Части, возвышающиеся над уровнем фигуры.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Могут быть функциями или украшениями: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов. Первые - энергия, охват разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным, неразборчивым притеснением окружающих. Либо любознательность, участие в как можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Смелость - соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.).

Второе - склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвост.

Выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, выводам и размышлениям, своей вербальной продуктивности судя по тому, повёрнут хвост вправо или влево на листе. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста. Движением вверх - уверенно, положительно, бодро или движением вниз - недовольство собой, подавленность, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.д. Особо обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветвлённые. Вправо - по поводу своих действий или поведения, влево - по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности.

Контур фигуры.

По наличию или отсутствию выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки и затемнений контура). Это - защита от окружающих. Агрессивная защита, если она выполнена в острых углах. Со страхом и тревогой, если имеют место затемнения, запачкивания контурной линии. С опасением или подозрительностью, если поставлены щит, заслоны линии удвоены и т.д. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. старших по возрасту (родителей, учеников, руководителей, начальников). Нижний - против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчинённых, боязнь осуждения. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка в любой ситуации. То же самое - элементы защиты, расположенные по контуру, внутри него, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количеством изображённых деталей: только ли необходимых или также и усложняющих конструкцию (дополнительные). Много - выше энергии, наоборот - экономия энергии, застенчивость, органика, хроническое соматическое заболевание То же подтверждается характером линий - слабая, паутинообразная. Обратный характер линии не является полярным (жирная, с нажимом), обратный - это не энергия, а тревожность. Особо обратить внимание на резко продавленные линии, видные с обратной стороны (судорожный, высокий тонус рисующей руки) - резкая тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом (к чему привязана тревожность).

Оценка характера линий.

Дублирование, небрежность, неаккуратность соединений, островки находящих друг на друга деталей и линий, зачёркивание частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной очень сильно и т.п. - расценивается как при анализе пиктограмм. Также фрагментарность - линий и форм, незаконченность рисунка и оборванность.

9. Тематически - животные делятся на угрожающие и нейтральные (подобие льва, бегемота, волка или птицы, муравья, белки, кошки или собаки). Это отношение к своему я, представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное - представитель самого рисующего.

10. Уподобление животного человеку, начиная с постановки его в положение прямохождения ( на 2 лапы вместо 4), кончая одеванием в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, лап на руки - свидетельство об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

11. Степень агрессивности 

Выражена количеством, степенью интенсивности и характером расположения острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, разящие клыки, зубы.

Сексуальные признаки.

Вымя, грудь, и т.д. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

13. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание открыть его другим.

14. Вмонтирование механических частей в живую часть животного, постановка на постамент, танковые или гусеницы, треножник или прикрепление к голове пропеллера, винта, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело и конечности, рукояток, клавиш, антенн и т.д. - шизоидность. 

Творческие возможности

Обычно выражены количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала - принимает форму готового животного, существующего, которому приделываются такие же существующие детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых составляющих (летающий заяц, бегемот). Другой вариант - словообразование книжное, с научным, иногда латинским суффиксом и окончанием. Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе - демонстративность разума, эрудиции. Встречаются поверхностно-звуковые, знаменующие легкомысленное отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы. Склонность к фантазированию, чаще всего защитного порядка - выражена непомерно длинным названием.

 

Приложение 2

Инструкция:

Ниже приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая в ответном бланке первую, пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это как можно быстрее. Если не можете сразу закончить какое-то предложение - обведите его номер кружком и займитесь им позднее.

 

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел

5. Будущее кажется мне

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребёнком

12. По сравнению с большинством других семей моя семья

14. Моя мать

15. Сделал бы всё, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только бы захотел

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

20. Надеюсь на

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

24. Когда-то я

27. Моя семья обращается со мной как

28. Люди, с которых я вижу каждый день 

29. Моя мать и я

30. Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что

33. Моим скрытым стремлением в жизни

35. Наступит тот день, когда

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всего люблю людей, которые

39. Если бы я снова стал маленьким 

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был моложе, то чувствовал себя виноватым, если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел бы в жизни

50. Когда я буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

55. Моим самым живым воспоминанием детства является

57. Когда я был ребёнком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

 

Приложение 3

 

Инструкция

Этот тест представляет собой опросник из 30 пар утверждений, касающихся различных сторон Вашей жизни. Вам следует внимательно прочесть каждую из них и выбрать то из утверждений, с которым Вы больше согласны. На бланке зачеркните, соответственно, букву «А» или «Б".

Старайтесь быть максимально правдивы, так как здесь нет правильных и неправильных ответов.

А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

Б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

А) Я стараюсь найти компромиссное решение;

Б) Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

А) Я стараюсь найти компромиссное решение;

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого;

Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;

Б) Я стараюсь добиться своего.

А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

Б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.

А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

А) Я твёрдо стремлюсь достичь своего;

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.;

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры;

Б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.

А) Я предлагаю среднюю позицию;

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

 

А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

Б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.

А) Я стараюсь не задеть чувств другого;

Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

А) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём;

Б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.

А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого;

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека;

Б) Я отстаиваю свои желания.

