Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы с осужденными готовившихся к освобождению имела два основных направления социально-педагогическая работа с воспитанниками и родителями

Целью программы «Жизненные планы осужденных» стала социально-педагогическая и психологическая подготовка воспитанников к освобождению.

Задачи программы – коррекция представлений осужденных о себе («Я- концепции»), формирование гуманистической установки по отношению к другим людям, расширение сферы осознания мотивов преступного поведения, развитие адекватной самооценки и уверенности в себе, прояснение и формирование жизненных планов осужденных, развитие следующих жизненных умений: устанавливать психологический контакт, решать вопросы трудоустройства и т.д.

Программа осуществлялась в двух направлениях: индивидуальная работа и групповая.

Во время индивидуальной работы мы проводили мы проводили коррекционные мероприятии персонально с каждым воспитанником. Направление работы выбиралось в зависимости от результатов диагностики.

Так с лицами имеющие высокие показатели по шкале агрессия, проводились коррекционные мероприятии с использованием:

· ролевых игр (в ходе ролевой игры воспитанник пытался реагировать на ситуацию не агрессивно, а асертивно, решать конфликты при помощи компромисса или сотрудничества),  

· арт-терапии (изображение агрессии в рисунках, выдуманных рассказах, позволяло снизить имеющееся напряжение и проговорить различные способы контроля за агрессией)

· упражнения на установление контакта с людьми. Например:

«День без замечаний».Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недовольство окружающими. Вам, безусловно, хочется высказать, что Вы думаете о них, но тем, кто рядом с Вами, неприятно переносить проявления Вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться. Дайте себе слово – целый день всем все прощать, принимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого не хотелось), не осуждать чужие поступки и не ругаться ни с кем.Если получилось, и Вы целый день смогли прожить именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т. д. Доведите длительность упражнения до одной недели, а потом проанализируйте, что изменилось у Вас и в Ваших отношениях с людьми.

 «Приятный разговор».Если вопрос, который вызывает у Вас неприятные эмоции, слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать просто приятным. Прав Ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь, чтобы этому человеку с Вами было хорошо, спокойно, и у него появилось желание еще раз встретиться и поговорить с Вами. Затем еще раз обязательно поговорите с ним и узнаете, что он думает о прошлой Вашей беседе. Действительно ли ему было приятно разговаривать с Вами. 

Для подростков с повышенной тревожность проводилась:

· релаксация, для снятия, имеющегося психологического напряжения

· упражнения направленные на повышение самооценки;

· Упражнения позволяющие контролировать, появляющуюся тревогу

«Полный покой души». Когда вы неуверенны в себе и чего – то боитесь, вспомните приятное событие, те ощущения, которые вы испытывали. Настройтесь на состояние «полного покоя души» и постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у Вас это получилось хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнить изведанные ощущения и войти в них снова.

 «Киногерой». В трудной ситуации Вам лучше всего представить себя киногероем – сильным, уверенным в себе, у которого все и всегда получается. Войдите в этот образ и действуйте так же, как он, Ваш киногерой. Говорите громко и четко, ходите уверенно и с чувством собственного достоинства, ведь на Вас смотрят Ваши почитатели. Ведите себя так до тех пор, пока не пройдет чувство страха и неуверенности в своих силах. Впрочем, оставайтесь в этом образе как можно дольше, это поможет вам преодолеть некоторую стеснительность и повысить собственную самооценку.

С воспитанниками, которые в конфликтных ситуациях отдают предпочтение такой стратегии поведения, как приспособление были проведены следующие упражнения:

 «Лидер» В компании своих друзей постарайтесь чаще брать на себя роль лидера. Заранее придумайте дело, которое будет интересно для всех. А затем организуйте ребят на его выполнение. При этом действуйте, исходя из своих представлений, а не подчиняясь групповому давлению. Если сразу не удается быть лидером в уже сформировавшейся группе, куда входите Вы, то, может быть, Вам подумать и собрать вокруг себя собственную группу. В ней Вы сможете быть полноправным лидером. Вот только для этого нужно проявить инициативу, самостоятельность , подумать самому, чем привлечь одного - двух ребят к себе, чем заинтересовать их. Попробуйте.

 «Собственное мнение». Возьмите какую-нибудь интересную для Вас и Ваших друзей книгу (или посмотрите популярный фильм), еще раз внимательно прочитайте ее и обязательно составьте собственное мнение о ней. Четко и конкретно сформулируйте положения, которые Вам особенно понравились, и те, которые Вы не принимаете. Только обязательно четко и конкретно. Затем начинайте со всеми беседовать об этой книге. Спрашивайте собеседников о том, что им понравилось, что они запомнили, и обязательно говорите о своей личной точке зрения, не соглашайтесь с другими, отстаивайте собственную позицию, как бы Вам тяжело ни было. Через 2 – 3 недели найдите новый объект для отработки собственного мнения: видеофильм, последнюю запись рок – группы, интересную статью в газете или журнале, популярную телепередачу и т. п..

