Логистика поставок
Понятие “логистика” за последние десятилетия претерпевало значительные изменения. Сравнительно недавно им оперировали в основном военные, подразумевая науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск[27]. К 1980 г. ситуация изменилась: “хозяйственное управление потребовало освоения и применения методов физического распределения или коммерческой логистики”[28]. Понятия логистики и логистического управления наполняются многообразным содержанием и проникают в различные сферы. Влияют на это широкое применение современных вычислительной и информационной техники и технологий, новейших методов расчётов, а также развитие взаимодействия элементов производственной инфраструктуры и интенсивных методов хозяйствования.
Логистика сегодня - междисциплинарная область общественных знаний, органически связанная с другими дисциплинами экономического профиля[29], - развивается на стыках и в сопряжении различных отраслей. Она использует понятия и категории экономики промышленности, материально-технического обеспечения, транспорта и торговли и решает практические задачи на всём пути следования материальных ресурсов от мест добычи или производства до конечного потребителя и уже практически нет ни одной крупной компании, не имеющей в своей структуре подразделения логистики. Под логистикой понимается планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специальных целей[30].
Логистика рассматривается как часть процесса управления цепями поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока запасов продукции, сервиса и связанной с ними информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителя.[31] Выделяют следующие области логистики:[32]
- логистику в сфере товарообращения, связанную с товародвижением, или область логистики товародвижения либо макрологистику;
- производственную, промышленную или, правильней сказать, внутрипроизводственную логистику либо микрологистику;
- транспортную логистику, связанную с расчётами и информацией, присущими собственно транспортной отрасли.
Многочисленными исследованиями[33] отечественных[34] и зарубежных[35] учёных доказано, что логистика это интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. В передовых фирмах функциональные области логистики - снабжение, поддержка производства, дистрибьюция, а также традиционно выполняемые в этих сферах бизнеса логистические функции: транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, переработка грузов, упаковка интегрируются на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему.[36] Внедрение в практику бизнеса методов интегрированного логистического менеджмента позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.
Как отмечает Porter M. E.,[37] сам термин - “интегрированная логистика” возник в 1980 гг. и приобрёл широкую популярность в 1990 гг., и поясняет, что система интегрированной логистики обеспечивает продвижение продукции через непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара и услуг в необходимое время, в надлежащем количестве и форме. Добавочная стоимость означает, что каждая сторона логистической системы (ЛС) включает действия по увеличению стоимости товаров и/или услуг для тех, кто будет их получать. При этом логистика может интегрировать распределение, производство и снабжение так, чтобы синхронизировать ритмы и потоки.
Наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия управляющего персонала фирмы, её структурных подразделений и логистических партнёров (“три стороны” в логистике) в сквозном управлении основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: “проектирование - закупки - производство - распределение (поставки) - продажи - сервис”. Принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности, минимизацию общих логистических издержек фирмы.
Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационные системы, рекламу, маркетинговые исследования и так далее. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям эффективности логистики как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.
Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы на рынке реализуется межфункциональным и межорганизационным логистическим менеджментом, способных обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнёрами по бизнесу и устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы. Потенциал интегрированной логистики позволяет реализовать целевые установки компании в рамках её миссии, являясь стратегическим фактором повышения конкурентоспособности компании. Суть логистической интеграции состоит в том, чтобы достижения в каждой отдельной функциональной области вносили максимальный вклад в общую “копилку” компетентности фирмы в логистике. Это выдвигает перед менеджерами по логистике трудную задачу преодоления характерного для относительно изолированных функциональных подразделений компании “местнического” мышления. Высшие руководители по логистике, играя роль межфункциональных координаторов, рассматривают функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему менеджмента фирмы. При этом цикл выполнения заказа обеспечивает операционную среду для логистической интеграции[38].
