Жизнеспособность и стрессоустойчивость семьи».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагаем участникам тренинга разделиться на 2 группы для создания виртуальной семьи: 1 группа – жены; 2-я группа – мужья. Посоветовавшись, участники каждой группы ранжируют факторы (ценности) по значимости для них (не более 5 минут).

 Далее, ведущие на доске строят график совместимости ценностных установок мужа и жены, из которого становится очевидным, в чем супруги расходятся во взглядах и позициях и насколько глубоки разногласия между ними. (Приложение №4)

Это и есть показатель уровня жизнестойкости и жизнеспособности отдельно взятой семьи (в нашем случае виртуальной).

 Чем больше зона расхождения во взглядах, тем более конфликтна семья.

Упражнение «Один в поле не воин» или «Разрывание на части».

Цели упражнения.

· Осознание ответственности за психологическое и физическое    состояние близкого человека, являющегося опорой для всей семьи.

· Стимулирование чувств, направленных на оказание помощи близким людям и соучаствование в их жизни.

· Принятие на себя активной роли в решении бытовых проблем и создании благоприятного климата в семье.

 

Ход упражнения.

В центр круга входит один человек. По сигналу, люди стоящие вокруг начинают тянуть его каждый в свою сторону, обращаясь к нему с настойчивыми просьбами бытового или психологического характера. По истечении одной минуты ведущие останавливают процедуру и предлагают другому участнику войти в круг. Побывать в роли «разрываемого» на части могут все желающие. По окончании упражнения группа делает выводы.

 

При рефлексии с группой:

· Определяем цель упражнения.

· Делимся чувствами (что чувствовал, находясь в центре круга; что

           думал; что хотелось сказать и т.д.).

· Обсуждаем, каким образом можно облегчить участь «разрываемого на части» и как следует себя вести, чтобы не попасть в это положение.

· Обсуждаем психологические и психосоматические проблемы, в результате злоупотребления безотказностью и любовью.

 

Подводим итог занятия.

Занятие 5

Семья против алкоголя.

«Здоровый человек – не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет мудро решать их»

Цели.

· Отработка навыков защиты своего психологического «Я».

· Обучение приемам противостояния негативному внешнему влиянию и отстаиванию собственной позиции.

· Информирование и последующее обсуждение группой практических шагов, предупреждающих манипулирование со стороны пьющего члена семьи.

Ход занятия.

 

 1. Упражнение «Я - сообщение» (подробно см. занятие №2)

 2. Введение. «Я в мире и мир во мне».

- Социальная адаптация.

- Плюсы и минусы реакции группирования.

- Границы личности и сохранение своего психологического «Я». «Мы вместе, но «Я» - это «Я».

Резюме. «Вначале мы прилагаем огромные усилия, чтобы быть вместе со всеми, а потом изо всех сил стремимся сохранить самих себя».

Далее предлагаем для осмысления и обсуждения « молитву» Верджинии Сатир.

 

«Молитва В. Сатир» : «Я – это я, а ты – это ты. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Если нам случится найти друг друга – это прекрасно, если же нет, то этому нельзя помочь».

Комментарии ведущих.

Эта молитва произносится в тех случаях, когда мы стремимся освободиться от чужого влияния, направленного на подавление; когда хотим отпустить человека, который не разделяет наших ценностей и взглядов на жизнь; когда стремимся понять и принять индивидуальность и независимость личности другого; когда не остается ничего, кроме разрыва. Эту формулу используем только в ситуациях «Взрослый-Взрослый». У родителей перед детьми есть масса обязательств и долженствований. Они еще очень нуждаются в любви и заботе взрослых.

 

 4. Упражнение «Да! Но…»

 

Цели упражнения.

· Отстаивание своего права быть самим собой и сохранять самоуважение.

· Противостояние манипуляциям и вербальной агрессии без раздражения и злобы.

 

Ход упражнения.

Это упражнение предоставляет возможность каждому участнику освоить прием противостояния вербальной агрессии. Вначале рассматриваются и анализируются примеры того, как используется формула «Да, но…». Одним из ведущих произносится фраза – конфликтоген в адрес другого ведущего. «Ты сегодня отвратительно выглядишь». На что он(а) отвечает: «Да, ты, вероятно, прав(а), я не успел(а) как следует, привести себя в порядок, но зато, мне удалось сегодня прекрасно выспаться». То есть, в первой части человек, как бы, присоединяется к агрессивному выпаду, тем самым нивелирует его, а во второй части отстаивает свое право на принятие себя и на самоуважение.

Далее по кругу участники вбрасывают фразы конфликтогены и тут же предлагают варианты реагирования по формуле: «Да, но…». Ведущие

обращают внимание на наиболее удачные реплики – реакции.

 

При рефлексии обращаем внимание на следующие моменты:

· Что почувствовал человек, когда услышал в свой адрес неприятные слова?

· Изменилось ли состояние, когда удалось достойно парировать и не стать жертвой манипулирования.

· С какой целью люди говорят нам обидные слова, и каковы, зачастую, их истинные намерения?

· Как нужно высказывать критику в адрес другого человека, чтобы не ранить его? (На этом вопросе останавливаемся подробнее и предлагаем варианты конструктивной критики).

 

Резюме. Вполне возможно, что вам придется еще не раз отстаивать свое право быть… и быть самим собой, пока окружающие не поймут, что это всерьез и надолго. После чего - им останется принять это, как данность.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.