С воспитанниками имеющими проблемы в общении с взрослыми и родителями проводилась гештальт-терапия, которая позволяла отреагировать на застаревший конфликт.

Были так же проведены индивидульные собеседования по теме: «Мои первые дни на свободе». Выходя на свободу подросткам приходятся сталкиваться со множеством трудностей, связанных с не знанием своих прав, не умением найти поддержку. Возникающие трудности, как правило негативным образом сказываются на готовность подростков вести социально ободряемый образ  жизни и часто становятся причиной рецидивов преступной деятельности. Поэтому одной из форм профилактической работы мы выбрали просвещение подростков об организациях, которые призваны оказывать социальную поддержку населению. При проведении индивидуальных бесед мы выясняли на сохранность связей с семьей, друзьями, наличие финансовых ресурсов на первое время, место предполагаемого проживания, готовность и желание работать, учиться. Совместно с воспитанником обсуждались возможные направления необходимой социальной помощи и места, где эту помощь можно получить. На основании полученной информации для каждого воспитанника составлялась памятка, в которую была включена информации о ближайшего к месту его проживания центра социальной помощи населению, биржи трута, подростковых и юношеских центров, юридических консультаций, школы, различных общественных организациях, оказывающих помощь бывшим заключенным и т.д.

После проведения индивидуальной, подростки с похожими проблемами были объединены в группу, для проведения тренинговой работы

Время работы: занятия проводились по 2 – 3 часа ежедневно, кроме выходных в кабинете психологической разгрузки.

Эффективность тренинговой работы во многом зависит от состава группы, поэтому при подготовки экспериментальной работы и формированию группы уделялось внимание следующим фактам.

1. Участникам групп должны является психическое здоровье осужденных. В состав групп не рекомендуется включать психопатических личностей, остро депрессивных больных, а также осужденных, которые под воздействием критики могут становиться слишком тревожными или агрессивными.

2. По неофициальному статусу в группу можно включать представителей всех уровней, за исключением пренебрегаемых («обиженных»). Для них требуются специальные программы, направленные на развитие их эмоционально – волевой сферы, уверенности в себе, снижение конформности.

3. Эффективность тренинга увеличится, если состав группы будет разнороден по совершенным преступлениям.

4. При подборе участников в группы следует обратить внимание на такой личностный фактор, как криминальная зараженность.

5. Криминальная зараженность определяется по нескольким показателям:

- количество совершенных преступлений и интервал времени между ними;

- характер преступлений (тяжесть, цинизм, жестокость по отношению к жертве);

- раннее криминальное развитие (спецшколы, воспитательные колонии);

- отношение к преступлению (именно в этом проявляются психологические защитные механизмы).

В трениговую группу не должно входить много осужденных (не более 2-3 человек) с явно выраженной криминальной направленностью.

Результат проведения социально-психологического тренин­га в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: принцип ак­тивности на занятиях; принцип открытой обратной связи; принцип "здесь и теперь"; принцип доверительности в обще­нии.

Принцип активности на занятиях означает следующее. Так как предметом изучения и анализа являются различные аспекты социально-психологического взаимодействия человека с окру­жающей ценностно-нормативной средой, то общение в ситуациях, воспроизво­димых в ходе тренинга, анализ стратегии поведения, может осуществляться в результате реагирования на тот или иной стиль внешнего воздействия, общения, решения пси­хологической задачи. Следовательно, все члены группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и обща­ются в конкретной ситуации, а также о том, что нужно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия.

Принцип активности тесно связан с принципом обратной свя­зи. Под обратной связью здесь следует понимать открытое, ар­гументированное и конструктивное высказывание каждым чле­ном группы тренинга своих соображений о смысле, понимаемых аспектах, способах разрешения различных проблем, о сравнительной эффективно­сти тех или иных способов поведения в специально смоделиро­ванных игровых ситуациях, об успешности выполнения постав­ленных на занятиях задач. Именно благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль ведения индивидуаль­ной беседы, рассуждения и мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции.

Здесь коммуникативное личностное поле смысла, особенно­сти оценок, умения и навыки каждого участника тренинга оцени­ваются не абстрактно, а применительно к его поведению в про­блемных ситуациях, моделирующих те или иные аспекты его сти­ля взаимодействия с окружающей ценностно-нормативной средой. Все это создает предпосылки для коррекции и развития навыков и умений общения.

Чтобы обратная связь выполняла названную функцию, к ней предъявляются определенные требования. Прежде всего, она должна носить конструктивный характер, т.е. быть такой, чтобы тот, кому она адресована, мог воспринять ее и найти в ней какие-то позитивные для себя моменты. Для этого надо избегать пря­мых оценок, категоричности суждений. Важно ориентироваться и опираться на лучшее в человеке. Реализуя в ходе тренинга принцип обратной связи, руководитель должен тща­тельно контролировать высказывания участников, стремясь скорректировать их содержание от оценочных категорий к опи­сательным. Еще одно требование к обратной связи — ее неотсроченност, т.е. мнения должны высказываться по ходу или сразу после выполнения упражнений (заданий).

