Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

 

 

Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии.

Склонны к гомосексуализму.

Основной личностной характеристикой этих осужденных является недостаток волевых качеств. Легко подпадают под влияние других осужденных, совершают, как правило, незначительные проступки. Равнодушны к своему будущему. Поведение отличается жаждой сиюминутного удовольствия. Внешне запуганы, боязливы, тревожны, беззащитны.

Личностные свойства: легкомысленны, безответственны, трусливы, лживы.

Рекомендации к работе:

• по прибытии сразу привлекать к работе в самодеятельных организациях, давать различные поручения;

• пресекать все контакты с отрицательно настроенными осужденными;

• для профилактики гомосексуальных связей необходимо правильно размещать их в жилых секциях, спальное место определить с положительным осужденным;

• обсудить линию их поведения: быть всегда на людях, соблюдать правила личной гигиены, не принимать мелких подачек от отрицательных осужденных;

• при индивидуальной работе основываться на жестком, властном обращении с ними, постоянно держать под контролем, не ослабляя его;

• угроза дисциплинарного воздействия более эффективна, чем само наказание, поведение сразу изменится;

• положительное поведение не заложено в них, поэтому для этого необходимо использовать метод упражнения и повторения;

• при применении мер поощрения необходимо учитывать, что наиболее эффективными для них являются предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, перевод на облегченные условия;

• нецелесообразно привлекать их к работе, требующей ответственности, проявления личной инициативы, водить автотранспортные средства, выполнять сложные операции.

Склонны к побегу

Злопамятны и раздражительны, труднее, чем другие осужденные изменяют свои взгляды, убеждения и принятые решения. Не вполне уверены в себе, нерешительны, замкнуты, живут в своих мыслях, трудно находят общий язык с окружающими, высказываются о несправедливости приговора, законов, плохо адаптируются в новой среде, уровень депрессии обычно выше нормы, не любят большого скопления людей, избегают массовых мероприятий, ранее совершали побеги из дома, спецшколы, бродяжничали.

Рекомендации к работе:

• по прибытии таких лиц размещать в комнатах, где меньше спальных мест, лучше всего их собирать в один кубрик в одном из отрядов;

• занять трудоемкой работой в течение всего дня, лучше в составе малых групп;

• проводить беседы о юридических последствиях побега;

• закрепить за склонными к побегам осужденными наиболее опытных шефов-наставников из числа администрации;

• из их категории особого внимания требуют осужденные, находящиеся в состоянии социальной дезадаптации, депрессии, а также злобно тоскливом настроении.

 

Подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

Проблема ресоциализации осужденных после освобождения по-прежнему остается одной из самых сложных, прежде всего – экономических условий в обществе.

Работа по освобождению воспитанников проводиться всеми заинтересованными частями и службами, а именно:

· сотрудниками воспитательной части,

· сотрудниками медико-санитарной части

· ст. инспектором спецгруппы,

· преподавателями.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными с первого дня, так или иначе, направлена на перспективу освобождения. Но непосредственная подготовка начинается за три месяца до освобождения в «Школе подготовки к освобождению»

На занятиях рассматриваются и обсуждаются вопросы трудового и бытового устройства, проблемы социальной защиты безработных, порядок прописки и паспортная система в РФ, проводятся беседы о правовом основании усиления ответственности за совершение преступления лицами, имеющими судимость

Психологом планируются и проводятся занятия по профилактике трудностей при освобождении.

Таким образом, профилактическая работа с воспитанниками ВК имеет следующие направления: работа с адаптационным отрядом, с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете; индивидуально - воспитательная работа; подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

Существуют следующие направления профилактики: социальные, педагогические, психологические и медицинские. Можно выделить такие методы профилактики, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, проведение тренингов.


Выводы по 1 главе:

Анализ социально-педагогической литературы по вопросу специфики основ индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями позволил сделать следующие выводы:

1. Для несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие особенности:

· Социальные: воспитание в неблагополучной семье, признаки асоциальной культуры, употребление алкоголя и наркотиков, неготовность к будущей профессиональной деятельности, как к норме жизни.

· Педагогические: сложности в обучении, сложный затянувшейся конфликт с учителями, затруднение в общении со сверстниками.

· Психологические: отставание в развитии от своих благополучных сверстников на 2-3 года, неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность.

2. Профилактика правонарушений у подростков заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков, оказанию помощи семье, повышению профессионализма учителей и созданием единой государственной программы.

3. Целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колони, является профилактика совершения преступления как во время нахождения в ВК, так и после освобождения, и профилактика деструктивных процессов (самоубийств, побега, дезорганизации нормальной деятельности ВК и т.д.).

4. Существует несколько направлений в профилактической работе: работа с адаптационным отрядом, с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете, индивидуально - воспитательная работа; подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

5. Можно выделить такие методы индивидуальной профилактики, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, проведение индивидуальных тренингов, беседы, встреча с семьей.

 




Таблица 2. Психологические особенности респондентов, выявленные с помощью методике «Несуществующее животное».

