Правовые основы различных транспортных логистических операций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенность правового регулирования доставки товаров в международной торговле заключается в том, что основные вопросы решаются в международных соглашениях и конвенциях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия транспортировки и другие условия, связанные с транспортировкой товаров.

При отсутствии однообразных международных правовых норм обращаются к нормам национального законодательства. Россия является участником многих международных соглашений и конвенций, следовательно, при осуществлении экспортно-импортных операций во внешнеэкономической деятельности участники должны руководствоваться положениями норм международных конвенций, которые носят обязательный характер.

Основные международные договоры и конвенции, регулирующие вопросы транспортной логистики. Договоров и конвенций, касающихся международных перевозок и других вопросов транспортной логистики, достаточно большое количество. Вкратце рассмотрим только те из них, которые, во-первых, носят коммерческо-организационный характер, во-вторых, касаются выполнения грузовых экспортно-импортных перевозок российскими внешнеэкономическими организациями и компаниями (таблица 1.1.1).

Международное регулирование автомобильных перевозок. Существует около 40 международных организаций, занимающихся вопросами автомобильного транспорта. Наиболее известными из них являются Комитет по внутреннему транспорту (КВТ) европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). В деятельности КВТ нашли отражение вопросы, без решения которых невозможно было бы организовать международное автомобильное движение и перевозки грузов и пассажиров. На основе нормативных документов, разработанных КВТ, заключены многие двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении, перевозках грузов и пассажиров.

 

Таблица 1.1.1

Основные документы и организации, осуществляющие законодательное регулирование транспортного обеспечения

Виды транспорта Документы Организации
а/м ■ Конвенция о договоре международной перевозки грузов (в СССР с 2.07.1967 г.) ■ Договор перевозки - автодорожная накладная CMR ■ КВТ ЕЭК ООН ■ МСАТ ■ на территории России вопросами автомобильных перевозок занимается АСМАП РФ
ж/д ■ Конвенция о международных железнодорожных перевозках. Оформление единым документом - накладной CIM ■ Соглашение о международном ж/д грузовом сообщении (бывшие страны-участницы СЭВ). Документ перевозки - ж/д накладная СМГС ■ Международный комитет ж/д транспорта ■ в России перевозку и контроль над железнодорожным транспортом осуществляет естественная монополия - ОАО “Российские железные дороги” (РЖД)
водный ■ Гаагские правила ■ Конвенция ООН о морской перевозке грузов: - для линейного судоходства документами перевозки являются: линейные коносаменты, букингноты, берсноты, морские накладные - для трампового*: чартер-партии ■ Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью ■ Конвенция о режиме судоходства на Дунае ■ Кодекс торгового мореплавания РФ   ■ ООН ■ Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (для речного транспорта)
воздушный ■ Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок (Варшавская конвенция) ■ Гвадалахарская конвенция ■ Гаагский протокол, Гватемальский протокол, Монреальские правила ■ Воздушный кодекс РФ ■ основные документы - авиационная накладная и грузовой манифест ■ ИАТА ■ Международная межправительственная организация по гражданской авиации
трубопроводный ■ Договор к Энергетической Хартии ■ Устав СНГ ■ ФЗ РФ “О магистральном трубопроводном транспорте” ■ Постановление ФЭК РФ № 43\2 от 30.10.98 г. о методике расчёта тарифов на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти в системе магистральных нефтепроводов РФ ■ ЕС ■ ВТО ■ на территории РФ контроль и транспортировку по трубопроводам осуществляют естественные монополии: нефти - ОАО АК “Транснефть”, продуктов переработки - ОАО АК ”Транснефтепродукт”

 

* рейсового (от англ. tramp - бродяга)

В МСАТ, основанного в 1948 г. по инициативе европейских автомобильных и автотранспортных ассоциаций, входят более 150 ассоциаций и союзов из 45 стран, включая АСМАП (Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков РФ).

