Занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не умеют и не хотят приспосабливаться под общепринятые нормы. Без задатков лидерства. Характерны следующие качества: склонность к употреблению алкоголя, плохо сдерживаемая импульсивность, цинизм, предубежденное отношение к окружающим на фоне психических отклонений, высокий уровень агрессивности характеризуется общим негативизмом, постоянной готовностью к конфликтным ситуациям, недоверчивостью по отношению к окружающим.

Рекомендации по работе:

• при индивидуальной профилактической работе с ними необходимы корректность, соблюдение этики. Провоцирующими факторами могут быть: чрезмерная грубость, бестактность, окрик, посягательство на личное достоинство;

• обострение агрессивности происходит в ситуации принижения престижа личности при необходимом применении мер наказания. В таких ситуациях лучше обходиться без дополнительных рассуждений, не вступать в затяжные дискуссии. При общении использовать нейтральные или уверенные интонации;

• нельзя угрожать наказанием впопыхах, без желания разобраться в сути дела;

• при обострении конфликта его нельзя оскорблять, необходимо вести себя тактично и поступать согласно закону;

• при вынесении взыскания нужно глубже разобраться в сути конфликта;

• целесообразно ставить их на такие виды деятельности, которые требуют сосредоточенности и исполнительности, кропотливости и ответственности за порученное дело, где нужны большие физические усилия;

• поощрять таких осужденных следует только за явно видимые и стабильные результаты;

• меры наказания применять после длительных бесед, убедив его в своей неправоте (т.к. они в силу своих особенностей могут не понимать, что от них требуют);

• задействовать в самодеятельных организациях не рекомендуется;

• после сделанного замечания лучше уйти в тень и дать самостоятельно им обдумать свое поведение;

• долго привыкают к новому месту работы и проживания, нежелательно их переводить в другой отряд или рабочий участок.

Причисляющие себя к категории «воров в законе», а также лидеры и активные участники групп отрицательной направленности.

Это осужденные, имеющие асоциальные установки, сильный тип личности с объективными задатками лидерских качеств, стремящиеся к занятию высокого социально-психологического статуса в неформальных группах.

Доминирующие черты: озабоченность проблемой собственного авторитета, крайний эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих социальных норм, преступность, повышенная возбудимость, импульсивность, низкая социальная отзывчивость.

Типичная модель поведения: стремление к организаторской деятельности, высокий уровень мотивации, направленный на достижение четких целей, выраженное стремление манипулировать другими, независимость суждений, решительность, склонность к риску.

Рекомендации к работе:

• нецелесообразно совсем их лишать сферы влияния, иначе возможен переход в статус устойчивого неформального авторитета;

• необходимо менять их деятельность по руководству организованными группами, т.е. состав групп должен меняться;

• не нужно сразу развенчивать лидера, а установить доверительное отношение, необходимо действовать через его окружение, чтобы он потерял опору в них;

• редко, когда сам совершает правонарушение, чаще чужими руками;

• психологу необходимо установить постоянное наблюдение, через других положительных осужденных с целью выявить скрытые мотивы дальнейшего поведения;

• ценную информацию о нем можно получить от тех осужденных, которые с ним конфликтуют или могут являться потенциальными жертвами конфликта;

• окончательное индивидуально-психологическое воздействие на лидеров желательно делать, только имея детальный анализ результатов психологического тестирования, наблюдений за реальными видами деятельности.

0рганизующие или активно участвующие в картежных либо в других азартных играх.

Отличительные черты: постоянная потребность в риске, поиски острых ощущений связанных с опасностью, сверхобщительные.

Рекомендации к работе:

• начальник отряда должен настойчиво и терпеливо разъяснять осужденному все последствия игры в карты и т.п.;

• взыскания накладывать по истечении некоторого времени после правонарушения;

• стимулировать за малейшую помощь, например, снять некоторые запреты

и оповестить об этом весь отряд.

3. Индивидуально - воспитательная работа:

Целью воспитательного воздействия на личность правонарушителей в местах лишения свободы является устранение, изменение или нейтрализация личностных свойств, способствующих совершению преступлений. Основой для педагогической коррекции личности, иначе сказать, для индиви­дуальной воспитательной работы, является психологическая классификация, которая составляется психологом на основе полученных в процессе психодиагно­стического изучения данных о личности.

С практической точки зрения составление данной классификации обуслов­лено дифференцированным подходом в проведении мер коррекционного влия­ния, а также разработкой конкретных методических рекомендаций по психоло­го-педагогическому воздействию на осужденных.

Кроме того, опираясь на значимую информацию по классификационным при­знакам, появляется возможность сотрудничества начальника отряда со специалистами из других подразделений пенитенциарного учреждения (психологами, врачами-психиатрами, сотрудниками оперативно-режимной службы и др.) по определению оптимальных мер социального контроля за поведением осужденных.

