Упражнения, способствующие активизации и регуляции психологического состояния.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Точечный активизирующий массаж по методике «Шиацу».

 

Указательными пальцами нажимаем на указанные точки. (Нажим – считаем мысленно до трех и отпускаем). Давление осуществляется симметрично и одновременно с обеих сторон. Продвигаемся сверху вниз.

 

1. Бугорки на лбу.

2. Переносица.

3. Три пальчика на веки.

4. Ямочка на границе височной кости.

5. Кончик носа (пальцы в старообрядческом положении).

6. Реанимационная точка (находится в центре между кончиком носа и

верхней губы).

7. Правая рука на левой, на затылке (ритмичное нажатие).

8. Нижняя челюсть (Тремя пальцами, не затрагивая подбородка).

 

 

Рекомендация. При потере сознания, кем-либо, очень сильно нажать ногтем на реанимационную точку (6) или на мизинец левой руки в 2-3 мм под ногтем.

 

Активизирующий, стимулирующий массаж ушей.

 

1. Мочка уха массируется большим и указательным пальцем (растирание) и

оттягивается вниз.

 2 .Массаж всей ушной раковины (выполняется аналогично).

 3. Пальчиком вибрируем в ухе.

 4. Ладонь кладется на ухо противоположной стороны, другой рукой

быстро и ритмично постукиваем по ней (косточками кулачка). Это

позволяет помассировать внутренне ухо.

 5.Трясем всем телом кроме головы. В восточных танцах это называется

«трясучка» (Профилактика атеросклероза).

 

 5.Упражнение «Пресс».

Цели упражнения.

· Снятие психического напряжения.

· Нейтрализация негативной, конфликтной энергии, повышенной и

          неадекватной тревожности и агрессии.

 

Рекомендуется выполнять в самом начале возникновения отрицательного состояния. (Вовремя заметить нарастание психической напряженности – значит обеспечить самоконтроль).           

      

Ход упражнения.

Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который опускается сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции. Делаем глубокий вдох, ладони на уровне груди параллельно полу. Выдох делаем с напряжением через зубы, произнося звук «С», одновременно опуская руки вдоль туловища. Отдыхаем 5-10 секунд  и повторяем упражнение. (Количество повторов зависит от времени необходимого для успокоения)

Подведение итогов дня.

 

7. Прощание. (Текст – занятие №5 упражнение 6).

Домашнее задание. Использовать все практические знания и умения, полученные в ходе тренинга.

 

Занятие №7.

Цель определяет путь.

«Мы падаем сами, но нужна дружеская рука, чтобы поднять нас».

Цели.

· Создание атмосферы, способствующей максимальной эмоциональной включенности участников тренинга в проблематику.

· Диагностика видения перспектив, связанных с возвращением к здоровому образу жизни.

· Стимулирование личностного потенциала участников, являющегося опорой для разрешения сложных жизненных вопросов.

Ход занятия.

 1.Упражнение «Приветствие группе». «Я хочу вам сказать…». 

Цели упражнения.

· Диагностика отношения участников тренинга к перспективам

           возвращения к здоровому образу жизни.

· Рефлексия и выработка рекомендаций по преодолению зависимости

          от спиртного, с опорой на опыт и ресурс участников, приобретенный

          во время  тренинга.

Ход упражнения.

По кругу каждый участник продолжает фразу: «Я хочу вам сказать…». (Это может быть приветствие; «Я - сообщение» о своем физическом или душевном состоянии; пожелание или просьба, адресованная группе; а также, выражение озабоченности и т.д.)

Упражнение «Сказка про хорошего человека».

 

Ход упражнения.

Для выполнения данного упражнения объединяем участников в подгруппы (не более 3-х человек). Далее, зачитываем начало сказки. После чего, каждая подгруппа должна придумать и записать ее продолжение. Когда работа над сказкой будет завершена, представители каждой подгруппы зачитывают свой вариант. Затем, происходит обсуждение и анализ всех сюжетов. (Начало сказки см. в приложении №5).

При анализе обращаем внимание на следующие моменты:

 

· Какие получились сказки (волшебные, бытовые и т.д.) и каково

          их настроение (оптимистическое или пессимистическое).

· Основные сюжетные отличия.

· Роль главного персонажа в сюжетных перипетиях: активная или

          пассивная ( и т. д. ).

· Кто влиял на судьбу главного персонажа, и каков результат?

· Какая сказка больше всего понравилась и почему?

· Каков может быть исход подобной ситуации в жизни?

· Что может заставить человека отказаться от спиртного?

· Поставьте себя на место главного героя и поделитесь мыслями о

        том, что помогло бы лично вам, окажись, вы, в подобной

        ситуации.