КВТ ЕЭК при участии МСАТ разработал несколько важнейших конвенций, касающихся международного дорожного движения автотранспорта: “Конвенцию о договоре дорожной перевозки грузов” (КДПГ) (1956 г.); Конвенцию о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (1973 г.); Европейское соглашение о международных автомагистралях (1975 г.); Конвенцию о налоговом обложении дорожных транспортных средств, используемых для международных перевозок грузов (1950 г.), Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (1957 г.), Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки Международной дорожной перевозки (МДП) (Конвенция TIR) - (1975 г.).

Для организации и осуществления российских внешнеторговых перевозок, осуществляемых автотранспортом, наиболее важными являются КДПГ и Конвенция TIR. По КДПГ осуществляются автомобильные перевозки грузов в европейских странах, включая Россию и многие страны СНГ. Конвенция была заключена в Женеве в 1956 г. (вступила в СССР в силу в 1983 г.). Конвенция применяется ко всякому договору об автомобильной перевозке грузов, когда место отправления и место доставки находятся на территории двух разных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции.

Правовой основой осуществления международных автомобильных перевозок служат также двусторонние правительственные соглашения, межправительственные соглашения о международной автомобильной перевозке, в соответствии с которыми взаимно признаются национальные или международные водительские права и национальные документы на автотранспорт. Российская Федерация имеет подобного рода межправительственные соглашения практически со всеми странами Западной Европы, некоторыми азиатскими и африканскими странами.

Международное регулирование в области железнодорожного транспорта. Старейшей организацией в области международных железнодорожных перевозок является созданный в 1922 г. “Международный союз железных дорог” (МСЖД). Цель союза - улучшение условий строительства и функционирования железнодорожного транспорта в международном и внутреннем сообщении стран-участниц. Союз имеет статус ведомства ООН.

Важной конвенцией, регламентирующей коммерческо-организационные вопросы осуществления международных железнодорожных перевозок, является Международная конвенция по перевозкам грузов по железным дорогам, заключенная в Берне (Швейцария) в 1890 г. В 1980 г. вышла новая редакция этой Конвенции, получившая название “Конвенция о международных железнодорожных перевозках” (КОТИФ). Участниками этой Конвенции являются практически все Европейские страны и ряд стран Азии и Африки. РФ не входит в члены Конвенции, хотя вопрос о членстве России рассматривается.

Важным международным правовым документом в области железнодорожных перевозок является также Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

Международное регулирование на морском транспорте. Морской транспорт - наиболее регулируемый в международных экономических отношениях вид транспорта. Международная практика регулирования морского судоходства насчитывает более 100 лет.

Основными соглашениями в области международных морских перевозок, носящих коммерческо-организационный характер, являются Конвенция по морскому праву (1922 г.), “Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте” (Гаагские правила); Конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978 г.). Гамбургские правила (1992 г.) содержат определение морского перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, самого груза, договора морской перевозки, ответственности и предела ответственности сторон в договоре перевозки, порядка предъявления и рассмотрения исков и претензий. Хотя Россия не является участницей этой Конвенции, тем не менее, многие её условия нашли своё отражение в Кодексе торгового мореплавания, принятого Государственной думой в 1999 г.

Международное регулирование речных перевозок. Важнейшим соглашением в области организации и осуществления международных речных перевозок, имеющим существенное значение для России, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае, участником которой является Россия. На её основе создана Дунайская комиссия как орган международного сотрудничества. Дунайская комиссия приняла Основные положения плавания по Дунаю, создала Единую систему навигационной путевой обстановки, Правила речного надзора, унифицировала судовые документы. Коммерческо-правовое регулирование перевозок грузов по Дунаю осуществляется на основе трёх Братиславских соглашений:

1)Соглашения об общих условиях перевозки грузов (регламентируются порядок предъявления груза к перевозке и его оформление, условия выдачи груза, порядок расчётов за перевозку, ответственность);

2)Соглашения о единых тарифах;

3)Соглашения о буксировке в оказании помощи при авариях и агентировании.

Унификацией правил перевозок по внутренним водным путям Европы занимается Комитет по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Комитет разрабатывает правила плавания по внутренним водным путям, средства сигнализации и связи, шкалы осадок, грузовые марки, правовые вопросы внутреннего судоходства, рассматривает проблемы загрязнения среды и другие вопросы.

