Железнодорожный транспорт в перевозке нефтеналивных грузов: традиционные поставки и перевозки прямого смешанного сообщения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сегодня железнодорожная отрасль России - это около 150 тыс. км развёрнутой длины главных путей, среднесписочная численность работников железнодорожного транспорта составила более 1,5 млн. чел., в том числе почти 1,25 млн. чел. - основной деятельности. На сети железных дорог России эксплуатируется около 88 тыс. ед. искусственных сооружений общей протяжённостью более 2,3 млн. пог. м. (При площади территории России - 17,1 млн. км2, густота сети - 5,1 км на 1000 км2). Текущее содержание пути осуществляют более 420 дистанций пути, более 120 механизированных комплексов. В эксплуатируемом парке в 2006 г. ежесуточно содержалось чуть менее 2600 электровозов и 1300 тепловозов, а также более 7000 локомотивов в резерве МПС и 1500 в резерве управлений дорог. Парк грузовых вагонов принадлежности МПС России составляет более 600 тыс. вагонов. Более 180 тыс. грузовых вагонов принадлежат предприятиям других министерств и ведомств, и несколько десятков тысяч вагонов - собственность других государств, эксплуатирующихся на наших железных дорогах. При этом парк грузовых вагонов стареет и уже сегодня железные дороги испытывают дефицит исправных полувагонов и цистерн[57].

Ориентировочная величина показателя уровня полноты удовлетворения спроса на транспортные услуги железных дорог сейчас составляет 0,95-0,96. Так как экономическая эффективность железных дорог во многом зависит от объёма перевозок, то железные дороги быстро себя окупают при больших потоках массовых грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях, и при значительной концентрации грузовых потоков.

Основными преимуществами железнодорожного транспорта являются его надёжность, регулярность, универсальность, возможность массовых перевозок грузов и независимость от времени года, суток и условий погоды. Для железнодорожного транспорта характерны:

· регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

· высокая провозная способность;

· более короткий путь следования грузов, чем на речном и морском транспорте, сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;

· более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом (составляет в среднем в сутки 330 км/ч) и высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков);

· высокая эффективность при перевозке массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами, так как меньше переработки на сортировочных станциях.

Для рынка транспортных услуг характерны жёсткая конкуренция между видами транспорта, борьба за клиента, стремление увеличить объёмы выполняемых перевозок и получить большую прибыль. Вот почему в условиях рыночной экономики для железных дорог особое значение имеет реализация всех возможностей, обеспечивающих экономическую эффективность работы, то есть получение максимальной отдачи при минимуме издержек.

Во всем мире транспортные компании ищут пути привлечения новых и сохранения старых клиентов, повышения качества транспортного и экспедиторского обслуживания, надёжности и безопасности перевозок. В этих целях на железных дорогах ряда европейских стран разработана и внедрена в эксплуатацию система автоматического управления движением поездов SELTRAC, которая наряду с последними достижениями технического прогресса использует новую технологию связи и передачи данных.

Серьёзное развитие в последнее время получила практика осуществления смешанных (интермодальных) перевозок, особенно на большие расстояния, свыше 800 км. При этом экспедиторская компания - оператор перевозки - стремится использовать преимущества разных видов транспорта, и тем самым снизить свои издержки и предложить клиенту - владельцу груза - максимально выгодные условия транспортно-экспедиторского обслуживания.

В России на смешанные перевозки в настоящее время приходится около 1%[58]. Отсюда - необходимость скорейшего развития интермодальной технологии перевозок на отечественных железных дорогах, более тесного взаимодействия различных видов транспорта в целях снижения совокупных издержек. Необходимо отказаться от примата узковедомственных интересов и во главу угла всей деятельности транспортной отрасли поставить интересы клиента - владельца груза. При выработке стратегии получения прибыли транспортным предприятиям надо иметь в виду, что достижение успеха возможно лишь в случае применения принципов маркетингового менеджмента, то есть учёта факторов внешней среды и построения всей деятельности на основе их анализа и изучения.

Основным источником прибыли российских железных дорог являются грузовые перевозки. Поэтому для сохранения и повышения уровня их доходности, увеличения рентабельности работы транспорта и своевременного учёта рыночной среды на дорогах сети в последнее время надо уделять больше внимания проработке экономических вопросов, активно используя средства современного менеджмента, проводить маркетинговые мероприятия, направленные на стабилизацию положения, изыскивать новые источники получения прибыли.

