В данном параграфе будут рассмотрены следующие понятия: определение, основные направления профилактики правонарушений у подростков, специфика проведения индивидуально-профилактической работы с подростками, а так же причины, влияющие на формирования делинквентного поведения.
В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение профилактики: «Профилактика (от греч. Prophylaktikos) система мер по предупреждению негативных явлений» [4, 215]. Индивидуально- профилактическая работа, с точки зрения Васильева В.Л, это система превентивных мер, осуществляемая с учетом личностных, половых, возрастных, национальных, социальных и т.д. особенностей человека [6, 121]. В силу темы дипломной работы, нас будет интересовать профилактика правонарушений у подростков. Под профилактикой правонарушений у подростков мы, вслед за Мицкевичем А.В., будем понимать совокупность социальных, педагогических, психологических и юридических мероприятий, направленных на предупреждение противозаконных действий со стороны лиц, не достигших совершеннолетия [22, 72].
Для проведения профилактики правонарушений необходимо знать, какие факторы влияют на делинквентное поведение подростка. Мокрецов А.И. дает следующие определение делинквентного поведения: «делинквентное поведение - это крайние проявление девиантного поведения, которое является уголовно наказуемым» и подчеркивает, что причиной совершения несовершеннолетним преступления является взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего [23,79].
Анализ работ Тигунцевой и Васильева В.Л. позволяет выделить следующие социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения:
Негативные процессы, происходящие в обществе. Состояние общества, характерное для России, Лукашева Е.А. определила понятием «социальная дезорганизация, происходящая из-за возникшего нормативного, морального, идеологического вакуума». Это происходит на фоне кардинальных и длительных процессов расслоения общества на бедных и богатых. Как следствие, в поведении подрастающего поколения в различных формах и проявлениях возникают многочисленные социальные отклонения, приводящие к правонарушениям [21, 93]. Тигунцева Л.М. выделила наиболее существенные из них:
· отсутствие ясной, целостной, позитивной государственной идеологии, направленной на формирование общественных ценностей;
· несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений как во взрослой, так и в несовершеннолетней среде;
· доступность табака, алкоголя, наркотиков (на уровне государства);
· ослабление, разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (семьи, школы, детских и юношеских организаций). Отсутствие или недостаточное количество общественных формирований, которые призваны заниматься воспитанием детей приводит к тому, что воспитание подростков часто происходит стихийно, а иногда под влиянием людей, ведущих антисоциальный образ жизни;
· отсутствие социальных гарантий государственной поддержки для экономически несостоятельных семей;
· недоступность, для определенной части детей, качественного бесплатного дополнительного образования.
· негативное влияние фильмов, содержащих сцены насилия. По возрастным психологическим особенностям подростки восприимчивы к различным влияниям. Особенно хорошо воспринимается информация яркая, нестандартная, полученная визуальны путем, например фильмы. Но среди произведений современной кинематографии встречаются и порочные произведения, различные боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на зрителей, особенно молодых. Показа фильмов, где человек преступающий закон, является главным положительным героем, частое звучание по радио «блатных» песен приводит к тому, что в сознании подростка формируется устойчивый романтический образ преступника. Подросток стремится подражать тому образу жизни, который рисуется в этих произведениях;
· отсутствие единой программы по правому просвещению подростков Часто подростки не знают о карательных функциях правовых норм [35, 96].
Неблагополучная семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемое родителями, асоциальный и антисоциальный образ жизни родителей и ближайших родственников, по мнению Васильева В.Л., формируют у подростка ложное представление о действительности, приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек. Особенную опасность для развития ребенка представляет его нахождение в криминально-аморальной семье [5, 203].
На формирование делинквентного поведения подростка может повлиять не только отсутствие моральных устоев в семье и ее антиобщественная направленность, но и количество детей в семье, вид воспитания.
Новоселова А. С. обратила внимание на тот факт, что часто подростки из семей, имеющих более 4 детей, имеют нарушения в поведении и ведут асоциальный образ жизни. Она так же отмечает, что причины подверженности таких подростков риску пока недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и, в какой-то степени, большей вероятностью разногласий в семье. К этому можно добавить, что, как показано исследованиями Деменьтьва И.Ф. и Деева В.Г., большие семьи чаще всего находятся в плохих условиях: живут в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. Родители в таких семьях часто делегируют детям часть своих полномочий по материальному содержанию семьи. Отсутствие жизненного опыта, низкий контроль со стороны родителей может привести к тому, что дети будут решать стоящие перед ними финансовые проблемы антисоциальными методами.[24, 159]
Тигунцева Г.Н., отмечает, что часто правонарушения совершают дети из внешне благополучных семей. Эти семьи ведут нормальный, здоровый, трудовой образ жизни, но в воспитании детей преобладает неверный стиль, например, стиль гиперопеки: жестоко-авторитарный, при котором «ребенок - кумир семьи» и т.д. Любой стиль неправильного воспитания способствует отклонению в поведении у ребенка [35, 26].
