Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном параграфе будет рассмотрена психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего преступника, а так же особенности, характерные для лиц, совершающих определенный вид преступления.

Наше общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что без знания особенностей личности современного несовершеннолетнего преступника не возможно проводить мероприятие по предотвращению правонарушений. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков.

              Личность преступника, по определению Антоняна Ю.М,   это совокупность социально-демографических, социально-психологических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление, влияющих на его преступное поведение [2,89].

              М.И. Еникеев дает более краткое определение личности преступника: личность преступника – это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обуславливающая его преступное поведение (11, 305).

Криминологическая характеристика личности преступника объединяет признаки, которые могут раскрыть и объяснить причины преступного поведения и способствовать его предупреждению. С точки зрения Тигунцевой Г.Н., для современного подростка-правонарушителя характерны следующие признаки:

· Для подростка характерны признаки асоциальной субкультуры. Асоциальная субкультура – это нормы, ценности, традиции, обычаи, которые регулируют поведение правонарушителей, отношения друг к другу и другим людям, являющиеся чуждыми обществу. Для асоциальной субкультуры подростков-правонарушителей характерны следующие признаки: употребление уголовно-воровского жаргона, увлеченность азартными играми, наличие кличек и прозвищ, существование жесткой групповой стратификации, распространенность «блатных» песен, стихов, тюремных атрибутов, пренебрежительное отношение к «отверженным», изоляция их в межличностных отношениях, наличие враждующих группировок, ведущих борьбу за власть, существование групповых «кодексов», «правил» и т.д.

· Практически каждый подросток-правонарушитель является выходцем из неблагополучной семьи, с которой у него затянувшиеся дисгармоничные, деструктивные отношения, соответственно отношения о семье размыты и деформированы. Так по результатам исследования проведенных в Ангарской воспитательной колонии (АВК) в 2001-2002 году в криминальных и аморальных семьях проживало 75-80% осужденных, 35%-50% родителей лишены родительских прав, но более чем в половине случаев по разным причинам подростки продолжают находиться в семьях вместе с неблагополучными родителями. 10% воспитанников составляют дети-сироты.

· Признаки девиантного и делинквентного поведения проявляются уже в детском возрасте. Затем в подростковом возрасте целенаправленно и последовательно формируется и закрепляется противоправное поведение.

· Для подростка-правонарушителя характерна позиция неуспевающего ученика или положение отверженного среди сверстников, почти все подростки имеют сложный затянувшейся конфликт с учителями. Так 65% подростков оставалось в школе на второй, а то и на третий год.

· Для подростка-правонарушителя характерно явное отставание в общем развитие от своих благополучных сверстников на 2-3 года, они имеют значительные проблемы со здоровьем. В первую очередь речь идет о психическом состоянии, затем соматическом и физическом здоровье. Особую группу в данном аспекте представляют ВИЧ инфицированные дети, а так же имеющие проблемы с умственным развитием. Так в АВК в 2001 году было 23,7% умственно отсталых детей, 36% наркоманов, 38% - имеющих неврозы различного характера, 23%-страдающих психопатией, 7%-хронических алкоголиков и токсикоманов, 5%- больных эпилепсией, 30% страдающих энурезом. Таким образом, 58,7% подростков имеют психические заболевания.

· Положительное отношение к курению, а так же употребление алкоголя и наркотиков.

· Для подростка-правонарушителя может быть характерна ранняя половая жизнь, а в некоторых случаях гомосексуализм.

· Подросток не готов к будущей профессиональной деятельности как к норме жизни.

· Для подростка характерны неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности. Кроме того, у него часто проявляются негативные качества, такие как агрессивность, лживость, потребительское отношение и социальная пассивность. А так же характерно состояния внутриличностного конфликта [35, 28-63].

Криминологическая характеристика личности преступника приобретает практическую и научную значимость только при определенной систематизации черт, свойств и социальных связей личности преступника. Этим целям служат типология личности преступника и классификация преступников.

Классификация фактически способствует изучению не личности, как определенного рода целостности, а контингента лиц, совершающих преступления. При этом устанавливаются особенности статистической распространенности в соответствующих контингентах преступников тех или иных криминологи чески значимых признаков.

Однако криминальная классификация не может быть осуществлена в отрыве от общепсихологической классификации личностей.

