«В кривом зеркале».
Пояснительная записка.
Методическая разработка программы тренинговых занятий для взрослых направлена на профилактику алкогольной зависимости в семьях группы риска.
К данной группе мы относим семьи, в которых к употреблению алкоголя склонны один или оба родителя, находящиеся на ранней, т.е. обратимой, стадии зависимости от спиртного.
Группы могут быть сформированы из родителей, желающих восстановить гармоничные взаимоотношения с детьми – подростками, замеченными в употреблении алкоголя, и быть, своего рода психотерапевтами в собственной семье. Также, данная программа может быть использована и в работе с молодыми супругами, стремящимися противостоять негативным социальным и наследственным факторам, провоцирующим неблагополучие семьи. Практический блок рассчитан на 14 часов и состоит из 7 занятий по 2 часа каждое. Количество участников 10-14 человек.
Занятия рекомендуется проводить ежедневно в течение недели. Возможен вариант, когда группа встречается 2 раза в неделю, но в данном случае приходится жертвовать эмоциональным аспектом групповой динамики, которая при данных обстоятельствах «разбавляется» временем.
Корректировать это можно при помощи домашних заданий, которые являются своеобразными мостиками, ведущими к будущим встречам.
Программа базируется на четырех компонентах, обеспечивающих системное погружение в проблему: это информирование, раскрытие личностных ресурсов, когнитивное развитие и стимулирование рефлексивной деятельности. Тренинг имеет коррекционную и реабилитационную направленность и является частью системной работы специалистов центра по профилактике социального неблагополучия семьи.
Цели программы.
· Профилактика алкогольной зависимости взрослых членов семьи.
· Коррекция социальных и нравственных отклонений, свойственных
семьям, склонным к употреблению алкоголя.
· Повышение уровня ответственности родителей за благополучие детей и семьи в целом.
Задачи программы.
· Способствовать формированию мотивации участников тренинговых
занятий на совместное взаимодействие и на изменение
неконструктивного поведения.
· Информировать членов группы об особенностях развития алкогольной
зависимости и ее разрушительном воздействии на физическое и
психическое здоровье человека.
· Повышать психологическую компетентность родителей.
· Побуждать участников к осознанному и ответственному отношению к
собственной судьбе и судьбе близких людей.
· Способствовать раскрытию личностного потенциала членов группы и
выявлению зон психологической и социальной компенсации.
· Создавать условия для открытого и безопасного сотрудничества,
направленного на совместное решение проблемных вопросов в
контексте тренинговых занятий.
Методы, используемые в работе.
Беседа, дискуссия, мозговой штурм, элементы боди и арт-терапии, психогимнастика, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, психокоррекция и т.д.
Профилактическую работу по предлагаемой программе могут осуществлять учителя и социальные педагоги. В этом случае рекомендуется компоновать сценарии встреч из информационных блоков, дополняемых дискуссиями и упражнениями, исключающими глубокое личностное погружение и психологическую травматизацию участников тренинга.
Занятие 1.
Моя семья – мой мир.
«Члены семьи как фрагменты живописного полотна, и они должны дополнить друг друга так, чтобы картина обрела смысл».
Цели.
·
|
|
взаимодействие.
· Создание атмосферы доверия и открытости в группе.
· Информирование по теме и побуждение к рефлексии.
· Диагностика и самодиагностика.
Ход занятия.
1. Введение в тематику групповых занятий. Обоснование ее
актуальности и остроты. Постановка целей совместного взаимодействия.
2.Обсуждение основных принципов работы группы. Ведущие предлагают
ряд основных правил, которые помогут организовать процесс общения и
направить его по конструктивному руслу. Они должны легко запоминаться,
не вызывая при этом излишнего напряжения и сопротивления.
· Активность (участие всех членов группы в работе над проблемой высказывание собственной позиции по обсуждаемым вопросам).
· Честность и открытость (т.е. говорим о том, что происходит на самом деле; говорим о своих чувствах).
· Конфиденциальность (неразглашение информации о других).
· Табу на жесткую неконструктивную критику (предполагается, что члены группы не осуждают и не оспаривают мнение, не совпадающее с их позицией, а высказывают свою точку зрения).
Далее эти принципы обсуждаются, вносятся коррективы и дополнения. Главное, чтобы они послужили базисом для безопасного, открытого и результативного взаимодействия.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 288.