Международное регулирование воздушных перевозок. Наиболее авторитетной и представительной организацией в области авиатранспорта является Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированный орган, объединяющий более 150 государств. Организация была создана на основе Чикагской конвенции 1947 г., регламентирующей использование воздушного пространства в транспортных целях.

С целью содействия развитию безопасного регулярного и экономически выгодного воздушного транспорта, поощрения коммерческой деятельности авиапредприятий, поддержки мероприятий, направленных на улучшение экономических результатов их деятельности, в 1945 г. была создана международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) - международная межправительственная организация, членами которой являются 127 авиакомпаний из 86 государств. Российские авиакомпании членами ИАТА не являются. ИАТА занимается вопросами деятельности авиапредприятий и рекомендациями по уровню, построению и правилам применения тарифов по авиаперевозкам, утверждает единые правила авиаперевозок, подробно регламентирует порядок пользования льготами и скидками с тарифов, разрабатывает стандарты обслуживания пассажиров. В ИАТА ведётся работа по унификации и стандартизации форм перевозочной документации, коммерческих соглашений.

Основными двусторонними документами, регулирующими международные грузовые авиаперевозки, являются:

- межправительственные соглашения о воздушном сообщении;

- соглашения между авиакомпаниями о воздушном сообщении;

- коммерческие соглашения между авиакомпаниями.

Международное регулирование трубопроводного транспорта. Его международное правовое регулирование осуществляется на уровне ЕС и ВТО. На территории России РФ контроль и транспортировку по трубопроводам осуществляют естественные монополии: нефти ОАО АК “Транснефть”, продуктов её переработки - ОАО АК ”Транснефтепродукт”.

К важным международным правовым документам в этой области относятся Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) 1994 г. и Устав СНГ. ДЭХ - первый в своём роде международный документ, устанавливающий конкретные нормы в конкретной области мировой экономики на такой широкой многосторонней основе. Он декларирует:

- поощрение капиталовложений в энергетику;

·- государственный суверенитет над национальными ресурсами;

- свободу доступа к энергетически рынкам;

- свободу движения капиталов, связанных с инвестированием ТЭК;

- свободу транзита энергоресурсов (рис. 1.1.1).


Рис. 1.1.1. Анализ экономико-правовой базы транзита по ДЭХ[1]

 

Как известно, целью Европейской Энергетической Хартии (1991 г.) провозглашено:[2]

- повышение надёжности энергоснабжения и обеспечение эффективности производства, преобразования, транспорта, распределения и использования энергии для повышения безопасности и минимизации проблем охраны окружающей среды;

- создание экономического сообщества, основанного на взаимодополняемости капитала, технологий западных рынков и природных ресурсов стран Центральной, Восточной Европы и бывшего СССР.

Однако Россия к настоящему времени не принята в ВТО и не подписала ДЭХ. Причины - явное несовпадение интересов.[3] Основными документами, определяющими законодательное регулирование трубопроводного транспортного обеспечения в РФ, являются Постановление ФЭК РФ № 43\2 от 30.10.98 г. о методике расчёта тарифов на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти в системе магистральных нефтепроводов РФ и ФЗ РФ “О магистральном трубопроводном транспорте”.

Правовая основа осуществления транспортных логистических операций в международной и внутренней торговле России. Российское транспортное право не унифицировано в отношении различных видов транспорта. Кроме того, в соответствии с Конституцией России в случае противоречия между национальным и международным правом преимущество имеют нормы международного права. Но это в том случае, если какая-либо международная конвенция или соглашение подписана и ратифицирована Россией.

В соответствии с коллизионным правом России при отсутствии необходимых норм, регулирующих какие-либо вопросы, в том числе и связанные с логистическими операциями, его участники отсылаются к Гражданскому кодексу РФ. В России правовое регулирование транспортной логистики требует приближения к международным правовым нормам.[4]

К источникам национального и внутреннего права России, прямо или частично касающимся организации и осуществления транспортных и других сопряжённых с доставкой товаров операций, относят:[5]

■ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (1995 г.);

■ Федеральный закон “О валютном регулировании и валютной контроле” (1994 г.), в части о сдаче в аренду и продаже транспортных средств;

■ Федеральный закон “Об ипотеке” (1992 г.), в части о залоге транспортных средств;

■ отдельные нормы Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса.