К первой классификационной группе (К-1) – относятся осужденные, обладающие положительной социальной установкой, сильным типом личности, лидерскими качествами. Характерными чертами данного типа личности является также достаточно высокий уровень интеллекта, позволяющий осуществлять надежный контроль над эмоциями, высокая устойчивость структуры личности, стремление к организаторской деятельности; высокий уровень мотивации, направленной на достижение цели; отсутствие выраженных агрессивных тенденций; развитое чувство социальной отзывчивости; общительность; способность к быстрой приспо­собляемости к окружающей среде и лицам; позитивное отношение к труду.

Осужденные данной группы могут быть рекомендованы в органы самоуправления, учитывая лидерские качества, в том числе и на руководящие должно­сти. Со стороны начальника отряда желательно предоставлять этим осужденным большую самостоятельность. Следует избегать мелочной опеки, ограничиваясь осуществлением мер общего контроля за их поведением. Целесообразно в различных ситуациях поддержать авторитет данных осужденных перед другими членами бригады.

Вторая классификационная группа (К-2) — это осужденные, имеющие потенциаль­но положительные социальные установки, слабый тип личности. Они конформ­ны, легко поддаются чужому влиянию, лидерские черты у них отсутствуют.

Характерологические черты этой категории в основном совпадают с первой группой, отличаясь от нее наличием следующих качеств: завышенной оценкой собственных достоинств, социальной наивностью.

Осужденных данной группы можно рекомендовать в органы самоуправле­ния в качестве рядовых членов. Необходимо избегать назначения их на руково­дящие должности. В силу конформных черт личности за ними желательно осу­ществлять более детальный контроль, т.к., несмотря на общую положительную направленность, существует опасность попадания их под влияние лидеров от­рицательной направленности.

Третья классификационная группа (К-3) – включает осужденных, которые не об­ладают ярко выраженными личностными качествами — это так называемое “бо­лото”. Однако следует заметить, что примерно каждый третий представитель данной группы характеризуется наличием устойчиво выраженных психических отклонений от нормы. Они могут проявляться в искаженном восприятии дей­ствительности, возникновении идей преследования, что при определенных ус­ловиях может сопровождаться неадекватными поведенческими реакциями, вплоть до криминогенных. В связи с этим, лиц, у которых выявлены такие анома­лии, необходимо ставить на психиатрический учет и проводить коррекционную работу с учетом рекомендаций врача.

Со стороны начальника отряда в отношении данных осужденных также не­обходим контроль. Роль психолога в основном сводится к тщательному анализу поведения и применению различных дополнительных методик для более чет­кой дифференциации.

В четвертую классификационную группу (К-4)входят осужденные, которые обла­дают асоциальными установками, слабым конформным типом личности, без уве­ренно выраженных задатков лидерства. Для представителей данного типа харак­терно наличие психических отклонений, которые осложняются наличием следующих черт: склонностью к употреблению алкоголя, нередко приводяще­му к значительному алкогольному изменению личности, плохо сдерживаемой им­пульсивности в поведении; неприятию и враждебному отношению к существую­щим социальным нормам, неспособность регулировать конфликтные ситуации примиряющим образом, цинизм, предубежденным отношением к окружающим.

Данная группа осужденных требует к себе постоянного и пристального вни­мания со стороны начальника отряда, поскольку общая отрицательная направ­ленность поведения и неспособность прогнозировать последствия своих поступ­ков способствует попаданию их под влияние лидеров отрицательной направленности и совершению криминогенных поступков.

Главным качеством, определяющим поведение этих осужденных, является аг­рессивность, которая проявляется в отрицательном отношении к другим лицам (они часто ссорятся, затевают драки и т. д.). Высокий уровень агрессивности характеризуется общим негативизмом, постоянной готовностью к конфликтным си­туациям, внутренней предрасположенностью к эмоциональным вспышкам по са­мому незначительному поводу, недоверчивостью по отношению к окружающим.

При проведении индивидуально-ориентированной работы с ними необходи­ма корректность, соблюдение этикета. Провоцирующими факторами могут быть чрезмерная грубость, бестактность, окрик, посягательство на личное достоинство.

Как правило, обострение агрессивности происходит в ситуации приниже­ния престижа личности, при необходимом применении мер наказания. В таких ситуациях лучше обходиться без дополнительных рассуждений, не вступать с ними в затяжные дискуссии, использовать при общении нейтральные или уве­ренные интонации.

В повседневной жизни агрессивность может проявляться в межличностных конфликтах. Часто провоцирующим фактором их проявления являются неспра­ведливые требования и угроза наказания без желания разобраться в сути дела. При обострении конфликта нельзя доходить до взаимных оскорблений, а необхо­димо поступить согласно закону, строго соблюдать при этом педагогический такт.