Следование принципу "здесь и теперь "связано с ограничения­ми, которые психолог вводит на групповом занятии. Обсуждению подлежат лишь те личностные проявления и характеристики обще­ния участников, которые можно наблюдать в ходе занятия.

Соблюдение одного из главных принципов СПТ ориентиру­ет участников на предметную целенаправленную совместную работу, даёт возможность обсуждать материал, значимый для всех членов группы, а не только участника «случая». Это позволяет повысить эмоциональную включенность и мотивацию к заняти­ям. Действие принципа «здесь и теперь» исключает «психологи­ческий уход» кого-либо из участников от групповой работы, его отчужденную (отстраненную) позицию по отношению к выска­зываниям или критике в свой адрес. Отдельные клиенты, на­страивающие себя на фантазирование и рассмотрение "случаев" и "историй", свидетелями которых они не были, блокируются группой.

 Следующий принцип — принцип доверительности в обще­нии. От его соблюдения во многом зависит обучающий эффект тренинга. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для ненормативных и искренних вы­сказываний участников по всем обсуждаемым проблемам. От этого зависит и эффективность работы коррекционной группы. Она здесь не только выступает в качестве коллективного экспер­та по отношению к каждому участнику, но и призвана скоррек­тировать общение, личный стиль взаимодействия участников в ходе выполнения упражнений, моделирующих те или иные сто­роны их профессиональной деятельности.

Создание и поддержание в группе климата максимального психологического доверия и открытости — одна из центральных задач руководителя тренинга. Ее решению мо­жет способствовать специальная организация группового про­странства в ходе проведения занятий. Обычно в работе исполь­зуется прием кругового расположения участников, лицом друг к другу. Руководитель занятий как равный участник СПТ нахо­дится в общем кругу. Цель этого — изменение у членов коррекционной группы стереотипных установок и представлений о том, как должны проводиться и организовываться занятия, и какую роль в них должен играть руководитель.

Кроме отмеченных основных принципов, обусловливающих
успешность проведения социально-психологического тренинга,
важно соблюдать и те, которые отражают особенности участников, взаимосвязи и взаимодействия в процессе совместной работы. К ним можно отнести добровольность и конфиденциальность, участия в СПТ, равенство позиций и признание личностных норм
каждого человека, безопасность участников, беспристрастность, одобрение взаимной поддержки участниками.

Проведение тренинговой работы направленной на индивидуальную профилактики возможных преступлений в будущем имеет свои особенности. Перед проведением тренинга были проведены индивидуальные собеседования, направленные на определение личных целей работы в группе каждого испытуемого. Так же на предварительном собеседовании мы совместно с подростком определили, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:

- хочу научиться быть более спокойным;

- хочу перестать все время ссориться

- я хотел бы завести себе новых друзей, потому что меня никто не любит

- мне хотелось бы научиться, быть более сдержанным и не лезть в драку

- я устал от того, что постоянно попадаю в неприятности и меня постоянно разбирают на собраниях.

               В процессе собеседования мы объясняли, чем мы будем заниматься в группе и чему можно будет научиться. Это позволяло подростку более полно понять, какие цели он может для себя сформулировать. Хотелось бы отметить, что когда ребята на первом занятии рассказывали о своих ожиданиях, то было замечено, что нередко они формулируют их иначе, чем на предварительном собеседовании. Ребята пересматривают и уточняют свои цели. В процессе работы цели также будут меняться в зависимости от приобретения новых навыков и успехов в отработке новых форм поведения.

       Программа тренинговых занятий представлена в приложении 4.

После трениговой работы мы еще раз проводили индивидуальною работу (беседы, диагностики), с целью выявления динамики психологического состояния воспитанников. Результаты этого этапа работы отражены в § 2.3.




Работа с родителями

Цель: повышение воспитательной роли семьи.

Задачи:

1. формирование педагогических знаний родителей об особенностях воспитания детей,

2. установление психологического контакта с родителями,

3. оказание помощи в разрешении социальных проблем.

Для формирование педагогических знаний у родителей был прочитан курс лекций по вопросу половозрастных особенностях детей и социальноодобряемых формах воспитания. В начале занятий родители вели себя как пассивные слушатели, но через некоторое время лекции стали напоминать диспут в ходе, которого специалисты совместно с родителями пытались найти наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов с учетом имеющейся действительности.

    Для установления психологического контакта с детьми было проведено занятие «Мы такие разные?» (см. Приложение 5)

    Для решения различных социальных проблем семьи были приглашены врачи, психологи, социальные работники, юристы, они давали как частные консультации, помогая разрешать индивидуальные проблемы каждой семьи, так, и проводили групповые занятия, раскрывая наиболее часто встречающиеся вопросы.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.