Психологические особенности Количество респондентов (в %) обладающих данными особенностями
1 низкая самооценка, 60%
2 Вербальная агрессия 70%
3 Агрессия спонтанная 65%
4 Защитная агрессия 70%
5 Защита от старших 75%
7 Тревожность 35%
8 Переживание страха 65%
9 Легкость возникновения страхов, опасений и недоверия 55%
10 Скрытость, замкнутость 55%
11 Физическая агрессия 30%

 

 

 

Анализ таблицы 1 и диаграммы 1 показал, что для данных воспитанников характерно

1. проявлять защитную агрессию вербально: в случае, если они чувствуют опасность они начинают кричать, грубить и высказывать недовольство, а так же спонтанную агрессию, т.е. неадекватно реагируя на ситуацию, проявлять агрессию без видимых причин;

2. чувство недоверия, страха при общении, как со сверстниками, так и с взрослыми;

3. переживание страха и легкое возникновение новых страхов;

4. замкнутость, желание отгородиться от внешнего мира.

Результаты диагностики несовершеннолетних правонарушителей по методике «Незаконченное предложение» по 1переменной отображены в диаграмме 2.

 

 

 


 

 

Из анализа диаграммы 2 видно, что почти у половины подростков (45%) нет доверительных отношений с родителя, в общении с ними они не чувствуют себя защищенными и любимыми, только одна пятая часть подростков (20%) позитивно относиться к матери и одна десятая (10 %) - к отцу. Как видно из диаграммы подростки данной условной группы испытывают страх, недоверие отрицательные эмоции по отношению к окружающим их людям. Особенно большой страх, агрессию, более чем у половины подростков, вызывают взрослые люди (60-72%). Респонденты считают, что большинство людей «ненавидят меня», «способны только причинять зло». Большим доверием у одной третьи испытуемых пользуются друзья (друзья находящиеся на воле ) (35%), это может быть объяснено как объективными фактами: действительная эмоциональная близость, так и возрастными особенностями: в подростковом возрасте дети испытывают необходимость и желание в общении именно со сверстниками, эта среда им кажется менее опасной. Отношение к учителям у половины респондентов данной возрастной группы в большей степени безразличное (50%).

Результаты диагностики по видам страхов подростков по второй переменной методике «Незаконченное предложение» изображены в диаграмме

 

3.

 

 


Согласно данным диаграммы 3 можно заключить, что более половины подростков (40%) испытывают страх перед одиночеством

«Я боюсь…»

-«быть одним»;

-«что на воле я никому не нужен»;

- «все узнают, что со мной было в колонии и отвернуться от меня».

    60% боятся опять попасть в колонию.

«Я боюсь…»

- «опять вернуться сюда»;

-«совершить преступления и попасть в колонию»

    30% бояться, что не смогут устроиться на воле, найти работу, жилье, создать в будущем семью. При этом хотелось бы отметить, что из бесед с воспитанниками стало ясно, что 45% неадекватно оптимистически видят свое будущее на свободе, не желая задумываться о возможных проблемах. «Когда я выйду из ВК, все будет хорошо, я спокойно решу все проблемы». На вопрос, какие же будут проблемы и как он их будет решать, как правило, вразумительных ответов не поступало.

Результаты диагностики по тесту Томаса изображены в диаграмме 4.

Анализ диаграммы 4 позволяет говорить о том, что 45% респондентов в основном придерживаются такой модели поведения в конфликтной ситуации, как соревнование. Они, как правило, пытаются заставить оппонента принять свою точку зрения, во что бы то ни стало, их не интересуют мнения и интересы других. При этом они либо игнорируют ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате их действий, либо просто не задумываются над этим.

Стиля сотрудничества придерживаются 5% опрошенных подростков. Они признают право другого человека на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы.

Ни для одного респондента стиль избегания не является ведущей моделью поведения.

Ведущей моделью поведения в конфликте у 5% является компромисс. Они готовы принимать точку зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется путем взаимных уступок.

Для 40% характерно приспособление. Эти подростки готовые отказаться от собственных интересов, принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. У этих подростков одной из основных причин девиантного поведения, является негативное влияние группы. В группе они имеют невысокий статус, выполняя «грязную» работу или несут наказания, покрывая лидеров группы.

5 % не имеют доминирующей стратегии поведения в конфликтных ситуациях, что позволяет им гибко использовать все стратегии в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, существует два основных типа поведения, характерных для подростков данной категории: соперничество и приспособление. Первый приводит к тому, что подростки часто вступают в конфликт даже из-за незначительных проблем, во втором случае - неумение отстаивать свои интересы самостоятельно и готовность приспосабливаться к обстоятельствам даже ущерб себе приводит к тому, что подростки попадают под влияние (чаще всего негативное) более сильных ровесников.  

На основе данных первичной диагностики были выявлены проблемы воспитанников ВК:

-социальные (социальная неустроенность, девиантное поведение родителей и детей),

-педагогические (педагогическая запущенность детей),

-психологические проблемы детей.

Анализ проведенного исследования психолого-педагогических характеристик воспитанников ВК показал, что для респондентов свойственны следующие особенности:

· переживание страха за будущее или нежелание задумываться о нем, страх одиночества и возможности вернуться в колонию;

· защитная или спонтанная агрессия, как вербальная, так и физическая; 

· чувство недоверия при общении, особенно со взрослыми, отсутствие доверительных отношений с родителями;

· неумение гибко реагировать на конфликт, основными формами решения конфликта являются соперничество и приспособление.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные особенности воспитанников ВК могут помешать процессу их ресоциализации и способствовать повторному совершению преступления. Данные факты говорят о необходимости проведения социальной, педагогической и психологической коррекции.