Ошибки и проблемы учебно-образовательного процесса в современной школе. Тигунцева Г.Н., выделяет 3 основные группы ошибок которые могут приводить к делинквентному поведению:
· элементарная нелюбовь педагогов к детям;
· психолого-педагогическая, методическая и технологическая безграмотность специалистов в обучении и воспитании школьников;
· формализм в организации и реализации педагогических процессов [35, 28].
Референтная группа. Десятников И.Ф. отмечает, что потребности в социальном общении, такие как стремление к признанию со стороны неформальной группы, престиж, ложно понимаемое чувство товарищества, довольно часто становятся причиной правонарушения. Попав в антисоциальную группу, подросток стремиться идентифицировать себя с точки зрения данной группы и принимает ее мировоззрения, которые оправдывают противоправные поступки. Но влиять на мотивацию делинквентного поведения может не только антиобщественная группа, но и вполне благоприятная, с позиции права, социальная общность, если её образ жизни кажется весьма привлекательным для человека, не входящего в состав группы. Формированию мотивов противоправного поведения в этом случае способствует самый престижный, в понимании человека, образ жизни этой «эталонной» группы, за которым он может «просто» наблюдать; уже только это, а главное, стремление к обладанию такими благами, может стать мотивом его антиобщественной деятельности [10, 195].
К личностным особенностям подростка, оказывающим влияние на формирование делинквентного поведения, Антонян Ю.М, Кон И.С., Волков В.Н., Иншакова С.М. относят:
Медико-биологические особенности: Волков В.Н, в качестве важнейших медико-биологических предпосылок отклонений в поведении, определил нарушение темпов психологического развития, органические нарушения психики, дисгармоническое развитие личности, умственная осталось [8,3].
Возрастные особенности, с точки зрения Иншакова С.М.:
· повышенная эмоциональность;
· впечатлительность;
· импульсивность;
· непослушание;
· неумение критически оценить побудительный мотив;
· стремление к немедленному действию;
часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонарушению[13, 272]. Данные процессы, происходящие в подростковом возрасте, объясняются Мухиной В.С., во-первых, внутренними трудностями переходного возраста, которые вызнаны психогормональными изменениями и перестройкой я-концепции; во-вторых, пограничностью и неопределённостью социального положения юношества; в-третьих, противоречиями, обусловленными перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предлагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, и ещё не сложились или не окрепли [7, 207].
Девиантное поведение: Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантный действий повышает вероятность формирования противоправного стиля поведения [13, 273].
Отрицательный образ «Я» Кеплан первым начал изучать взаимосвязь между делинктвентным поведением и пониженным самоуважением. Понижение самоуважения статистически связано у подростков практически со всеми видами делинктвентного поведения – принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений. Чем объясняется эта связь? Потребность к самоуважению у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах или действиях, подросток тем самым пытается повысить свой психический статус у сверстников, найти способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально отрицательных черт и действий. Новая негативная социальная идентичность предполагает и повышение самооценок, зачастую прямо противоположенным прежним так, чтобы бывший минус становился плюсом.
При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, делинктвентное поведение способствует повышению самоуважения. Так, например, украв какую-то вещь, деньги, подросток повышает свою самооценку за счет того, что ощущает себя ловким, смелым, а так же за счет улучшения своего материального положения [15, 46].
Плохая успеваемость. Между неуспеваемостью и преступностью можно установить четкое соотношение. Отсутствие признания и успеха в школе вынуждает подростка ставить на передний план внешкольные цели, которые в этой ситуации кажутся легче достижимыми. Поскольку неуспеваемость часто сопровождается конфликтами с родителями, отказ от школы непосредственно влечет за собой и отказ от общественно признанных норм жизни. Для подростка болезненны ситуации, в которых он может проявить интеллектуальную несостоятельность, и ему психологически легче быть хулиганом, чем дураком, что закладывает основу делинквентного поведения.
Искаженность системы ценностей. Антонян Ю.М в своих работах отмечает, что подросток часто выбирает для достижения своей цели преступный путь потому, что в рамках усвоенной им системы ценностей он представляется более коротким, доступным и выгодным. Особенностью прогнозирования в преступном поведении является искажённое содержание социальной информации и нежелание (или неумение) сопоставить свою социальную активность с существующими общественными отношениями. Предпочитая преступный путь, субъект утрачивает адекватность, отражение реальной действительности, поскольку даже на уровне физиологических механизмов происходит «отметание «ненужной» информации» [6, 271].
