение: здесь происходит становление личности, формируются нравственные и человеческие качества будущего члена общества. Но, к сожалению, семья не всегда способствует развитию ребенка, обеспечению его безопасности.

 Несмотря на то, что в Тверской области сокращается количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (на 4,5% по сравнению с 2008 годом), социальное сиротство продолжает оставаться одной из острых государственных проблем

1116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в детских домах и школах-интернатах региона. Посещение сотрудниками аппарата Уполномоченного детских домов и школ-интернатов позволило убедиться, что обстановка в учреждениях соответствует требованиям законодательства, однако главная задача государства - создать эффективный механизм по возвращению детей в кровную семью или, если это невозможно, передать их на воспитание в замещающую (патронатную, приемную, опекунскую) семью. В 2009 году по сравнению с 2008 годом более чем на 32 % уменьшилось число детей, переданных на воспитание в приемные семьи, и на 70% уменьшилось число детей, переданных на патронатное воспитание. В связи с этим особенно актуальной становится информационная кампания по пропаганде усыновления и иных форм семейного устройства детей-сирот в печатных средствах массовой информации, осуществляемая Центром по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области (далее – Центр). Представляется необходимым развивать работу в этом направлении, например, путем создания серии аудио- и видеороликов, информирующих население о детях, нуждающихся в семье, а также о порядке и формах принятия ребенка в семью.

Несмотря на важность функционирования института замещающих семей, Уполномоченным были выявлены случаи нарушения законодательства об опеке и попечительстве со стороны органов государственной власти Тверской области.

Так, в адрес Уполномоченного поступила жалоба на отказ территориального органа социальной защиты населения Фировского района (далее – ТОСЗН) в оплате труда приемных родителей. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что районным отделом образования, который до 01.01.2008 осуществлял полномочия по опеке и попечительству, был заключен договор о передаче несовершеннолетних на воспитание в семью. После передачи вышеуказанных полномочий ТОСЗН прекратил выплату заработной платы приемным родителям, продолжая выплачивать пособия на содержание детей. Отказ в оплате труда приемных родителей был мотивирован отсутствием оснований для передачи детей в приемную семью. Выплата заработной платы приемным родителям возобновилась только после вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав. Между тем отдел образования пояснил, что основаниями для передачи детей в приемную семью были письменные заявления родителей об отказе от воспитания детей. В целях восстановления нарушенных прав приемных родителей Уполномоченным было направлено заключение с рекомендацией произвести выплату заработной платы за спорный период. Однако ТОСЗН и Департамент социальной защиты населения Тверской области сообщили об отказе в выплате задолженности. В дальнейшем позиция Уполномоченного была поддержана Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, которому Уполномоченным был направлен запрос о подтверждении возможности передачи детей, от воспитания которых родители отказались, на воспитание в приемную семью, и Прокуратурой Тверской области, проводившей проверку соблюдения законодательства при передаче детей в приемную семью. Прокурором Фировского района было вынесено представление начальнику ТОСЗН с требованием выплатить приемным родителям заработную плату за спорный период.

Актуальной для Тверской области продолжает оставаться проблема повышения уровня соблюдения прав выпускников интернатных учреждений. В начале самостоятельной жизни бывшие воспитанники сталкиваются со многими проблемами, оказать помощь в решении которых им должно государство и общество. Самым актуальным для выпускников был и остается жилищный вопрос.     

Учитывая многочисленность обращений от бывших воспитанников интернатных учреждений на нарушения их жилищных прав и важность успешной социализации выпускников для общества, Уполномоченным был подготовлен специальный доклад на тему «Проблемы выпускников интернатных учреждений», в котором изложен анализ причин нарушения их жилищных прав, а также, учитывая длительность ожидания постоянного жилья, предложены способы обеспечения выпускников временным жильем. 

По информации, предоставленной Департаментом социальной защиты населения Тверской области, 1605 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из них 644 человека, достигшие 18 летнего возраста), состоят на учете для предоставления жилья за счет средств областного бюджета. В текущем году только 47 гражданам из указанной категории лиц было предоставлено жилое помещение. Несмотря на запланированное увеличение в 2010 году расходов из областного бюджета на приобретение жилья для указанной категории граждан, проблема обеспечения временным жильем бывших воспитанников интернатных учреждений требует скорейшего разрешения. 

Для исполнения рекомендаций, изложенных в специальном докладе, по инициативе Уполномоченного и Председателя Законодательного Собрания Тверской области был организован «круглый стол», на котором депутаты и руководители органов исполнительной власти поддержали инициативы Уполномоченного по повышению уровня социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. В дальнейшем к Уполномоченному обратились депутаты с предложением по совместной работе в части изменения регионального и федерального законодательства, регулирующего порядок предоставления жилья выпускникам интернатных учреждений, сотрудник аппарата Уполномоченного был включен в совещательную группу по выработке законодательных инициатив.

