Понятие и проблемы саморазвития субъекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА

САМОРАЗВИТИЯ  СУБЪЕКТА

 

 

Выпускная квалификационная работа

по педагогике студентки 5 “И” курса

Родиной Марии Вячеславовны 

                            

Специальность 050303 Иностранный язык

       

Научный руководитель - Севостьянова Л. И.

Рецензент – Романова Г.В.

 

Дата защиты _____________             

Оценка _________                           

                                                                         

 

 

ТАМБОВ, 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Педагогическая поддержка в свете современных концепций ………… 6     

1.1. Понятие и проблемы саморазвития субъекта ………………………..  6

1.2. Сущность педагогической поддержки ………………..……………… 8

1.3. Условия эффективности педагогической поддержки .….……………10

2. Технология педагогической поддержки ………………..….…………... 17

2.1 Действия учителя  и их последовательность при оказании

педагогической  поддержки ребенку  …………………………………. 17 

2.2. Взаимодействие проблемного поля и педагогической поддержки 

  в саморазвитии субъекта   ……………………………. .……………… 22

2.3. Роль творческого рабочего самочувствия и оптимизма учителя в педагогической поддержке …………………………………………... 26

2.4.Специфика педагогической поддержки младших школьников ……… 31

3. Практическое исследование. Анализ опыта оказания педагогической поддержки в реальном педагогическом процессе ……………………  38

3.1.Педагогическая поддержка в опыте работы В.А. Сухомлинского …. 38

3.2.Педагогическая поддержка с позиции Я. Корчака …………………… 41

3.3. Модель индивидуальной педагогической поддержки

Е.В. Бондаревской    …………………………………………………….. 44

3.4. Апробация технологических приемов педагогической поддержки   учащихся в период преддипломной практики   ……………………… 46

Заключение ………………………………………………………..…………. 61

Литература …………………………………………………………………... 64

Приложение ……………………………………………………………….... 66

 

ВВЕДЕНИЕ

Почему темой нашего исследования стала именно «Педагогическая поддержка саморазвития субъекта»? Причин достаточно.

Во-первых, мы считаем, что вопрос педагогической поддержки является одним из самых сложных и актуальных в педагогике, а в наше время он стоит особенно остро.  В последние годы наблюдается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, осложнение процесса социализации  молодежи. Кризис семейного воспитания и социальные проблемы усугубляют и без того сложную ситуацию.  Учащиеся, как и много лет назад,  неизбежно встают перед необходимостью ответить на «вечные» вопросы, сделать свой нравственный выбор, найти  своё место в изменившемся мире, но не у всех это получается.

Во-вторых, для нас вопрос педагогической поддержки является особенно актуальным ещё и потому, что мы очень озабочены ситуацией, сложившейся во многих  общеобразовательных  учебных заведениях, в т. ч. в нашем городе . Во многих из них, даже в инновационных (знаем это по собственному опыту),  учащиеся испытывают сильный недостаток поддержки со стороны учителей, их сочувствия, помощи и понимания. Настораживает не только нежелание школьников учиться, но и пассивность вообще, чувство ненужности («Учи – не учи – всё равно ничего не выйдет»), неудовлетворённость собой, постоянная внутренняя напряженность и скованность. Ребята жалуются на непонимание со стороны педагогов и одноклассников и моральную усталость. Как результат- они «плывут по течению», часто равнодушны ко всему происходящему. Создаётся впечатление, что в душах большинства подростков живёт постоянный страх и (полагаем, это самое страшное) многие привыкли к нему и сроднились с мыслью о том, что они действительно являются ненужными или неполноценными.

Всё это в значительной степени тормозит развитие ребёнка как личности, а часто даёт обратный результат. Поэтому одна из главных задач педагогов сегодня – строить свои отношения с детьми не на уровне «учитель – ученик», а на уровне «человек – человек».

В-третьих, для решения перечисленных проблем   большую значимость приобретают умения педагога профессионально выстраивать стратегию и тактику педагогической поддержки. Поэтому начинающему педагогу это исследование поможет приобрести необходимые профессиональные знания в сфере взаимодействия с учениками и оказания им педагогической поддержки.

Объектом нашего исследования является саморазвитие субъекта, предметом педагогическая поддержка саморазвития субъекта.

 Цель исследованиявыявить значение и технологию педагогической поддержки саморазвития субъекта, обосновать ее необходимость.

Задачи исследования:

- определить сущность понятий «саморазвитие субъекта» и «педагогическая поддержка»;

- выявить условия, средства и формы организации педагогической поддержки ребенка в процессе его саморазвития;

- проанализировать опыт и позицию известных педагогов по использованию педагогической поддержки в работе с детьми;

- составить рекомендации для начинающих педагогов по организации педагогической поддержки.  