Работа с родителями

Цель: повышение воспитательной роли семьи.

Задачи:

1. формирование педагогических знаний родителей об особенностях воспитания детей,

2. установление психологического контакта с родителями,

3. оказание помощи в разрешении социальных проблем.

Для формирование педагогических знаний у родителей был прочитан курс лекций по вопросу половозрастных особенностях детей и социальноодобряемых формах воспитания. В начале занятий родители вели себя как пассивные слушатели, но через некоторое время лекции стали напоминать диспут в ходе, которого специалисты совместно с родителями пытались найти наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов с учетом имеющейся действительности.

    Для установления психологического контакта с детьми было проведено занятие «Мы такие разные?» (см. Приложение 5)

    Для решения различных социальных проблем семьи были приглашены врачи, психологи, социальные работники, юристы, они давали как частные консультации, помогая разрешать индивидуальные проблемы каждой семьи, так, и проводили групповые занятия, раскрывая наиболее часто встречающиеся вопросы.



Таблица 3. Результаты вторичной диагностики по методике «Несуществующее животно»

  Проблемы Первичная диагностика Вторичная диагностика
1 Низкая самооценка 60% 50%
2 Вербальная агрессивность 70% 55%
3 Спонтанная агрессивность 65% 50%
4 Защитная агрессия 70% 50%
5 Тревожность 35% 15%
6 Скрытость, замкнутость 55% 44%
7 Физическая агрессия 30% 25%

 

 

Таблица 3. Результаты вторичной диагностики по методике «Незаконченное предложение»

 

  Проблемы Первичная диагностика Вторичная диагностика
1. Плохие отношения с отцом 15% 9%
2. Негативное восприятие родителей 45% 30%
3. Негативное восприятие взрослых 60% 50%
4. Страх одиночества 45% 30%
5. Страх не устроиться на «воле» 30% 25%
6. Не желание задумываться о будущем 45% 10%

 

 

 



Таблица 3. Результаты вторичной диагностики по методике Томаса.

 

  Стратегии поведения в конфликте Первичная диагностика Вторичная диагностика
1 Приспособление 40% 25%
2 Соревнование 45% 30%
3 Избегание 0% 5%
4 Компромисс 5% 20%
5 Сотрудничество 5% 10%
6 Разнообразные стили 5% 10 %

 

Анализ таблиц 3-5 позволяет говорить о том, что благодаря проведенной программе у воспитанников уменьшились агрессия, страхи, воспитанники более позитивно стали относиться к родителям и взрослым людям, более реальное воспринимать будущее. Данные факты позитивно сказываются на ресоциализации личности. Это позволяет рассматривать программу как профилактику правонарушений у воспитанников ВК в будущем.

 

 

Вывод по 2 главе.

В ходе диагностики методам анализа документации и по методикам «Несуществующее животное», «Незаконченных предложения», Томаса, были выявлены следующие проблемы у воспитанников

На основе данных первичной диагностики были выявлены проблемы воспитанников ВК

-социальные (социальная неустроенность, девиантное поведение родителей),

-педагогические (педагогическая запущенность детей),

-психологические проблемы детей. Анализ проведенного исследования психолого-педагогических характеристик воспитанников ВК показал, что для респондентов свойственны следующие особенности:

· переживание страха о будущем или не желания задумываться о нем, страх одиночества и возможности вернуться в колонию,

· защитная или спонтанная агрессия, как вербальная, так и физическая 

· чувство недоверия как при общении особенно с взрослыми, отсутствие доверительных отношений с родителями

· неумение гибко реагировать на конфликт, основными формами решения конфликта являются соперничество и приспособление.

Для решения этих проблем была составлена коррекционная программа, которая реализуется по двум направлениям:

А) работа с детьми (беседы, тренинги,);

Б) работа с родителями (лекции, тренинги, консультации).

Повторная диагностика показала, что благодаря проведенной программе у воспитанников уменьшилась агрессия:

вербальная у 25% респондентов,

спонтанная у 15%,

защитная у 20%,

физическая у 5%.

Уменьшились страх одиночества у 15%, тревожность у 20%

Воспитанники более позитивно стали относиться к родителям (15%) и взрослым людям (10%),

Более реальное воспринимать будущее. Данные факты позитивно сказываться на ресоциализации личности. Это позволяет рассматривать программу как профилактику правонарушений у воспитанников ВК в будущем.



Заключение

В данной работе были исследованы социально-педагогические методы проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в колонии.

В ходе работы были решены следующие задачи:

1. проанализированы социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками. Анализ литературных источников показал, что профилактика правонарушений у подростков заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков, оказанию помощи семье, повышению профессионализма учителей и созданием единой государственной программы. Можно выделить такие методы индивидуальной профилактики в воспитательной колонии, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, индивидуальных тренингов, беседы, встречи с семьями воспитанников.

