Гусева М.И., педагог-психолог
МУ Рыбинский центр «Наставник»
Целью работы круглого стола (КС) является подготовка подростков к жизни в семье.
При этом решаются следующие задачи:
· Выявление и разрешение проблем подростка, связанных с жизнью в родительской семье;
· Создание у детей социально-приемлемых моделей своих будущих семей;
· Формирование эмоциональной устойчивости к конфликтным и проблемным ситуациям;
· Выработка навыков конструктивного межличностного общения;
· Овладение социально-одобряемыми формами выражения эмоций, чувств, переживаний, мыслей;
· Развитие эмпатии, воспитание открытости и умения доверять окружающим.
Участниками круглого стола являются дети в возрасте 9 – 14 лет, воспитатели, педагоги и психолог.
Продолжительность работы – 60 минут.
Форма контроля – протокол проведения круглого стола.
Периодичность - 1 раз в месяц.
Структура проведения:
1. Вводная часть предполагает вступительное слово ведущего с сообщением темы, цели, задач и плана проведения Круглого стола.
2. Основная часть открывается освещением теоретических аспектов по выбранной проблеме. Затем организуется дискуссия между участниками Круглого стола. Ведущий задает вопросы по теме, направляет ответы детей в нужное русло, обращая их внимание на интересные высказывания и идеи. Кроме этого, он побуждает участников к активному и откровенному разговору, отслеживает эмоциональное состояние воспитанников и соблюдение ими этических норм взаимодействия. Одним из вариантов работы над проблемой может быть проигрывание сценок из жизни детей, знакомых или вымышленных персонажей. Затем подростки высказывают свое мнение и отношение к увиденному, вспоминают подобные случаи, самостоятельно ищут пути выхода из сложившейся ситуации. После комментариев специалистов ведущий предлагает детям показать ту же сценку, но с положительной направленностью и исправлением выявленных ошибок. После этого вновь идет обсуждение, в процессе которого подростки определяются, какие модели поведения они готовы применять в ситуациях внутрисемейного взаимодействия.
3. Заключительная часть включает в себя рефлексию подростков, выводы, сделанные ими в процессе работы Круглого стола, обобщения специалистов и подведение итогов ведущим. Работа Круглого стола завершается раздачей воспитанникам памяток с краткими рекомендациями по выстраиванию конструктивного взаимодействия между членами семьи.
Примерная тематика Круглых столов:
«История и планирование семьи»
«Развод: дела семейные»
«Пьянство и алкоголизм в семье»
«Жестокое обращение в семье»
«Смешанные семьи»
Дети активно участвуют в данном мероприятии. Темы для них интересные, актуальные. Дети проявляют инициативу в обсуждении семейных ситуаций, охотно рассказывают примеры из жизни. Они заинтересованы в решении внутрисемейных проблем. Родители их, как правило, не участвуют в данном мероприятии, и изменить их взгляды на семейные ценности и тем более их образ жизни достаточно сложно. Но наши воспитанники вырастут, и будут создавать свои собственные семьи. И от того, какой опыт семейной жизни, какие знания и умения решений семейных проблем они получили в детстве, будет зависеть благополучие их будущей семьи, гармония внутрисемейных отношений.
Круглый стол “Пьянство и алкоголизм в семье”
Мухин В.Д., Малярчикова Е.А.,
воспитатели
МУ Рыбинский центр «Наставник»
Сегодня мы поговорим о проблеме пьянства и алкоголизма, об их разрушительной роли в жизни отдельного человека и его семьи.
В нашей стране, к сожалению, сильно распространены такие негативные явления, как пьянство и алкоголизм.
- Знаете ли вы в чем различие этих понятий?
-Что наиболее опасно?
-Может ли пьяница стать алкоголиком?
Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое грозит здоровью человека и его полноценному общению с родственниками и окружающими. Алкоголизм – это болезнь, которую необходимо лечить.
По данным многочисленных выборочных опросов, спиртные напитки в 8 классе употребляли примерно 75%, в 9 – 80%, в 10-11 классах- 95% мальчиков. Чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.
Первое знакомство с алкоголем у подростков относится преимущественно к возрасту 13- 15 лет, а у «трудных» подростков к 9-11 годам.
- Как вы думаете, в какой семье у ребенка больше риск заболеть алкогольной зависимостью?
-Почему дети и подростки пробуют алкоголь?
-Пили ли вы сами, какие ощущения, в какой ситуации, понравилось вам или нет?
- Кто вам предложил или предлагали вы?
-Как вы считаете, какой вред приносит алкоголь?
Ранний алкоголизм формируется примерно у каждого четвертого, и это происходит в самые ранние сроки – от 1 месяца до года от начала систематического употребления алкоголя. Первые признаки могут быть незаметными. Считается, что если подросток в течение последних 6-8 месяцев 2-3 раза в неделю употребляет опьяняющие дозы алкогольных напитков, то это уже может служить признаком алкоголизма.
- Вспомните, может среди ваших знакомых есть ребята с такими признаками?
- Можно ли им помочь?
-Чем вы могли бы помочь? Есть ли у вас желание помогать?
-Подумайте, нужна ли вам такая помощь? (можно не отвечать)
-Трудно ли отказаться от предложенного спиртного?
Пьянство – один из врагов семейного благополучия. Во многом оно является основной причиной распада семьи. Даже если пьянство не приводит к расторжению брака, оно является источником морального напряжения в семье, материальных трудностей. Пьющий супруг не пользуется уважением в семье, особенно у детей-подростков, потому что он деградирует как личность. Пьянство нарушает нормальный ритм семейной жизни, дезорганизует быт и выполнение брачно-семейных функций.
- Какие отношения складываются у родителей, если один из них пьет?
- Как относятся к пьющему в семье?
- Как окружающие, соседи относятся к семье пьяницы? Кого винят за пьянство в семье?
- Как относятся к детям пьющих родителей?
- Влияет ли опыт пьющих родителей на будущую семейную жизнь их детей?
Приложение №1
АНКЕТА
____________________________________________________
(Ф.И. возраст)
1. Я думаю, что:
а) это нормально, если мой сверстник пьет спиртные напитки;
б) моим сверстникам лучше обходиться без алкоголя;
в) мне все равно.
2. Пить или не пить?
а) вред не велик, можно пить;
б) вред велик, нельзя пить;
в) не знаю.
3. Можно ли алкоголем отравиться и умереть?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Как влияет алкоголь на отношения в семье?
а) укрепляет;
б) разрушает;
в) не знаю.
5. Самым полезным для меня было узнать, что____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Мне не понравилось________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На месте ведущего я________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Мне понравилось___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2
Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.