Мы согласны с точкой зрения, что своевременно оказанная ребенку квалифицированная поддержка способствует его успешному и полноценному развитию как личности, помогает ему стать субъектом своей жизни и деятельности. Но как это сделать грамотно? В нашем исследовании мы будем использовать идеи педагогов, которые занимались вопросами педагогической поддержки, среди них: В.А.Сухомлинский, Я. Корчак, авторы современных концепций -  Е. В. Бондаревская, А. Г. Асмолов,  С.В. Кульневич, С.И. Попова и др.

На основе их опыта и наших собственных наблюдений и действий мы планируем составить рекомендации по организации педагогической поддержки саморазвития личности, что и будет являться практическим результатом нашего исследования.

 

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА В  СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Е. В. Бондаревской

Для того чтобы изучить вопрос педагогической поддержки более полно, необходимо обратиться к её современным моделям и концепциям. Автором одной из них является Е.В. Бондаревская. В этой главе мы приведем наиболее интересные на наш взгляд положения ее опыта педагогической поддержки [6].

Е.В. Бондаревская считает необходимым учитывать, что одинаковые требования разные дети могут выполнять при помощи различных приёмов и способов. Каждый субъект деятельности выбирает такие методы и пути, которые оптимально соответствуют его индивидуальным особенностям, потребностям и способностям. Отсюда встаёт вопрос об индивидуальной педагогической поддержке.

Поддержка, согласно Е.В. Бондаревской, выражает существо гумани-стической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, ищущих у педагога помощи и защиты; это понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки, используемые учителем на уроке, Е.В. Бондаревская делит на 2 группы:

1 группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создаёт необходимый для этого фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к учащимся, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений и т.д.

2 группа средств направлена на оказание индивидуальной поддержки, предполагая диагностику индивидуального развития ребенка, его обученности и  воспитанности, выявление его личных проблем, отслеживание процессов развития ребёнка. Важное значение имеет при этом дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовно-нравственной природы ребёнка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей характера,   поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке, по Бондаревской, необходимо придавать ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

В такой поддержке очень важен, считает Е.В. Бондаревская, принцип «здесь и сейчас». Его формулировка включает в себя следующее: «здесь и сейчас сделай то, что ты говоришь», «здесь и сейчас скажи то, что ты считаешь нужным или что ты хотел бы сказать человеку», «здесь и сейчас исправь то, что нужно было бы сделать на этой земле, а то не успеешь»…

Образность формулировки этого принципа придала ему особую привлекательность. Поэтому даже в слабом своём воплощении он уже обещает успех, т. к. предполагает следующее: слова педагога окрашиваются эмоциональными красками и влекут за собой практические действия детей, пробуждают интерес к деятельности, веру в себя и свои силы.

Важно поддержать не только всякое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, но и стимулировать желание учащихся преодолеть себя и помочь ему перешагнуть через свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость и другие недостатки. Особенно важно поддержать волю ученика и его способность к саморегуляции.

Такова сущность точки зрения Е.В. Бондаревской относительно индивидуальной поддержки в саморазвитии и становлении личности.

Из сказанного ясно, что есть разные подходы к оказанию педагогической поддержки и разные пути решения связанных с ней проблем. Они были предложены выдающимися педагогами. И во время преддипломной практики мы попытались апробировать некоторые рекомендации по оказанию педагогической поддержки учащимся. 

Задачи:

- выявить контингент учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке;

- выявить индивидуальные особенности и возможности этих детей;

- оказать учащимся помощь в преодолении таких негативных состояний, эмоций и ощущений, как: страх, неуверенность в себе, пассивность, скованность и др.;

- развивать познавательные интересы и повышать речевую активность учащихся в процессе их обучения английскому языку, стимулируя активную творческую деятельность с помощью педагогической поддержки;

- накопить первоначальный опыт оказания педагогической поддержки учащимся.

Руководитель практической работы: Родина М.В., студентка 5 «И» курса педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского ТГУ имени Г.Р. Дер-жавина.

База практической работы: СОШ № 22 г. Тамбова

Участники практической работы: учащиеся 6 «А» и 6 «Д» классов;

Дубовицкая Н.В., учитель английского языка.

Сроки практической работы: с 22 января по 17 февраля 2007г.

Содержание практической работы: оказание разнообразной педагогической поддержки учащимся, нуждающимся в ней, во время уроков английского языка и во внеурочное время, анализ ее эффективности.

Методы педагогической поддержки, используемые в ходе практической работы: создание на уроках английского языка ситуаций успеха и творчества; использование игровых моментов; возложение ответственности и проявление доверия к отдельным учащимся; поощрение активности и инициативности детей; создание благоприятных психологических условий на уроках и вне уроков; снятие страха и других негативных эмоций и ощущений у исследуемых учащихся.

Методы исследования : наблюдение, беседа, анкетирование, анализ, обобщение   и др.

Инструментарий: анкета, вопросы бесед, наглядность, игровые правила.

