Взаимосвязь проблемного поля и педагогической поддержки саморазвития субъекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одной из моделей, позволяющей иначе взглянуть и осознать человеку своё состояние как динамический момент его жизни, а затем направить энергию в конструктивное русло, является технология перевода проблемы в ситуацию развития, позволяющая личности управлять своим состоянием, занять субъектную ответственную позицию, а в итоге преодолеть себя. Это, конечно, требует усилий от личности, и поэтому, с одной стороны, можно переключиться и проигнорировать, сделать вид, что проблемы не существует, но, с другой стороны, рано или поздно она заявит о себе, поэтому решать её придётся.

Проблемная ситуация, состояние напряжения обеспечивают «богатейший материал» для саморазвития человека и развития ситуации. Перед растущей личностью встают различные препятствия. Препятствие – помеха и трудность, задержка и затруднение, преграда и остановка, вопрос и сомнение, негативное состояние; иными словами это то, что отдаляет личность от достижения желаемого результата.

Препятствия делятся на:

1. Субъективные (личностные) – «Я»-препятствия: отсутствие ориентации, трудность, проблема.

Отсутствие ориентации связано с недостаточностью у личности первичной информации для самостоятельного действия. Потеря или отсутствие информации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на него. В системе педагогической поддержки ориентировать – значит отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и тем самым способствовать и помогать дальнейшему самодвижению личности;

Препятствие-трудность – некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, т.к. имеет необходимые задатки, силы, способности, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил, т.е. это требует дополнительного труда от личности. Поддержка здесь осуществляется путём оказания помощи в мотивации и самоорганизации.

Препятствие-проблема – переживаемый личностью недостаток физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, умений, способов деятельности для достижения нужного результата.

Её невозможно устранить имеющимися у школьника средствами, либо они выбраны не верно. Для решения проблемы используются новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлечение других или отказ от принципиально нерешаемых проблем.

2. Объективные (социальные) «ОНИ»-препятствия:

- социальная среда – учителя, администрация – как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля отношений к ученикам;

- друзья, группы сверстников;

- семья;

- социокультурная атмосфера региона и т.д.

3. Материальные препятствия:

- нехватка учебных помещений;

- трудное финансовое положение семьи;

Но всё-таки самой трудной группой препятствий являются «Я»-препятствия, т.к. связаны непосредственно с личностью, её ростом, потенциалом, внутренним миром.  Здесь очень сложная обратная связь между чувствами, которые испытывает человек, и способностью встретиться лицом к лицу с содержанием этого чувства.

Следующая проблема – неспособность сознания различать разные пространства: объективное и субъективное. С одной стороны, это показатель отождествления своего «Я» с позициями, мнениями других, их ценностями, социальными нормами, окружающими предметами, а с другой стороны, это говорит о том, что человек не в состоянии вычленить и осознать, что зависит от него самого, а что – от других или от ситуации. [12]

Затрудняет восприятие проблемы и представление о том, что в конфликте субъект должен обязательно соблюдать морально-этические нормы взаимодействия и коммуникации, т.е. формы. Но ведь в проблемной ситуации происходит «взрыв» эмоций и выплеск конфликтного содержания.

Ещё один момент – наличие страха у субъекта перед эмоционально-психологическим, интеллектуальным и других видов давлением, которое сопровождается психическими «ударами» и разрушительной для психики энергетикой. Именно страх не позволяет субъекту «приблизиться к себе».

Для саморазвития знание своих слабых мест, границ восприятия – первый шаг к тому, чтобы человек мог самостоятельно и последовательно работать над собой. И здесь выбор должен быть осознанным, за него должен отвечать сам человек: защищаться и нападать (что и происходит в большинстве случаев) или направить своё внимание и энергию на выявление слабых сторон и на саморазвитие, т.е. перевести проблему в конструктивное русло. [12]

Саморазвитие невозможно без самопознания и боли, которая, следовательно, в этом случае является обратной связью, одним из индикаторов, который показывает, что именно здесь и может быть обнаружена граница. Уход от боли – уход от границ познания и развития самого субъекта.

В повседневной жизни многие не замечают, как и когда причиняют боль окружающим и близким. Однако, когда человеку самому сделают больно, это долго влияет на его самочувствие и психическое состояние. Человек оказывается в стрессовом, а то и в дистрессовом состоянии, которое даёт фальшивую, искажённую картину реальности. Чем глубже неблагоприятное состояние, тем больше времени необходимо для восстановления равновесия и нормального самочувствия. [17]

Пример: в школе математической направленности у педагога сложились напряжённые отношения с учащимися, так как учитель, преподавая математику, материал почти не объяснял; на протяжении многих уроков дети занимались простым переписыванием параграфов. У доски работали только сильные. Многие не делали домашнего задания, т.к. не понимали его, а спрашивать боялись. Когда учащиеся осмеливались поднять руку и задать вопрос, то учитель кричала: «Бездарные! Вы ничего не понимаете!». Подобное учащимся приходилось выслушивать не один раз; поэтому они постоянно жили в напряжении и страхе. Обида, боль, раздражение всё накапливались; внимание, память, восприятие и другие процессы были все заблокированы дистрессами. Они резко тормозили развитие учащихся, словно тянули их назад и не давали идти дальше. Наконец, они стали пропускать занятия, т.е. начали избегать ситуаций, в которые мог включиться дистресс. По большому счёту, многие из нас тоже пытаются «оберегать себя» и избегать таких ситуаций, т.е. не разрешать дистрессы, в то время как их «разрядка» очень важна, поскольку тогда человек перестаёт испытывать боль. Большинство ошибок люди совершают, будучи огорчёнными. Если же они мыслят ясно, то их трудно обидеть и вывести из строя. Именно чувства ведут к дистрессовому поведению, основанному на стереотипах. Чаще всего стереотипными реакциями в сложных ситуациях являются реакции защиты или нападения, когда человек ищет оправдание своему состоянию и своим действиям. Иногда он так силён в своих оправданиях, что это не позволяет ему развиваться и выходить на новый уровень в своём самосознании, поведении и деятельности.

Важно, чтобы человек работал со своим сознанием и критически переосмысливал ситуацию и себя в ней, чтобы переходил на новые ступени сознания.

Известно, что чем человек сознательнее относится к себе, к своему «Я», чем больше он открыт самому себе и осознаёт отрицательные психические явления и свои границы, тем труднее ему нанести удар. «Ударить» его можно, а вот навредить – нельзя. Он честно признаёт слабые места, и у него нет необходимости их защиты, а есть возможность их усиления. Поэтому тот, кто развивается, обычно старается использовать «удары», осознавая свои границы и повышая восприимчивость к миру. Если же человек не восприимчив и не реагирует на изменение вокруг себя, то он останавливается. Вот почему состояние боли даже необходимо для дальнейшего роста, только работать с ним надо умело. В идеале человек должен быть даже благодарен тому, кто указал ему на ту или иную болевую точку, вызвавшую это состояние, т.к. именно в этот момент он соприкасается со своей границей, именно тогда он соответствует себе и усиливает себя, проявляясь в этом в качестве субъекта, себя преобразующего.

Главное – сохранить в проблемной ситуации самую ценную функцию – функцию сознания, восприятия проблемы с позиций реального и потенциального отношения, оставаясь открытым, в первую очередь, самому себе.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.