Перевозкой прямого смешанного сообщения является перевозка груза, осуществляемая двумя или более перевозчиками разных видов транспорта на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составляемого на весь путь следования груза.

Поскольку в транспортном процессе прямого смешанного сообщения участвует несколько перевозчиков, то транспортная накладная в этом виде сообщения в отличие от транспортной железнодорожной накладной прямого железнодорожного сообщения содержит по каждому виду транспорта данные: о пути следования груза, скоростях перевозки, характеристике подвижного состава, технических нормах загрузки, календарных штемпелях приёма, передачи от одного вида транспорта другому и выдачи груза и др. Форма этой транспортной накладной утверждается МПС и Минтрансом России. Вместе с накладной следует дорожная ведомость и её копия. Копию оставляют в пункте перевалки для производства взаимных расчётов участвующих перевозчиков. При перевозке грузов с участием трёх видов транспорта дорожную ведомость составляют с двумя копиями.

Водные перевозчики принимают к перевозке массовые грузы, как правило, по одной транспортной накладной, составленной на судовую отправку или на партию груза, перевозимого в адрес одного грузополучателя. Эта накладная является основным перевозочным документом на всем пути следования груза. При передаче груза, перевозимого по судовой накладной с водного на железнодорожный транспорт, порт (пристань) составляют дополнительные повагонные транспортные накладные и дорожные ведомости на каждый вагон, указывая в них грузоотправителя и грузополучателя и сведения о грузе в соответствии с основной судовой накладной. Основная судовая накладная прикладывается к дополнительной транспортной накладной на последний вагон. Дополнительные повагонные транспортные накладные являются документами, по которым учитывается выполнение договора перевозки, оформленного основной судовой накладной.

Не является перевозкой груза прямого смешанного сообщения перевозка по железной дороге или по водному пути в адрес экспедитора, находящегося в пункте перевалки с отметкой в накладной: “Для последующей перевозки водным транспортом” или “Для последующей отправки по железной дороге”. В этих случаях груз перевозится из пункта перевалки по новой накладной, а отметки в первой накладной служат основанием экспедитору о переоформлении накладной для последующей сдачи груза на соответствующий вид транспорта, а также возможного хранения по договору с использованием льготного тарифа для перевозки грузов прямого смешанного сообщения. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются, как правило, транспортом общего пользования. Согласно статье 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в Сборниках правил перевозок и тарифов или в тарифных руководствах соответствующих видов транспорта.

Перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются без участия грузоотправителя и грузополучателя в пунктах перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Поэтому обязанности по передаче грузов с одного вида транспорта на другой возлагаются на перевозчика. Принимая груз и транспортную накладную прямого сметанного сообщения, перевозчик вступает в договор перевозки с грузоотправителем не только от своего имени, но и от имени всех перевозчиков, участвующих в этой перевозке. В связи с осуществлением Программы структурной реорганизации федерального железнодорожного транспорта необходимо учитывать, что в перевозках грузов в прямом смешанном сообщении могут принимать участие наряду с федеральным железнодорожным транспортом и другие виды железнодорожного транспорта, не относящиеся к ведению МПС РФ, на основании положений, установленных для таких перевозок.

От перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, организуемым в соответствии с Уставами и Кодексами отраслей транспорта, нужно отличать перевозки грузов в смешанном сообщении, осуществляемые “оператором в смешанных перевозках” - (ОСП). Согласно Правилам ЮНКТАД/МТП-95 “оператор смешанных перевозок (ОСП)” означает любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки, и подразумевает его ответственность за осуществление указанного договора в качестве перевозчика. Операторами в смешанных перевозках в настоящее время являются специализированные экспедиторские предприятия и судоходные линейные компании.

Операторы оформляют договоры перевозки грузов в смешанном сообщении на бланках проформы коносамента “ФИАТА ФБЛ”, а судоходные линейные компании - на бланках проформы коносамента “БИМКО-КОМБИДОК” или на бланках морской накладной для комбинированных перевозок - “КОМБИКОНВЭЙ-БИЛЛ”. По накладной международной дорожной перевозки груза КДПГ/ЦМР груз может перевозиться в смешанном сообщении, если он не снимается или не выгружается с автомобиля и автотрейлера в ходе перевозки последних морским, речным и железнодорожным транспортом (Контрейлерная перевозка).