                Описание практической работы

Подготовительный этап:

- подготовка инструментария: наглядности, текстов анкет, вопросов для бесед, игровых правил;

- изучение литературы, касающейся педагогической поддержки и воспитания учащихся  (С.В. Кульневич - «Педагогика личности от концепций до технологий»; В.М. Лизинский – «Приемы и формы учебной деятельности»; С.Н. Попова - «Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя»);

- создание атмосферы взаимопонимания между участниками практического исследования.

 

     2. Основной этап

Работа в 6 «Д» классе.

Организация педагогической поддержки учащимся 6»Д» класса.

22.01.2007 г. Наблюдение за учащимися, их поведением и деятельностью. Вид наблюдения – непосредственное.

Цель наблюдения – изучение особенностей и возможностей учащихся в активной деятельности на уроках английского языка и выявление контингента детей, нуждающихся в педагогической поддержке.

Наблюдение велось с 22.01.2007 г. по 24.01.2007 г.

Результаты наблюдения:

    - у учащихся есть интерес к английскому языку, но речь на английском языке не развита;

- в классе присутствует дисциплина на довольно высоком уровне;

- учащиеся отличаются спокойным поведением, которое, к сожалению, часто граничит с пассивностью;

- учащиеся легче переносят трудности и становятся активнее, если на уроках используются разные виды и формы организации деятельности.   

На наш взгляд, наиболее эффективными методами организации педагогической поддержки учащимся этой группы будут: поощрение и стимулирование активности и самостоятельности; индивидуальные беседы с учащимися и консультации; использование интересных и творческих заданий; прощение, неупомиинание об ошибках и промахах.

24.01. - 26.01. 2007 г.- стимулирование и поощрение активности и самостоятельности учащихся 6 «Д» класса в процессе игровой деятельности, снятие страха и скованности в иноязычном общении.

Цель: повышение активности и мотивации детей в изучении английского языка.

А) Поскольку детям нравится работать в парах и микрогруппах, мы предложили им, изучая тему “ Speaking Over The Phone ”(«Разговор по телефону»), составить из разрозненных реплик диалоги.(см. приложение 1). У каждой пары была своя ситуация, которую необходимо было обыграть. Пока одна пара выступала, другие слушали и пытались ответить на вопрос «В каких ситуациях разговор по телефону действительно важен, а в каких – лишь занимает линию?». Другой нашей целью было активизировать деятельность детей, побудить их к общению, снять чувство скованности и напряжения. С заданием учащиеся справились очень успешно, проявив большую смекалку, фантазию и творчество. Увлёкшись работой, они вступили в дискуссию, начали приводить собственные примеры удачных или нелепых телефонных разговоров как по-английски, так и по-русски.

Б) С той же целью 26.01.2007г. была проведена игра в интервью с журналистом по теме «Computers In Our Life »,т.е. «Компьютер в нашей жизни». Дети поделились на группы, выступавшие «за» и «против» компьютеров. Прежде они знакомились с данными опроса детей и их родителей, приведёнными в учебнике. В процессе подготовки собственного интервью ученики опирались на те данные, стремясь найти подходящие фразы. Они бурно поддерживали разговор, стремились высказаться, задавали вопросы, перебивали друг друга… Игра получилась не только интересной, но и плодотворной. Дети стали несколько раскованнее, почувствовали, что могут высказываться, и высказываться хорошо, поверили в успех. А больше всего их мобилизовало и поддержало то, что мы не были равнодушны к их мнениям и не пытались строить свою деятельность на уроке, ориентируясь на «правильный ответ» на вопросы неоднозначного характера.

Вывод: стимулирование активности и самостоятельности учащихся является очень важным фактором, о котором нельзя забывать в процессе организации педагогической поддержки, т.к. это стимулирует деятельность детей, заставляя поверить в успех и свои силы. Игра помогает учащимся забыть страх перед английским языком.

Ние 7).

Цель: выявление индивидуальных особенностей данного учащегося для нахождения средств его педагогической поддержки, проявление внимания к ребенку. 

Павел П. – один из «трудных» учащихся данного класса. На уроках постоянно мешает работать, нарушая дисциплину. Но сам по себе мальчик добрый, имеет много увлечений.

Группа занималась в аудитории, где находилось несколько компьютеров. Павел очень часто просил разрешения поиграть на них.

С Павлом мы решили побеседовать – очень бросалось в глаза его желание «пообщаться» с компьютером. Кроме того, хотелось выявить основные мотивы поведения мальчика, его интересы. Оказалось, что он увлекается компьютерной техникой, чем очень гордится и хочет, чтобы это оценили. В беседе мы старались проявлять заинтересованность и внимание, похвалили его любознательность, интерес и склонность к экспериментам. В результате поведение мальчика несколько изменилось к лучшему: стал спокойнее, уважительнее, дисциплинированнее. Если почему-то не выполнял задание, сам подходил и объяснял причину. И это был уже хоть небольшой, но всё же шаг вперёд.

Вывод: изучение индивидуальных особенностей учащихся и спокойное, доброжелательное обращение с ними, внимание и интерес к тому, что нравится детям и является для них значимым, поощрение их увлечений и хобби могут оказать благоприятное воздействие на их поведение.