В.М.Бехтерев в своей работе «Об экспериментальном исследовании преступников» (1902) классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т.д.) [36, с. 24]

Крупнейший отечественный психолог А.Ф.Лазурский подчеркивал, что извращенное развитие человеческой личности связано не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств (ума, воли, эмоций), а, большей частью, с несоответствием между особенностями психики и теми внешними условиями, в которых происходит развитие человека [5, с. 27]. Исходя из этого положения, Лазурским в 1921 году была предложена классификация личностей преступников, которая включает в себя 4 типа:

1. пассивный

    а) апатичный

    б) безвольно робкий

2. расчетливо-эгоистический

3. аффективно-извращенный криминальный

4. активно-извращенный криминальный тип насильника

а) беспорядочный насильник

б) сосредоточенно жестокий

    В 1924 году автором одного из первых учебников по криминальной психологии С.В.Познышевым была предложена другая классификация, в которой он выделял два типа преступников:

1. экзогенный

2. эндогенный.

В 1978 году Платоновым была предложена следующая

классификация:

1. самый отягощенный тип с внутренней тягой к совершению повторных преступлений;

2. способный совершать преступления под влиянием сложившихся обстоятельств;

3. преступления случайны;

4. уровень правосознания высокий, глубоко раскаялся, но пассивно относится к правонарушениям других;

5. уровень правосознания высокий, противодействует правонарушениям других.

Наиболее развернутой, и в достаточном объеме описывающей психологические характеристики различных категорий преступников, и соответствующей событиям реальной жизни, является на наш взгляд типология М.И.Еникеева [11, с. 303-304]

              В типологии личностей преступников М.И. Еникеев выделяет три градации:

1) общий тип преступника;

2) личность преступника определенной категории;

3) личность преступника определенного вида.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности преступников различают следующие категории:

              1. Корыстная – категория преступников с корыстной направленностью, посягающих на основное достояния общества – распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяют следующие виды преступников:

а) корыстно-хозяйственные преступники (фальсификация товаров, несоблюдение экологических норм производства, игнорирование налогообложения, лицензирования, незаконное предпринимательство и др.); 

б) корыстно- служебные преступники (хищения путем злоупотребления служебным положением, нарушение правил торговли, обман клиентов, взяточничество и др.);

в) воры, расхитители (корыстные посягательства, связанные с тайным хищением имущества – кражей);

г) мошенники (подделка документов, ценных бумаг, денежных знаков и др.);

д) ненасильственные вымогатели.

    У подростков чаще встречаются категории вор и ненасильственные вымогатели.

Корыстный тип личности преступника   отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству, скопидомству. Эти потребности являются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливаются объективной действительностью. Но главной антисоциальной стороной этих извращенных потребностей является изыскание неправомерных источников их удовлетворения.

Для лиц данной категории так же характерны деформация досуго-бытовых интересов, потребностей, привычек, выражающаяся в стремлении к пьянству, наркотикам, азартным играм, и деградация личности на этой основе; некритическая и завышенная оценка своей личности. Смысл преступного поведения – самоутверждение, в основе которого лежит неуверенность в себе, как личности достойной признания.

Однако в отличие от других преступников представители данной категории являются более адаптированными, т.е. более приспособленными к различным социальным ситуациям и их изменениям. Они лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более общительны, и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, для многих свойственны статусные потребности – стремление к лидерству, к признанию. Они отличаются наименьшей психической напряженностью, относительно высоким уровнем интериоризации социальных норм.

Корыстно-насильственная – категория преступников с корыстно-насильственной направленностью, с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью. В этой категории определяются четыре вида преступников:

а) грабители;

б) участники разбойных нападений;

в) насильственные вымогатели (рэкетиры);

г) убийцы с корыстной целью.

    Корыстно-насильственные преступники образуют однородную группу с ярко выраженными психологическими чертами. Им свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступные поступки выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они отличаются также значительной отчужденностью от социальной среды, в связи с чем у них снижается возможность адекватной оценки ситуации, общей ригидностью и стойкостью аффекта.

    Корыстно-насильственные преступления – грабежи, разбои и др., совершаются преступниками, которым одинаково присущи и пренебрежение к личности окружающих и стремление к наживе. Более половины этой категории преступников при совершении преступления находится в нетрезвом состоянии. В своей преступной среде они проявляют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы.

    Длительная преступная деятельность связана с созданием определенных стабильных условий – подысканием «надежных» соучастников, организацией сбыта добытых преступным путем вещей и ценностей и, в большинстве случаев, созданием преступной группировки.

