Особенности учета рабочего времени на транспорте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается положением «О рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с организацией движения поездов и обслуживанием пассажиров».

На железнодорожном транспорте применяются ежедневный, суммированный и потурный виды учета рабочего времени. Существует также еженедельный учет рабочего времени, который не нашел применения на железнодорожном транспорте. Вид учета зависит от типа рабочих недель и распределения рабочего времени по дням недели.

Особенностью ежедневного учета является одинаковая продолжительность рабочего дня в течение каждой недели, месяца и любого другого периода, совпадающая с продолжительностью рабочего дня, установленной для той или иной категории работников законодательством.

Еженедельный учет рабочего времени применяется в том случае, когда установленная законом недельная норма рабочего времени реализуется в рамках каждой недели полностью, но продолжительность смен больше, чем продолжительность рабочего дня.

Суммированный учет рабочего времени с учетом периодов (месяц, квартал, тура) может вводиться для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная ежедневная продолжительность рабочего времени. При этом норма рабочих часов определяется умножением числа рабочих дней в учетном периоде по календарю данного года на продолжительность рабочего дня, определенного для шестидневной рабочей недели с учетом сокращения рабочего времени в предпраздничные дни. График сменности должен быть объявлен работникам не позднее, чем за три дня до начала его действия.

Суммированный учет рабочего времени на железнодорожном транспорте применяется для сменных работников станций, вокзалов, пунктов технического обслуживания, осмотра и экипировки локомотивов и вагонов, оперативно-распорядительного аппарата в отделениях и управлении железных дорог, непосредственно связанных с движением поездов, погрузочно-разгрузочными работами, обслуживанием пассажиров, непрерывно действующих агрегатов (например, электростанций, котельных), а также для работников локомотивных и поездных бригад и некоторых других категорий работников.

На железнодорожном транспорте широкое распространение получил суммированный учет рабочего времени с длительностью установленного периода один месяц (квартал). Он применяется при работах, выполняемых круглосуточно, как в рабочие, так и в нерабочие дни недели. При суммированном учете рабочего времени в соответствии с действующим положением пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за часы, пропущенные по графику сменности. В связи с этим квартальный учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности на весь квартал. Право ввода суммированного учета рабочего времени и установления длительности учетного периода предоставлено нанимателю по согласованию с профсоюзным органом.

При суммированном учете рабочего времени часами сверхурочной работы считаются часы работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период. При суммарно-помесячном (квартальном) учете время сверхурочной работы определяется как разность между фактически отработанным количеством рабочих часов в учитываемом календарном периоде и нормой рабочих часов за этот же период. При этом для работающих на транспорте, где невозможно по условиям производства прекращение работы в нерабочие (выходные и праздничные) дни, время работы по графику, приходящееся на выходные и праздничные дни, в сверхурочные часы работы не включается.

Потурный учет рабочего времени используется для работников, постоянная работа которых протекает в пути (поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных поездов и секций, служебных и багажных вагонов и пр.), при общей продолжительности поездки в оба конца трое и более суток. Данный вид учета рабочего времени вводится в целях равномерной загрузки этих работников и нормального чередования поездок и домашнего отдыха. Турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после отдыха в пункте постоянной работы. Тура включает в себя время работы и отдыха после поездки. Домашний отдых после поездки включает в себя время отдыха за рабочие часы, время еженедельного отдыха и время сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни.

В рабочее время локомотивных и поездных бригад включается время приема и сдачи локомотивов, поездов, секций и вагонов, а также время на подготовку в рейс. Нормы времени на указанные операции и другие элементы подготовительно-заключительного времени устанавливаются нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

При потурном учете рабочего времени сверхурочные часы работы могут быть только в случае досрочного вызова работника с отдыха, предоставленного за предыдущую поездку. Их количество определяется вычитанием нормы рабочих часов по календарю из общего количества отработанных часов за рассматриваемый учетный период.

Сверхурочные работы могут выполняться лишь с разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа организации, которое должно быть получено до начала выполнения работ. В экстренных случаях (стихийное бедствие, авария, крушение, неявка сменщика и др.), когда невозможно получить предварительное разрешение, сверхурочные работы применяются с последующим уведомлением профсоюзного органа.

Для сменных работников, занятых на круглосуточных работах, непрерывная продолжительность работы может быть увеличена, но не свыше 12 часов. При этом работа с продолжительностью смены, превышающей установленную, не должна допускаться более двух календарных дней подряд, за исключением работников, постоянная работа которых протекает в пути. Для ликвидации графиковой переработки у сменных работников рекомендуется, если это целесообразно по условиям производства, предоставлять регламентированные перерывы для отдыха и питания, а если это невозможно, компенсировать графиковые переработки дополнительными днями отдыха в течение учетного периода за счет подменных работников.

Для некоторых профессий рабочих и должностей служащих допускается организация дежурств: на дому на случай вызова на работу без права отлучаться из дома, при этом за один час дежурства учитывается 0,25 ч нормального рабочего времени; в специально оборудованной на объекте комнате, в вагоне в купе проводника с правом отдыха, при этом за один час дежурства учитывается 0,75 ч нормального рабочего времени. Для работников, несущих дежурства с правом отдыха, вводится суммированный учет рабочего времени.