В качестве норм национального права, относящихся к конкретным видам транспорта, можно отнести:

■ Кодекс торгового мореплавания РФ (1999 г.);

■ Устав внутреннего водного транспорта СССР (1954 г.);

■ Воздушный кодекс РФ (1997 г.);

■ Устав железных дорог (ТУЖД) (1998 г.);

■ Устав автомобильного транспорта РСФСР (1969 г.)

К основным подзаконным актам относятся:

■ Указ Президента РФ “О мерах по возрождению торгового флота России” (1992 г.);

■ Постановление Правительства РФ “О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском и внутреннем водном транспорте в РФ” (1993 г.);

■ Постановление Правительства РФ “О продаже морских судов за пределы России построенных на российских судоверфях” (1993 г.).

Правовая база осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом РФ. При выполнении перевозок грузов железные дороги вступают в определённые отношения с грузовладельцами. Эти отношения затрагивают большой круг вопросов, в частности право предприятий и организаций предъявлять груз к перевозке и обязанности дороги перевезти его, порядок возникновения и рассмотрения претензий и исков по перевозкам (если у грузовладельца есть основания к их предъявлению) и ряд других вопросов организационного, экономического и правового порядка. Эти взаимоотношения регламентируются определёнными нормами и положениями, едиными и обязательными как для дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами.

Основным документом, устанавливающим права обязанности, нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железных дорог, который вступил в силу в 1998 г. и имеет силу закона.

Помимо Устава важным документом для грузоотправителей и грузополучателей являются Правила перевозок грузов, в которых подробно регламентируются правила:

■ приёма груза к перевозке;

■ выдачи груза;

■ комбинирования вагонов и контейнеров;

■ заполнения накладной и комплекта перевозочных доцентов;

■ перевозок массовых грузов и составления маршрутных отправок;

■ взвешивания;

■ доставки грузов;

■ хранения грузов;

■ передачи и переадресовки грузов;

■ предъявления и рассмотрения претензий и другие.

Если речь идёт о внешнеторговых перевозках, то подобная информация содержится в Правилах перевозок экспортно-импортных грузов. Эти документы необходимы для организации и управления доставкой товаров железнодорожным транспортом.

Правовая база осуществления перевозок грузов морским транспортом РФ. Основным законодательным актом, регулирующим эксплуатационную, техническую, правовую, организационную и оперативную деятельность морского транспорта и, соответственно, организацию и осуществление морских перевозок грузов российским флотом, является Кодекс торгового мореплавания РФ (1999 г.).

Для пользователей услуг морского транспорта наибольший интерес составляют главы, касающиеся организации и планирования перевозок грузов, оформления договоров морской перевозки, оформления договоров фрахтования судов на время, оформления договоров морского страхования, вопросов пределов ответственности судовладельца, подачи претензий и исков. В указанных главах речь идёт о коммерческих и организационно-правовых аспектах деятельности морского транспорта России, взаимоотношениях клиентуры морского транспорта с перевозчиками, претензионной и исковой работы и так далее.

При организации и планировании морских перевозок внешнеторговых грузов следует опираться на положения нормативного документа Министерства транспорта РФ “Временное положение об оперативном месячном планировании перевозок экспортных грузов железнодорожным транспортом” (1992 г.). Данный документ регулирует отношения грузовладельцев с экспедиторскими и транспортными организациями по планированию не только железнодорожных, но и морских перевозок.

Важным с правовой точки зрения является Постановление Правительства РФ “О лицензировании перевозочной транспортно-экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском и внутреннем водном транспорте в Российской Федерации” (1993 г.). Дело в том, что многие новые судоходные компании России образовалась путём выкупа старого флота по остаточной стоимости. Подобные суда являются старыми, их возраст превышает 20 лет, регионы их плавания ограничены (фрахтуя какое-либо судно, грузоотправителю стоит поинтересоваться наличием лицензии на осуществление данной деятельности у судовладельца).