2. в ходе диагностической работы были выявлены особенности несовершеннолетних правонарушителей. На основе данных первичной диагностики были выявлены следующие проблемы у воспитанников ВК:

· социальные (социальная неустроенность, девиантное поведение родителей),

· педагогические (педагогическая запущенность детей),

· психологические (страх перед будущим или не желания задумываться о нем, страх одиночества и возможность вернуться в колонию, агрессия, конфликтность)

3. была разработана и апробирована программа по профилактике правонарушений. Программа проводилась в двух направлениях:

· работа с детьми (беседы, индивидуальные занятия, тренинги,)

· работа с родителями (лекции, тренинги, консультации).

Повторная диагностика показала следующие изменения: уменьшились агрессия, страхи у воспитанников, воспитанники стали более позитивно относиться к родителям и взрослым людям, более реальное воспринимать будущее. Данные факты позитивно сказываются на ресоциализации личности. Это позволяет рассматривать программу как профилактику правонарушений у воспитанников ВК в будущем.


Список литературы:

1. Алферов Ю.А. Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ. М., 1996

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступников и расследования преступлений. М. 1996

3. Анхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

4. Большой энциклопедический словарь. Т. 2 Ред. А.М. Прохорова. М.,1991

5. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991.

6. Васильев В.Л., Предупреждение правонарушений несовершеннолетних Л., 1980,

7. Возрастная психология. Хрестоматия. сост. Мухина В.С. и др. М., 2000.

8. Волков В.Н. Медицинская психология в ИТУ. Учебник. М.,1989г.

9. Грибоедов А.С. На пути к преступлению. СПб. 1998.

10. Десятников В.Ф., Козюля В.Г. Психологические девиации и противоправное поведение подростков. М., 1982

11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996

12. Информационный бюллетень №44. Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы. М., 1999

13. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.

14. Ковалёв В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения. М., 1981.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1980.

16. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994

17. Котченко Б.В. Методические рекомендации по организации работы с осужденными склонных или совершивших акт членовредительства. Новосибирск, 2000

18. Котченко Б.В. Методические рекомендации. Формы и методы воспитательной работы с осужденными по профилактике побегов и дезорганизации нормальной деятельности исправительных учреждений. Новосибирск, 2001

19. Котченко Б.В. Методические рекомендации. Формы и методы воспитательной работы с осужденными по профилактике злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. Новосибирск 2003

20. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1994.                     

21. Мицкевич А.В., Обухов В.М., Методика правового воспитания учащихся, М., 1982

22. Мокрецов А.И., Голубева В.П., Шамис А.В. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Москва. 1998г.

23. Новоселова А. С. Учет индивидуальных свойств личности в процессе перевоспитания. Методические рекомендации. Пермь, 1988г.

24. Новоселова А.С. Психолого-педагогические основа взаимодействие убеждения и внушения как условия ресоциолизации личности осужденных. М., 2001

25. Олиференко Л.Я., Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьев Социально-педагогическая поддержка детей группы риска М., 2002

26. Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы. Ред. Пономарева С.Н. Рязань, 2002

27. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182.

28. .Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности. Т.1. М., 1998г.

29. Практикум по исправительно-трудовой психологии. Ред. Деева В.Г. Рязань 1990

30. Психологические тесты. сост Ахмеджаков Э.Р. М., 1996.

31. Психология. Словарь. Ред. Петровскою А.В. М., 1990.

32. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М. 1998г.

33. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М., 1981

34. Тигунцева Г.Н., Третьякова Л.М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты. Иркутск, 2002

35. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998

 




Приложение 1

Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикального листа. Лист бумаги лучше брать белый или кремовый. Карандаш средней мягкости. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю (чем выше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Хвост.

Выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, выводам и размышлениям, своей вербальной продуктивности судя по тому, повёрнут хвост вправо или влево на листе. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста. Движением вверх - уверенно, положительно, бодро или движением вниз - недовольство собой, подавленность, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.д. Особо обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветвлённые. Вправо - по поводу своих действий или поведения, влево - по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности.

Контур фигуры.

По наличию или отсутствию выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки и затемнений контура). Это - защита от окружающих. Агрессивная защита, если она выполнена в острых углах. Со страхом и тревогой, если имеют место затемнения, запачкивания контурной линии. С опасением или подозрительностью, если поставлены щит, заслоны линии удвоены и т.д. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. старших по возрасту (родителей, учеников, руководителей, начальников). Нижний - против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчинённых, боязнь осуждения. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка в любой ситуации. То же самое - элементы защиты, расположенные по контуру, внутри него, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количеством изображённых деталей: только ли необходимых или также и усложняющих конструкцию (дополнительные). Много - выше энергии, наоборот - экономия энергии, застенчивость, органика, хроническое соматическое заболевание То же подтверждается характером линий - слабая, паутинообразная. Обратный характер линии не является полярным (жирная, с нажимом), обратный - это не энергия, а тревожность. Особо обратить внимание на резко продавленные линии, видные с обратной стороны (судорожный, высокий тонус рисующей руки) - резкая тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом (к чему привязана тревожность).

Оценка характера линий.