Искоренение или минимизация негативного влияния факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения, и является, на наш взгляд, целью профилактики правонарушений у подростков. Анализ социальных и личностных фактов, влияющих на формирование антисоциального поведения, позволяет нам выделить несколько направлений социально-педагогической работы:
1. Работа с семей (уменьшение негативного влияния на ребенка неблагополуч6ной семьи, повышение педагогической грамотности родителей, консультации родителей, имеющих детей с девиантным поведением);
2. Работа с учителями (повышение профессионального мастерства учителей, медико-психологическое и юридическое консультирование по формам и методам работы с детьми, имеющими медико-биологические и социальные предпосылки к делинквентному поведению);
3. Работа с детьми (диагностика причин отклонения в поведении каждого отдельного ребенка, социальная, педагогическая и психологическая коррекция детей, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитание правосознания, морально-этических норм, понижение авторитета антицоциальных групп, вовлечение детей в социальные общественные организации).
Таким образом, можно говорить о том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем. Желательно, чтобы подростков, имеющих медико-биологические, социальные предпосылки к развитию делинквентного поведения и их семьи курировали одновременно психолог, педагог, врач, юрист, для оказания комплексного воздействия.
Для того, что индивидуально-профилактическая работа была эффективной необходимо учитывать специфику работы с подростками.
В силу перечисленных факторов, профилактика делинквентого поведения у подростков имеет следующую специфику.
Специфика диагностических мероприятий. Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки - непосредственную причину преступления, с тем, чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем. Кроме того, важно установление точного круга лиц, ответственных по закону за его воспитание и охраняющих его от отрицательных влияний. Отсюда необходимость практически по каждому случаю правонарушения выяснять, кто ответственен за нарушение своих обязанностей. Однако при оглашении информации следует добиваться того, чтобы подросток, совершивший противоправное действие, глубоко осознал собственную вину и чтобы у него не возникало стремления переложить свою ответственность на других.
Специфика воспитательной работы. Воспитательный процесс — процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом. Начиная работу с подростком, надо в нем самом вырабатывать установку на исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание. При этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом подростке можно обнаружить положительные черты. Опираясь на них, можно приступить к формированию социально-положительной личности.
При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, путем воспитательных мероприятий, необходимо внимание обратить на:
· предупреждение пьянства и наркомании среди несовершеннолетних. Для этого, во-первых, необходимо развенчать значимость лжетрадиций выпивать по каждому случаю: праздник, покупка, радость, горе; во-вторых, рассказать о последствиях употребления алкоголя и наркомании и разъяснить подросткам, что они лично несут ответственность за употребление психотропных средств.
· предупреждение разрыва между притязаниями и реальными возможностями их удовлетворения. Подросток должен понимать, что все блага, которыми его окружили семья, государство и общество, не свалились с неба. Он должен их рассматривать как аванс в счет будущих дел. Иначе с ростом ребенка будут непомерно расти его желания и уровень притязаний и для их удовлетворения он может прибегнуть к социально неодобряемым методам.
· расширение опыта общения с людьми, достойными подражания, умеющими направить энергию подростков в русло социальной активности. Подростки идеализируют отдельные личности, в силу малого жизненного опыта. Таким людям они стремятся подражать. И очень важно, чтобы на жизненном пути подростков ожидали встречи с людьми, достойными подражания.
· развитие коммуникативных способностей и формирование адекватной самооценки, позволяющих подростку обеспечить достойный статус в коллективе.
· правильную организацию досуга, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей.
· включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и озеленение своего населенного пункта, сельскохозяйственные и строительные работы, детские лесничества, школьные трудовые лагеря. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания»
Специфика обучения. Для профилактики делинквентного поведения чрезвычайно актуально изучение с подростками их прав и обязанностей. Основным механизмом правосознания является речемыслительная деятельность человека. Однако это не означает, что при окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности. Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их исполнение.
В процессе формирования личности в условиях нормальной социализации правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается социальный стереотип поведения. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. В личности воспитывается механизм социального саморегулирования, то есть готовность действовать в данной обстановке определенным образом.
Кроме правового, важным является профессиональное обучение подростков. Наличие профессиональных навыков помогает подростку не только повысить свою самооценку, но и решать финансовые затруднения социальным путем – своим собственны трудом.[12, 129]
При проведении занятий по профилактике правонарушений, по моральному, нравственному, этическому воспитанию, по формированию правосознания, могут использоваться следующие педагогические и психологические методы:
Беседа – это особый метод, направленный на привлечение подростков к проблеме правонарушений. В ходе беседы социальный педагог должен акцентировать внимание на возможные последствия антиобщественных поступков, на основные факторы риска. В ходе беседы необходимо иллюстрировать свои мысли примерами.
