Роль творческого рабочего самочувствия и оптимизма учителя в   педагогической поддержке.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самочувствие педагога на уроке – 50% производительности его труда. Очень многое на уроке зависит именно от душевного состояния учителя: в настроении ли он или «всё из рук валится». Урок может быть прекрасно подготовлен, сам учитель может быть замечательным специалистом, обладающим глубокими разносторонними знаниями, но если нет рабочего творческого настроя, если на уроке «не искрит», «не ладится», то работа остаётся малопродуктивной.

Рабочее творческое самочувствие педагога обеспечивает контакт учителя с детьми, без которого нет подлинного, мотивированного, несущего радость как педагогу, так и учащимся труда.

Что же предполагает творческое рабочее самочувствие учителя?

Во-первых, умение обеспечить духовное единство педагога и ребёнка, делающее их соратниками в педагогическом процессе. Чем внимательней педагог к своим ученикам, тем более активно и заинтересованно они работают.

Во-вторых, учитель всегда действует в ситуации «здесь и сейчас», не создавая в мыслях счастливых благополучных иллюзий своей работы, но, ориентируясь в реальных обстоятельствах, принимает меры в соответствии с ними.

Следовательно, рабочее самочувствие педагога – особое творческое состояние, основа которого – равновесие, исключающее всякую нервозность, непродуманность, медлительность и т.п.

Первый элемент творческого рабочего самочувствия – сосредоточенность учителя на ведущей задаче урока. Это концентрирует его разум, влияет на чувства, мысли, возбуждает творческую энергию.

Но осознанность цели и задач урока – ещё не всё. Элементом подлинного педагогического творчества является ориентированность учителя на так называемую «сверхзадачу», под которой понимается средняя и дальняя перспектива обучения. Педагог пришёл в класс не для того, чтобы, скажем, «выложиться» на уроке во имя усвоения детьми грамматического времени Past Perfect Tense (Прошедшее совершенное время). Задача данного урока – лишь одно из звеньев в длительном и сложном процессе овладения красивой и богатой английской речью; надо не только научить ребят правильно употреблять эту временную форму в процессе выполнения упражнений, но и использовать ее для выражения своих собственных мыслей, чувств, для описания действительности. Следует помочь детям осознать: сделан ещё один важный и сложный шаг в их развитии, и сделан успешно… Эти перспективы и будут «сверхзадачами» конкретных уроков по изучению Past Perfect.

Когда педагоги забывают о «сверхзадаче» урока, то их творческое состояние нарушается, что приводит к отрицательным результатам. Чтобы это проиллюстрировать, давайте обратимся к примеру.

На уроке английского в 9 классе мальчик из категории «трудных» не перевёл небольшой текст, насыщенный случаями употребления Sequence Of Tenses , т.е. согласования времён. Причём для него педагог специально объяснил задание накануне. Рассердившись, учитель в весьма мрачных тонах охарактеризовал поступок мальчика перед классом, дал задание всем делать самостоятельную работу, а провинившемуся – переводить злополучный текст. Через 15 минут «виновный» сделал перевод, объяснив все случаи употребления согласования времён. Казалось бы, педагог добился своего: все ученики, в том числе «трудный», поняли грамматическое правило. Но...

Этот урок на самом деле скорее обеднил, нежели обогатил детей, которые, став свидетелями таких действий педагога, разволновались и выполняли самостоятельную работу без интереса, а значит, с меньшей продуктивностью. Мальчик, получивший «нагоняй», хотя и выполнил задание, но если раньше у него оставался еще интерес к английскому языку, не позволявший ему окончательно отстать от других, то после этого он буквально возненавидел и согласование времён, и английский язык, и педагога, его преподающего. И всё из-за того, что раздражённое состояние педагога «закрыло» их друг от друга и привело к ещё большей потере интереса у мальчика к английскому языку. Учитель не поддержал ребенка в этот сложный момент и не повлиял на его успешное саморазвитие, а, напротив, спровоцировал движение назад…  [20]

Ещё один элемент творческого рабочего самочувствия учителя – видение им всех своих учеников и каждого в отдельности. Педагог всматривается в лица, словно в экран, на котором пульсируют мысли, чувства, переживания каждого ребёнка. Вот дрогнули ресницы у одного – он уже всё понял и его догадка обгоняет слова педагога. «Да? Разве это так?»- задумчиво поднял брови второй; доверчиво смотрит третий – этот всё запомнит и выучит; у четвёртого глаза горят вдохновением и живым интересом; пятый, как всегда, безразличен, наверно, ему придётся объяснить ещё раз…

Это видение помогает педагогу координировать темп и ритм работы на уроке, а главное – глубже узнавать своих детей, их духовный мир, таланты, возможности, индивидуальные особенности, чтобы находить контакт с детьми и в этой связи оказывать  своим воспитанникам тонкую, чуткую, квалифицированную поддержку.