А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

Б) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А) Я предлагаю среднюю позицию;

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

А) Я предлагаю среднюю позицию;

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

А) Я стараюсь не задеть чувств другого;

Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другими заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Подсчет данных теста Томаса

 

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 2 3 4 5
1.   А Б
2. Б А
3. А Б
4. А Б
5. А Б
6. Б А
7. Б А
8. А Б
9. Б А
10. А Б
11. А Б
12. Б А
13. Б А
14. Б А
15. Б А
16. Б А
17. А Б
18. Б А
19. А Б
20. А Б
21. Б А
22. Б А
23. А Б
24. Б А
25. А Б
26. Б А
27. А Б
28. А Б
29. А Б
30. Б А
Сумма

 

 Приложение 4.

Программа занятий

Занятие №1.

1. Теоретический блок: Разъяснение целей и задач тренинговой работы.   

Цель: Создание в группе психологической атмосферы, благоприятной для самосознания и самореализации; развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.

  В начале занятия ведущий представляется участникам СПТ и сообщает цель его проведения – психологическая подготовка осужденных к освобождению. Внимание участников обращается на то, что в группе добровольно собрались только те осужденные, которым через несколько месяцев предстоит освободиться из колонии. Участников тренинга не будут воспитывать, читать им «нотации». Предполагается анализировать сложные жизненные ситуации, в которых каждый может оказаться, проигрывать различные роли, выполнять специальные упражнения, дискутировать по проблемам, которые, к сожалению, не всегда имеют однозначное отношение. 

  Ведущий (психолог) сообщает, что одно из правил, которых нужно придерживаться, - это обращение к другим по имени. Поскольку участники тренинговой группе из различных отрядов, многие из них незнакомы. Если все друг друга знают психологу нужно быстро запомнить имена, не прибегая к известному приему – «написать имя на карточке и приколоть к куртке». В условиях ИУ этот прием вызывает отрицательную реакцию.

  Далее психолог кратко излагает основные правила работы в группе и кратко их комментирует.

2. Принятие основных правил работы в группе:

-        Доверительный стиль общения

- Общение по принципу "здесь и сейчас"

- Персонификация высказываний ("Я- Высказывание")

- Конфиденциальность

- Безоценочное суждение (не давать оценок)

- Активное участие в происходящем

- Уважение говорящего

- Пунктуальность

- Право ведущего

 

3. Экспресс-диагностика. «Лакмусовые бумажки настроения».

Цель: Исследовать эмоциональный настрой группы.

       Осужденные выбирают цветные карточки, ассоциируя их со своим настроением перед работой в группе.

Инструкция: «Выберете, пожалуйста, карточку, которая больше всего соответствует «цвету» вашего настроения сейчас». 

Материал: Цветные карточки.   

4. Знакомство: Игра "Снежный ком".

Цель: Запомнить имена участников, снять напряжение в группе. Настроить участников на серьезную работу.

Методика: Все участники садятся в круг, каждый называет свое имя и ассоциацию на первую букву имени (н-р: Сергей - Серьезный, Владимир - Великий и т.д.). Следующий участник повторяет имя предыдущего с ассоциацией и называет свое имя со своей ассоциацией. Последний участник называет имена всех участников семинара (это тренер).

  5. Ожидания участников.

     Цель: собрать информацию участников о предстоящем тренинге.

     Методика: Каждый участник говорит свои пожелания, ожидания от                                     предстоящей работы. В конце тренинга проводится анализ, что было до и после тренинга.

   6. Самодиагностика по методике Куна: «Кто Я?»

       Цель: Диагностика представлений о себе; создание условий для самораскрытия: формирование установки о значимости своей личности.

Методика: Возьмите лист бумаги и запишите на нем 10-20 ответов на вопрос: «Кто Я?». Записывайте свои ответы так, как они приходят в голову. Правильных и неправильных ответов здесь не может быть.

Самопрезентация.

  Цель: диагностика представлений осужденных о себе; создание условий для самораскрытия; формирование установки о значимости своей личности.

  Материалы: не требуются.

Методика: Для успешной работы группы необходимо знать друг друга, поэтому он просит всех по очереди кратко рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это важно, сколько о своих личностных качествах. Акцент необходимо делать на раскрытии своих достоинств. Это важно во многих ситуациях, например, при решении вопроса о трудоустройстве многое зависит от умения «подать себя»

  Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа:

- есть ли у тебя слабости (отрицательные качества);

-  можешь ли ты их назвать; твое главное достоинство;

- с кем из членов группы ты чувствуешь наибольшее сходство (различие);

- какие чувства ты испытываешь, когда говоришь о себе (когда слушаешь других)?

Форма обсуждения мягкая, заинтересованная. На самопрезентацию одного человека отводится 5- 10 минут.

Подарки.

Цель: Развитие доверия и позитивный настрой на последующие занятия.

       Методика: Участники друг, другу называя имя сидящего рядом «дарят подарки» в словесной форме. Например: «Андрей, я дарю тебе хорошее настроение, чистое небо и солнце». 

Рефлексия.

 Цель: Осознание своих чувств, состояния.

9. Экспресс-диагностика. «Лакмусовые бумажки настроения».

Цель: Исследовать изменение эмоционального настроя группы.

       Осужденные выбирают цветные карточки, ассоциируя их со своим настроением после работы в группе.

Инструкция: «Выберете, пожалуйста, карточку, которая больше всего соответствует «цвету» вашего настроения сейчас». 

Материал: Цветные карточки.   

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.