Современная интегрированная логистика предполагает сквозное управление потоками ЛС, проходящими через все её звенья. Однако это вполне согласуется со структурным делением ЛС на функциональные области: логистику снабжения, производства и распределения (поставок), когда деятельность их подчиняется общей (корпоративной) цели всей системы. Такое деление позволяет точнее определять и решать локальные задачи по организации и контролю внутри звеньев и элементов ЛС, поскольку объектами практической логистики могут быть не только потоки, но и единичные трансакции. К тому же, логистическая парадигма реализуется, как правило, в конкретной системе, функционирующей в формализованной реальной среде. При этом центром создания ЛС является производство продукта, а сам процесс формирования ЛС с точки зрения привлечения её участников основан на обеспечении и поддержании жизненного цикла продукта: от замысла до ликвидации.
Интегрированный подход в логистике требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой ЛС в целях её оптимизации. Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень фирмы, так и на платформу бизнеса (В2В “business-to-business” или В2С “business-to-customer”). Важно следующее: при решении проблемы оптимизации управления на микроуровне, в пределах предприятия - “хозяина” логистического процесса, необходимо исходить из условий оптимизации ЛС в целом. Объединение снабжения, производства, распределения (поставок) является единственно возможной перспективой для достижения целей в рамках ЛС и делает возможным получение точной информации о состоянии и местонахождении продукта в любой момент (от выхода у источника сырья до получения его конечным потребителем), о производственном комплексе и обо всей сети поставок. Дополнительные аргументы преимущества интегрированного подхода:
- раздельное рассмотрение и решение вопросов снабжения, управления производством, реализации поставок может привести к функциональным разногласиям и снижению оптимизации системы в целом;
- существуют многочисленные противоречия между экономикой производства и потребностями маркетинга - объединение в систему представляется наиболее адекватным способом их разрешения;
- требования к организации управления и к системе информации имеют единую природу для всех разнообразных типов логистических операций.
Поэтому задача координации состоит в оптимальной увязке на оперативном уровне различных требований, возникающих в ЛС.
Интегрированный подход создаёт реальную возможность объединения функциональных областей логистики при осуществлении координации действий, выполняемых независимыми, но наделёнными общей ответственностью в рамках достижения целевой функции звеньями ЛС (ЗЛС). В ЛС между фирмой и её “тремя сторонами” в логистике: поставщиками, посредниками и потребителями формируется сложная система взаимоотношений, и неизбежно возникают конфликтные ситуации, вызванные следующими основными причинами (факторами):
- различными целями и приоритетами функционирования отдельных ЗЛС;
- разной формой собственности юридически самостоятельных ЗЛС;
- разной мощностью, концентрацией капитала, финансовым положением ЗЛС;
- различными требованиями к составу и величине параметров качества логистического сервиса в ЛС;
- несовпадением мнений по разделению доходов, рисков и ответственности между ЗЛС;
- неоднородностью потребляемых ресурсов;
- наличием перекрёстных логистических функций;
- разной маркетинговой, ценовой (тарифной) политикой ЗЛС;
- наличием разнородных информационных систем и систем документооборота;
- нестыковкой технических характеристик и параметров транспортно-складских инфраструктурных подразделений, технологического оборудования по складированию и переработке грузов, транспортных средств и тому подобное.
В последние годы в России активно внедряется новое направление в бизнесе, являющееся по существу развитием концепции интегрированной логистики, “управление цепями поставок” (УЦП) (Supply Chain Management - SCM). Концепцию/технологию УЦП за рубежом успешно используют как крупнейшие транснациональные корпорации, так и средние и даже малые предприятия бизнеса. SCM-модули, интенсивно продвигаемые системными интеграторами и ведущими мировыми разработчиками корпоративных информационных систем (КИС), такими, например, как SAP AG, Baan, Oracle и многими другими, имеются у большинства поддерживающих ведение бизнеса современных КИС[39].
На современном этапе экономического развития происходит всё большее слияние средств производства, менеджмента и логистики. Современные рынки являются в большинстве случаев рынками клиентов, что ставит перед предприятиями требования ведения бизнеса на принципах, ориентированных на клиента[40].