Дублирование, небрежность, неаккуратность соединений, островки находящих друг на друга деталей и линий, зачёркивание частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной очень сильно и т.п. - расценивается как при анализе пиктограмм. Также фрагментарность - линий и форм, незаконченность рисунка и оборванность.

9. Тематически - животные делятся на угрожающие и нейтральные (подобие льва, бегемота, волка или птицы, муравья, белки, кошки или собаки). Это отношение к своему я, представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное - представитель самого рисующего.

10. Уподобление животного человеку, начиная с постановки его в положение прямохождения ( на 2 лапы вместо 4), кончая одеванием в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, лап на руки - свидетельство об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

11. Степень агрессивности 

Выражена количеством, степенью интенсивности и характером расположения острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, разящие клыки, зубы.

Сексуальные признаки.

Вымя, грудь, и т.д. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

13. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание открыть его другим.

14. Вмонтирование механических частей в живую часть животного, постановка на постамент, танковые или гусеницы, треножник или прикрепление к голове пропеллера, винта, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело и конечности, рукояток, клавиш, антенн и т.д. - шизоидность. 

Творческие возможности

Обычно выражены количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала - принимает форму готового животного, существующего, которому приделываются такие же существующие детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых составляющих (летающий заяц, бегемот). Другой вариант - словообразование книжное, с научным, иногда латинским суффиксом и окончанием. Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе - демонстративность разума, эрудиции. Встречаются поверхностно-звуковые, знаменующие легкомысленное отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы. Склонность к фантазированию, чаще всего защитного порядка - выражена непомерно длинным названием.

 

Приложение 2

Инструкция:

Ниже приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая в ответном бланке первую, пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это как можно быстрее. Если не можете сразу закончить какое-то предложение - обведите его номер кружком и займитесь им позднее.

 

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел

5. Будущее кажется мне

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребёнком

12. По сравнению с большинством других семей моя семья

14. Моя мать

15. Сделал бы всё, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только бы захотел

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

20. Надеюсь на

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

24. Когда-то я

27. Моя семья обращается со мной как

28. Люди, с которых я вижу каждый день 

29. Моя мать и я

30. Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что

33. Моим скрытым стремлением в жизни

35. Наступит тот день, когда

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всего люблю людей, которые

39. Если бы я снова стал маленьким 

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был моложе, то чувствовал себя виноватым, если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел бы в жизни

50. Когда я буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

55. Моим самым живым воспоминанием детства является

57. Когда я был ребёнком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

 

Приложение 3

 

Инструкция

Этот тест представляет собой опросник из 30 пар утверждений, касающихся различных сторон Вашей жизни. Вам следует внимательно прочесть каждую из них и выбрать то из утверждений, с которым Вы больше согласны. На бланке зачеркните, соответственно, букву «А» или «Б".

Старайтесь быть максимально правдивы, так как здесь нет правильных и неправильных ответов.

А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

Б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

А) Я стараюсь найти компромиссное решение;

Б) Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

А) Я стараюсь найти компромиссное решение;

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого;

Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;

Б) Я стараюсь добиться своего.

А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

Б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.

А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

А) Я твёрдо стремлюсь достичь своего;

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.;

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры;

Б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.

А) Я предлагаю среднюю позицию;

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

 

А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

Б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.

А) Я стараюсь не задеть чувств другого;

Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

А) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём;

Б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.

А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого;

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека;

Б) Я отстаиваю свои желания.

А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

Б) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А) Я предлагаю среднюю позицию;

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

А) Я предлагаю среднюю позицию;

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

А) Я стараюсь не задеть чувств другого;

Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другими заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Подсчет данных теста Томаса

 

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 2 3 4 5
1.   А Б
2. Б А
3. А Б
4. А Б
5. А Б
6. Б А
7. Б А
8. А Б
9. Б А
10. А Б
11. А Б
12. Б А
13. Б А
14. Б А
15. Б А
16. Б А
17. А Б
18. Б А
19. А Б
20. А Б
21. Б А
22. Б А
23. А Б
24. Б А
25. А Б
26. Б А
27. А Б
28. А Б
29. А Б
30. Б А
Сумма

 

 Приложение 4.

Программа занятий

Занятие №1.

1. Теоретический блок: Разъяснение целей и задач тренинговой работы.   

Цель: Создание в группе психологической атмосферы, благоприятной для самосознания и самореализации; развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.

  В начале занятия ведущий представляется участникам СПТ и сообщает цель его проведения – психологическая подготовка осужденных к освобождению. Внимание участников обращается на то, что в группе добровольно собрались только те осужденные, которым через несколько месяцев предстоит освободиться из колонии. Участников тренинга не будут воспитывать, читать им «нотации». Предполагается анализировать сложные жизненные ситуации, в которых каждый может оказаться, проигрывать различные роли, выполнять специальные упражнения, дискутировать по проблемам, которые, к сожалению, не всегда имеют однозначное отношение. 

  Ведущий (психолог) сообщает, что одно из правил, которых нужно придерживаться, - это обращение к другим по имени. Поскольку участники тренинговой группе из различных отрядов, многие из них незнакомы. Если все друг друга знают психологу нужно быстро запомнить имена, не прибегая к известному приему – «написать имя на карточке и приколоть к куртке». В условиях ИУ этот прием вызывает отрицательную реакцию.