При неожиданной встрече с проявлениями агрессивности (например, став нечаянным свидетелем острой ситуации), необходимо под любым предлогом раз­вести оппонентов. Если и этим конфликт не удается погасить, нужно провести профилактическую работу по предотвращению рецидива — установить причи­ну конфликта, устранить, если возможно, условия его возникновения, т. е. по­пытаться глубже разобраться в ситуации, а не просто наказать виновного. Не­обходимо отметить, что в общении с более слабыми осужденными они проявляют тенденцию к психологическому прессингу. Исходя из этого, целесообразно ста­вить их на такие виды деятельности, которые требуют сосредоточенности и ис­полнительности, кропотливости и ответственности за порученное дело. Целе­сообразно назначать этих людей на работы, связанные с применением значительных физических усилий.

В повседневной жизни им присущи плохо сдерживаемая импульсивность поведения, т. е. склонность действовать под влиянием внезапного побуждения.

При постоянном проявлении реакций указанного типа можно проконсуль­тироваться по поводу конкретного осужденного у психиатра. Если явных от­клонений не обнаружено, то целесообразно корректировать поведение путем включения этого человека в систему отношений взаимной ответственности и при выполнении соответствующих ему видов деятельности.

Наличие умственной отсталости у некоторых осужденных данной группы также определяет некоторые особенности их поведения (фиксируется множе­ство мелких нарушений режима содержания, из-за непонимания предъявляемых требований). По каждому факту необходимо тщательное разбирательство и разъяснение ситуации. Следует помнить, что умственно отсталые осужден­ные бывают равнодушны к таким мерам воздействия, как водворение в ШИЗО, ПКТ и более адекватно воспринимают легкие, но психологически значимые для них виды наказаний.

Довольно часто у осужденных четвертой классификационной группы про­является тревожность как относительно устойчивая специфическая характе­ристика личности, определяющая особенность ее реагирования на различные ситуации. Тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоция­ми беспокойства, озабоченности, которые провоцируют вспыльчивость и конфликтность.

В воспитательном плане рекомендуется ставить задачи осторожно и стараться избегать предъявления категоричных требований. Поощрять таких осужденных следует только за явно видимые и стабильные результаты.

Меры наказания следует применять после длительной беседы, убедив его в своей неправоте и необходимости такого воздействия. Наказание должно соот­ветствовать тяжести совершенного проступка.

Выдвигать этих лиц на ответственные должности, в органы самоуправления не рекомендуется. При возникновении в среде осужденных конфликтов, тревож­ную личность необходимо изолировать от окружающих. Беседуя с данной катего­рией осужденных, не следует вступать с ними в пререкания. После сделанного замечания лучше уйти в тень и дать им самостоятельно обдумать свое поведение. При переводе с одного места работы на другое необходимо проявлять осторож­ность, т. к. они долго привыкают к новым условиям жизни и деятельности.

Пятую классификационную группу (К-5)составляют осужденные, обладающие асоциальными установками, сильным типом личности. Характерными чертами представителей данной группы являются: эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению требований, преступность, низкая социальная отзывчивость, пре­дубежденное отрицательное отношение к окружающим.

Они, как правило, редко совершают грубые нарушения режима содержания, живут несколько обособленно, сопротивляются влиянию неформальных лиде­ров как положительной, так и отрицательной направленности.

Обладая богатым жизненным опытом и предприимчивостью, хорошо разви­тыми навыками общения, эти осужденные умеют вести себя надлежащим обра­зом. Достаточно честолюбивы, стремятся к комфорту и материальному благопо­лучию, хорошо контролируют эмоции, объективно оценивают себя и окружающих. Поведение их в целом носит последовательный и продуманный характер.

Как правило, в период отбывания наказания такие лица не доставляют осо­бых хлопот администрации пенитенциарного учреждения. При проведении вос­питательных мероприятий главное условие — не выпускать их из-под своего кон­троля, чаще перемещать с одного места работы на другое. Тем не менее, определить степень их исправления, исходя из содержательных признаков, весь­ма проблематично. В индивидуальном плане важно не допустить их негативно­го влияния на ближайшее окружение.

Шестая классификационная группа (К-6)включает осужденных, имеющих асо­циальные установки, сильный тип личности с объективными задатками лидер­ских качеств, стремящийся занять высокий социально-психологический ста­тус в неформальных группах. Доминирующими чертами представителей данного типа являются: озабоченность проблемой собственного авторитета, край­ний эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих соци­альных норм, преступность, повышенная возбудимость, импульсивность, низ­кая социальная отзывчивость.

Для них типична следующая модель поведения: стремление к организаторс­кой деятельности, высокий уровень мотивации, направленной на достижение четких целей, выраженное стремление манипулировать другими, независимость суждений, решительность, склонность к риску.

