Упражнение «О моей семье и отношении к алкоголю».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цели упражнения.

· Побуждение участников к откровенному разговору.

· Диагностика.

· Знакомство членов группы.

Ι этап.

Представление группе.

Ведущие предлагают изобразить в виде символа, знака, рисунка свое

отношение к алкоголю. Каждый участник высказывает свое мнение,

рассказывает о своей семье и представляется по имени. В конце Ι этапа

предлагаем группе обобщить информацию, полученную друг от друга.

ΙΙ этап.

Далее задаем вопрос: «Изменится ли ваш взгляд на употребление алкоголя, если это коснется вашего сына или дочери? И почему?». После коллективного обсуждения подводим итог.

 

При рефлексии обращаем внимание на закономерности; двойственность и неоднозначность отношения к спиртному, особенно, если это касается собственных детей и т.д.

4.Информирование о родительском программировании и о сценариях жизни семьи, когда пример родителей, оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем самые правильные слова.

Базовым материалом является теория трансактного анализа (ТА) Э.Берна.

 

  5.«Психологический климат в семье».

Предлагаем составить список качеств, характеризующий благоприятный психологический климат в семье. Далее предлагаем оценить собственную семью на соответствие этим качествам по 10-ти балльной шкале и подсчитать общую сумму. По окончании работы задаем вопрос группе: «Какова, на ваш взгляд, цель этого упражнения?»

 

При рефлексии обращаем внимание на те качества, которые оценены наиболее высоко – это ресурс семьи и те, которые оценены очень низко – это программа развития семьи на ближайшее время.

По окончании предлагаем высказаться участникам группы о том, какие мысли и чувства у них возникают в связи с теми результатами и качествами, которые они получили. (Можно говорить о качестве жизни семьи и каждого члена отдельно).

 

Домашнее задание. Каждый член семьи оценивает психологический климат по разработанным критериям и подводится общий итог. Что совпадает? Кто идеализирует семейную ситуацию? Кому из членов семьи не хватает со стороны близких, тех или иных эмоциональных проявлений.

 

 

Занятие №2.

В кривом зеркале.

«Пьют в компании, а гибнут в одиночку»

Цели.

· Погружение в проблему (информирование, дискуссионная и групповая работа).

· Повышение уровня психологической компетентности членов

      группы.

· Побуждение к рефлексии, как средству самопознания и

     саморазвития личности участников группы.

                                                   Ход занятия.

Краткий обзор того, что делали на предыдущем занятии.

Упражнение «Я - сообщение» или «Интроспекция».

Участникам предлагается закрыть глаза, максимально расслабить мышцы и прислушаться к своему состоянию, т.е, что чувствует мое тело (мое физическое «Я»); что чувствует душа (мое эмоциональное «Я»); что думаю (сознание); далее все по кругу делают «Я – сообщение»:

 - мое физическое состояние;

 - мое настроение;

 - мои мысли.

 

Цели упражнения.

· Побуждение участников группы к анализу собственного состояния.

· Развивать способности  слушать и слышать внутренние сигналы.

 

При рефлексии обращаем внимание на следующие моменты:

· Смог ли человек мышечно расслабиться, и какие именно, части тела были напряжены?

· Трудно ли было сосредоточиться и почувствовать свое состояние на каждом из уровней?

К каким последствиям приводит игнорирование сигналов нашего сложного «Я»? (Приложение №1)

Информируем о том, как взаимосвязаны тело и психика, и о чем свидетельствуют зажимы в той или иной области.

 

· Лицо – наше отношение к миру.

· В области глаз (переносица, веки) одиночество, сентиментальность, раздражительность.

· В области щек, затылка, плеч – неуверенность в себе, склонность к постоянным сомнениям, тревожности.

· Шея – подавление собственного мнения.

· В области гортани, глотки, брюшного пресса – неуверенность в себе.

· Плечи – реакция на внешнее давление, боязнь ответственности.

· Предплечье – боязнь оказаться хуже других.

· Верхняя часть спины – накопленный и неатреагированный гнев.

· Кисти рук – боязнь взаимодействовать с миром.

 

Цели информирования.

· Побуждать к восприятию себя как сложной психофизиологической системы, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.

· Задуматься о последствиях игнорирования основных базовых потребностей личности, в том числе и при воспитании собственных детей.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.