ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АНАЛИЗ ОПЫТА ОКАЗАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 бнаруживая при этом новые, но качественно отличающиеся от предыдущих. ем, выводамиается всё больше и больше

3.1. Педагогическая поддержка в опыте работы  В.А. Сухомлинского

В.А. Сухомлинский был одним из тех, кто придавал большое значение педагогической поддержке в воспитании детей [13]. Он считал, что главное для воспитателя – это быть человековедом, понимать, чем живут, что переживают его ученики, каковы их духовные интересы, особенности и потребности, для того, чтобы способствовать личностному росту воспитанников. «Надо, прежде всего, понимать движение детского сердца» - эти слова проходят через всю деятельность великого педагога. По Сухомлинскому, ни в коем случае нельзя игнорировать детские проблемы и переживания. Если у ребёнка какое-либо несчастье, то здесь педагогическое мастерство, искусство и мудрость заключается в том, чтобы уметь щадить больное детское сердце, не прикасаться неосторожно к его душевным ранам. Здесь самой лучшей поддержкой и помощью он считал способность педагога разделить детское несчастье, не прикасаясь к глубоко личному, сокровенному. «Здесь нужна ведь особая мудрость: одного приласкаешь – и ему станет легче, а другому ласковое слово причиняет новую боль; грубое вмешательство может привести к ожесточению и озлобленности, а советы не унывать, держать себя в руках – показаться пустой болтовнёй». И нельзя требовать от такого ребёнка, чтобы он был внимателен и учился хорошо и прилежно, как раньше, иначе учащийся может просто замкнуться, ведь такие дети подобны туго натянутым струнам: чуть тронешь – порвётся. Если же ребёнок доверяет учителю, если понимает его как друга и наставника, то он сам ему всё расскажет, а если нет – учитель не должен спрашивать, что случилось, т.к. ученику больно, трудно об этом говорить [13].

Самым страшным и уродливым явлением В.А. Сухомлинский называл «стремление взрослого развеять горестные чувства легкомысленными рассуждениями о том, что ты, мол, дитя, преувеличиваешь своё горе». Научиться заботиться и любить других, уметь принимать заботу от других – вот в чём видел одну из главнейших задач развития В.А. Сухомлинский. Он и пытался удержать детей в круге добра и заботы, дать им эмоциональную поддержку, возвратить радость детства тем, кто лишён его в семье. Педагог считал, что «если маленькому ребёнку не удаётся возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства». Иначе такие воспитанники, становясь подростками, теряют нравственные ориентиры, ожесточаются сердцем так, что для них слово учителя превращается в пустой звук. Педагог изо всех сил старался поддержать детей, которым грозила эта опасность, «выпрямить» их души. А делал он это через сказку, фантазию, творчество, природу и красоту. Всё это он считал великим средством развития духовных сил детей, их творческого разума, способным окрылить, ввести в мир добра и света.

В.А. Сухомлинский очень трепетно относился к тому, как учащиеся понимают свой умственный труд. Для них он – часть духовной жизни детей, поэтому они очень глубоко переживают из-за того, что им удаётся, а что – нет. Он призывал быть очень осторожными с оценками: если ребёнок получает вдруг двойку за то, что у него что-то не выходит, это может погасить его жажду знаний, стремление учиться, которое составляет смысл детской жизни.

И взрослый ненавидит пустой, однообразный, безрезультатный труд, а здесь речь идёт о детях. По Сухомлинскому, если они не видят своих успехов в учении, то «огонёк жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока «огонёк» опять не загорится (а зажечь его вторично – ой как трудно!)». У ребёнка формируется комплекс неполноценности, неверие в свои силы; он начинает грубить, отвечать дерзостью на замечания учителя. А может случиться и ещё хуже: у ребёнка исчезает чувство собственного достоинства, и он постепенно привыкает к мысли о том, что он ни на что не способен. А ведь от того, как ребёнок относится к себе в подростковом возрасте, зависит в огромной степени его моральный облик. В.А. Сухомлинский считал, что  «ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек. Несчастный человек – большая беда для нашего общества, несчастный ребёнок – во сто крат большая беда». Поэтому В.А. Сухомлинский, работая с детьми, не ставил им оценок, если у них ничего не получалось, а давал возможность сделать упражнение ещё раз, почувствовать, что можно выполнить его гораздо лучше, тем самым педагог открывал в детях источник их собственных творческих сил. Педагог всегда давал даже самым слабым учащимся подумать над тем, что у него не получается и не торопился с резким выводом, чтобы дети не теряли интереса к знаниям и учению и постепенно начинали работать самостоятельно, привыкали контролировать себя и свою деятельность.

У педагога всегда были очень доверительные отношения с детьми: они никогда не боялись ему признаться, что у них что-то не получается. Со всеми своими переживаниями, радостями, сомнениями шли они к учителю, который никогда не был для них вестником горя – ведь плохая, неудовлетворительная оценка для ребёнка – это беда.

Однако, по Сухомлинскому, нельзя допускать и того, чтобы оценка баловала ребёнка, пробуждая в нём легкомысленное отношение к умственному труду. Дети всегда должны осознавать, что оценка – результат их умственных усилий. Те, кто научится критически относиться к достигнутым результатам, переживут чувство неудовлетворённости собой, будут стремиться сделать свою работу лучше и никогда не станут лодырями.

