Цели упражнения.
· Побуждение участников к откровенному разговору.
· Диагностика.
· Знакомство членов группы.
Ι этап.
Представление группе.
Ведущие предлагают изобразить в виде символа, знака, рисунка свое
отношение к алкоголю. Каждый участник высказывает свое мнение,
рассказывает о своей семье и представляется по имени. В конце Ι этапа
предлагаем группе обобщить информацию, полученную друг от друга.
ΙΙ этап.
Далее задаем вопрос: «Изменится ли ваш взгляд на употребление алкоголя, если это коснется вашего сына или дочери? И почему?». После коллективного обсуждения подводим итог.
При рефлексии обращаем внимание на закономерности; двойственность и неоднозначность отношения к спиртному, особенно, если это касается собственных детей и т.д.
4.Информирование о родительском программировании и о сценариях жизни семьи, когда пример родителей, оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем самые правильные слова.
Базовым материалом является теория трансактного анализа (ТА) Э.Берна.
5.«Психологический климат в семье».
Предлагаем составить список качеств, характеризующий благоприятный психологический климат в семье. Далее предлагаем оценить собственную семью на соответствие этим качествам по 10-ти балльной шкале и подсчитать общую сумму. По окончании работы задаем вопрос группе: «Какова, на ваш взгляд, цель этого упражнения?»
При рефлексии обращаем внимание на те качества, которые оценены наиболее высоко – это ресурс семьи и те, которые оценены очень низко – это программа развития семьи на ближайшее время.
По окончании предлагаем высказаться участникам группы о том, какие мысли и чувства у них возникают в связи с теми результатами и качествами, которые они получили. (Можно говорить о качестве жизни семьи и каждого члена отдельно).
Домашнее задание. Каждый член семьи оценивает психологический климат по разработанным критериям и подводится общий итог. Что совпадает? Кто идеализирует семейную ситуацию? Кому из членов семьи не хватает со стороны близких, тех или иных эмоциональных проявлений.
Занятие №2.
В кривом зеркале.
«Пьют в компании, а гибнут в одиночку»
Цели.
· Погружение в проблему (информирование, дискуссионная и групповая работа).
· Повышение уровня психологической компетентности членов
группы.
· Побуждение к рефлексии, как средству самопознания и
саморазвития личности участников группы.
Ход занятия.
Краткий обзор того, что делали на предыдущем занятии.
Упражнение «Я - сообщение» или «Интроспекция».
Участникам предлагается закрыть глаза, максимально расслабить мышцы и прислушаться к своему состоянию, т.е, что чувствует мое тело (мое физическое «Я»); что чувствует душа (мое эмоциональное «Я»); что думаю (сознание); далее все по кругу делают «Я – сообщение»:
- мое физическое состояние;
- мое настроение;
- мои мысли.
Цели упражнения.
· Побуждение участников группы к анализу собственного состояния.
· Развивать способности слушать и слышать внутренние сигналы.
При рефлексии обращаем внимание на следующие моменты:
· Смог ли человек мышечно расслабиться, и какие именно, части тела были напряжены?
· Трудно ли было сосредоточиться и почувствовать свое состояние на каждом из уровней?
К каким последствиям приводит игнорирование сигналов нашего сложного «Я»? (Приложение №1)
Информируем о том, как взаимосвязаны тело и психика, и о чем свидетельствуют зажимы в той или иной области.
· Лицо – наше отношение к миру.
· В области глаз (переносица, веки) одиночество, сентиментальность, раздражительность.
· В области щек, затылка, плеч – неуверенность в себе, склонность к постоянным сомнениям, тревожности.
· Шея – подавление собственного мнения.
· В области гортани, глотки, брюшного пресса – неуверенность в себе.
· Плечи – реакция на внешнее давление, боязнь ответственности.
· Предплечье – боязнь оказаться хуже других.
· Верхняя часть спины – накопленный и неатреагированный гнев.
· Кисти рук – боязнь взаимодействовать с миром.
Цели информирования.
· Побуждать к восприятию себя как сложной психофизиологической системы, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.
· Задуматься о последствиях игнорирования основных базовых потребностей личности, в том числе и при воспитании собственных детей.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.