             

8.02.2007 г. - Оказание помощи в преодолении трудностей языкового плана Кристине Г. и Ангелине А.

Цель: снятие страха и языковых «барьеров», помощь в преодолении отрицательных эмоций и ощущений, а также поощрение самостоятельности.

А) Кристина Г. испытывает большие трудности языкового плана, что заставляет её очень сильно переживать. Мы постарались помочь ей тем, что очень спокойно и доброжелательно проконсультировали её перед уроком, вместе просмотрели написанный девочкой рассказ о своей подруге, нашли и тактично исправили вместе ошибки. На уроке Кристина подняла руку и справилась с ответом. Мы стали спрашивать её чаще, поощряя её усилия и старания. Исправленный совместно рассказ девочка рассказала очень хорошо. Мы поддержали ученицу оценкой «5».

Б) Ангелина А. с тех пор, как вышла из больницы после аварии, стала молчаливой, боязливой и замкнутой. На уроках почти не задает вопросов. Мы поинтересовались, готова ли она к уроку, удалось ли ей справиться с заданием и что вызвало трудности. Девочка сначала молчала, не хотела показывать своё сочинение, жалуясь, что у неё получилось очень плохо и нескладно. Мы успокоили девочку, убедили её в том, что проблемы и трудности надо решать сразу, как только они появляются, чтобы они не «наслаивались» друг на друга и не порождали новых проблем. Если что-то не получается, надо сразу разобраться, что именно. А молчать не имеет смысла – дальше от этого будет только хуже.

Девочка согласилась и показала свою тетрадь. Рассказ, который она составила, был грамотный, интересный и убедительный. В нём была допущена единственная ошибка, но она часто повторялась. Девочка попросила разрешения ответить на следующем уроке. Нас обрадовало то, что Ангелина включилась в работу класса, часто поднимала руку, старалась отвечать без ошибок.

Вывод: не высмеивание, не унижение и грубые замечания, а доброжелательное обращение с проблемным ребёнком, совместный анализ возникающих трудностей и поиск путей их преодоления способны снять страх и напряжение, а также оказать благотворное влияние на поведение, деятельность, мотивацию и развитие учащегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив подробно тему нашего исследования, мы убедились в том, что искусство педагогической поддержки не вмещается в рамки программ и учебников, что оно – как жизнь, в которой нет ничего предугаданного, но каждый момент уникален и непредсказуем. Самое же главное здесь то, что в искусстве поддержки способны помочь больше не чужие методики, а собственный опыт, работа ума и сердца.

Сегодня никого уже не надо убеждать в том, что дети разные, однако ещё очень многое необходимо сделать для того, чтобы перестать делить их на «плохих» и «хороших», «успевающих» и «неуспевающих», «послушных» и «непослушных». В каждом классе есть «мямли» и «непоседы», а есть и такие, которым надо объяснять материал по нескольку раз. Другие же любят до всего дойти сами. Одни поднимают руку, даже когда не знают, а другие знают, но молчат (что лучше здесь?). Вся беда в том, что многие педагоги часто самоустраняются от проблем, связанных с оказанием поддержки детям. И не только потому, что не хотят – в большинстве случаев просто не могут, теряются перед лицом встающих проблем, не знают, что предпринять.  Между тем, весьма полезно было бы вспомнить слова П.П. Блонского: «…Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать», которые являются весьма актуальными для современной школы.

Проведённое исследование позволило нам по-новому взглянуть на многочисленные ситуации из нашей школьной жизни, понять и по достоинству оценить мудрость, доброту и высокий профессионализм педагогов, пришедших к нам на помощь в трудные минуты наших школьных неудач.

На основе данного исследования нами были разработаны следующие рекомендации - заповеди для начинающих учителей:

- Проявляйте терпение, мудрую толерантность, создавая для учащихся режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта!

- Умейте ждать и замечать, когда способы педагогической поддержки найдут своё отражение в ценностях и поступках детей!

- Умейте сочувствовать детям, сопереживать, проявлять тактичность и уважение к чувствам маленьких людей!

- Не подстраивайтесь, а живите жизнью и интересами своих воспитанников!

-    Не высмеивайте, а добродушно шутите!

-    Помните о том, что дети ждут чуда. Не спешите разрушать хрупкий мир их мечты, надежд и ожиданий; умейте придать себе, предмету, событию, дню, минуте привкус необычного, удивительного, поражающего воображение, укрепляющего внутренние силы и творческий потенциал ребёнка!

Но следует помнить, что в педагогике нет и не было никогда одинаковых ситуаций педагогической поддержки. Поэтому каждому учителю придется всякий раз по – своему и заново решать проблему поддержки своих воспитанников, поддержки, которая предполагает глубинное общение педагога и ребёнка как двух разных людей, которым есть что сказать друг другу, при которой учитель видит ситуацию и ребенка в ней как бы в другом измерении: отчасти «здесь и сейчас», но одновременно – «вчера и завтра».