Тема обеспечения выпускников интернатных учреждений жильем обсуждалась на заседании Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике и здравоохранению, которое прошло в рамках проведения Дней Тверской области в Совете Федерации. Со стороны Тверской области было предложено увеличить объем софинансирования регионам из федерального бюджета по программе обеспечения жильем детей-сирот. Члены Совета Федерации на заседании комитета приняли решение рассмотреть более подробно вопрос о выделении Тверской области дополнительных средств для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях изменения ситуации и сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо совершенствование работы по профилактике социального сиротства.

Особой формой работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является социальный патронат семьи и детей. В Федеральном законе от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» не имеется понятия «социальный патронат», что означает отсутствие правовых основ для работы с кровными семьями по профилактике социального сиротства. Вместе с тем, в регионе принят и действует закон Тверской области от 28.12.2006 № 149-ЗО «О патронате», который предусматривает оказание психологической и социальной помощи в период нахождения ребенка в кровной семье. В 2009 году 48 детей находились на патронатном воспитании, что на 20% больше чем в предыдущем году. Между тем, количество, детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о необходимости более активно использовать социальный патронат для профилактики социального сиротства. Для этого органам опеки и попечительства необходимо активизировать работу по выявлению семей, переживающих сложные экономические и психологические ситуации, путем создания межведомственной системы сбора информации о таких семьях и аккумулирования полученных сведений в Департаменте социальной защиты населения Тверской области для проведения в дальнейшем социально-восстановительной работы. 

Сегодня не все дети, имеющие право на получение содержания от своих родителей, могут реализовать его в полном объеме. Поступающие в адрес Уполномоченного обращения по вопросам определения размера и порядка выплаты алиментов свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательства об алиментах. Представляется правильным установить понятие «минимального размера алиментов», а также продлить выплату алиментов до 23 лет в случае, если ребенок обучается по очной форме и не имеет собственного заработка. Кроме того, целесообразно на период розыска должника и невыплаты алиментов выплачивать алименты из специального государственного фонда с последующим взысканием с должников выплаченной суммы с учетом индексации. 

Закон Тверской области от 29.12.2004 № 79-ЗО «О ежемесячном государственном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей» предусматривает возможность выплаты пособия в повышенном на 100% размере на ребенка одиноких матерей и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума. Однако размер этого пособия является небольшим - 276 руб. Безусловно, необходимо увеличить размер этого социального пособия.

Во многих регионах, в том числе и в Тверской области, существует проблема доступности дошкольного образования.

С начала 90-х годов по тем или иным причинам количество  дошкольных учреждений значительно уменьшилось. Так, если в конце 80-х годов в Тверской области было 1321 дошкольное учреждение, то в настоящее время 566, т.е. количество детских садов уменьшилось на 60 %.

Сегодня, в связи с увеличением рождаемости, мест в детских садах оказалось недостаточно. Услугами дошкольного образования охвачено 65,7% детей. В связи с открытием дополнительных мест в 2009 году в дошкольные учреждения принято детей на 13% больше по сравнению с прошлым годом. Однако это не позволяет решить проблему доступности дошкольного образования. В 2009 году из-за отсутствия мест неустроенными в дошкольные учреждения остались 7,7 тыс. детей. Граждане вынуждены вставать на очередь сразу, как только ребенок родился, и даже это не гарантирует получение путевки в детское дошкольное учреждение. От нехватки детских садов, прежде всего, страдают женщины, которые не могут одновременно воспитывать детей и работать. Данная проблема стоит особенно остро в неполных семьях.

Учитывая значительное количество поступающих обращений по вопросу устройства детей в дошкольные учреждения и значимость этой проблемы, Уполномоченный в прямом эфире на Тверском областном радио ответил на вопросы граждан, касающиеся порядка устройства детей в детские учреждения,  и предложил способы повышения доступности дошкольного образования.

Полностью решить проблему нехватки детских садов может только строительство новых дошкольных учреждений. Многие субъекты Российской Федерации имеют значительный опыт решения возникшей проблемы, который необходимо учитывать при определении способов повышения доступности дошкольного образования в Тверской области. Так, в Пермском крае реализуется программа «Мамин выбор», предусматривающая выплату компенсаций семьям, в микрорайоне проживания которых нет свободных мест в дошкольных учреждениях. В других регионах для оперативного решения этой проблемы открываются дошкольные отделы на базе общеобразовательных школ, поощряется создание детских садов семейного типа.