    Насильственная – категория преступников с насильственной, агрессивной, антигуманной направленностью, с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. Здесь выделяется четыре вида преступников:

а) хулиганы;

б) злостные хулиганы;

в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;

г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности – убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений и др.

    Типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие синтонности, чувства сострадания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, импульсивность, проекция агрессии во вне, уязвимость «Я» в сфере межличностных отношений, подозрительность, ригидность, тенденция к замкнутости. Им свойственно наделять других людей (по механизму проекции) чертами, свойственными им самим. Это приводит к тому, что окружающих они начинают воспринимать как враждебных и агрессивных. Общей особенностью таких преступников является отсутствие критической оценки своих поступков, бескультурье, десоциализированность. Большинство насильственных преступлений (хулиганство, изнасилование, убийство, драки, нанесение увечий) совершается в состоянии опьянения. Среди тяжких насильственных преступников не менее 2/3 лиц совершали в прошлом антиобщественные поступки, нередко находились в длительных неприязненных отношениях с другими лицами, способствовали возникновению разного рода конфликтных ситуаций [5, 53].

    Наряду с явно антисоциально направленными преступниками в категории насильственных преступников встречаются лица асоциальные, не имеющие устойчивых социальных позиций. Их преступное поведение часто обусловлено «провоцирующей» ситуацией.

    Особо тяжелым насильственным преступлением является убийство. Криминологические исследования показывают, что труднее всего выявить типы убийц. Побуждения и мотивы убийц разнообразны:

1. большая часть тяжких насильственных преступлений совершается вследствие личных неприязненных отношений между преступником и жертвой. В соединении с конкретным поводом, данная констатация выводит нас на самый распространенный мотив - мотив мести.

 2. во многих случаях мотив мести переплетается с хулиганскими побуждениями;

3. в последние годы возросло число убийств с корыстной целью;

4. среди мотивов убийств присутствуют и другие, например, стремление скрыть иное преступление, избавиться от потерпевшего, групповая солидарность;

Наиболее опасными являются убийцы, проявляющие особую жестокость и цинизм, обычно совершаемые при разбойном нападении, при осуществлении мести, при стремлении избавиться от ненавистных лиц (злостные убийцы).

Другая группа убийц – так называемые «случайные» убийцы, совершающие преступления в состоянии аффекта и в связи с неправомерными действиями пострадавших, в результате стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств. Преступление может быть эпизодическим, не характерным для стиля поведения человека, для типа его жизнедеятельности. Такого рода убийства совершаются в конфликтных ситуациях и связаны с неспособностью преступника нейтрализовать конфликты социально адаптированными способами.

Большинство сексуальных преступников имели раннюю сексуальную инициацию, как правило в извращенной форме. Подавляющее большинство преступников этой категории отличается асоциальным развитием личности. Массовые обследования выявили широкое распространение в этой популяции семейных и супружеских психогений, последствий синдрома «третированного ребенка», посттравматических состояний.

    Специфика данного вида преступности содействует ее повышенной латентности. Основными причинами не заявления жертв насилия является боязнь мести преступника, стыдливость, нежелание подвергаться осмотру и неверие в возможности правоохранительных органов.

     Некоторые авторы отмечают, что матери сексуальных насильников обычно доминировали в семье и не одобряли своей женской роли, что формировало у их детей пренебрежительное отношение к женщинам. Большинство авторов указывают на психоэмоциональную неустойчивость данной категории преступников.

    Половые преступления также обусловлены не «конституционной» и «эндокринной» структурой, а морально-психологическими особенностями: примитивность интересов, разнузданная чувственность, жестокость, цинизм, наглость, пьянство, неспособность устанавливать общепринятые контакты, готовность к преступному посягательству на половую свободу женщины в силу крайнего ее неуважения. Для насильников характерно стремление к самоутверждению в мужской роли, стремление доминировать и преодолевать препятствия, агрессивность как дефект социализации в обществе, вследствие

аффективных состояний, психических аномалий (фобии, неврозы), гиперкомпенсации слабых сторон и эмоциональной неустойчивости.

    Анализ состояния психического здоровья лиц, обвиняемых в совершении убийств по сексуальным мотивам показал, что их преступное поведение в той или иной мере связано с наличием различных расстройств психической деятельности [35, 73].