  Далее психолог кратко излагает основные правила работы в группе и кратко их комментирует.

2. Принятие основных правил работы в группе:

-        Доверительный стиль общения

- Общение по принципу "здесь и сейчас"

- Персонификация высказываний ("Я- Высказывание")

- Конфиденциальность

- Безоценочное суждение (не давать оценок)

- Активное участие в происходящем

- Уважение говорящего

- Пунктуальность

- Право ведущего

 

3. Экспресс-диагностика. «Лакмусовые бумажки настроения».

Цель: Исследовать эмоциональный настрой группы.

       Осужденные выбирают цветные карточки, ассоциируя их со своим настроением перед работой в группе.

Инструкция: «Выберете, пожалуйста, карточку, которая больше всего соответствует «цвету» вашего настроения сейчас». 

Материал: Цветные карточки.   

4. Знакомство: Игра "Снежный ком".

Цель: Запомнить имена участников, снять напряжение в группе. Настроить участников на серьезную работу.

Методика: Все участники садятся в круг, каждый называет свое имя и ассоциацию на первую букву имени (н-р: Сергей - Серьезный, Владимир - Великий и т.д.). Следующий участник повторяет имя предыдущего с ассоциацией и называет свое имя со своей ассоциацией. Последний участник называет имена всех участников семинара (это тренер).

  5. Ожидания участников.

     Цель: собрать информацию участников о предстоящем тренинге.

     Методика: Каждый участник говорит свои пожелания, ожидания от                                     предстоящей работы. В конце тренинга проводится анализ, что было до и после тренинга.

   6. Самодиагностика по методике Куна: «Кто Я?»

       Цель: Диагностика представлений о себе; создание условий для самораскрытия: формирование установки о значимости своей личности.

Методика: Возьмите лист бумаги и запишите на нем 10-20 ответов на вопрос: «Кто Я?». Записывайте свои ответы так, как они приходят в голову. Правильных и неправильных ответов здесь не может быть.

Самопрезентация.

  Цель: диагностика представлений осужденных о себе; создание условий для самораскрытия; формирование установки о значимости своей личности.

  Материалы: не требуются.

Методика: Для успешной работы группы необходимо знать друг друга, поэтому он просит всех по очереди кратко рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это важно, сколько о своих личностных качествах. Акцент необходимо делать на раскрытии своих достоинств. Это важно во многих ситуациях, например, при решении вопроса о трудоустройстве многое зависит от умения «подать себя»

  Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа:

- есть ли у тебя слабости (отрицательные качества);

-  можешь ли ты их назвать; твое главное достоинство;

- с кем из членов группы ты чувствуешь наибольшее сходство (различие);

- какие чувства ты испытываешь, когда говоришь о себе (когда слушаешь других)?

Форма обсуждения мягкая, заинтересованная. На самопрезентацию одного человека отводится 5- 10 минут.

Подарки.

Цель: Развитие доверия и позитивный настрой на последующие занятия.

       Методика: Участники друг, другу называя имя сидящего рядом «дарят подарки» в словесной форме. Например: «Андрей, я дарю тебе хорошее настроение, чистое небо и солнце». 

Рефлексия.

 Цель: Осознание своих чувств, состояния.

9. Экспресс-диагностика. «Лакмусовые бумажки настроения».

Цель: Исследовать изменение эмоционального настроя группы.

       Осужденные выбирают цветные карточки, ассоциируя их со своим настроением после работы в группе.

Инструкция: «Выберете, пожалуйста, карточку, которая больше всего соответствует «цвету» вашего настроения сейчас». 

Материал: Цветные карточки.   

 

Занятие № 2.

Цель занятия: формирование умений рефлексии происходящего в группе; развитие адекватной самооценки и «Я - концепции», формирование гуманистической установки по отношению к другим людям;

Каждое занятие начинается с рефлексии.

- Кто мысленно возвращался  к прошлому занятию;

- Что вспоминали?

- С какими чувствами шли на сегодняшнее занятие?

Я - концепция».

Методика: Возьмите лист бумаги и запишите на нем 10-20 ответов на вопрос: «Кто Я?». написать на листке бумаги «Кто Я» с точки зрения родственников, родных. Записывайте свои ответы так, как они приходят в голову. Правильных и неправильных ответов здесь не может быть.

При анализе «Я - концепция» внимание участников обращается на следующие вопросы:

- Какие социальные роли для Вас наиболее значимы?

- Какие самохарактеристики указывают на социальные роли, физические качества и психологические особенности.

 2. Упражнение на коммуникацию:

 «Меня зовут….. Я люблю себя за то, что….».    

      Цель: Снять напряжение в группе, повышение самооценки участников. 

Материалы: не требуются.

Методика: Все участники садятся в круг, каждый называет свое имя и говорит, за, что себя любит. Это упражнение помогает осознать отношение к себе и характер взаимоотношений с окружающими людьми.

Радость»

Цель: Диагностика ценностных ориентаций и развитие доверительных отношений между членами группы.

Материалы: не требуются.

Методика: Вспомните ситуацию, когда Вы в своей жизни испытывали самую большую радость. Вспомните это состояние, чувство. Расскажите о своем воспоминание от первого лица в настоящем времени. Взять на якорь.