А лень, согласно словам педагога, - «дитя недоверия» между учителем и учащимися; чем сильнее и глубже это недоверие, тем благодатнее почва для лени, нерадивости, обмана. Василий Александрович  писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в труде». Педагог считал, что для того, чтобы поддержать ребёнка, надо самому сохранить ощущение детства, развивать в себе способность понимать ребёнка и всё, что с ним происходит. Надо мудро относиться к поступкам детей, веря, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом; защищать их, не думая о них плохо и несправедливо, а главное – не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять развитие, помня, что ребёнок находится в состоянии самопознания, самовоспитания, самореализации, самоосуществления. Эти качества предполагают оказание педагогической поддержки на глубоком, личностном уровне.

3.2. Педагогическая поддержка с позиции Я. Корчака

Другим педагогом, который успешно использовал педагогическую поддержку как важнейшее педагогическое средство в воспитании детей, был Януш Корчак. Он был выдающимся теоретиком и практиком воспитания – его реформатором, ответившим на труднейшие вопросы, поставленные эпохой [5]. Всех близко знавших его людей поражала его редкая способность непосредственного контакта с детьми, удивительный дар общения с ребёнком на основе абсолютного взаимного доверия и понимания.

Исходный пункт педагогической концепции Я. Корчака – ребёнок как личность и его благо. Ребёнок – самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность. Вопреки принятому представлению о том, что ребёнок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Я. Корчак утверждает, что детство – подлинный, а не предварительный этап будущей «настоящей» жизни. «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Ребёнок полноценен как человек, он – отличающаяся, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация. В области чувств он превосходит взрослых силой, т.к. не отработано торможение, в области интеллекта – по меньшей мере, равен им, недостаёт лишь опыта. Его-то и накапливает ребёнок. «Ребёнок – это учёный в лаборатории, напрягший всю свою волю и ум для решения труднейших задач».

Отсюда вытекает тезис Корчака о равноценности ребёнка и взрослого. Поэтому традиционное, пренебрежительное отношение к ребёнку как к младшему, более слабому существу должно быть заменено новым отношением – уважением, признанием права ребёнка на уважение, признанием его человеческого достоинства. Для того, чтобы личность развивалась полноценно, Я. Корчак считал, что необходимо поддерживать, а не подавлять её порывы и стремления: исключить всякую манипуляцию и пренебрежение ею, признать за ребёнком право «быть тем, что он есть» - право на индивидуальность. Свою деятельность надо строить так, чтобы обеспечить полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование личности «в уважении к добру, к красоте, к свободе», пробуждение в самом ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и самосовершенствованию.

Самостоятельная работа ума и чувств, поиски жизненных принципов и истин, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей – вот путь, который должен пройти вместе учитель и ребёнок. Но для этого необходимо создать условия, в которых становление личности проходило бы плодотворно. Прежде всего, это создание в семье и коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, уважения и любви, атмосферы, где недопустимо подчинять и насиловать волю ребёнка ради удобства взрослых, обеспечивать послушание ребёнка путём угнетения, запрета. Ведь «ребёнок недисциплинирован и зол, потому что страдает». Именно страдание – путь в «трудные дети» (а с ними по большей части и имел дело педагог). Отсутствие любви в семейной жизни детей, холодность со стороны взрослых (а к немытому, дурно одетому, с плохими манерами ребёнку у многих недостаёт доброжелательности), враждебное отношение учителей из-за плохой учёбы, неудач в деятельности, общее болезненное нравственное состояние, обида, низкая самооценка и низкий статус в группе – всё это делает жизнь маленьких людей невыносимой. И они вынуждены адаптироваться к враждебному миру людей и вырабатывать защитную реакцию. То, что взрослые называют осложнённым поведением, Я. Корчак считал продуктом поломанных социальных отношений с миром. А там, где разрушены отношения, бесполезно менять поведение. Надо выстраивать иные отношения, чтобы как-то изменить ситуацию.

Многие учителя и родители всю тяжесть и вину за печальные обстоятельства перекладывают полностью на детей и требуют с них того, что они не в состоянии выполнить, т. к. «не видели», «не знают», «не могут», «не слышали», «не научили», «не показали». Януш Корчак понимал, что такое поведение детей – их своеобразный крик о помощи: ребёнок искусственно акцентирует внимание педагогов на своей  личности, пытается  добиться  внимания.   

По Корчаку, воспитатель истинный не должен тренировать свою изобретательность в расследовании, вынюхивании, выискивании злого и порочного в ребёнке. Он должен ценить те минуты, когда даже неблагополучный ребёнок ведёт себя серьёзно, спокойно, посвящая своё время «беседе с собой, с миром, Богом». Иначе ребёнок замкнётся, будет скрывать свои порывы, тоску во избежание замечаний и колких насмешек. Для того, чтобы ослабить или облагородить те или иные качества надломленной детской души, воспитатель должен строить свои отношения с детьми на основе разумной любви, снисходительности, такта, уважения к ребёнку – человеку – даже неблагополучному, морально искалеченному. Одна из главных заповедей Я. Корчака в отношении к таким детям – глубочайший индивидуальный подход и терпение: «Кроме детей, лишь загрязнённых, встречаются и с ушибами, и с ранами». Чтобы они зажили, «приходится дольше ждать, остаются болезненные рубцы; их нельзя задевать. Коросты и язвы требуют большего старания и терпения».

Итак, формирование свободной и самостоятельной личности, вопрос

её поддержки на этом нелёгком пути неразрешим вне русла педагогики гуманизма, одним из великих творцов которой стал Я. Корчак.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.