- В какой степени Вы удовлетворены занятием;
- Ваши доминирующие чувства в настоящее время;
- Что в тренинге понравилось, а что нет?
Ведущий также высказывается о своем восприятии тренинга, подводит общий итог.
Занятие № 2.
Цель занятия: формирование умений рефлексии происходящего в группе; развитие адекватной самооценки и «Я - концепции», формирование гуманистической установки по отношению к другим людям;
Каждое занятие начинается с рефлексии.
- Кто мысленно возвращался к прошлому занятию;
- Что вспоминали?
- С какими чувствами шли на сегодняшнее занятие?
Я - концепция».
Методика: Возьмите лист бумаги и запишите на нем 10-20 ответов на вопрос: «Кто Я?». написать на листке бумаги «Кто Я» с точки зрения родственников, родных. Записывайте свои ответы так, как они приходят в голову. Правильных и неправильных ответов здесь не может быть.
При анализе «Я - концепция» внимание участников обращается на следующие вопросы:
- Какие социальные роли для Вас наиболее значимы?
- Какие самохарактеристики указывают на социальные роли, физические качества и психологические особенности.
2. Упражнение на коммуникацию:
«Меня зовут….. Я люблю себя за то, что….».
Цель: Снять напряжение в группе, повышение самооценки участников.
Материалы: не требуются.
Методика: Все участники садятся в круг, каждый называет свое имя и говорит, за, что себя любит. Это упражнение помогает осознать отношение к себе и характер взаимоотношений с окружающими людьми.
Радость»
Цель: Диагностика ценностных ориентаций и развитие доверительных отношений между членами группы.
Материалы: не требуются.
Методика: Вспомните ситуацию, когда Вы в своей жизни испытывали самую большую радость. Вспомните это состояние, чувство. Расскажите о своем воспоминание от первого лица в настоящем времени. Взять на якорь.
4. «Общий рисунок»
Цель: сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности; диагностика социальных установок осужденных.
Материалы: большой лист ватмана, фломастеры, краски.
Методика: Участникам тренинга ставится задача нарисовать общий рисунок, не договариваясь между собой. После этого обсуждаются вопросы:
- Что на рисунке изображено?
- Кто задавал тон?
- Что чувствовали, когда рисовали?
- Можно ли по рисунку сделать вывод о настороении и мыслях группы?
Завершение работы. Рефлексия.
В какой степени Вы удовлетворены занятием;
- Ваши доминирующие чувства в настоящее время;
Ведущий также высказывается о своем восприятии тренинга, подводит общий итог.
Занятие № 3.
1. Шерринг: самочувствие, настроение, что произошло за последнюю неделю, спросить, кто помнит домашнее задание (отмечать на каких моментах жизни больше концентрируешься – позитивных или негативных), выполнялось ли домашнее задание, какой настрой перед занятием.
2. « Я - концепция» написать на листке бумаги «Кто Я» с точки зрения друзей (10-20 ответов).
3. «Луковица»
Цель: Развитие способностей к самоанализу, выделению глубинных и внешних свойств личности.
Материалы: не требуются.
Методика: Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это Ваше «Я», слой внешний масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.
Обида»
Цель: Развитие установки неприятия антигуманных поступков; повышение самокритичности в восприятии своих поступков; диагностика отношения к наказанию.
Материалы: не требуются.
Методика: Задаются вопросы:
- какой поступок в отношении Вас был самым несправедливым, обидным;
- кто его совершил;
- каковы его последствия;
- какие чувства вы испытываете, вспоминая об этой ситуации?
Если в качестве несправедливого отношения к себе осужденные называют наказание к лишению свободы, длительный срок, то уточняется, кто еще придерживается такой позиции, и тем самым осуществляется диагностика отношений к преступлению и наказанию.
Полезное дело»
Цель: Развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.
Материалы: не требуются.
Методика: Первый вариант.
Вспомните полезное (доброе) дело, которое Вам пришлось сделать для других людей. В чем оно выражалось? Каковы его последствия? Какие чувства вы испытываете, когда делаете доброе дело для других людей и когда вспоминаете об этом?
Второй вариант.
Подумайте, делали ли для Вас доброе и бескорыстное дело другие люди? Кто они? Что Вы испытывали по отношению к этим людям?
6. Ресурсная релаксация. (20 минут).
Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До неё нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, её можно представить в виде некоторого образа – язычка пламени, драгоценного камня или потаенного образа, спокойного, с гладкой без малейшей ряби поверхностью, или ещё чего-нибудь. Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там – глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонек, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом ядре вас, - вы сами.
Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспомнить, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.