Вот еще одна причина того, что мы осторожно относимся к  «готовым рецептам»: мы полагаем, что истинное знание ребёнка рождает понимание. А понимание не нуждается ни в каких «рецептах». Наоборот, оно служит основой творчества педагога, поисков своих путей оказания учащимся поддержки и решения их проблем. Это понимание учит видеть в каждом ребёнке его индивидуальность и делает невозможной «стрижку под одну гребёнку», позволяет педагогу быть более внимательным, терпимым и мудрым.

Итак, поддержка есть проявление особого педагогического таланта и творческой работы, которая, несомненно, требует гораздо большей самоотдачи, душевных сил, ответственности, чем жёсткая, упрощенная система формального воздействия на ребёнка. Плоды этой работы во многом зависят от личностных и нравственных качеств учителя. 

Поддержка ребёнка через его активное взаимодействие с миром приводит к способности самостоятельно осуществлять самоподдержку своей жизни и, в конце концов, позволяет человеку стать полноценным субъектом собственной жизнедеятельности. 

 



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Безрукин, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безрукин, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991.

2. Болотов, В.А. Управление качеством образования / В.А. Болотов      // Био-логия в школе. – 2007 - № 1.

3. Ипполитова, Н.А. Риторический аспект реализации методов обучения

/ Н.А. Ипполитова // Русский язык в школе. – 2007 - № 2.

4. Крылова, Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. – 2000 - № 3 – с. 92-104.

5. Корчак, Я. Педагогическое наследие: Перевод с польского / Сост. К.П.Чулкова. – М.: Педагогика, 1990.

6. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий / С.В. Кульневич. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель» - 2001.

7. Лизинский, В.М. Приемы и формы учебной деятельности /В.М. Ли-зинский. – М.: Центр «Педагогический поиск» - 2004.

8. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика – 1984 – т. 4.

9. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка и международный опыт / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин // Классный руководитель. – 2000 - № 3 – с. 81-87.

10. Мусаева, С.В. Потенциал ребенка как главный фактор решения проблемы / С.В. Мусаева // Классный руководитель. – 2000 - № 3 – с. 123-125.

11. Парфенова, И.С. Часы заинтересованного общения / И.С. Парфенова

// Классный руководитель. – 2007 - № 1.

12. Попова, С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя / С.И. Попова. – М.: Центр «Педагогический поиск» - 2005.

13. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение - 1956.

14. Селиванова, О.Г. Помочь растущему человеку проделать «неимоверно трудную работу выделывания в себе человека» / О.Г. Селиванова, И.Е. Будоемко // Биология в школе. – 2007. - № 1.

15. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под

ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство» - 1997. 

16. Харисова, А.М. Игра как средство развития младших школьников группы педагогического риска / А.М. Харисова // Начальная школа. – 2007 - № 3.

17. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС. – 2005.

18. Чемидова, Т.Т. Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» / Т.Т. Чемидова // Классный руководитель. – 2007 - № 2.

19. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щур-

кова и др. – М. - 1993. 

20. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России. – 1998 – 250 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тексты вариативных заданий коммуникативно-творческого плана для учащихся 6 «Д» класса

Цель: стимулирование положительной мотивации и активной деятельности, развитие творческого мышления и воображения на уроках английского языка.

 

Составлены и реализованы Родиной М.В., студенткой 5-И курса педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского ТГУ им. Г.Р. Державина

 

Тема урока: Speaking Over The The  Phone (Разговор по телефону)

Задание: работая в парах, из разрозненных реплик составьте диалоги в рамках своей ситуации и разыграйте их. Попытайтесь определить, в каких ситуациях разговор по телефону был действительно важен, а в каких – лишь занимал линию и почему.

      

Ситуация для пары №1: Девочка звонит подруге и приглашает её в кино. Они договариваются встретиться на остановке.

Ситуация для пары №2: Молодой человек звонит в гараж и хочет заказать такси, но попадает в бассейн. Возникает нелепый разговор.

Ситуация для пары № 3: Девочка заболела и пропустила занятия в школе, она звонит подруге и просит сказать домашнее задание. Та расспрашивает, почему она не была в школе и как себя чувствует сейчас.

Ситуация для пары № 4: 2 часа ночи. Все спят. Внезапно раздаётся телефонный звонок. Незнакомый голос начинает упорно допытываться у того, кто взял трубку, любит ли он яблоки, апельсины, вишни, пока тот не доходит до «белого каления». И тогда звонивший нахально заявляет: «Вижу, настало время сажать сады!»

Ситуация для пары №5: Какой-то шутник звонит в пожарку и просит срочно приехать, так как у него жар и температура за 40. Ему отвечают, что вообще – то в таких случаях обращаются в больницу, на что звонивший говорит: «Простите, я думал, вы сумеете потушить пожар в моём теле!»

                         

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Беседа

Беседа

с учащимся 6 «Д» класса Сашей Р.