В 2009 году в средствах массовой информации, а также в обращениях, адресованных Уполномоченному, поднимались вопросы жестокого обращения с детьми. Причина такого явления не в отсутствии законов, защищающих право несовершеннолетних на безопасность, а в недостаточном применении действующей правовой базы в связи с отсутствием восприятия ребенка как полноправного члена общества.

Усилиями одного какого-либо органа государственной власти трудно предотвратить нарушения прав детей на безопасность. Проблема жестокого обращения с детьми - это общенациональная проблема, решение которой требует объединения усилий правоохранительных органов, органов исполнительной и законодательной властей, а также общественных институтов. Помощником Уполномоченного по правам человека в Тверской области по вопросам защиты прав детей в программе деятельности на 2010 год этот вопрос выделен в качестве одного из приоритетных.

Совместными действиями государственных органов были восстановлены права воспитанников детского сада одной из войсковых частей Тверской области. В адрес Уполномоченного поступила коллективная жалоба родителей о жестоком обращении воспитателя с детьми. Неоднократные обращения родителей к заведующему детским учреждением и руководителю войсковой части не повлекли изменения отношения педагога к воспитанникам. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченным были направлены запросы в ОВД по Пролетарскому району и командиру войсковой части для проведения проверки изложенных в обращении фактов, которые в результате были подтверждены, и материалы проверки были направлены в мировой суд по признакам состава преступления «Побои». В дальнейшем Уполномоченным совместно с заместителем Губернатора Тверской области по взаимодействию с правоохранительными органами было организовано совещание военных руководителей региона, на котором командиру войсковой части было рекомендовано усилить контроль за трудовой дисциплиной работников. В настоящее время с этим воспитателем трудовой договор расторгнут, права детей были восстановлены, в том числе благодаря активным действиям родителей, которые обращались за помощью в различные государственные органы, и средств массовой информации.           

Институт Уполномоченного активного взаимодействует с общественными организациями, занимающимися защитой несовершеннолетних от жестокого обращения и оказывающими практическую помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ноябре текущего года помощник Уполномоченного по вопросам защиты прав детей принял участие в работе семинара, организованного Санкт-Петербургской региональной общественной организацией социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит» и Тверским государственным университетом. На семинаре было принято решение о необходимости разработки механизмов реализации права детей на защиту и охрану от вредной для них информации, предусмотренного ст. 14 Федерального закона  от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».       

Доступность негативной информации накладывается на процесс становления личности подростка, что приводит к повышению вероятности совершения правонарушений. Учитывая, что в механизме преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит социальной среде, то целью реакции государства на правонарушения подростка должно быть исправление, воспитание подростка, а также коррекция социального окружения. Эти обстоятельства обуславливают необходимость создания ювенальной юстиции. Несмотря на ратификацию Конвенции ООН «О правах ребенка», Россия до сих пор не учредила на федеральном уровне суды по делам несовершеннолетних правонарушителей. Однако отдельные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Саратовская, Нижегородская области и др.) самостоятельно восполняют пробелы законодательства в этой области, внедряя в судебную систему элементы ювенальных судов, приближенные к мировым стандартам. В ряде  субъектов Российской Федерации с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего к работе привлекаются помощники судей с функцией социального работника. Рассматривается вопрос о компетенции ювенальных судов. Одна из позиций состоит в том, что ювенальные суды должны рассматривать не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, но и гражданские дела о лишении родительских прав, об усыновлении, об установлении отцовства и факта признания отцовства, об определении порядка воспитания ребенка, о защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних. В 2010 году по вопросу введения ювенальной юстиции в Тверской области планируется выступление Уполномоченного на Координационном Свете при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области.

Таким образом, мониторинг ситуации по соблюдению прав детей на территории Тверской области позволяет сделать выводы:

§ главной проблемой в сфере защиты детства продолжает оставаться проблема социального сиротства, для решения которой необходимо усилить профилактику социального неблагополучия;

§ имеют место проблемы доступности дошкольного образования,  в связи с чем необходимо увеличить финансирование расходов на открытие дополнительных мест и капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений, а также использовать опыт других регионов для решения этой проблемы;

§ для реализации права детей на получение содержания от своих родителей необходимо внести изменения в Семейный кодекс РФ, а также в региональное законодательство в части усиления социальной поддержки детей одиноких матерей и детей, один из родителей которых уклоняется от уплаты алиментов;

§ необходимо развивать информационную составляющую программы поддержки семейных форм устройства детей-сирот путем проведения теле- и радио программ на соответствующую тематику; 

§ интересы охраны прав несовершеннолетних требуют проработать вопрос внедрения элементов ювенальной юстиции в Тверской области.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.