Государственное регулирование занятости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все мероприятия в области политики занятости группируются по двум направлениям: пассивная и активная политика занятости. Пассивная политика занятости включает в основном:

1) субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование);

2) оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию;

3) социальную защиту, классическим примером которой является выплата пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного уровня заработной платы.

В рамках активной политики занятости приоритетными направлениями являются: содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и переподготовка, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости.

Главная цель временной занятости – помочь человеку в период поиска постоянной работы, когда он получает пособие, не утратить психологические способности, склонности к труду.

Общественные работы не должны создавать конкуренции обычным рабочим местам. Иными словами, если можно трудоустроить человека без поддержки государства на определенное рабочее место, то оно не является общественным. Это могут быть рабочие места, длительное время не занятые в организации или создаваемые с целью благоустройства территории города, оказания помощи строительным организациям, помощи в уборке урожая, заготовке дикорастущих ягод, в лесозаготовительных и погрузочно-разгрузочных работах, а также в сфере услуг населению (больным, престарелым и т. д.).

Приоритетными направлениями государственной политики занятости в отношении граждан, потерявших работу, должны стать:

·  опережающее переобучение и переподготовка;

·  увеличение масштабов общественных работ и временной занятости;

·  профессиональная ориентация и психологическая подготовка.

Таким образом, безработица является одной из главных социально-экономических проблем рыночного общества. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению организаций-банкротов. Однако с социальной точки зрения безработица является негативным явлением, поскольку ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности.

Пример расчета показателей трудовых ресурсов

Исходные данные: показатели численности, состава и движения населения, трудовых ресурсов региона приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1Изменение численности трудовых ресурсов за год

 

Показатель Значение, тыс. человек
Численность населения на начало года 500,00
Число новорожденных 25,00
Число умерших 50,00
Число прибывшего населения 25,00
В том числе в трудоспособном возрасте 15,00
Число убывшего населения 20,00
В том числе в трудоспособном возрасте 15,00
Население в трудоспособном возрасте на начало года 350,00
Нетрудоспособное население 45,00
Работающие пенсионеры и подростки 18,00
Число умерших в трудоспособном возрасте 42,00
Число вступивших в трудоспособный возраст 64,00
Число вышедших из трудоспособного возраста 7,00
Учащиеся и студенты 24,00
Военнослужащие срочной службы 7,00
Официально зарегистрированные безработные 17,50
Незарегистрированные безработные, ищущие работу 7,00
Прекратившие поиск работы 3,50

 

Требуется:

1 Определить показатели трудовых ресурсов за текущий год:

а) среднюю численность населения;

б) общий коэффициент рождаемости и смертности;

в) естественный прирост (убыль) населения и его коэффициент;

г) механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год и коэффициент механического прироста;

д) общий прирост населения и его коэффициент.

2 Спрогнозировать численность населения на пять лет и построить график перспективной численности трудовых ресурсов.

3 Определить показатели занятости трудового населения:

а) фактический уровень безработицы;

б) уровень официально зарегистрированной безработицы;

в) уровень занятости экономически активного населения;

г) уровень занятости трудовых ресурсов.

 

Произведем расчет показателей движения населения и трудовых ресурсов. Для этого сначала определим численность населения на конец года и среднюю численность населения. Количество жителей на конец отчетного года равно сумме численности населения на начало года, новорожденных и прибывших в регион жителей за вычетом числа умерших и выбывших из данного региона:

 

 тыс. человек.

 

Тогда средняя численность населения

 

 тыс. человек.

 

Результаты расчета сведем в таблицу 1.2.

Таблица 1.2Результаты расчета показателей динамики населения

Показатель

Формула

Значение

Коэффициент рождаемости, ‰

(1.2)

Коэффициент смертности, ‰

(1.3)

Естественная убыль населения, тыс. человек

(1.4)

Коэффициент естественной убыли населения, ‰ (1.5)

Миграционный прирост населения, тыс. человек

(1.6)

Коэффициент механического прироста, ‰

(1.7)

Общий прирост населения за год, тыс. человек

(1.8)

Коэффициент общего прироста, ‰

(1.9)

 

Таким образом, в регионе наблюдается убыль населения за счет высокой смертности (в два раза превышает рождаемость). Миграционный прирост положительный (5 тыс. человек в год), однако он не перекрывает смертность в регионе.

Произведем расчет перспективной численности населения в данном регионе. Допустим, что изменение численности населения имеет прямую зависимость. Тогда численность населения на начало первого года (исходные данные в таблице 1.1 приведены на нулевой год) будет равна численности населения на конец нулевого года. Произведем расчет по формуле (1.10):

тыс. человек.

Результаты расчета численности населения приведены в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3Расчет перспективной численности населения

 

Период, годы 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Численность населения, тыс. человек 479,6 460,02 441,25 423,24 405,97

 

Построим график прогнозной численности населения (рисунок 1.4).

 

 


Рисунок 1.4 – Прогноз численности населения на пять лет

 

Как видно из графика, численность населения в регионе снижается в среднем на 20 тыс. человек в год. Изменить ситуацию можно либо снижением коэффициента естественной убыли населения, либо повышением коэффициента механического прироста (за счет создания в регионе благоприятных экономических условий для привлечения в регион рабочей силы).

Определим показатели трудовых ресурсов. Расчеты производятся по формулам (1.11)–(1.16), а результаты приведены в таблице 1.4.

Таблица 1.4Результаты расчета показателей трудовых ресурсов

Показатель

Формула

Значение

Численность трудовых ресурсов,

тыс. человек

(1.11)

Естественный прирост, тыс. человек

(1.13)

Миграционный прирост, тыс. человек

(1.6)

Общий прирост за год, тыс. человек

(1.8)

Окончание таблицы 1.4.

Показатель

Формула

Значение

Экономически активное население, тыс. человек:

(1.14)

занятое

 

незанятое

 

Уровень занятости экономически активного населения, %

(1.15)

Уровень занятости трудовых ресурсов, %

(1.15)

Фактический уровень безработицы, %

(1.16)

Уровень официальной безработицы, %

(1.17)

 

Контрольные вопросы

 

1  Показатели численности населения.

2  Показатели трудовых ресурсов региона.

3  Понятие занятости населения. Виды занятости.

4  Понятие экономически активного населения.

5  Понятие безработицы. Причины возникновения.

6  Государственная политика в области регулирования занятости населения. Активная и пассивная политика.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 281.