Правовая база осуществления перевозок грузов авиатранспортом РФ. Основным законом, регулирующим передвижение в воздушном пространстве России, является Воздушный кодекс РФ (1997 г.).

В Кодексе дано определение международной воздушной перевозки, под которой понимается всякая перевозка, осуществленная на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения независимо от того, имелись перегрузка или перерыв в перевозке, расположены на территории двух или более государств.

Правовая база осуществления перевозок грузов автотранспортом РФ.

При осуществлении автомобильных перевозок во внутреннем сообщении основным правоустанавливающим документом является Устав автомобильного транспорта. В настоящее время идёт подготовка к принятию Закона (Кодекса) об автомобильных перевозках.

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с международными соглашениями и конвенциями международного дорожного движения автотранспорта, упомянутыми выше.

Таможенный Кодекс является основным правовым документом, регулирующим перевозки внешнеэкономических грузов в РФ. Решение о необходимости перевозки товаров таможенным перевозчиком принимается таможенными органами. Таможенные перевозчики используются при смешанных перевозках по территории РФ, например, при схеме доставки “аэропорт страны экспортёра -► транзит через российский аэропорт -► доставка автотранспортом под таможенным контролем -►таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя” или при перевозках с одного таможенного склада на другой на территории РФ (внутритаможенный транзит).

Правила перевозки грузов таможенными перевозчиками на территории РФ закреплены:

- в “Правилах доставки товаров под таможенным контролем”, утверждённых в приказе ГТК РФ от 20.05.96 г. № 304 (с изменениями от 30.08.99 г., 23.03.01 г., 27.12.01 г., 2.04.02 г.);

- в приказе ГТК РФ № 156 от 20.03.96 г. “О свидетельствах о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем” (с изменениями от 30.10.01 г.);

- в приказе ГТК РФ № 426 от 19.0894 г. “Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)” (с изменениями от 7 и 26.12.01 г.).

Государственное регулирование и лицензирование является важным аспектом правового регулирования транспортной логистики. Например, государство может предоставлять государственные дотации на осуществление неприбыльных, но социально значимых перевозок, применять штрафные экономические санкций за нарушение условий функционирования субъекта на рынке транспортных услуг (обеспечение безопасности движения, выполнение экологических требований, обязательное страхование грузов и пассажиров и др.). Таким образом, путём государственного регулирования осуществляются попытки решения хозяйственных и социальных проблем: стабилизации экономической активности, стимулирования высоких темпов роста, обеспечения структурных сдвигов, ограничения роста цен, смягчения остроты социальных конфликтов и других.

Действие механизма лицензирования в общем виде можно описать следующим образом. Устанавливаются определённые границы допустимого отклонения от точки равновесия и в случае, когда избыток предложения превышает допустимые пределы, транспортная инспекция повышает стоимость лицензии на перевозочную деятельность в данном секторе рынка или ставит другие дополнительные условия для получения разрешения. В случае выходящего за допустимые границы избытка спроса по отношению к предложению стоимость лицензии уменьшается или предоставляются какие-либо льготы за работу в данном секторе (например, перевозчик может получить разрешение на работу в более выгодном секторе, куда ограничен или невозможен “вход” для новых перевозчиков). Если все эти меры оказались недостаточными, и отклонение от равновесия не только не уменьшилось, но и превысило предельное значение (вторую границу), то транспортной инспекцией принимаются ещё более жёсткие меры: прекращение выдачи лицензий (для первого случая), бесплатное лицензирование или какие-либо льготы (для второго случая).

Вывод: Осуществление мер по регулированию транспортного рынка невозможно без ясного представления о состоянии транспортного обслуживания в каждом из секторов рынка. Для этого необходимо представлять экономическую оценку видов транспортировки, в частности тарифную политику сбыта, знать реальную современную ситуацию и состояние рынка.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.