 

       Цель: выявление особенностей и интересов, мотивов поведения данного ребёнка.

 

Составила и провела Родина М.В., студентка 5-И курса педагогического колледжа им. К.Д. Ушин-ского ТГУ им. Г.Р. Державина

 

Учитель: Саша, понимаю твой интерес к английскому языку, слов нет, молодец, что такой активный. Но всё-таки выкрикивать с места на уроках – не совсем хорошо.

Саша Р.: Я все эти страны знаю, а другие одноклассники так долго вспоминают, где что находится! Вот и получается, что выкрикиваю.

Учитель: То, что ты все страны знаешь, - очень хорошо. Ты у нас на уроке как «палочка–выручалочка». Будь только немножко посдержанней. Ты, наверное, читаешь много?

Саша Р.: Я люблю книги о приключениях.

Учитель: Молодец! Мы в своё время тоже увлекались приключенческой литературой. И география нам тоже очень нравилась. А ты любишь географию? У тебя, наверно, по этому предмету «5»?

Саша Р.: Нет, географию не люблю. Мы пока ничего интересного не изучаем: карты, планы, знаки. У меня – «3». Зато, говорят, на следующий год будем страны изучать. Наверное, интересней будет.

Учитель: Конечно же будет! Откуда же ты так много знаешь о странах мира? Из книг?

Саша Р.: И из книг тоже. А ещё я люблю футбол, сам в него играть умею, на матчи хожу, по телевизору стараюсь не пропустить ни одной игры. А там ведь называют, какая команда, из какой страны и из какого города. Вот и запомнил!

Учитель: А какая у тебя любимая команда?

Саша Р.: Не знаю. «Динамо», наверное, но вообще мне все нравятся.

Учитель: Бывает и такое. Видишь, какой ты у нас активный и любознательный! Продолжай в том же духе…

Саша Р. (перебивая): Я постараюсь не выкрикивать больше. Просто так получается…

Учитель: Ну вот и хорошо. Успехов тебе.

Вывод: беседа показала, что Саша Р. – активный, инициативный, творческий ребёнок, имеющий особые увлечения. Видно, что он любит быть в центре внимания, ему хочется, чтобы его знания оценили. Постараемся поддержать его тем, что будем давать индивидуальные поручения, поощрять его за успехи, чаще спрашивать, а также на его примере постараемся убедить и других в том, что не надо бояться проявлять инициативу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4-5


Текст

Анкета

1. Нравится ли тебе английский язык?

А – очень нравится

Б – нравится

В – не знаю

Г – так себе

Д – не нравится

 

2. Что тебе больше всего нравится делать на уроках английского языка?

А – читать и переводить тексты

Б – слушать иноязычную речь

В – петь песни и читать стихи по-английски

Г – общаться по-английски

Д – разгадывать лексические и грамматические ребусы и выполнять упражнения

Е – участвовать в сценках и спектаклях на английском языке

 

3. Охотно ли ты выполняешь задания по английскому языку?

А – охотно, с большим интересом и удовольствием

Б – без особого желания, но из чувства ответственности

В – мне все равно

Г – иногда: если задание интересное, то с удовольствием

Д – не люблю выполнять задания по англ. языку (они очень сложные, непонятные и неинтересные)

 

4. Что тебе дается труднее всего в изучении языка?

А – грамматика

Б – запоминание новых слов и выражений

В – произношение английских звуков и слов

Г – аудирование

Д – перевод

 

5. Как ты реагируешь на трудности в изучении языка?

А – стараешься преодолеть их любой ценой и самостоятельно

Б – обращаешься за помощью к учителю, родителям, одноклассникам

В – списываешь задание у соседа по парте или у товарища

Г – не выполняешь задание вообще

 

Результаты анкетирования

Участвовало 9 чел.

 

Отношение к языку:

56 % - нравится

22 % - все равно

22 % - не нравится

 

Любимые виды деятельности на уроках английского языка:

45% - чтение и перевод текстов

22% - участие в сценках и спектаклях на английском языке

11% - общение по-английски

11% - аудирование

11% - разгадывание ребусов

 

Отношение к заданиям:

56% - если интересные, то с удовольствием выполняют

22% - без особого желания, но из чувства ответственности

11% - выполняет все задания с удовольствием и интересом

11% - все равно

 

Основные трудности:

65% - грамматика

22% - перевод

22% - аудирование

11% - запоминание новых слов

 

Реакция на трудности:

44% - списывают

34% - обращаются за помощью к учителю, родителям, одноклассникам

22% - преодолевают трудности самостоятельно

 

Вывод: анкетирование показало, что в 6 «А» классе присутствует интерес и положительная мотивация к изучению английского языка, интерес к разным видам деятельности и желание творчески работать на уроке. Однако они неустойчивые и требуют стимула и поддержки.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Текст

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Текст

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА

САМОРАЗВИТИЯ  СУБЪЕКТА

 

 

Выпускная квалификационная работа

по педагогике студентки 5 “И” курса

Родиной Марии Вячеславовны 

                            

Специальность 050303 Иностранный язык

       

Научный руководитель - Севостьянова Л. И.