Это означает необходимость своевременного распознавания потребности клиента, быстрых реакций на их изменения, учёт индивидуализации заказов клиентов и быструю концентрацию необходимых ресурсов для их выполнения. С другой стороны основные тенденции производственного менеджмента состоят в развитии специализации предприятий, выделении ключевых компетенций, сокращении не основных процессов с последующим их приобретении у партнёров по бизнесу (концепция аутосорсинга). Это вызывает значительное увеличение кооперационных связей и сред взаимодействия предприятий на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления. Основа единых информационных каналов с поставщиками и клиентами на всей цепи поставок базируется и стремительно развивается концепция SCM: управления цепями; причины задания; её основное содержание и принципы; анализ основных задач организации и управления ЦП, тенденции развития[41].
SCM - это активная организация и текущая мобилизация цепи создания ценности с повышением конкурентоспособности задействованных в ней контрагентов. Это системный подход к интегрированному планированию и управлению всеми потоками информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя.
Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации бизнес-процессов фирмы с контрагентами в логистике. Модуль SCM присутствует в составе наиболее продвинутых интегрированных КИС, в частности ERP/CSRP класса, гарантируя доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками. Опыт внедрения, показывает, что ERP-системы с SCM-модулем позволяют в 6 раз увеличить скорость прохождения заказа и в 2 раза повысить удовлетворённость клиентов параметрами качества логистического сервиса. Новые информационные технологии в корпоративных ERP-системах применяют концепцию SCM. Они основаны на применении идеологии управления логистическими цепочками поставок в реальном времени управления с использованием услуг спутниковых систем. Спектр возможных приложений SCM-концепции расширяется при вхождении компаний в электронный бизнес. При этом едва ли не решающее значение приобретает система мониторинга, позволяющая достоверно отслеживать параметры интегрированного логистического процесса в цепях поставок продукции[42].
Передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, системы и технологии, что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением товарными и информационными потоками. Среди этих технологий необходимо отметить, прежде всего, “Just-in-time” (Точно в срок), “Door-to-door“ (От двери до двери), “Requirements/resource planning” (Планирование потребностей/ресурсов), “Demand-driven Logistics” (Логистика, ориентированная на спрос), “Time-based Logistics” (Логистика, ориентированная на время).
В России указанные концепции и технологии сейчас поддерживаются КИС. Наилучших результатов в бизнесе добиваются компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия управляющего персонала фирмы, её структурных подразделений и логистических партнёров в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в полной логистической цепи “закупки - производство - распределение (поставки) - продажи - сервис”.
Логистика поставок в её современном виде немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей поставки товаров без интенсивного обмена информацией в реальном времени, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в ЛС. Именно благодаря развитию информационных систем и технологий, обеспечившему возможность автоматизации типовых технологических операций, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высоко конкурентных рынках экономически развитых стран[43].
Наиболее перспективными направлениями внедрения информационных систем и технологий на транспорте и в логистике поставок являются:
- информационная интеграция на транспорте на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального мониторинга цепей (каналов) поставок;
- развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчётов;
- совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в компаниях на основе концепции “электронного обмена данных” - Electronic Data Interchange (EDI)[44];
- формирование сети виртуальных логистических посредников в Internet для обеспечения самоорганизующихся процессов в отношениях между клиентами и поставщиками;
- информационная интеграция производящих товары и логистических обслуживающих компаний с потребителями на платформе технологий Internet-Intranet[45].
На наш взгляд, идеологию внедрения новых современных концепций управления необходимо рассматривать через призму развития интегрального подхода к логистике с учётом специфики российской экономики. Современная логистика - это один из видов деятельности, как частного, так и государственного сектора экономики, вносящих вклад в универсальный процесс создания предприятиями потребительной стоимости. Когда операции логистики в значительной степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетентности, они служат для предприятий источником стратегических преимуществ.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.