4. «Общий рисунок»

Цель: сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности; диагностика социальных установок осужденных.

Материалы: большой лист ватмана, фломастеры, краски.

Методика: Участникам тренинга ставится задача нарисовать общий рисунок, не договариваясь между собой. После этого обсуждаются вопросы:

- Что на рисунке изображено?

- Кто задавал тон?

- Что чувствовали, когда рисовали?

- Можно ли по рисунку сделать вывод о настороении и мыслях группы?

 

 

Занятие № 3.

1. Шерринг: самочувствие, настроение, что произошло за последнюю неделю, спросить, кто помнит домашнее задание (отмечать на каких моментах жизни больше концентрируешься – позитивных или негативных), выполнялось ли домашнее задание, какой настрой перед занятием.  

2. « Я - концепция» написать на листке бумаги «Кто Я» с точки зрения друзей (10-20 ответов).

 3. «Луковица»

 Цель: Развитие способностей к самоанализу, выделению глубинных и внешних свойств личности.

Материалы: не требуются.

Методика: Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это Ваше «Я», слой внешний масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Обида»

Цель: Развитие установки неприятия антигуманных поступков; повышение самокритичности в восприятии своих поступков; диагностика отношения к наказанию.

Материалы: не требуются.

Методика: Задаются вопросы:

- какой поступок в отношении Вас был самым несправедливым, обидным;

- кто его совершил;

- каковы его последствия;

- какие чувства вы испытываете, вспоминая об этой ситуации?

  Если в качестве несправедливого отношения к себе осужденные называют наказание к лишению свободы, длительный срок, то уточняется, кто еще придерживается такой позиции, и тем самым осуществляется диагностика отношений к преступлению и наказанию.

Полезное дело»

Цель: Развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.

Материалы: не требуются.

Методика: Первый вариант.

 Вспомните полезное (доброе) дело, которое Вам пришлось сделать для других людей. В чем оно выражалось? Каковы его последствия? Какие чувства вы испытываете, когда делаете доброе дело для других людей и когда вспоминаете об этом?

Второй вариант.

Подумайте, делали ли для Вас доброе и бескорыстное дело другие люди? Кто они? Что Вы испытывали по отношению к этим людям?

6. Ресурсная релаксация. (20 минут).

Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До неё нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, её можно представить в виде некоторого образа – язычка пламени, драгоценного камня или потаенного образа, спокойного, с гладкой без малейшей ряби поверхностью, или ещё чего-нибудь. Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там – глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонек, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом ядре вас, - вы сами.

Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспомнить, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.

           

Волшебный магазин».

Цель: диагностика психологических проблем участников, коррекция личности.

Материалы: не требуются.

Методика: Ведущий предлагает участникам группы представить, что в кабинете возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие «товары», как «любовь», «мудрость», «здоровье», «порядочность», «месть» и т.д. Затем вызывается доброволец, который может приобрести одно или несколько качеств, отдав взамен какое-то свое качество. Например, участник просит у продавца «любовь». Продавец, роль которого играет ведущий, спрашивает покупателя, сколько ему надо «любви», кто должен его любить и за что его можно любить. После этого владелец магазина просит что-нибудь взамен (качество) у покупателя. 

       После выполнения упражнения желательно обсуждение.

Уровень счастья».

Цель: снятие эмоциональной тревожности и повышение уверенности в себе.

Материалы: Лист бумаги, ручка или карандаш.

Методика:  Составьте список того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено всё, что стоит благодарности: солнечный день, долгожданное известие, здоровье семьи, возможность читать, общаться с другими, работать и т.д.

Занятие 5

 

Шерринг: самочувствие, настроение, что произошло за последнюю неделю, (отмечать на каких моментах жизни больше концентрируешься – позитивных или негативных), какой настрой перед занятием.  

Трудоустройство».

Цель: Развитие навыков общения при поиске работы.

Материалы: не требуются.

Методика:   Осужденных просят назвать основные источники информации о рабочих местах и последовательность действий при трудоустройстве. Наиболее сложные ситуации обсуждаются или проигрываются по сценариям: беседа в службе занятости, беседа с начальником отдела кадров.

Сказочная крестная мать».

Цель: развитие потребности в любви и одобрении.

Материалы: не требуются.

Методика:   Вначале дается следующая информация для участников. Потребность в любви и одобрении является одним из наиболее действенных источников активности личности. Люди, испытывающие недостаток любви становятся жесткими и бессердечными. Важно не только испытывать потребность в любви и в уважении значимых для вас людей, но и самим уметь любить их и принимать.

       Сядьте удобно, сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте, что у вас есть сказочная крестная мать, и она вас посетила. Обратите внимание на то, как она выглядит, какая на ней одежда, какое у неё выражение лица. Кого она вам напоминает? Мысленно проводите её и вспомните действительно любящего вас человека.

       Теперь вспомните, кто нуждается в вашей любви: сын, дочь, мать, отец, жена?… Мысленно представьте их и скажите им, как вы их любите, какие они замечательные люди. Скажите им обо всем, чем они восхищают вас. Убедите их, что вы их действительно любите и скоро будите вместе с ними.

       Выход из релаксационного состояния.