Рецензент – Романова Г.В.

 

Дата защиты _____________             

Оценка _________                           

                                                                         

 

 

ТАМБОВ, 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Педагогическая поддержка в свете современных концепций ………… 6     

1.1. Понятие и проблемы саморазвития субъекта ………………………..  6

1.2. Сущность педагогической поддержки ………………..……………… 8

1.3. Условия эффективности педагогической поддержки .….……………10

2. Технология педагогической поддержки ………………..….…………... 17

2.1 Действия учителя  и их последовательность при оказании

педагогической  поддержки ребенку  …………………………………. 17 

2.2. Взаимодействие проблемного поля и педагогической поддержки 

  в саморазвитии субъекта   ……………………………. .……………… 22

2.3. Роль творческого рабочего самочувствия и оптимизма учителя в педагогической поддержке …………………………………………... 26

2.4.Специфика педагогической поддержки младших школьников ……… 31

3. Практическое исследование. Анализ опыта оказания педагогической поддержки в реальном педагогическом процессе ……………………  38

3.1.Педагогическая поддержка в опыте работы В.А. Сухомлинского …. 38

3.2.Педагогическая поддержка с позиции Я. Корчака …………………… 41

3.3. Модель индивидуальной педагогической поддержки

Е.В. Бондаревской    …………………………………………………….. 44

3.4. Апробация технологических приемов педагогической поддержки   учащихся в период преддипломной практики   ……………………… 46

Заключение ………………………………………………………..…………. 61

Литература …………………………………………………………………... 64

Приложение ……………………………………………………………….... 66

 

ВВЕДЕНИЕ

Почему темой нашего исследования стала именно «Педагогическая поддержка саморазвития субъекта»? Причин достаточно.

Во-первых, мы считаем, что вопрос педагогической поддержки является одним из самых сложных и актуальных в педагогике, а в наше время он стоит особенно остро.  В последние годы наблюдается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, осложнение процесса социализации  молодежи. Кризис семейного воспитания и социальные проблемы усугубляют и без того сложную ситуацию.  Учащиеся, как и много лет назад,  неизбежно встают перед необходимостью ответить на «вечные» вопросы, сделать свой нравственный выбор, найти  своё место в изменившемся мире, но не у всех это получается.

Во-вторых, для нас вопрос педагогической поддержки является особенно актуальным ещё и потому, что мы очень озабочены ситуацией, сложившейся во многих  общеобразовательных  учебных заведениях, в т. ч. в нашем городе . Во многих из них, даже в инновационных (знаем это по собственному опыту),  учащиеся испытывают сильный недостаток поддержки со стороны учителей, их сочувствия, помощи и понимания. Настораживает не только нежелание школьников учиться, но и пассивность вообще, чувство ненужности («Учи – не учи – всё равно ничего не выйдет»), неудовлетворённость собой, постоянная внутренняя напряженность и скованность. Ребята жалуются на непонимание со стороны педагогов и одноклассников и моральную усталость. Как результат- они «плывут по течению», часто равнодушны ко всему происходящему. Создаётся впечатление, что в душах большинства подростков живёт постоянный страх и (полагаем, это самое страшное) многие привыкли к нему и сроднились с мыслью о том, что они действительно являются ненужными или неполноценными.

Всё это в значительной степени тормозит развитие ребёнка как личности, а часто даёт обратный результат. Поэтому одна из главных задач педагогов сегодня – строить свои отношения с детьми не на уровне «учитель – ученик», а на уровне «человек – человек».

В-третьих, для решения перечисленных проблем   большую значимость приобретают умения педагога профессионально выстраивать стратегию и тактику педагогической поддержки. Поэтому начинающему педагогу это исследование поможет приобрести необходимые профессиональные знания в сфере взаимодействия с учениками и оказания им педагогической поддержки.

Объектом нашего исследования является саморазвитие субъекта, предметом педагогическая поддержка саморазвития субъекта.

 Цель исследованиявыявить значение и технологию педагогической поддержки саморазвития субъекта, обосновать ее необходимость.

Задачи исследования:

- определить сущность понятий «саморазвитие субъекта» и «педагогическая поддержка»;

- выявить условия, средства и формы организации педагогической поддержки ребенка в процессе его саморазвития;

- проанализировать опыт и позицию известных педагогов по использованию педагогической поддержки в работе с детьми;

- составить рекомендации для начинающих педагогов по организации педагогической поддержки.  

Мы согласны с точкой зрения, что своевременно оказанная ребенку квалифицированная поддержка способствует его успешному и полноценному развитию как личности, помогает ему стать субъектом своей жизни и деятельности. Но как это сделать грамотно? В нашем исследовании мы будем использовать идеи педагогов, которые занимались вопросами педагогической поддержки, среди них: В.А.Сухомлинский, Я. Корчак, авторы современных концепций -  Е. В. Бондаревская, А. Г. Асмолов,  С.В. Кульневич, С.И. Попова и др.