    Таким образом, анализ литературы по вопросу психолого-педагогической характеристики личности показал, что типология личностей преступников выявляет и ранжирует наиболее существенные, закономерно присущие только данному типу личности признаки, свойства и связи, которые в своей совокупности и образуют суть данного явления. Однако те типологии преступников носят условный характер.    Кроме того, все типологии носят главным образом описательный, а не объяснительный характер. Для того чтобы выйти на объяснительный уровень познания в раскрытии причин преступного поведения отдельных типов преступников, необходимо выявлять внутренние причины совершения преступлений.


1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы.

В данном параграфе будут рассмотрены особенности работы направленные на адаптацию воспитанников к условиям воспитательной колонии, на профилактику деструктивных процессов и ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей.

Целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии, является профилактика совершения преступления как во время нахождения в ВК, так и после освобождения, и профилактика деструктивных процессов (самоубийств, побегов, дезорганизации нормальной деятельности исправительного учреждения и т.д.).

В воспитательной колонии применяются следующие виды профилактический работы:

Психологическая коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями, и направлена, прежде всего, на личность осужденного, его поведение. Эту работу должны вести психологи вместе с личным составом уголовно-исполнительной системы, особенно теми, кто непосредственно работает со спец контингентом, в частности, с воспитательным отделом.

Под влиянием определенных стереотипов жизни, у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается определенный стереотип. У преступника при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатывается своеобразные привычки и навыки – то есть преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает систематически трудиться, теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные. Прежде чем приспосабливать такого человека к жизни в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип и заменить трудовым. Эта задача должна решаться на всем периоде пребывания человека в колонии.

Коррекция основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Реализация таких целей наказания, как кара, достигается требованиями режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией жизни и быта осужденных. «Исправительный эффект» достигается путем реабилитации (ресоциализации) личности, путем исправления и перевоспитания.

Социальная реабилитация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. В психологическом смысле, это означает их восстановление как социальных субъектов.

Наше государство хорошо научилось наказывать за преступления, мстить за них. Ему еще предстоит научиться поддерживать оступившихся, ущербных, деградирующих, девиантных; давать им жизненный шанс и создавать условия для возвращения к себе – Другому. Бывшие заключенные не должны быть изгоями общества, а тюрьма – единственным для них приютом.

Социальная реабилитация осужденных должна иметь не только морально-психологическую, но и юридическую основу: Закон о социальной адаптации бывших осужденных; ответственность местных органов власти, правовые гарантии на сохранение жилья, на трудовое и бытовое устройство после освобождения. Для ускорения процесса реабилитации необходимо создание центров и домов социальной адаптации, общественных фондов, индивидуального поручительства и поручительства трудовых коллективов предприятий. Сейчас в колониях вводится должность социального работника, который помогает осужденным быстрее пройти социальную адаптацию.

Социально-психологическая реабилитация не только связана с преодолением социальной дискриминации, репрессий семьи, производственных коллективов бывших осужденных, но и изменением их представлений о самом себе – Я-концепции, ценностных ориентаций и социальных установок. Следствием таких личностных преобразований могла бы стать работа по самоизменению. Участвуя в этом виде работы, психолог может влиять психологическими средствами на семью осужденного, его родственников, гуманизировать, в рамках режима, отношения к заключенным со стороны сотрудников ИУ. Он может осуществлять психологическую подготовку осужденных к вероятным конфликтным ситуациям после выхода на свободу.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни.

Попадая в ИУ, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями ИУ и психологами стоит гораздо более сложная задача: планирование нового человека, основанное на способности проектировать личность – видеть в каждом осужденном нового человека и добиваться, чтобы он сам стремился к перестройке собственной личности.

Психологическая реабилитация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике.

Результатом психологической реабилитации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, катарсис, а с другой – выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка осужденного на новый образ жизни подкрепляется комплексом социальных условий для ее реализации. В противном случае мы часто получаем рецидивы преступного поведения. Поэтому психологическую работу нужно вести не только с осужденными, но и с сотрудниками.

Медицинская реабилитация – система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность. В этом смысле каждый заключенный нуждается в реабилитации. Известно, что криминогенная среда обладает критической массой умственно отсталых в степени дебильности, асоциальных психопатов, невротиков, лиц с последствиями черепно-мозговых травм, деградировавших под влиянием алкоголизма, наркомании и многолетней тюремной жизни. Многие из них нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и психиатрическом лечении.

Исходя из целей, можно выделить несколько направлений в работе:

1. работа с адаптационным отрядом;

2. работа с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете;

3.  индивидуально - воспитательная работа;

4. подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).


Дата: 2019-12-22, просмотров: 339.