Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Новосибирской воспитательной колонии для мальчиков. Для проведения эксперимента были выбраны воспитанники находящиеся в стадии подготовки к освобождению. В исследовании приняли участие 20 воспитанников 15 -17 лет, из них

· 35% отбывают наказание за корыстные преступления (воровство)

· 25% - за насильственные преступления (5% - сексуальное насилие, 10% - нанесение вреда здоровью человека, 10% - убийство)

· 40% - за корыстно- насильственные преступления (грабеж- 25%, разбой – 15%)

Анализ документов респондентов показал, что

30% респондентов проживали в полных семьях,

50% в неполных семьях,

10% сирот, проживавших с ближайшими родственника,

10% воспитанники детских домов,

65% подростков воспитывались в неблагополучных семьях,

40% - ближайшие родственники (отец, мать, брат) отбывали или отбывают наказание в виде лишение свободы.

45% на воле злоупотребляли алкоголем, у 40% одной из причин совершения преступления стало алкогольное опьянение

25% - употребляли наркотики.

Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1 этап работы был связан с диагностическим обследованием. На 2 этапе анализировались результаты диагностики, разрабатывалась и реализовывалась программа ресоциализации воспитанников. На 3 – проводилось повторная диагностика, с целью оценки эффективности программы.

На диагностическом этапе мы проводили исследование с использованием следующих методик:

1. Тест «Несуществующее животное» Цель: выявление личностных особенностей. (см. Приложение 1)

2. Методика «Незаконченное предложение» Цель: выявления отношений подростков к окружающим людям, к прошлому, будущему, наличие страхов, опасений. (см. Приложение 2)

3. Тест описания поведения К. Томаса. Цель: выявить типичные формы поведения подростка в конфликтных ситуациях.

Рассмотрим результаты диагностики по методике «Несуществующее животное» мы свели в таблицу 1 и изобразили графически в диаграмме 1.

Таблица 2. Психологические особенности респондентов, выявленные с помощью методике «Несуществующее животное».

Психологические особенности Количество респондентов (в %) обладающих данными особенностями
1 низкая самооценка, 60%
2 Вербальная агрессия 70%
3 Агрессия спонтанная 65%
4 Защитная агрессия 70%
5 Защита от старших 75%
7 Тревожность 35%
8 Переживание страха 65%
9 Легкость возникновения страхов, опасений и недоверия 55%
10 Скрытость, замкнутость 55%
11 Физическая агрессия 30%

 

 

 

Анализ таблицы 1 и диаграммы 1 показал, что для данных воспитанников характерно

1. проявлять защитную агрессию вербально: в случае, если они чувствуют опасность они начинают кричать, грубить и высказывать недовольство, а так же спонтанную агрессию, т.е. неадекватно реагируя на ситуацию, проявлять агрессию без видимых причин;

2. чувство недоверия, страха при общении, как со сверстниками, так и с взрослыми;

3. переживание страха и легкое возникновение новых страхов;

4. замкнутость, желание отгородиться от внешнего мира.

Результаты диагностики несовершеннолетних правонарушителей по методике «Незаконченное предложение» по 1переменной отображены в диаграмме 2.

 

 

 


 

 

Из анализа диаграммы 2 видно, что почти у половины подростков (45%) нет доверительных отношений с родителя, в общении с ними они не чувствуют себя защищенными и любимыми, только одна пятая часть подростков (20%) позитивно относиться к матери и одна десятая (10 %) - к отцу. Как видно из диаграммы подростки данной условной группы испытывают страх, недоверие отрицательные эмоции по отношению к окружающим их людям. Особенно большой страх, агрессию, более чем у половины подростков, вызывают взрослые люди (60-72%). Респонденты считают, что большинство людей «ненавидят меня», «способны только причинять зло». Большим доверием у одной третьи испытуемых пользуются друзья (друзья находящиеся на воле ) (35%), это может быть объяснено как объективными фактами: действительная эмоциональная близость, так и возрастными особенностями: в подростковом возрасте дети испытывают необходимость и желание в общении именно со сверстниками, эта среда им кажется менее опасной. Отношение к учителям у половины респондентов данной возрастной группы в большей степени безразличное (50%).

Результаты диагностики по видам страхов подростков по второй переменной методике «Незаконченное предложение» изображены в диаграмме

 

3.

 

 


Согласно данным диаграммы 3 можно заключить, что более половины подростков (40%) испытывают страх перед одиночеством

«Я боюсь…»

-«быть одним»;

-«что на воле я никому не нужен»;

- «все узнают, что со мной было в колонии и отвернуться от меня».

    60% боятся опять попасть в колонию.

«Я боюсь…»

- «опять вернуться сюда»;

-«совершить преступления и попасть в колонию»

    30% бояться, что не смогут устроиться на воле, найти работу, жилье, создать в будущем семью. При этом хотелось бы отметить, что из бесед с воспитанниками стало ясно, что 45% неадекватно оптимистически видят свое будущее на свободе, не желая задумываться о возможных проблемах. «Когда я выйду из ВК, все будет хорошо, я спокойно решу все проблемы». На вопрос, какие же будут проблемы и как он их будет решать, как правило, вразумительных ответов не поступало.

Результаты диагностики по тесту Томаса изображены в диаграмме 4.

Анализ диаграммы 4 позволяет говорить о том, что 45% респондентов в основном придерживаются такой модели поведения в конфликтной ситуации, как соревнование. Они, как правило, пытаются заставить оппонента принять свою точку зрения, во что бы то ни стало, их не интересуют мнения и интересы других. При этом они либо игнорируют ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате их действий, либо просто не задумываются над этим.

Стиля сотрудничества придерживаются 5% опрошенных подростков. Они признают право другого человека на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы.

Ни для одного респондента стиль избегания не является ведущей моделью поведения.

Ведущей моделью поведения в конфликте у 5% является компромисс. Они готовы принимать точку зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется путем взаимных уступок.

Для 40% характерно приспособление. Эти подростки готовые отказаться от собственных интересов, принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. У этих подростков одной из основных причин девиантного поведения, является негативное влияние группы. В группе они имеют невысокий статус, выполняя «грязную» работу или несут наказания, покрывая лидеров группы.

5 % не имеют доминирующей стратегии поведения в конфликтных ситуациях, что позволяет им гибко использовать все стратегии в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, существует два основных типа поведения, характерных для подростков данной категории: соперничество и приспособление. Первый приводит к тому, что подростки часто вступают в конфликт даже из-за незначительных проблем, во втором случае - неумение отстаивать свои интересы самостоятельно и готовность приспосабливаться к обстоятельствам даже ущерб себе приводит к тому, что подростки попадают под влияние (чаще всего негативное) более сильных ровесников.  

На основе данных первичной диагностики были выявлены проблемы воспитанников ВК:

-социальные (социальная неустроенность, девиантное поведение родителей и детей),

-педагогические (педагогическая запущенность детей),

-психологические проблемы детей.

Анализ проведенного исследования психолого-педагогических характеристик воспитанников ВК показал, что для респондентов свойственны следующие особенности:

· переживание страха за будущее или нежелание задумываться о нем, страх одиночества и возможности вернуться в колонию;

· защитная или спонтанная агрессия, как вербальная, так и физическая; 

· чувство недоверия при общении, особенно со взрослыми, отсутствие доверительных отношений с родителями;

· неумение гибко реагировать на конфликт, основными формами решения конфликта являются соперничество и приспособление.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные особенности воспитанников ВК могут помешать процессу их ресоциализации и способствовать повторному совершению преступления. Данные факты говорят о необходимости проведения социальной, педагогической и психологической коррекции.





Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.