Для того чтобы беседа проходила успешно необходимо выполнять следующие условия:
-правильно определить тему (в соответствии с имеющимися проблемами), сообразовав ее с наличием времени и подготовленностью слушателей
-обеспечить понимание слушателей проблемных вопросов беседы и заинтересованность в ней.
-составить план беседы и сформулировать основные вопросы (если беседа запланирована).
Дискуссия - активное выражение противоположных мнений. Как правило, готовят диспут заранее. Дней за 10 объявляется сама тема и основные вопросы. Важно, чтобы были противоположные мнения по обсуждаемому вопросу, чтобы тема волновала большинство слушателей, была связана с их переживаниями. В ходе диспута необходимо добиться активности всех участников в выражении своего мнения и уважительного отношения к мнению других. По результатам диспута нельзя применят каких-либо решений, осуждать за неправильные суждения. Дискуссии так же позволяют определить уровень знаний и основное направление интересов участников группы.
Игра – форма деятельности в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Для того чтобы игра, была эффективной, необходимо соблюдение следующих условий.
1. Свободное и добровольное включение в игру: не навязывание игры.
2. Игроки должны хорошо понимать смысл игры, ее содержание, правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальной ситуации с тем, чтобы основной смысл игры переносился в реальную жизнь.
4. В игре игроки должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основами гуманизма.
5. В игре не должны унижаться достоинства ее участников.
6. Игру нужно организовать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечить каждому участнику возможность проявить инициативу.
7. Побуждать игроков к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующими областями реальной жизни
8. Игра не должна быть излишне (откровенно) воспитательной и излишне дидактичной: ее содержание не должно быть навязчиво-назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
Упражнения - многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы.
Упражнение проводится по следующему алгоритму:
1. Инструкция
2. Показ
3. Упражнение
4. Обратная связь
Давая инструкцию, педагог учит подростка, как он должен выполнять задание. Он объясняет ему последовательность применения навыка и ситуацию, где этот навык должен применяться. Объясняет причину выбора формы поведения в той или иной ситуации. После это необходимо продемонстрировать навык. Затем обсудить каждый этап и их последовательность. Показав, сам педагог просит подростка проделать то же самое. Упражнения по овладению навыками можно проводить в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутствии педагога).
Основные условия эффективности использования метода упражнения:
- систематичность упражнений
- анализ и самоанализ результатов
- поощрение социальным педагогом и одобрение коллективом сверстников, их общественное одобрение
- выполнение поступков на основе осознанного нравственного идеала.
Строго разыгрывать упражнения невозможно. Лучше поставить подростка в такие условия, в которых он будет вынужден применить полученные в ходе социально-педагогической работы навыки общения.
Создание воспитательной ситуации – формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы подростка (или группу) совершать определенные социально ободряемые поступки. Использование этого метода требует от социального педагога глубокого и всестороннего знания взаимоотношений между детьми, места каждого подростка в системе общения. Важна так же четкая продуманность воспитательных задач, постоянный контроль, анализ и своевременная коррекция ситуации, учет особенностей конкретного коллектива и уровня общительности его членов.
Эффективность профилактической работы зависит не только от разнообразия и целесообразности предлагаемых методов работы. Но и от личности человека проводящего эту работу
Требования к социальному педагогу, проводящему работу по профилактике правонарушений у подростков. Социальный педагог, проводящий работу по профилактике правонарушений у подростков, может столкнуться со скрытым, а порой и открытым сопротивлением воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими подростками требует от социального педагога проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков. Педагогической работе с подростками должны быть чужды формализм, боязнь нового и главное - равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны быть волевыми и талантливыми педагогами.
Для того, чтобы эффективно воздействовать на личность, добиться позитивных изменений во внутреннем мире подростка необходимо:
Ø обладать достаточной психолого–педагогической культурой, гуманным отношением к подросткам;
Ø уметь учитывать истинные мотивы поступков и поведения подростка, а не ориентироваться только на внешний результат;
Ø знать о степени деформации его свойств и качеств;
Ø обладать знаниями, умениями и навыками обучения, способностью конструктивно решать жизненные задачи, формировать ценности здоровой личности;
Ø уметь прогнозировать тенденции развития личности несовершеннолетнего на основе анализа индивидуально – психологических особенностей.
Таким образом, анализ социально-педагогической литературы по вопросам специфики профилактики правонарушений у подростков показал, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков, оказанию помощи семье, повышению профессионализма учителей и созданием единой государственной программы. Для того, что индивидуально-профилактическая работа была эффективной, необходимо учитывать возрастные, социальные и личностные особенности подростков.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 323.