На основе их опыта и наших собственных наблюдений и действий мы планируем составить рекомендации по организации педагогической поддержки саморазвития личности, что и будет являться практическим результатом нашего исследования.

 

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА В  СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Понятие и проблемы саморазвития субъекта

Понятие ’’саморазвитие’’ пришло из гуманистической психологии. В настоящее время оно очень широко употребляется в педагогических исследованиях и пособиях. Но в толковании этого термина есть расхождения. Так, например, по Канту, саморазвитие - ’’культивирование собственных сил’’; для М. Мамардашвили это понятие означало ’’акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое’’. Б. М. Мастеров подчёркивал, что ’’саморазвитие есть творчество, обращённое на  свою личность’’.  Г. Цукерман дает такое определение саморазвитию: ’’Саморазвитие - сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я-самость.  Цели, направления средства этих изменений определяю я сам’’.

В философии саморазвитие рассматривается как та часть самодвижения сложных систем, которая выходит за рамки самопроизвольного, спонтанного их изменения и знаменует собой переход на более высокую ступень организации. Однако по отношению к человеческому развитию саморазвитие можно понимать как самую широкую категорию, включающую любую активность субъекта, которая осуществляется сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и которая ведёт к существенным изменениям психических и физических функций, социальных способностей. Это может быть и целенаправленная деятельность подростка по самоизменению в соответствии с каким-либо образом, идеалом, и активность, обусловленная потребностью разрядки, выхода энергии, и природная любознательность.

Когда ребёнок по своему желанию выбирает занятия в спортивной секции или музыкальной школе, в кружке технического творчества или же дома что-нибудь самостоятельно строит, осваивает, тренирует ум, он, фактически, без принуждения развивает себя сам. Его увлекает сам процесс, или заражает субкультурная молодёжная среда, или же ему просто интересно попробовать свои силы, способности. Такое саморазвитие преследует цель сознательного собирания себя в целостную личность, тем более - индивидуальность.

Итак, ребенок способен быть творцом собственной жизни, строить такие взаимоотношения с людьми, которые способствовали бы его дальнейшему росту и саморазвитию, но оно возможно только за пределами уже достигнутого уровня, поэтому  особое значение приобретает процесс осмысления своей позиции как личности. Это осмысление требует больших усилий со стороны ребенка, не у каждого это получается.

К сожалению, наше традиционное воспитание мало способствует формированию субъектной позиции личности, так как оно построено на «чувстве вины». Дети воспитываются на основе идеала, примера, которому мальчик или девочка должны соответствовать. Но ведь любой ребёнок, как и любой взрослый, в чём-то не дотягивает до идеала: он может быть послушным, но пугливым, может хорошо петь, но не разбираться в математике и т.д. Получается, что любой ребёнок всегда хоть в чём-то, но «плох»,  а   родители,  желая   ему   добра,   напоминают,   что  он  неидеален:

по-другому  они  не   умеют,   поскольку   их   самих    воспитывали   так же.

С.И. Попова, анализируя эту ситуацию [12], указывает, что в ребёнке накапливается напряжение, потому что  для ребёнка, воспитанного на идеале, невыносимо ощущение «я плохой». Он начинает желать наказания и прощения, а когда получает прощение, чувствует облегчение. Человеком, которому постоянно внушают чувство вины, очень легко управлять. Но сегодня социальная ситуация в стране изменилась и воспитывать следует иначе, поэтому цепочка  «плохое настроение →  чувство вины → наказание → прощение → хорошее настроение»  не может сформировать ответственную самостоятельную личность.

Однако   сегодня,    как  утверждают   специалисты,  еще очень многие

строят свою жизнь на чувстве вины, как на фундаменте. Это социально опас-

но, т. к. люди, постоянно находящиеся в состоянии напряжения, затем сами сеют среди других всякие конфликты, неудачи, разочарование и недовольство. Обиду здесь следует рассматривать  как инфантильную реакцию на окружение; её источник - в глубоком детстве. Когда случается что-то плохое, человек, вместо того, чтобы проанализировать ситуацию по - взрослому, ищет кого-нибудь, кто бы простил его, чтоб вновь ощутить себя «хорошим». Но освобождение от чувства вины - дело сугубо индивидуальное; никто этого не сделает за самого человека. Отрицательный  опыт - всего лишь сигнал, что нужно что-то переосмыслить и изменить в своей жизнедеятельности. Это начало нового этапа развития, формирования настоящей, зрелой нравственности. Сегодня же дети, как считают специалисты,  часто  закрыты, потому что боятся «чувства вины». А это препятствует их личностному росту и саморазвитию, блокирует мыслительные процессы, тормозит свободу и самостоятельность. Решить данную  проблему можно с помощью  своевременной педагогической поддержки растущему человеку.   

   

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.