С рабочим творческим самочувствием теснейшим образом связан оптимизм педагога, проявляющийся в реальном восприятии действительности, жизнерадостности, в человеколюбии, в безбоязненном отношении к трудностям, в вере в будущее. Привить эту особенность подрастающему поколению – одна из важнейших задач учителя.

Оптимизм – источник положительных эмоций, которые на самом деле далеки от примитивных представлений о бессмысленной радости, бездумном веселье и просто беспечности. Сочувствие, удивление, радость, справедливое негодование – вот краски положительных эмоций, являющихся мощными стимулами саморазвития ребёнка и потому столь важных при оказании ему поддержки…

Но оптимизм не может возникнуть сам по себе – над его формированием в себе педагог обязан работать. Это очень важно, т. к. от педагогического оптимизма в значительной степени зависит сам настрой детей, их успеваемость, удачи и неудачи в деятельности. Об этом свидетельствуют многочисленные данные анкет и опросов, согласно которым, на учащихся огромное влияние оказывает состояние учителя. Ребята говорят, что, когда педагог в хорошем настроении верит в них, они «чувствуют себя свободно», «легче переносят неудачи», «верят в успех».

Но, увы, не менее магической силой обладает и плохое настроение педагога. Дети жалуются, что «забывают, что знали», «чувство страха сковывает». И чаще всего звучит именно «боюсь, страшно!». Страх детей и их скованность – вот главное следствие плохого настроения учителя! Вспомним, что ещё К. Д. Ушинский называл страх ребёнка самым несчастным его состоянием и самым уродливым и отвратительным чувством…

Тот же опрос показал, что на уроке больше всего мобилизует силы и поддерживает юмор учителя. Учащиеся утверждают, что он помогает им легче воспринимать сложный материал и даёт возможность работать в атмосфере бодрости. Однако  среди педагогов лишь единицы одобрили юмор и шутку. И это о многом говорящее расхождение. Не в нём ли причина скуки на уроках, утомляющей и выматывающей силы детей, скуки, отбивающей желание учиться и делающей сам учебный процесс лично незначимым? [7]

Всё это прекрасно понимал великий А. С. Макаренко. Он подвергал беспощадной критике мрачных, безликих, равнодушных педагогов, которых, к сожалению, можно встретить и в наши дни. Они постоянно недовольны тем, что им приходится «возиться» с детьми, что с ними «невозможно работать», т. к. они «ничего не учат» и всегда «самые слабые». Озабоченность и подавленность таких учителей любое воспитательное дело способны свести на нет. Около таких воспитателей дети «гаснут», а вернее, их нет возле них, они избегают общения с такими наставниками, не раскрывают им себя. С педагогами  такого типа и  «воевал» А.С. Макаренко, считая мажорный тон единственно нормальным в детском коллективе, т.к. именно в нём видел педагог проявление внутреннего спокойствия и уверенности в своих силах. [8] И этот мажор должен проявляться не в исключительных моментах и ситуациях, а в повседневной работе с детьми. Необходимо создавать атмосферу дружелюбия, раскрепощённости и юмора.

Но и здесь нужна мера. Древнее изречение гласит: «Юмор – это мудрость». Мудрость и ещё, наверное, способность не забывать, каким сам педагог был в детстве…

Педагог и ребёнок стояли в коридоре, оба очень расстроенные: семиклассник-подросток – своим плохим поведением, педагог – несдержанностью в разговоре с ребенком. «Тинейджер» что-то сердито и невнятно пробормотал. Педагог, не расслышав, попросил его повторить. И в ответ услышал упрёк – упрёк в том, что «вы, взрослые, забыли, какими были в детстве». А когда учитель спросил, каким, по мнению мальчика, был тогда он, педагог, ребенок ответил: «невыносимым!»

Слова мальчика заставили педагога вспомнить свои школьные проделки и задуматься…

Учитель не должен забывать, что и сам – родом из Детства, чтобы не стать отрешённым от того, что волнует, тревожит, занимает его воспитанников, смотрящим на них как бы «сверху», говорящим о высоких идеалах и ценностях, но не умеющим откликнуться на реальную проблему ребенка и помочь ему в данный конкретный момент, «здесь и сейчас»… [19]

Но особенно важен оптимизм и юмор учителя для детей младшего школьного возраста, т.к. именно в это время закладываются основы сознательного поведения и деятельности. На данном этапе деятельность учителя носит специфический характер. Ей будет посвящен следующий вопрос нашего исследования.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.