Для некоторых профессий рабочих и должностей служащих допускается разделение рабочего дня на части. Такой режим рабочего времени может применяться для работников, работа которых по своему характеру не может выполняться непрерывно, но допускает определение заранее количества и длительности перерывов. При этом может быть установлен один перерыв длительностью свыше двух часов, либо два перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, продолжительностью не менее одного часа каждый. Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрерывного отдыха между сменами должно быть не менее 12 часов. Раздробленный рабочий день широко применяется для билетных кассиров и некоторых других категорий работников малодеятельных станций.

В рабочее время не засчитывается время проезда работника от места жительства к месту постоянной работы и обратно, так как при заключении трудового договора или контракта с работником место его постоянной работы обусловливается вне зависимости от места жительства. В отдельных случаях время начала и окончания работы может устанавливаться вне места постоянной работы (постоянного пункта сбора), тогда при определенных условиях время следования от постоянного пункта сбора до места работы и обратно включается в рабочее время.

Для сменных работников и работников с разделенным на части рабочим днем время начала и окончания работы определяется графиком сменности, которым определяется число рабочих смен, их продолжительность, количество выходных дней и порядок их предоставления. Обязательным требованием является соблюдение установленной законом общей продолжительности рабочего времени.

На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Наниматель должен принять все зависящие от него меры для быстрейшей смены работника. Порядок вызова в этом случае другого работника на работу определяется правилами внутреннего трудового распорядка. При этом сокращенный отдых должен быть не менее 12 ч, и не допускается работа более двух ночей подряд.

Вызов работника на работу независимо от продолжительности отдыха, использованного за предшествующую работу, допускается в случаях стихийных бедствий, пожаров, крушений, аварий.

На многих направлениях железных дорог имеется значительная непарность в движении поездов, что вызывает необходимость следования локомотивных бригад и лиц, сопровождающих грузы, пассажирами в месте приема поезда или локомотива и возвращения их обратно к месту постоянной работы после сдачи поезда или локомотива. Время нахождения работников локомотивных бригад в распоряжении нанимателя от момента явки в депо до отправления с поездом к месту, назначенному для приема локомотива или поезда, а также время от момента сдачи локомотива или поезда до отправления с поездом к месту постоянной работы также считается рабочим временем. При наличии в пункте оборота комнат отдыха бригады до подхода поезда следует направлять туда для отдыха и учитывать это время как нормальный отдых. В связи с тем, что время следования, возвращения и ожидания поезда при следовании пассажирами в продолжительность непрерывной работы не включается, допускается дальнейшая работа бригад по прибытии в пункт приема локомотива или поезда без предоставления отдыха, с непрерывной продолжительностью, установленной для данного тягового плеча и рода поезда.

Локомотивные бригады работают в условиях шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, поэтому продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад составляет, как правило, не свыше 7 ч. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад свыше 7 часов, но не более 12 часов, в том числе при организации движения поездов по вариантным графикам, устанавливается Начальником Белорусской железной дороги по согласованию с профсоюзом. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов должна быть не более 10 часов. Суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов при работе с ночным отдыхом в пункте оборота, а непрерывная работа после отдыха – 6 часов. На практике нередко расчетная продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад составляет 5–6 ч, а фактическая длительность поездки – 6,5–7 ч. Несмотря на то, что при таком расчете допущено превышение установленных нормативов как нарушение режима работы, эти случаи не учитываются, поскольку не превышена установленная законом продолжительность ежедневной работы.

Для поездных диспетчеров,  дежурных по железнодорожным станциям и станционным постам централизации, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, должен применяться пятидневный график дежурства с 12-часовой продолжительностью смены с предоставлением отдыха после дневного и ночного дежурств продолжительностью 48 часов с соблюдением месячной или квартальной нормы рабочего времени. Допускается с согласия работников применение четырехсменного графика с 12-часовой продолжительностью смены с предоставлением отсроченного отдыха равномерно в течение учетного периода.

Продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна быть не более 12 ч, а максимальная продолжительность работы в рабочие сутки не более 15 ч. Отдых в рейсе должен быть не менее половины времени предшествующей работы. Также должно быть обеспечено нахождение проводника в ночное время следования поезда в каждом вагоне. При обслуживании вагона двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику включается половина времени с момента приемки вагона и до конца его сдачи после поездки. Кроме обслуживания вагона двумя проводниками, широкое применение получили дифференцированные нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками в зависимости от категории поезда, времени нахождения поезда в пути следования и типа обслуживаемого вагона. Эти нормы во многом определяют порядок учета рабочего времени проводниками вагонов. Конкретные нормы времени на подготовку в рейс поездных бригад устанавливаются на основе типовых нормативов времени. Рабочее время за поездку проводником вагонов учитывается по фактическим затратам на основе утвержденного регламента работы на данный поезд.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 359.