Шерринг.

Уверенность в будущем».

Цель: развитие уверенности, формирование навыков по преодолению трудностей на свободе. 

Материалы: не требуются.

Методика:   Вы готовитесь к освобождению. Какие мысли вызывают у вас беспокойство, в чем вы не уверенны? Проблемы обсуждаются в кругу. Ситуации, которые вызывают беспокойство, проигрываются в виде ролевой игры.

План моей жизни».

Цель: развитие навыков планирования.

Материалы: Лист бумаги, ручка или карандаш.

Методика:   Вам предстоит наметить план жизни на три года. Каковы ваши три самые главные цели в этом году? От кого зависит их достижение? Напишите те цели, достижение которых зависит от вас. Что уже сейчас вы делаете для достижения этих целей? Если вы достигните поставленных целей какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь?

Чемоданчик в дорогу».

Цель: рефлексия изменений происшедших в участниках за время занятий.

Материалы: Несколько листов бумаги, ручка или карандаш.

Методика:   Один из участников тренинга выходит из комнаты за дверь на несколько минут. Остальные совместно, начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемоданчик»: на листке бумаги разделенном на две части карандашом, с одной стороны указывают положительные качества этого участника, а с другой отрицательные, которые должны быть преподнесены как резерв для изменений. Всего должно быть 5 – 7 характеристик с одной и с другой стороны. Затем участник возвращается в комнату и ему зачитывается и передается список его качеств. У него есть право на один вопрос. По мере психологической готовности остальных членов группы, вся процедура повторяется сначала, пока все участники не получат свой «чемоданчик».

Занятие. Мы такие разные?

Цель: установление взаимопонимания между родителями и детьми

Задачи:

1. выявление общих интересов, принципов, целей, желаний

2. снятие существующей агрессии

Упражнение «Исповедальная свеча»

Эта игра может быть использована для снятия агрессии. Для этого агрессивного человека (родителя, ребенка) просят сесть в центр и поставить перед собой свечу. Теперь он будет отвечать на вопросы группы, не отрывая взгляд от пламени свечи. Вопросы должны быть связаны с возможными причинами его поведения.

Упражнение «Жизненные планы» Подростки должны написать, как они видят свою жизнь, через 1 месяц, через год, через 5 лет, через 10 лет. Родители описывают, как они видят жизнь своих детей в этих периодах. Затем результаты сравниваются и обсуждаются.

Занятие 3. Как мы влияем друг на друга.

Цель: изучение способов влияния

Задачи:

1. изучение влияния детско-родительских отношений на поведение подростков

2. изучение влияния детско-родительских отношений на восприятие подростка другими людьми.

Монолог ведущего: «Наше поведение часто влияет на то как ведут себя наши дети, как их воспринимают окружающие, иногда действуя из самых лучших побуждений (научить, защитить), пытаясь влиять на него мы получаем эффект противоположный нашим ожиданиям, желаниям. Сегодня мы наглядно посмотрим, как же это происходит".

Упражнение «Подарок». Часто родителям кажется, что поступок ребенка совершен с единственной целью позлить родителей. Родители часто не пытаются понять истинные причины поступков. Попробуем наглядно показать к чему это приводит.

Одному участнику игры, в тайне от всех сообщается, что ему нужно выйти из комнаты, чтобы принести подарок другому участнику. А второму участнику говорят, что его задача не выпускать первого из комнаты, так как он может совершить самоубийство. Обеим участникам запрещено объяснять истинные мотивы своих поступков.

Упражнение «Фотография». Следующий эксперимент показывает как отношение родителей к своим детям, влияют на восприятие других людей. Разделите группу на две подгруппы. Скажите одной подгруппе, что ей сейчас покажут фотографию ребенка с серьезными проблемами в поведении. А другой подгруппе скажите, что на фотографии ребенок, который является предметом гордости родителей. Пусть участники эксперимента попытаются по фотографии охарактеризовать ребенка. Обсудите как данная Вами обстановка повлияла на их восприятие, и как их отношение к ребенку влияет на восприятие его другими людьми.

Упражнение «Холодно - горячо». Как влиять на поведение других. Эксперимент проводится в два этапа. Задача – заставить участников группы проделать какое-то действие, например, подойти к окну. Испытуемый не знает, что хочет экспериментатор. На первом этапе, если испытуемый будет удаляться от нужного места, экспериментатор будет ругаться и говорить «Плохо, так нельзя», если испытуемый приближается к нужному месту, то нечего говорить не надо, а на втором этапе все будет наоборот, если испытуемый направляется к нужному месту, его подбадривают «Умница, молодец», в других случаях нечего не говорят. В последствии обсуждают, какой из этапов оказался эффективнее, когда испытуемый чувствовал себя более комфортно. Выясните, часто ли родители поступают со своими детьми подобным образом.

Упражнение «Лабиринт» Как уверенность в своих детях, может повлиять на их поведение. Предложите двух участникам с закрытыми глазами пройти по лабиринту, сделанному из стульев. Одного хвалите, подбадривайте, а другого наоборот ругайте, говорите, что у него ничего не получается. Затем пусть участники объяснят свои ощущения.

В конце занятия дается обратная связь.

 

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 489.