Вопросы для обсуждения важно формулировать, опираясь на те сюжеты, которые предложены группой, т.к. при работе с различными группами появляются новые нюансы и акценты.

В заключительной части группа работает над рекомендациями по преодолению зависимости от алкоголя для тех, кто стремится изменить свою жизнь и для тех, кто будет в этом помогать.

 

Упражнение «Распутай меня».

Цели упражнения.

· Создание условий для проведения аналогий между телесным и психологическим.

· Использование образа для наиболее сильного эмоционального воздействия.

· Стимулирование осознания необходимости опоры на близких людей, готовых оказать помощь и поддержку.

· Акцентирование внимания на этапах борьбы с психологическими путами в одиночку.

Ход упражнения.

Предлагаем одному из членов группы поучаствовать в эксперименте. После того, как получено согласие человека, всех остальных приглашаем выступить в роли супервизоров (наблюдателей и сопереживающих). Далее тренеры запутывают человека веревкой так, чтобы он не смог распутаться. (По аналогии с теми, кто провоцируетлюдей на пьянство и крепко держит впоследствии).

  Ведущим желательно запоминать реплики человека и реплики членов группы, чтобы можно было вернуться к ним при анализе.  После этого предлагаем человеку самостоятельно распутаться, что практически невозможно. Процедура останавливается, как только прозвучат слова: «Сдаюсь» или «Распутайте меня».

Далее идет групповое обсуждение того, что происходило. Прежде всего, задаем вопросы испытуемому.

 

· Какие чувства испытывал человек на разных этапах процедуры, и какие мысли приходили ему в голову?

· Что почувствовал человек, когда понял, что не может самостоятельно распутаться?

· Что чувствовали, и что думали члены группы, наблюдавшие со

           стороны за действиями «запутанного»?

· Если кому-то из наблюдателей хотелось помочь человеку, то почему не сделали этого?

· Готов ли был  испытуемый   принять  помощь  и  на  каком   этапе?

· Что  почувствовал  человек,  когда  с  него  сняли  путы?

 

Подводя итоги, обращаем внимание на этапы «борьбы с путами».

 

Ι этап. Недооценка проблемы.

ΙΙ этап. Осознание и борьба.

ΙΙΙ этап. Признание невозможности решения проблемы в одиночку. Обращение за помощью.

 

Важно отметить, что каждый случай борьбы с алкоголизмом исключительно индивидуален, но есть и общие черты, характерные для определенных типов личностей и их внутренней замотивированности на достижение положительного результата.

 

· Цепочка волевого действия и принятия цели.

   В том случае, если выпадает из цепи хотя бы одно звено, результат равен нолю.

 Если говорить о типах реакций, то мы сталкиваемся с пассивными безвольными людьми, которые полностью отказываются от борьбы и смиряются с недугом; активными, но незамотивированными экстравертами, спивающимися с удовольствием и за компанию; напряженными и озлобившимися интровертами, которые не принимают жизнь вообще; интеллектуально и личностно незрелыми, неспособными осознать губительность спиртного, а также людьми, в жизни которых все предопределено и наследственностью, и образом жизни, исключающими нормальные условия для развития и т.д. 

 

4. Упражнение «Свеча» (заключительное)

 

Цели упражнения.

· Создание атмосферы доверия и открытости друг другу.

· Принятие помощи и поддержки.

· Осознание важности в нашей жизни близких людей, готовых протянуть руку помощи в трудной жизненной ситуации.

 

Ход упражнения.

Ведущий зажигает свечу и отдает ее одному из участников, после чего тот должен откровенно ответить на один вопрос, заданный любым человеком из круга. Далее свеча передается следующему, и так пока круг не замкнется. Рефлексия в данном случае не проводится.

 

5. Прощание с участниками тренинга (Текст  см. в  занятии  №5  упражнение 6).

 

         

 

Литература

 

 

1. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2005.

2. Жуков М.Н., Зеркалина Е.И. Меры предупреждения, средства и методы борьбы с наркоманией. – Ярославль, 2004.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М: АКАДЕМ ПРОЕКТ, 1999.

4. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия. – М: ЭКСМО, 2005.

5. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия ХОЛДИНГ, 2004.

6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. – М: CVSCK. 1993/

7. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М: ТЦСФЕРА, 1977.

8. Сборщикова К., Терентьева А., Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации. Социальная педагогика. – 2004 г. №2

9. Фридман Л.С., Флеминт Н.Ф. Наркология. – М: БИНОМ; СПб: НЕВСКИЙ ДИАЛЕКТ, 1998.

10. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. – СПб: СОВА, М: “RCVJ. 2002/

11. Шинкаренко А.Ф., Шинкаренко Н.Г. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб: РЕЧЬ, 2005.

 

 

Приложение №1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.