С психологической точки зрения таких лиц вряд ли целесообразно совсем лишать сферы влияния, иначе возможен их переход в статус устойчивого не­формального авторитета. Исходя из этого, необходимо поручать им руководство организованными группами в различных видах деятельности, чтобы их личное влияние на других было не столь продолжительным. Следует, по мере возмож­ности, заинтересовать их такими видами деятельности, которые могут оказать влияние на изменение системы их ценностной ориентации.

Другими словами, следует не развенчивать лидера при первой встрече с ним, а попытаться установить доверительные отношения, чтобы использовать его влияние в желаемом направлении. Если не удается это сделать, то необходимо сместить акцент на тех людей, которые составляет окружение этого человека. Поиск подходов к ним — переход от зависимости, развитие чувства собственно­го достоинства. Постепенно теряя опору, лидер может оказаться в одиночестве, и тогда возникнут благоприятные предпосылки для приобщения его к социальной деятельности под постоянным контролем со стороны администрации.

Как правило, лидеры отрицательной направленности не стремятся сами на­рушать режим содержания, а предпочитают осуществлять противоправные дей­ствия чужими руками.

В связи с этим, говорить о личностно-ориентированном подходе при их исправ­лении проблематично. Более реально и предпочтительно использовать присущие им индивидуальные черты, главные из которых — способность оказывать влия­ние на других осужденных. При изучении личности, в первую очередь, необходи­мо выявить мотивы поведения сообразовывать с конкретной социальной ситуа­цией и, прежде всего, с особенностями той группировки, которую он возглавляет.

Психологу необходимо стремиться к объективной и всесторонней оценке индивидуальных особенностей лидера, используя для этого повседневное и це­ленаправленное наблюдение, включая выявление его значимого социального ок­ружения. Ценную информацию об особенностях его личности можно получить от тех осужденных, которые с ним конфликтуют или могут являться потенци­альными жертвами конфликта.

Окончательное суждение об индивидуальных особенностях лидеров и спо­собах влияния на их поведение желательно делать лишь на основе детального анализа результатов психологического тестирования, наблюдения за реальны­ми видами деятельности.

В заключение отметим, что данные рекомендации рассчитаны на оказание помощи практическим работникам по коррекции нежелательного поведения прежде всего тех осужденных, в отношении которых задачи исправления обыч­но не достигаются или достигаются с большими трудностями (осужденные 4,5,6 групп).

Подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

Проблема ресоциализации осужденных после освобождения по-прежнему остается одной из самых сложных, прежде всего – экономических условий в обществе.

Работа по освобождению воспитанников проводиться всеми заинтересованными частями и службами, а именно:

· сотрудниками воспитательной части,

· сотрудниками медико-санитарной части

· ст. инспектором спецгруппы,

· преподавателями.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными с первого дня, так или иначе, направлена на перспективу освобождения. Но непосредственная подготовка начинается за три месяца до освобождения в «Школе подготовки к освобождению»

На занятиях рассматриваются и обсуждаются вопросы трудового и бытового устройства, проблемы социальной защиты безработных, порядок прописки и паспортная система в РФ, проводятся беседы о правовом основании усиления ответственности за совершение преступления лицами, имеющими судимость

Психологом планируются и проводятся занятия по профилактике трудностей при освобождении.

Таким образом, профилактическая работа с воспитанниками ВК имеет следующие направления: работа с адаптационным отрядом, с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете; индивидуально - воспитательная работа; подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

Существуют следующие направления профилактики: социальные, педагогические, психологические и медицинские. Можно выделить такие методы профилактики, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, проведение тренингов.


Выводы по 1 главе:

Анализ социально-педагогической литературы по вопросу специфики основ индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями позволил сделать следующие выводы:

1. Для несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие особенности:

· Социальные: воспитание в неблагополучной семье, признаки асоциальной культуры, употребление алкоголя и наркотиков, неготовность к будущей профессиональной деятельности, как к норме жизни.

· Педагогические: сложности в обучении, сложный затянувшейся конфликт с учителями, затруднение в общении со сверстниками.

· Психологические: отставание в развитии от своих благополучных сверстников на 2-3 года, неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность.

2. Профилактика правонарушений у подростков заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков, оказанию помощи семье, повышению профессионализма учителей и созданием единой государственной программы.

3. Целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колони, является профилактика совершения преступления как во время нахождения в ВК, так и после освобождения, и профилактика деструктивных процессов (самоубийств, побега, дезорганизации нормальной деятельности ВК и т.д.).

4. Существует несколько направлений в профилактической работе: работа с адаптационным отрядом, с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете, индивидуально - воспитательная работа; подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

5. Можно выделить такие методы индивидуальной профилактики, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, проведение индивидуальных тренингов, беседы, встреча с семьей.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.