При осуществлении перевозки груза в смешанном сообщении оператор отправляет груз в пункт перевалки в адрес своего представителя, который затем организует отправку груза из пункта перевалки по новому перевозочному документу, составленному этим представителем. По существу экспедитор-оператор выступает перед перевозчиками в качестве грузовладельца.

Согласно статье 788 ГК РФ порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключёнными в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Заключая между собой соглашения по организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, транспортные организации руководствуются статьями главы IV ТУЖД “Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении” и положениями гражданского законодательства о заключении договоров. Основными нормативными актами, регулирующими перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в настоящее время, являются уставы различных видов транспорта.

Нормы разделов транспортных уставов и кодексов, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, в основном идентичны. Вместе с тем следует отметить, что транспортные уставы не регулируют целый ряд вопросов, имеющих существенное значение при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении. Например, в них недостаточно внимания уделено вопросам перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, недостаточно полно урегулирован вопрос о перевозках массовых грузов, тарно-упаковочных и штучных грузов. Все это отражено в основном подзаконном акте о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - “Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении”, регулирующих подробно отношения железной дороги, речного и морского перевозчиков при перевозках грузов в этом виде сообщения.

Эти “Правила” содержат положения: по планированию и организации перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; о порядке приёма грузов к перевозке и выполнения перевалочных операций; оформлении перевалки массовых навалочных и насыпных грузов, а также массовых однородных тарно-штучных грузов; об особенностях перевозок по судовым и повагонным транспортным накладным; об условиях перевозки грузов в универсальных контейнерах; об установлении ответственности по перевозкам и порядке расчетов за перевозки.

Кроме разрабатываемого в настоящее время федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, транспортных кодексов, уставов и правил, регулирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется в соответствии с государственными стандартами, а также инструктивными указаниями Госарбитража СССР в части, не противоречащей действующему законодательству РФ. Например, при применении части 3 статьи 69 ТУЖД продолжает действовать инструктивное указание Госарбитража СССР от 30.07.1976 г. № И-1-23 “О практике разрешения споров, возникающих при перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении», в соответствии с которым следует руководствоваться нормами ТУЖД, если иск предъявлен к железной дороге, нормами Устава внутреннего водного транспорта, если иск предъявлен к речному пароходству, нормами Кодекса торгового мореплавания, если иск предъявлен к морскому пароходству.

Государственными стандартами регламентируется использование при перевозках видов транспортных средств (крытых или открытых), а также применение маркировки и упаковки грузов. Выбор стандарта определяется принципом максимального требования, предъявляемого к упаковке на конкретном виде транспорта - участника смешанного сообщения.

Грузы в прямом смешанном сообщении могут перевозиться между пунктами, имеющими возможность принимать к перевозке и выдавать их грузополучателям в этом виде сообщения. На речном и морском транспорте эти операции выполняют только пункты, включенные в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение (с момента извещения об этом с последующим обязательным опубликованием в Сборниках правил перевозок и тарифов). На железнодорожном транспорте практически никакого ограничения в перевозках в прямом смешанном сообщении не установлено. В прямое смешанное сообщение автоматически включаются все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам. Поэтому каждая такая станция, может принимать грузы в прямом смешанном сообщении, и уполномоченные работники этих станций обязаны знать все условия перевозок грузов в этом виде сообщения. Перечень портов и пристаней, включённых в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, а также пунктов перевалки грузов с водного на железнодорожный транспорт и обратно публикуется в виде дополнений к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и к Тарифному руководству № 4 железнодорожного транспорта.

Завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты выполняется в рамках экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей по договорам транспортной экспедиции, а оформляемый при этом договор автомобильной перевозки имеет локальный характер.

Порядок организации на территории России централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей установлен в Правилах централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями. В вышеназванных Правилах приведены примерные договоры, в которых установлены перечень услуг и взаимоотношения экспедиторов, предприятий железнодорожного и автотранспорта, грузоотправителей и грузополучателей. Однако приведенный порядок не носит обязательный характер, то есть завоз (вывоз) грузов на железнодорожные станции, порты может осуществляться самими станциями, портами при использовании ими собственного автомобильного транспорта.

Транспортные уставы и кодексы ограничивают перечень грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении. Не принимаются к перевозке в этом виде сообщения грузы, транспортируемые наливом из-за трудоёмкости их перегрузки с одного вида транспорта на другой[59].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.